Общество, культура и личность в социологическом рассмотрении 19 страница
Весьма существенный вклад в понимание и истолкование деятельности внес М. Вебер своей теорией «социального действия». В противоположность Э. Дюркгейму он открещивался от всякого рода «коллективных субъектов» и считал, что только в том случае, если все виды и формы поведения людей: их социальные действия, социальные отношения, социальные стремления и смыслы будут редуцированы (сведены) к конкретным проявлениям деятельности конкретных индивидов в их взаимодействии с другими индивидами, социология сможет стать действительной наукой о социальной действительности, сможет стать «понимающей социологией». Для того, чтобы понять и объяснить социальную реальность, необходимо постигнуть смысловую связь, в которую входит доступное непосредственному пониманию социальное действие. Действие становится важнейшей категорией социологии, считал М. Вебер, только в том случае, «если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. «Социальным» мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него» (2; 603). А это означает, что действием, непосредственно наиболее понятным по своей смысловой структуре, является действие, ориентированное субъективно строго рационально в соответствии со
средствами, которые считаются адекватными для достижения однозначных и ясно осознаваемых целей. Таким образом, у Вебера наиболее понятным является действие осмысленное, т.е., во-первых, имеющее определенный существенный для действующего субъекта смысл, во-вторых, направленное на достижение ясно осознаваемых самими действующим индивидом целей; в-третьих, используемые для достижения этих целей средства признаются за адекватные самим действующим индивидом. А из этого вытекает, что понять смысл социального действия со стороны — это и значит понять в данном случае самого действующего субъекта. Но одновременно - понять правильно действующего индивида означает понять смысл совершаемого им действия.
Из приведенных рассуждений становится ясным, что именно считает М. Вебер признаками социального действия. Первым таким признаком является наличие действующего индивида, вторым - осмысленность предпринимаемого действия. Различие между осмысленным и неосмысленным действием Вебер поясняет следующим примером. Столкновение двух велосипедистов является не более, чем происшествием, подобным явлениям природы, и в этом смысле не может быть интерпретировано в качестве социального действия. Однако попытка одного из них избежать столкновения, равно как и последовавшая за столкновением перебранка, потасовка или мирное урегулирование конфликта, являются уже социальным действием. А это означает, что для приобретения статуса социального человеческое действие или его исходный компонент - поступок - должны так или иначе соотноситься с действиями других людей или ориентироваться на них. Итак, действие индивида или группы индивидов получает статус социального только в том случае, если оно социально осмысленно и социально ориентировано на других людей.
Суммируя сказанное, мы можем констатировать, что в вебе-ровском понимании действие становится социальным в подлинном смысле этого слова только тогда, когда оно:
1) является осмысленным, т.е. направлено на достижение
ясно осознаваемых самим индивидом целей;
2) сознательно мотивировано, а в качестве мотива выступает
некое смысловое единство, представляющееся действующему ли
цу или наблюдателю достойной причиной для определенного дей
ствия;
3)социально осмысленно и социально ориентировано на взаимодействие с другими людьми.
Придавая первенствующее значение в развитии общества именно социальному действию, М. Вебер считает даже необходимым дать специфическое понятие социологии как науки о самом действии. «Социология, - пишет он, - есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие».
Согласно Веберу, социальное действие, занимающее центральное место в содержании социологии как науки, может быть классифицировано по четырем типам:
1) целерациоиалъное действие- такое поведение, которое
ориентировано на достижение рационально выбранной цели, в ко
тором рационально рассматривается отношение средств к целям и
побочным результатам действия и, наконец, рационально осмыс
ленное отношение различных целей друг к другу, причем критери
ем рациональности является успешность действия;
2) ценностно-рациональное действие - такая ориентация по
ведения, направленность которого основана на личных убеждени
ях индивида о долге, достоинстве, совести, красоте или каких-либо
иных ценностях, понимаемых в качестве самоценности опреде
ленного поступка, взятого как таковой и независимо от успеха;
3) традиционное действие, основанное на длительной при
вычке и совершаемое индивидами, как правило, без осмысления;
4) аффективное действие, вызываемое аффектами и чувст
вами индивида и не являющееся рационально осмысленным, более
того, часто оказывающееся на границе или даже за пределами то
го, что можно назвать осмысленным или осознанно ориентирован
ным (2; 628-629).
