Раздача населенных имений
ВЕкатерининскую эпоху вельможа без богатой дворни или нескольких тысяч душ крестьян почти был немыслим. Сама императрица покровительствовала таким барским привычкам, щедро раздавая вельможам населенные имения. И встретить среди толпы царедворцев того времени лиц, которые бы не имели крестьян или от них отказывались, было исключительным явлением...
Всего роздано крестьян Екатериной 11 с 1762 года по 1796 год около 800 000, обоего пола около 2 000 000. Случайные люди получили более четверти того, что было роздано во все царствование Екатерины II...
Цены на людей в Екатерининское время были различны: при продаже с землей душа ценилась от 70 до 120 руб. в начале царствования и до 200 руб. в конце его. При продаже без земли люди ценились весьма дешево, так, в 1773 году одна мешовская помещица продала души по 6 рублей за штуку. За рекрута вначале царствования платили по 120 рублей, в конце — 400 и даже 700 рублей.
Крепостных людей продавали публично на базарах и ярмарках. Текели, бывший в России в 1778 году, видел в Туле, на площади, до сорока девиц, стоявших толпою: на вопрос проводника, что они здесь делают, был ответ, что продаются.
ПРОДАЖА КРЕПОСТНЫХ
Одним из главных центров этой торговли была Урюпинская ярмарка, на которой парней и девушек покупали преимущественно армяне для сбыта в Турцию.
В старинных ведомостях то и дело встречаются публикации о продаже людей, так: «Продаются 20-ти лет человек, парикмахер, и лучшей породы корова» или «Лучшие моськи продаются и семья людей, за сходную цену». Крепостных не только продавали, но и проигрывали, давали ими взятки, платили ими врачам за лечение и проч.
В 1850-х годах в Москве необученная горничная стоила 50 руб., а умеющая шить и проч. 80 руб. Дорого ценились в Екатерининские времена музыканты и разные артисты. Так, например, Потемкин заплатил Разумовскому за его оркестр 40 000 руб., одна крепостная актриса была продана за 5000 руб. Вигель описывает одного владельца крепостных артистов: «его повара, его лакеи, конюхи делались, в случае надобности, музыкантами, столярами, сапожниками и т.д.; его горничные и служанки — актрисами, золотошвейками и т.д.». Они в одно и то же время — его наложницы, кормилицы и няньки детей, рожденных ими от барина...
В начале царствования Екатерины II оброк с крестьян доходил от одного рубля до трех. В конце же царствования — от 5 до 25 с души, но одной де-
нежной платой часто помещики и не ограничивались, а заставляли своих крестьян платить натурой. Из официальных сведений 1766 года видно, что у самых добрых помещиков крестьяне работали на барина три дня в неделю.
НИЩИЕ НА РУСИ
Православная церковь искони была попечительницей и кормилицей нищих, убогих и калек, которых она, как видно из церковных судов великого князя Владимира, начисляла к церковным людям; священные притворы и паперти церквей служили для них надежным пристанищем и убежищем: к их оградам примыкали скудные их избушки, клети и кельи.
В XVII веке нищие в Москве делились на соборных, монастырских, патриарших, гуляющих и богаделенных. Последние жили при устроенных при церквях богадельнях; первый устроитель таких общежитий был патриарх Иоаким. Царь Федор Алексеевич особенно умножил такие благотворительные дома. Велел нищих кормить и содержать на иждивении патриаршего дома и на этот предмет общественного призрения указано было собирать в патриарший дом по три алтына с церквей митрополичьих, архиепископских и епископских. Такие пошлины сбирали чиновники святительского двора: десятинники, неделыпики и наместники.
Петр Великий в 1701 году учредил тоже до шестидесяти нищенских богаделен при московских церквях для помещения в них самых старых, дряхлых, больных и увечных, при которых назначено было воспитывать и малолетних до 10-ти лет.
До половины XVIII-го столетия нищие жили при церквах, большею частью «под кровом бревенным», т.е. в скудных избушках. Императрица Елизавета в 1748 году указала строить при церквах вместо деревянных богаделен каменные, с крепкими каменными сводами, длиною в жилье 5 саженей, а шириною 3 сажени 3 аршина. Первым примером в делах милосердия были нищелюбивые цари и пастыри. Отправляясь, например, на богомолье или в путь, цари и патриархи во всю дорогу раздавали ручную милостыню нищей братии, которая ожидала их на перекрестках, мостах, у городских ворот, на крыльцах у церквей и монастырей.
В старину не было той улицы, где бы не было сотни нищих, а в церквях и рядах от них не было прохода. Были нищие, которые просили по привычке из ремесла; от подаяния они только богатели.
