Раздел I. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Практическое занятие № 1
Вид: Диспут (2 часа).
Тема 1:Социология в современном мире: наука или утопия
Вопросы к занятию:
1. Предмет и структура социологии. Уровни социологического знания.
2. Основные парадигмы, категории и законы социологии
3. Методы и основные функции социологии
4. Место социологии в системе обществознания.
Задания для подготовки к практическому занятию:
Ø Подготовить ответы на вопросы:
- В чем отличие объекта и предмета социологии.
- Почему существуют различные интерпретации предмета социологии.
- Какова структура современного социологического знания.
- Чем можно объяснить существование в рамках социологии различных уровней социологического знания.
- Назовите основные категории социологической науки.
- В чем заключается сущность «социального».
- Какими методами пользуется социология при познании общества.
- Какие основные функции у социологии.
- Каким образом социология может способствовать разрешению тех или иных актуальных проблем современного российского общества.
- Известный современный американский социолог Н. Смелзер выделяет пять основных подходов, которые реализуются в социологии при изучении социальных явлений и процессов: демографический, психологический, коллективистический, выявление взаимоотношений, культурологический. Познакомьтесь с описанием этих подходов (Смезлер Н.Социология. М., 1994. С. 18–20) и объясните значение каждого их них для социологического объяснения социальной действительности.
- Подумайте, чем отличается научный подход в изучении общества от объяснения общественной жизни, в рамках так называемого здравого смысла. (Для выполнения этого задания используйте учебники польского социолога П. Штомпки и американского Дж. Масиониса. См.: Штомпка П. Социология. М., 2005. С. 11–17; Масионис Дж. Социология. СПб., 2004. С. 54–70).
Ø Студентам необходимо, при подготовке к занятию выписать из социологического словаря основные категории социологии и уяснить их сущность и значение. Студентам разрешается подготовить компьютерные презентации по вопросам практического занятия и использовать их при диспуте.
Ø Проанализировать и прокомментировать статьи:
- Максимов Б.И. Четыре ступени развития социологии, или нужны ли социальные инженеры? // СоцИс. – 2010.- № 10.
- Романовский Н.В. О понятийном аппарате социологии // СоцИс. – 2011.- № 2.
- Титаренко Л.Г. Социология на перепутье. // СоцИс. – 2010.- № 3.
Ø Изучить источники по теме из списка основной и дополнительной литературы.
Практическое занятие № 2,3
Вид: Семинар-дискуссия (4 часа).
Тема 2:История социологии: взгляд социологов Запада и Востока.
Вопросы к практическому занятию:
1. Становление и развитие зарубежной социологии (Занятие 1):
- Исторические и научные предпосылки возникновения социологии. О.Конт – основоположник социологии.
- Основные направления социологической мысли XIX начала XX веков.
- Основные направления зарубежной социологии ХХ – начала ХХI века
2. Отечественная социология и этапы ее развития (Занятие 2):
- Особенности становления и основные направления отечественной социологии в XIX – в начале XX вв.
- Основные положения социологических концепций Н. Я. Данилевского и Л.И. Мечникова, П.Л. Лаврова и Н. К. Михайловского (этико-субъективная школа), М. М. Ковалевского и Е.В. Де Роберти, П. А. Сорокина (позитивистская теория), В.И. Ульянов-Ленин (марксистская социология)
- Социология в современной России. Известные современные российские социологи и их вклад в развитии теории социологии.
Задания для подготовки к практическому занятию:
Ø Подготовить ответы на вопросы:
- В чём заключаются исторические и научные предпосылки возникновения социологии.
- В чём состоит вклад О. Конта в развитие социологии.
- Раскройте ключевые положения социологии Г. Спенсера.
- Дайте общую характеристику социологии Э. Дюркгейма.
- Расскажите о развитии русской социологии в конце XIX – начале XX веков.
- Раскройте основные положения функционализма в социологии.
- Назовите наиболее видных представителей символического интеракционизма.
- Кто ввёл в научный оборот термин «габитус» и что он означает.
- Какие парадигмы социологического знания выделяются в современной социологии.
- Могла ли социология возникнуть не в середине XIX века в Западной Европе, а, скажем в середине XV века. Составьте развёрнутый ответ.
- Сформулируйте основные черты, присущие различным направлениям зарубежной социологической мысли XIX века. (История социологии в Западной Европе и США. М., 2009. С. 1–24).
- Можно ли утверждать, что русская социология XIX – начала XX веков в идейно-теоретическом плане была «вторичной» по отношению к зарубежной социологии. Обоснуйте свой ответ, опираясь на положения концепций, нескольких выбранных Вами русских социологов.