Два последних типа действия по существу не являются социальными в строгом смысле слова, поскольку в них нет осознанного и положенного в основу действия смысла. Только целерацио-нальные и ценностно-рациональные действия суть в полном смысле слова социальные действия, имеющие определяющее значение в развитии общества и человека. Причем основной тенденцией развития исторического процесса, считает М. Вебер, является постепенное, но неуклонное вытеснение ценностно-рационального поведения целерациональным, поскольку современный человек верит не в ценности, а в успех. Рационализация всех сфер деятельности выступает, по Веберу, как судьба западной цивилизации, где
рационализируется все: и способ ведения хозяйства, и осуществление политики, и сфера науки, образования, культуры, и далее -мышление людей, их способ чувствования, и межличностных отношений и их образ жизни в целом.
Социологическое понимание и истолкование социального действия значительно углублено и обогащено известным американским социологом Т. Парсонсом, особенно в его работах «Структура социального действия» и «К общей теории действия». Согласно этой концепции, социальное действие состоит из структур и процессов, с помощью которых индивид или группа формирует значимые интенции (направленности сознания на какие-либо предметы) и более или менее успешно применяет их к конкретной ситуации. Интенция и ее применение, взятые в их единстве, подразумевают направленность системы индивидуального или коллективного (группового) действия на изменение взаимодействия с ситуационным окружением преднамеренным путем.
На основе многолетних размышлений и обобщения многочисленных фактов реальных социальных действий и их систем Т. Парсонс вывел специфически функционалистское понятие данных социальных процессов. «Действие - писал он, - это некоторый процесс в системе «субъект действия - ситуация», имеющий мотивационное значение для действующего индивида или - в случае коллектива - для составляющих его индивидов. Это значит, что ориентация соответствующих процессов действия связана с достижением удовлетворения или уклонением от неприятностей со стороны соответствующего субъекта действия» (6; 463). Фундаментальное свойство действия, определяемого таким образом, заключается, согласно Т. Парсонсу, в том, что оно не исчерпывается реакцией на частные стимулы, на чем настаивает бихевиористская концепция поведения. Кроме такой реакции, которая несомненно существует, считал он, действующее лицо развивает определенную систему ожиданий, относящихся к различным объектам ситуации, включая и действующих в этой ситуации других лиц.
Такая трактовка социального действия привела Т. Парсонса к необходимости конструирования общей модели действия, названной им «единичным актом». Эта модель включает в себя:
- действующее лицо (actor) - человека, обладающего стремлением действовать, имеющего определенные цели и способного понять и описать способы их достижения;
— ситуационное окружение, включающее в себя изменяемые и неизменяемые факторы окружения, по отношению к которым направлено действие и от которых оно зависит.
Ситуационное окружение состоит из определенного набора социальных, культурных и физических факторов, которые в своей совокупности делают возможным существование определенного действия и ограничивают пространство выбора индивидом способов действия.
Однако реальное социальное действие по своему содержанию и смыслу богаче аналитически выделенной абстрактной модели. В реальной действительности, подчеркивал Т. Парсонс, действия не бывают единичными и дискретными, они организованы в динамические системы. Система социального действия, по его утверждению, включает в себя четыре основных элемента:
1) субъект- актор, который не обязательно является индиви
дом, а может быть и группой, и общностью, и организацией и т.п.;
2) ситуационное окружение, включающее в себя объекты,
предметы и процессы, с которыми актор вступает в те или иные
отношения. Актор - это человек, всегда находящийся в опреде
ленном ситуационном окружении, его действия - всегда ответ на
совокупность сигналов, которые он получает из окружающей сре
ды, включающей как естественные объекты (климат, географиче
скую среду, биологическую структуру человека), так и социальные
объекты — социальные отношения, но, прежде всего, других акто
ров, совместные действия с которыми становятся социальными
взаимодействиями;
3) совокупность сигналов и символов, посредством которых
актор вступает в определенные отношения с различными элемен
тами ситуационного окружения и приписывает им некий смысл;
4) система правил, норм и ценностей, которые ориентируют
действия актора, придавая им целенаправленность.