По старинным рассказам, тогдашние ростовщики все прежде были нищими; они вначале собирали себе с миру по нитке, да шили себе рубашки; но после тот же мир не расплачивался с ними и кафтанами. Эти же нищие держали у себя размен мелкой монеты и получали почти всегда на промен вдвое и втрое сбора денег против вынесенного ими на сутки. Вот откуда берут начало наши меняльные лавки и биржевая звонкая валюта.
БОЯРЕ И БЛИЖНИЕ ЛЮДИ
При царском дворе были царевичи касимовские и сибирские, крещеные в христианскую веру. Честью они были выше бояр, но в думе не сидели, служба их была: когда в праздник царь идет в церковь, они ведут его под руки и каждый день последние обязаны были быть у царя на поклонении; получали они от царя ежемесячно денежный корм; дети и внуки этих царевичей назывались тоже царевичами.
По взятии в плен семейства сибирского царя Кучума все семейство последнего содержалось в Посольском подворье в Китай-городе. Только одни потомки удельных князей назывались князьми. Котошихин говорит: «Царь московский не может никого пожаловать вновь князем, потому что не обычай тому есть и не повелось. Также не бывает и графов и вольных господ».
При пожаловании в дворяне не давали ни грамот на дворянство, ни гербов. Давались только грамоты на поместья и вотчины. Все чины обязаны были ежедневно съезжаться к царскому дворцу. Бояре, окольничие, думные и ближние люди приезжали каждый день рано утром к царю ударить челом. Государь с ними разговаривал, слушая дела, они стояли перед царем, а уставши выходили сидеть на двор. Приезжали они к царю и после обеда, к вечерне. Они собирались все наверху, в передней палате, и ждали царского выхода из покоя.
Ближние же бояре входили прямо к царю в палату. Стольники, стряпчие, жильцы, московские дворяне, полковники, головы не входили в палату, оставались на крыльце пред палатами непокоевыми, другие же чины не имели права доходить и до этого места, оставались на площади, ожидая приказаний от царя. Так ежедневно толпились перед дворцом все чиновники.
Ко дворцу старики ехали в каретах, зимою в санях, молодые — верхом; не доезжая до царского дворца, вдалеке от крыльца, выходили из карет, слезали с лошадей и уже пешком шли к крыльцу. На царский двор не пускали лошадей, также не смели ходить по нему с оружием, и кто шел с оружием, того пытали и казнили.
Как мы уже сказали, дома бояр и ближних людей находились по большей части в Китай-городе. Котошихин говорит: «Бояре и ближние люди живут в домах своих каменных и в деревянных, без всякого устроения и призрения. И живут с женами и с детьми своими покоями и держат в своих домах мужского и женского полу человек по 100 и по 200, 300, 500 и 1000, сколько можно, смотря по своей чести и животам. Таким же образом и иных чинов люди держат в домах своих кому сколько можно прокормити, вечных и кабальных, а некабальных людей в домах своих держати не велено никому».
СЛУГИ БОЯРСКИЕ
О числе людей на боярских дворах можно судить по следующему. В 1653 году в Москве была моровая язва. На боярских дворах у Бор. Морозова умерло 343 человека, осталось 19, у князя Ал. Ив. Трубецкого умерло 270, осталось 8, у Ник. Ив. Романова умерло 352 человека, осталось 134 и т.д.
Содержание значительного количества слуг при боярских домах в Москве, с одной стороны, вызываемо было необходимостью, так как бояре со своими людьми хаживали на войну и по наряду царскому обязаны были высылать более или менее значительное количество даточных конных людей на встречу иностранным послам, часто приезжавшим в Москву, а с другой стороны, основывалось на честолюбии, потому что бояре за честь себе считали при езде по городу иметь человек пятьдесят слуг, предшествующих им пешком.
Сокращено по источнику: Пыляев М. Старая Москва (рассказы из былой жизни первопрестольной столицы). М.: Московский рабочий, 1996.
Б. Тернер Статус
В общепринятом значении понятие статуса выведено из латинского слова «положение» и означает просто чью-то позицию в обществе. Мы сразу же можем увидеть, что понятие статуса ведет к идее политических и юридических прав личностей в социально-политической общности (community), в результате чего вопросы, касающиеся статуса, оказываются связанными с гражданством. Мы можем дать предварительное определение статуса как позиции в обществе, возлагающей на личность как гражданина права и обязанности в пределах политического сообщества (community). Понятие статуса в социологии часто связывается с понятием социальной роли. Роль — это набор ожиданий, характеризующих позицию личности в обществе. Роли могут определяться как «совокупность социально детерминированных атрибутов и ожиданий, ассоциирующихся с социальными позициями». В пределах такой терминологии социальный статус является как бы статической стороной роли. Одна из наиболее влиятельных школ в социологии США — структурно-функциональный анализ — берет статусно-ролевую единицу (unit) как базовый элемент социальной стратификации. Эта теория стремилась объяснить, как индивиды в обществе мотивируются к занятию этих позиций в социальной структуре.