- Какое из двух высказываний принадлежит Э. Дюркгейму, а какое М. Веберу.
(Вебер М. Основные социологические понятия / Пер. с нем. М.И. Левиной // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.-С.60. Э. Дюркгейм. Метод социологии. Кравченко А. И. Социология. Хрестоматия для вузов. М.; Проспект, 2008. С. 19, 591).
Чем отличаются их подходы в изучении социальных явлений, общества.
• «социальные явления суть предметы, и о них нужно рассуждать как о предметах. Для того чтобы доказать это положение, не обязательно философствовать об их природе. Достаточно указать, что для социолога они представляют единственное данное (datum). Вещью же является всё то, что дано, представлено или, точнее, навязано наблюдению… Социальные явления бесспорно, обладают таким признаком. Нам дана не идея, создаваемая людьми о стоимости, – она не доступна наблюдению, – а даны стоимости, реально обмениваемые в сфере экономических отношений».
• «социология…есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие».
Ø Студентам необходимо, распределившись на подгруппы сторонников функционализма, интеракционизма, теории социального обмена, участвовать в дискуссии о достоинствах и «слабых местах» каждого их этих интеллектуальных направлений социологической мысли.
Ø Проанализировать и прокомментировать статью:
- Романовский Н.В. Современная социология: детерминанты перемен. //СоцИс. - 2009.- № 12.
Ø Изучить источники по теме из списка основной и дополнительной литературы.
Раздел II.СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И ЛИЧНОСТИ
Практическое занятие № 4
Вид: Круглый стол (2 часа).
Тема 3:Общество XXI века в зеркале социологии. Социологические модели современного общества.
Вопросы к практическому занятию:
1.Понятие общества. Особенности системного подхода в изучении общества. Критерии общества.
2. Типологическая характеристика обществ
3. Россия в XXI веке: национальные особенности и проблемы развития. Социальный механизм трансформации российского общества.
Задания для подготовки к практическому занятию:
Ø Подготовить ответы на вопросы:
- Является ли общество социальной системой.
- По каким признакам принято определять общество. Приведите определение общества.
- В чём заключается существо системного понимания общества.
- Какие типологии обществ Вам известны. Дайте им краткую характеристику.
- В чём заключается отличие традиционного общества от индустриального, индустриального от постиндустриального.
- К какому типу Вы бы отнесли современное российское общество и почему. Изложите Ваш взгляд как должно российское общество трансформироваться.
Ø Студенты должны быть готовыми к обсуждению:
- Сопоставить теории общества К. Маркса, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Ленски и ответьте на вопрос о том, что, по мнению этих учёных, объединяет некоторую совокупность людей в общество.
- Критериям положенных в основу классификации человеческой истории. Выделение доиндустриального, индустриального и постиндустриального (информационного) обществ является в социологии и социальных науках распространённой типологией обществ.
- Обоснуйте своё мнение, перемены, которые произошли в российском обществе в 90-е годы XX столетия, Вы рассматриваете как эволюционные изменения, как реформу, как революцию, как контрреволюцию.
- Прокомментируйте следующее утверждение: «Природа не может управлять обществом. Она не может мыслить. Природа не управляет людьми, а действует на них как слепая сила».
Ø Изучить источники по теме из списка основной и дополнительной литературы.
Практическое занятие № 5
Вид: семинар - «свободная трибуна» (2 часа).
Тема 4:Социальная структура и социальные процессы общества
Вопросы к практическому занятию:
1. Социальная структура общества. Этнические общности и проблемы межнациональных отношений в России
2. Стратификационные процессы в современном российском обществе и социальная мобильность: новейшие тенденции
3. Социальный контроль и общественное мнение в системе социального управления
Задания для подготовки к практическому занятию:
Ø Подготовить ответы на вопросы:
- Понятие социальной структуры общества в широком и узком значениях.
- Основные элементы социальной структуры общества
- Что понимается под социальной стратификацией и ее критерии.
- Расскажите об особенностях стратификационной иерархии и процессах социальной мобильности в современной России.
- Что такое социальный институт
- Какие этнические общности и группы вы знаете в современной России
- В чем сущность исторических систем стратификации: рабства, каст, сословий и классов
- В чем сущность социальной мобильности. Какие ее разновидности вы знаете мобильности в современной России
- Что такое социальный контроль и в чем заключаются его функции
- Каковы природа, сущность и структура общественного мнения
- Каковы характер, структура и тенденции взаимодействия общественного мнения и власти
Ø Студенты должны быть готовыми к обсуждению:
- Что значить «бедным» или «богатым» в России. Какие виды социального неравенства Вы знаете. – (Горшков М.К. Социальные неравенства как вызов современной России. // Вестник Института социологии.- 2010.-№ 1.- С. 24-47).