Проанализировав взаимодействие элементов социального действия, Т. Парсонс пришел к фундаментальному выводу. Суть его такова: действия человека всегда обладают чертами системы, поэтому в центре внимания социологии должна находиться система социального действия.
Каждая система действия, согласно Т. Парсонсу, обладает функциональными предпосылками и операциями, без и помимо которых она действовать не в состоянии. Любая действующая система обладает четырьмя функциональными предпосылками и
осуществляет соответствующие им четыре основных функции. Первую из них составляет адаптация, нацеленная на установление благоприятных отношений между системой действий и окружающей ее средой. С помощью адаптации система приспосабливается к окружающей среде и к ее ограничениям, приноравливает ее к своим потребностям. Вторая функция заключается в целедости-жении. Целедостижение состоит в определении целей системы и мобилизации ее энергии и ресурсов для их достижения. Интеграция есть третья функция, представляющая стабилизирующий параметр действующей системы. Она направлена на поддержание координации между частями системы, ее связанности; на защиту системы от резких изменений и крупных потрясений.
Любая система социального действия должна обеспечивать мотивацию своих акторов, что и составляет четвертую функцию. Суть этой функции заключается в обеспечении определенного запаса мотиваций - накопителя и источника необходимой для действия системы энергии. Данная функция направлена на обеспечение сохранения верности акторов нормам и ценностям системы, а также на ориентированность акторов на эти нормы и ценности, следовательно, на сохранение равновесия всей системы. Эта функция не сразу бросается в глаза, поэтому Т. Парсонс назвал ее латентной.
Система социального действия, согласно Парсонсу, имеет сложную иерархизированную структуру, состоящую из четырех компонентов, каждый из которых является относительно самостоятельной системой, но одновременно функционирует в качестве подситемы, входящей в состав общей системы социального действия. Эти компоненты таковы:
1. Биологическая система (организм). Эта подсистема слу
жит соединительным звеном между материальным и идеальным
мирами и выполняет функцию адаптации. Через свойственные че
ловеку как живому организму ощущения и восприятия устанавли
вается контакт с внешним миром для: а) приспособления к нему;
б) манипулирования им; в) преобразования его.
2. Система личности — формируется в процессе социализа
ции индивида, направленного на интернализацию ценностей и
норм, существующих в обществе. Она выполняет функцию целе-
полагания и целедостижения, активизирует энергию и материаль
ные ресурсы для достижения целей.
3. Социальная система представляет собой совокупность ро
левых статусов акторов и руководствуется нормами, определяю-
щими, какие действия являются предпочтительными. Она создает социальную солидарность, налагает ограничения, поддерживает связность акторов и тем самым выполняет функцию интеграции.
4. Система культуры есть совокупность идей, идеалов, ценностей, образцов, норм и т.д., а также осознанных действий, направленных на их создание. Она конкретизирует идеи в нормах социальной системы и интернализирует их в системе личности. Именно она предлагает или навязывает акторам нормы, идеалы и ценности, способные определенным образом мотивировать их деятельность. Своими действиями она соответствует функции лагент-ности - «поддержания образца» путем включения человека в существующие и действующие в обществе системы культуры.
Все названные подсистемы оказывают мощное влияние на социальное действие, причем каждая стремится к поддержанию границ и интеграции, обмениваясь информацией с другими подсистемами. Все они одновременно с этим и приспосабливаются друг к другу, а возникающие в процессе такого взаимного приспособления изменения и конфликты образуют динамическую ось развития общества, совершающегося посредством многогранного социального действия.
Итак, все крупные социологи, исследующие проблематику социального действия, существенно обогатили понимание данного социального феномена, обращая внимание на те или иные его системы и грани. Но социальное действие находится в процессе постоянного обогащения и развития. Поэтому и социологическое знание о нем обогащается и углубляется. В последнее десятилетие XX века, когда достаточно рельефно выявился кризисный характер сложного и противоречивого перехода от индустриальной цивилизации и цивилизации постиндустриальной (ее еще называют информационной, или цивилизацией ноосферного типа), очень острой стала проблема социальной значимости результатов человеческой деятельности.