Однако этот описательный подход к статусу не особенно интересен с социологической точки зрения; статус становится важен для социологического анализа потому, что статусные позиции в обществе обычно иерархически ранжированы с точки зрения объема привилегий и престижа. Более того, измерения, с помощью которых определяется чей-то статус в обществе, многомерны, а отношения между самими измерениями могут быть изменчивы и сложны. Например, мой статус в обществе может определяться одновременно по моему доходу, уровню образования, моему этническому происхождению и моему полу. Когда эти переменные измерения согласованы, социологи часто говорят о наличии статусной согласованности (consistency) или статусной кристаллизации. Эта идея статусной согласованности привела к ряду интересных социологических исследований возникновения политического радикализма в социальных группах, характеризующихся отсутствием статусной кристаллизации; это толкает к некоторым психологическим предположениям относительно уровня фрустрации, переживаемой индивидами, чьи позиции в обществе характеризуются напряжением или противоречиями между различными измерениями их статусных позиций. Например, в американской социологии правые и реакционные политические движения часто ассоциируются с беспокойством, напряжением и фрустрацией тех социальных групп, которые переживают «статусную панику» по поводу своей нестабильной позиции в современном обществе. Эти статусные беспокойства характерны для социальных групп,
чьи позиции в обществе находятся под угрозой в результате социальных и экономических перемен. Например, лавочникам в традиционном бизнесе угрожает развитие супермакетов, которые могут подорвать их бизнес и, соответственно, их престиж в обществе.
В литературе по статусам они различаются по двум важным критериям. Во-первых, принято различать «приписываемый статус» (относящийся к таким атрибутам личности, которые слабо или вообще не контролируются, например раса, пол или возраст) и «достигаемый статус» (относящийся к позиции, которая может быть достигнута личностью, например через конкуренцию в сфере образования). Часто утверждают, что в то время как приписываемый статус характерен для домодерновых (pre-modem) обществ, достигаемый статус играет гораздо большую роль в современном индустриальном обществе, где определенные ценности или нормы вытекают из общей приверженности равенству, особенно равенству возможностей для граждан. Например, в современной Америке закон вынуждает многих работодателей предпринимать позитивные или поощрительные (affirmative) программы по найму женщин на том основании, что открытая дискриминация по признаку пола уже более нетерпима.
Для некоторых социологов развитие модернового общества видится в терминах перехода от партикуляристско-предписательных (particularistic-ascriptive) стандартов или ценностей к социальной системе, основанной на универсалистско-достигаемых (universalistic-achivement) ценностях, поскольку такое общество делает больший упор на индивидуальной социальной мобильности, а не на почестях или традиционных стандартах престижа и чести. Поскольку модерновые общества делают упор наличном достижении, успехе в учебе и приобретении дипломов об образовании, что становится ключевым в распределении престижа и вознаграждений, то это приводит некоторых социологов к определению современного общества как «общества дипломов».
Во-вторых, проводится различие между субъективным и объективным статусом или между самоощущением статуса и извне определяемой статусной позицией. Понятие субъективного статуса, как мы увидим, особенно влиятельно в американской социологической традиции. Так, следуя одному из аспектов веберовского анализа статуса, С. Липсет определил статус как «позитивную или негативную оценку знатности {honour) или престижа, получаемую индивидами или позициями». В американской системе упор на потребительство, социальную мобильность и персональные достижения создают культурную среду, в которой самоощущение ранга становится особенно важным. Эта черта американской жизни нашла отражение в исследовании социальной стратификации социологами, которые особенно интересовались самоощущением и престижем. Эта традиция особенно заметна в традиции изучения местных общин (community) начиная с 1930-х гг. Ее важность можно объяснить так.
«Престиж — это социально-психологическая категория: индивид или социальная группа могут пользоваться им до тех пор, пока их требования престижа признаются другими, желающими выразить им почтение. Следовательно, статусные различия зависят от осознания ранжирования по престижу».
Важно признать, что этот американский подход к индивидуальному престижу представляет собой отход от европейской традиции, где статус харак-
теризует объективную позицию в обществе, объем прав и привилегий, а не просто самоощущение. В традиции изучения местных общин У. Уорнера статус часто выступает как эквивалент личного престижа, а не социальных обязательств, прав и обязанностей.
Таким образом, статус — это позиция в социальной структуре, по которой индивид в соответствии с приписываемым или достигаемым критерием оценивается с точки зрения престижа или знатности. Эта оценка будет как личностной, так и объективной, поскольку самооценка тесно связана с внешней оценкой, которую индивид получает в соответствии со своим местоположением в общественной иерархии. В социологической литературе, как мы уже отметили, имеется «субъективное» измерение статуса (индивидуальное ощущение престижа) и «объективное» измерение (социально-правовое положение индивида).