- В чём заключаются истоки групповой конформности, что об этом говорит эксперимент С. Милгрэма. (Масионис Дж. Социология. СПб., 2004. С. 229–230).
- Проведите анализ этнических конфликтов в Москве 2011-2013 годов. Какие на Ваш взгляд причины этнических конфликтов. ( Щеголькова Е.Ю. Политическая нация и этничность в неспокойном современном обществе // Вестник Института социологии.- 2010.- № 1.- С. 420-442).
- Какую роль играет понятие «общественность» в деле изучения природы, структуры, функций, возникновения и функционирования общественного мнения.
- Согласно П. Н. Милюкову, начало «непрерывной истории интеллигентского общественного мнения в России падает на 1770–1780-е годы». Прокомментируйте данное высказывание. (Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. -М., 1995.- Т. 3. - С. 337).
- Какие методы использует власть для формирования общественного мнения. (Гавра Д. П. Общественное мнение и власть: режимы и механизмы взаимодействия // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. № 4).
Ø Изучить источники по теме из списка основной и дополнительной литературы.
Практическое занятие № 6
Вид: семинар - обучающая игра (2 часа).
Тема 5:Социологический подход к изучению личности. Социализация личности и девиантное поведение как проблемы современного общества
Вопросы к практическому занятию:
1.Понятие личности в социологии: сущность, структура, типы и основные социологические концепции личности.
2.Социальные статусы и роли личности. Ролевая теория личности.
3.Социализации личности: понятие, этапы и ресоциализация.
4.Понятие социальной нормы и отклонение. Аномия и девиация в современном российском обществе. Проблема коррупции и правовые меры по её преодолению.
Задания для подготовки к практическому занятию:
Ø Подготовить ответы на вопросы:
- Каково соотношение понятий «человек», «индивид», «личность»
- Приведите социологическое определение личности. Отличается ли определение личности в социологии от понимания личности в других науках.
- Что такое социальный статус и социальная роль
- Какие вам известны теории личности в социологии
- Приведите определение социализации. Какие этапы процесса социализации можно выделить. Заканчивается ли социализация детством или подростковым возрастом человека.
- Какие виды девиантного поведения принято выделять.
- Чем вторичная девиация отличается от первичной. Кто является автором этих терминов.
- Раскройте типологию девиантного поведения, разработанную Р. Мертоном.
Ø Студенты должны быть готовыми к обсуждению:
- Является ли правильным утверждение, что в социологии термин личность используется в отношении тех, кого можно было бы назвать выдающимся человеком (выдающейся личностью).
- Является ли Маугли, герой литературного произведения Р.Киплинга, личностью.
- Как Вы понимаете выражение, что человек как в зеркало смотрится в другого человека.
- Высказывание американского социолога П. Бергера, который говорит, что с точки зрения ролевой теории: «Неверно, что каждое общество имеет тех людей, которых оно заслуживает. Скорее общество производит таких людей, которые ему нужны». (Кравченко А. И.Социология. Хрестоматия для вузов. М.; Екатеринбург, 2002.- С. 537).Ваши комментарии.
- Различаются ли по своему смысловому значению следующие два определения девиантного поведения. Обоснуйте своё мнение:
под девиантным понимается отклоняющееся от принятой в обществе системы ценностей и норм поведение индивидов, групп;
под девиантным понимается отклоняющееся от принятой в обществе системы ценностей и норм поведение индивидов, групп, которое влечёт за собой принудительное лечение этих людей и членов этих групп, их изоляцию от общества, тюремное заключение или иное наказание.
- Американский социолог Н. Смелзер в своём учебнике по социологии пишет о происшествии, которое произошло 5 ноября 1986. Суть его состояла в том, что двое заключённых совершили дерзкий побег из федеральной тюрьмы в Плезантоне (штат Калифорния). Речь идёт о влюблённых друг в друга 42-летнем Рональде Макинтоше, осуждённом за мошенничество, и 37-летней Саманте Лопес, виновной в ограблении банка.
Вроде бы очевидно, отмечает Н. Смелзер, что этот случай является ярким примером девиации, поскольку двое преступников, которых суд признал виновными, совершили побег из мест заключения. Однако это событие было неоднозначно оценено различными социальными кругами. Так, в частности, репортёры-журналисты зафиксировали, что одни считали их своего рода народными героями, а другие преступниками. (Смелзер Н. Социология. М.: «Феникс», 1994. С. 197).
Так кто же они – герои или преступники? Почему людские мнения разошлись по поводу этого побега преступников из тюрьмы?
Ø Изучить источники по теме из списка основной и дополнительной литературы.