Социально значимый результат человеческой деятельности, ответственность за который несет сам человек, даже в тех случаях, когда произведенный результат выходит за рамки его исходных намерений, выражается в категории «деятельность». В зависимости от качества данного результата именно в его социальной характеристике - несет он благо людям или оборачивается социальным злом для них, социальное действие и его продукт называют благодеянием или злодеянием. Исторический парадокс современ-
ной эпохи заключается в том, что на стыке двух смежных цивилизаций (а он по времени может занимать несколько десятилетий), когда начинается период кризисов, революций и катастроф, становящихся в своей совокупности цивилизационным кризисом, когда процессы социальной интеграции взаимопереплетаются с процессами дезинтеграции и дезорганизации, качественные характеристики деяния и его оценки общественным сознанием начинают изменяться: то, что вчера считалось благом, сегодня оценивается негативно как злодеяние. Эту особенность наиболее рельефно высветили два глобальных по своему масштабу и последствиям трагических события — Чернобыльская катастрофа и развал Советского Союза.
Если иметь в виду Чернобыльскую катастрофу, превратившуюся в национальное бедствие белорусского народа, то в ней в полной мере проявилась сложность, противоречивость и опасность для жизни и здоровья людей глубинной трансформации в технологических основаниях человеческой деятельности, когда на передний план выдвигается не экономическая эффективность новейших технологий и человеко-машинных систем, а степень их безопасности, мера подчиненности их человеческому разуму и контролю либо, напротив, их выхода из-под разумного контроля. Ведь Чернобыль стал не только местом грандиозной технологической катастрофы, но и символом выхода техники из подчинения человеку. И все-таки сущность Чернобыльской трагедии определяется не столько ее технологическими компонентами, сколько социально детерминированными процессами, определяющий из которых-пренебрежение к человеку, отсутствие его реальной социальной защиты практически во всех сферах деятельности - в технически-производственной, исследовательской, военной и др., которыми приходилось заниматься тысячам и тысячам людей в условиях господства социально-политической тоталитарной системы.
Чтобы это утверждение стало доказательным, достаточно напомнить, что в период, непосредственно предшествовавший взрыву ядерного реактора, персоналом Чернобыльской электростанции было допущено 19 серьезнейших нарушений техники безопасности, хотя даже одно из них могло привести к гибельному исходу неадекватного столь технологически насыщенному объекту производственного действия. А негативные последствия этого преступного по безответственности деяния поистине трагически-сотни и тысячи людей, преждевременно ушедших из жизни, сотни
I
тысяч хронически больных, в том числе более шестисот детей, страдающих раком щитовидной железы, гигантское разрушение природной среды, производственных объектов, учреждений культуры, образования, здравоохранения, захоронение 70 белорусских деревень, огромный экономический ущерб, нанесенный Республике Беларусь, измеряемый 32 годовыми ее бюджетами докатаст-рофного 1985 года.
В последние годы все большее количество ученых настойчиво предупреждают о нарастающей угрозе экологической катастрофы, подстерегающей человечество, если оно не сумеет внести существенные коррективы в свою производственную деятельность, наносящую все более крупный ущерб окружающей природной среде. Академик Н. Н. Моисеев, в частности, выдвинул идею «нравственного императива», представляющего собой нравственно-экологическое содержание цивилизации третьего тысячелетия, которым должно руководствоваться человечество, чтобы его многообразная деятельность, принявшая общепланетарные масштабы, органично вписывалась в естественный круговорот веществ, а его коллективный разум ни в коем случае не допустил пересечения совокупной деятельностью той роковой черты, за которой неизбежно наступление планетарной экологической катастрофы.
С учетом сказанного становится очевидным, что в начале третьего тысячелетия все большее значение в развитии цивилизации приобретают такие быстро прогрессирующие виды социального действия, как научная, информационная, инженерно-конструкторская, образовательная деятельность, которые органически соединены с деятельностью природоохранной и гуманитарной.
Вопросы для самоконтроля и повторения
1. Что такое социальная деятельность?
2. Каковы основные компоненты социальной деятельности?
3. В чем заключается марксистское понимание общественного характе
ра деятельности?
4. В чем состоит специфика веберовской трактовки социальной дея
тельности и ее основных типов?
5. Что составляет смысловое ядро парсоновской интерпретации соци
альной деятельности?
6. Почему в начале XXI века особую остроту и актуальность приобре
тает проблема социальной значимости результатов человеческой дея
тельности?
Литература
1. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии //Из
бранные произведения. М., 1990.
2. Вебер М. Основные социологические понятия //Избранные произве
дения. М., 1990.
3. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М, 1995.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Разд. 1. Фейербах
//Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 3.
5. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов (Первоначаль
ный вариант «Капитала») //Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 46.
Ч. II.
6. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория действия:
культура, личность и место социальных систем //Американская со
циологическая мысль. Тексты. М., 1996.
7. Фролов С.С. Социальные действия //Социология. Гл. 7.2. М., 1996.
Глава 30. СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
В развитии общества довольно часто, особенно в XIX-XX вв., возникают процессы, связанные с коллективными действиями людей, не входящих в состав формальных организаций или социальных институтов, и направленные либо на осуществление социальных изменений, либо на предотвращение последних. Американский социолог Г. Блумер считает, что «социальные движения можно рассматривать как коллективные предприятия, направленные на установление нового строя жизни. Их начало коренится в состоянии беспокойства, а движущая сила проистекает, с одной стороны, из неудовлетворенности настоящей формой жизни, а с другой - из желаний и надежд на какое-то новое устройство существования» (2; 193).
Содержание понятия «социальное движение» органически связано с такими социальными процессами, как коллективные действия, социальные изменения и сопротивления им, конфликтное взаимодействие соперничающих групп и классов, социокультурные ориентации различных сообществ, их борьба за социальный контроль. Но коллективные действия, ориентация их на социальные изменения или сохранение существующих порядков (социальной системы) в неизменном виде, конфликтное соперничество с другими социальными группами всегда оказываются обуслов-
к
ленными групповыми или общественными интересами и целями взаимодействующих социальных групп. Исходя из этого, можно дать следующее определение рассматриваемому социальному процессу. Социальное движение - это массовые коллективные действия одной или нескольких социальных групп, связанные с обеспечением групповых или общественных интересов, удовлетворением потребностей как материальных, так и духовных, и направленные на социальные изменения или сопротивление им в конфликтном противодействии с другими социальными группами.
Под такое определение подпадает широкий круг социальных движений: экологических, феминистских, религиозных, революционных, политических, молодежных и др.
Следует отличать социальные движения от социальных институтов. Если социальные институты представляют собой относительно устойчивые и стабильные общественные образования, выполняющие функцию воспроизводства человека и определенных социальных отношений и взаимодействий в определенных циклах, то социальные движения высокодинамичны, изменчивы и имеют неопределенные жизненные циклы. Кроме того, социальные движения в отличие от социальных институтов не имеют устойчивого институционального статуса и часто не направлены на сохранение существующей системы в неизменном состоянии, а, напротив, ориентированы на социальные изменения.
Социальные движения существенно отличаются и от социальных организаций. Если социальные организации в большинстве своем являются формальными образованиями с отчетливо выраженным официальным членством и фиксированными уставами, нормами и правилами взаимодействия, жестко закрепленными социальными статусами и ролями, то социальные движения не обладают такими признаками, - для них характерны спонтанность, неустойчивость культурных образцов и норм, отсутствие жестко закрепляемых за отдельными людьми социальных статусов и ролей.
Для социологического изучения социальных движений весьма существенное значение приобретает их типологизация. Следует подчеркнуть, что типологизация этих процессов является довольно сложной процедурой, поскольку одно движение может стать лишь промежуточным этапом для развития другого. Одни из них отчетливо политизированы, другие решительно декларируют свою неполитическую направленность; одни носят экстремистский характер, демонстрируют приверженность к крайним взглядам и
действиям, другие проповедуют взвешенность, умеренность во взглядах и действиях Поэтому в процессе их гипологизации правомерно выделять наиболее общие и существенные признаки движений, их своеобразные «идеальные типы», инварианты, имеющие множество вариативных проявлений.
Одним из распространенных типов рассматриваемого социального процесса являются общие социальные движения К их числу относят обычно рабочее, молодежное, женское движение и движение в защиту мира. Основное содержание деятельности в таких движениях составляю! попытки добиться всеобъемлющих изменений человеческих ценностей. Характерные особенности общих социальных движений можно свести к следующему.
Во-первых, они проявляются в стремлении множества людей развить какую-то новую точку зрения на свое положение в обществе и на свои права, точку зрения, основанную на желаниях и надеждах. Следовательно, их становление и развитие связано с возникновением новых интересов и предположений, новых представлений людей о самих себе и (или) с формированием неудовлетворенности там, где прежде этого не было. Именно таким образом складывались рабочее, а затем женское движение.
Во-вторых, становление общих социальных движений протекает как процесс нащупывания каких-то новых ценностей и направлений деятельности в форме некоординированных или слабо координированных попыток. У этих движений, по справедливому замечанию Г. Блумера, «есть только какое-то общее направление, в котором они продвигаются медленно, спотыкаясь, но настойчиво. Эти движения неорганизованны, не имеют ни устойчивого руководства, ни признанного членского состава; им свойственна низкая степень управления и контроля» (2; 194).
В-третьих, такие движения направляют свою деятельность на самые различные сферы общественной жизни (женское, например, вторгается и в сферу образования или культуры, и в область промышленности, и в сферу быта, семьи, досуга, и в сферу политики и т.п., причем в каждой из них стремится к таким переменам, которые бы повышали социальный статус женщины.
В-четвертых, общие социальные движения развиваются преимущественно неформально и зачастую неофициально. Средствами их развития становятся прежде всего беседы, дискуссии, чтение соответствующей литературы и следование определенным образцам поведения. Поэтому имеющиеся в их деятельности достиже-
ния сосредоточены в большей мере в области индивидуального опыта, чем в хорошо ?амегной со стороны и согласованной деятельности организованных групп. Чаще всего они оказываются достаточно расплывчатыми, не имеющими общего оформления конгломератами индивидуальных линий и способов поведения, основанных на индивидуальных (реже - групповых) предпочтениях, симпатиях и антипатиях, решениях и действиях.
Наряду с общими в современном обществе имеют широкое распространение специфические социальные движения Нередко они возникают на гех социальных основах, которые присущи общим социальным движениям, но придают им более конкретное воплощение в своих целях и действиях. Их вполне правомерно рассматривать как кристаллизацию значительной части неудовлетворенности, надежд и стремлений, пробужденных общим социальным движением со средоточением этой мотивации на какой-либо специфической цели. Так, например, на общей платформе рабочего движения возникают и развиваются такие различные по целям и средствам борьбы специфические социальные движения, как коммунистическое, социал-демократическое, христианско-де-мократическое.
Главная отличительная особенность специфического социального движения - наличие у него четко определенной цели, которую оно стремится достигнуть своими активными действиями С этим связана и вторая его особенность - наличие организационного оформления (скажем, членство в политической партии, существование ее программы и устава и т.п.), определенной, нередко четко иерархизированной и разветвленной структуры. В процессе своего развития оно формирует определенное, только ему присущее мировоззрение и связанные с ним идеологические установки и системы ценностей, определенные наборы социальных ожиданий и ориентации, правил поведения. Все это вместе взятое составляет третью его отличительную черту.
Четвертая особенность специфического социального движения заключается в том, что внутри его складывается определенное разделение труда, а входящие в его состав индивиды обладают определенными социальными статусами, часть из них входит в состав признанного и принятого всеми участниками руководства данным движением. Пятая особенность специфических социальных движений проявляется в наличии у них определенной стратегии социальной деятельности и тактики ее осуществления приме-
нительно к изменяющимся обстоятельствам, в проведении агитации и пропаганды, ориентированных на привлечение новых индивидов и групп в состав движения, расширение ареалов его деятельности, увеличение авторитета и степени влияния на развитие социальных процессов.
Приведенные особенности показывают, что достаточно развившееся и оформившееся специфическое социальное движение, постепенно обрастая системой упорядоченных статусов и ролей, устоявшихся норм и правил поведения, формализованной структурой, фактически достигает стадии социальной организации, а в случае успешного решения поставленных задач— становится социальным институтом, как это случилось, например, с развитием коммунистического движения в Царской России, а затем и в Советском Союзе.