Классические и модернистские теории фрустрации-агрессии
Дальнейшая эволюция социологических, социально-психологических и социально-философских представлений о человеческой агрессивности характеризуется реализацией тенденции постепенного замещения объяснительных моделей биологического типа социологическими моделями, воплощающаяся в создании гаммы переходных объяснительных моделей, традиционно обозначаемых как промежуточные, срединные конструкты различного рода драйв-теорий. Эта разновидность теорий агрессии, представленная главным образом теориями фрустрации - агрессии, связана с выявлением особого агрессивного мотива (драйва) как побуждения, направленного на причинение вреда другим индивидуумам или неодушевленным объектам. В историко-социологической традиции существует несколько вариантов таких теорий, основными представителями которых являются Л. Берковитц, Р. Джин, Э. Доннерштейн, С. Фешбек и др. Зародившись в конце 30-х - начале 40-х в рамках сформулированной тогда классической гипотезы фрустрации-агрессии, согласно которой агрессия всегда основывается на фрустрации, а фрустрация всегда ведет к агрессии, новый тип теорий получил впоследствии широкое распространение не только в академических социологических кругах Запада, но и на уровне массового сознания. В противовес весьма умозрительным и во многом спекулятивным инстинктивистским теориям тех лет гипотеза фрустрации-агрессии положила начало интенсивным экспериментальным исследованиям феномена человеческой агрессии и на протяжении ряда десятилетий оставалась непосредственным методическим руководством для значительной части ученых, особенно практиков.
Характеризуя исходные основания этой гипотезы, следует отметить, что в ней имеется целый ряд положений, сближающих ее с инстинктивиз-мом (особенно в его психоаналитической версии). Однако ее все же нельзя отождествить с последним полностью, так как авторы теории фрустрации в отличие, например, от Фрейда и Лоренца не предлагают категоричного ответа на один из основополагающих вопросов в учении об агрессии - о ее происхождении - врожденна она или приобретаема. Более того, они делают определенный шаг в сторону от абсолютизации роли внутрипсихиче-ских факторов и субъективных детерминант в возникновении и понимании ее природы. Данная ориентация, полагающая агрессию как внутрен-
нюю предрасположенность, активизируемую внешними стимулами, как результат проявления вовне внутренней напряженности и тревоги, занимает как бы срединное место в предложенном аналитическом ряду главных разновидностей социологических и социально-психологических теорий агрессии, располагаясь между инстинктивизмом и теориями социального научения.
Теории социального научения агрессии.С конца 60-х и особенно с середины 70-х в западной социальной мысли формируется своеобразный, во многом противоположный инстинктивизму и драйв-теориям подход к пониманию природы человеческой агрессии. Основные положения этого подхода были разработаны в рамках необихевиористской исследовательской парадигмы и представляют собой ее модифицированную экстраполяцию к нетрадиционному кругу объектов - социально-психологическим и социальным явлениям. Подобная трансформация проблемного поля (в контексте так называемой глубинности) в направлении большего акцента на изучении чисто поведенческих аспектов феномена агрессии означала серьезное переосмысление представлений о самом объекте исследований. Вместо собственно агрессии стала описываться сфера ее непосредственной объективации - поведение открытое, внешне выраженное и наблюдаемое. Подобный концептуально-методологический поворот не мог считаться полностью оправданным по ряду причин. Главным образом это связано с природой самой человеческой агрессии, которая не сводится только к поведению, а является и своеобразным психическим состоянием личности, содержащим в себе лишь потенциал внешне выраженных агрессивных действий и включающим эмоциональную, познавательную и волевую компоненты. Поэтому при ее описании следует всегда иметь в виду внутренние мотивы агрессивного акта - то, как он переживается и осмысливается личностью.
Среди сторонников необихевиористской ориентации - А. Басе, Д. Зил-менн, П. Зимбардо и др. Но наиболее ярким ее выразителем является американский ученый А. Бандура, которому и принадлежит формулировка основных принципов социального научения наряду с реализацией этих принципов в своей непосредственной исследовательской практике.
В противовес инстинктивистским представлениям об агрессии Бандура рассматривает ее как специфическую форму социального поведения личности, приобретаемую и поддерживаемую всеми условиями ее социального окружения. Теория социального научения агрессии являет собой попытку серьезного и всестороннего осмысления основных механизмов формирования, поддержания и регулирования человеческой агрессии. Для решения этой важной как в теоретическом, так и в практическом отношении задачи была разработана продуктивная методика в постановке и проведении лабораторно-экспериментальных исследований, которая успешно апробирована и одобрена многими западными специалистами в области
человеческой агрессии, работающими в границах иных теоретических парадигм. Своеобразие методологического и методического обеспечения данной разновидности современных теорий агрессии проявилось в многократном увеличении количества экспериментов; в рамках этой методики наметились также тенденции сочетания лабораторных экспериментов с полевыми исследованиями, концентрации усилий главным образом на тех экспериментах, в которых в качестве испытуемых выступали люди, а не животные (что было присуще предшествующей социопсихологической традиции, включая и необихевиористскую - Б. Скиннер, Э. Тол-мен, К. Халл и др.).
Анализ теории социального научения позволяет утверждать, что во многом она развивается в качестве своеобразной альтернативы как ряду предшествующих, так и сосуществующим с ней теориям, что объясняется трактовкой природы самой агрессии, рассмотрением ее как вызываемой только извне факторами среды. Такая излишняя акцентировка влияния внешних факторов в определенной мере преуменьшает роль самой личности как некоего интегративного начала, обеспечивающего последовательность человеческого поведения. Человеческое «Я» сводится в данном случае по сути к своеобычному репертуару поведения, постоянно открытому для воздействий со стороны обстоятельств. Обосновывается существование ничем не опосредованной изнутри прямой связи между факторами среды и человеческим поведением, в то время как преломление всех поступающих извне воздействий осуществляется только через внутреннее состояние самой личности. Однако это уже стандартный методологический изъян традиционного необихевиоризма.
Тем не менее вариант «социального научения» Бандуры несколько вышел и за рамки ортодоксального бихевиоризма за счет ряда отступлений от его постулатов и введения новых принципов, установленных и подтвержденных в экспериментально-лабораторных исследованиях приобретения и модификации человеческого поведения. В целом же данная теория развивается в границах классической парадигмы научения. Основной де-терминантой и регулятором поведения как отдельной личности, так и социальной группы по-прежнему остается подкрепление; вероятность агрессии, таким образом, возрастает лишь по мере ее подкрепления.
Следует признать весьма значительный вклад Бандуры в социологическое исследование феномена человеческой агрессии. Особенно актуальны сегодня его выводы о научении агрессии посредством наблюдения за соответствующими поведенческими моделями, о роли в этом процессе средств массовой коммуникации и т. д. Знания о приобретаемом характере поведения с «деструктивным» потенциалом, а также основные закономерности приобретения, поддерживания и регуляции такого поведения посредством моделирования особенно важны в практике социального кон-
троля. Актуальное значение в процессе формирования альтернативных агрессии образцов человеческого поведения приобретает учет факторов, ответственных за реализацию усвоенных в процессе обучения моделей. И, наконец, учение А. Бандуры оказывается более обнадеживающим и оптимистическим в плане возможности предотвращения или хотя бы сдерживания в границах социально приемлемых форм тех или иных проявлений человеческого насилия и агрессивности.
Теории социального влияния.Группа американских исследователей из университета Олбени - Дж. Тедещи, Р. Смит, Р. Браун и др. - разработала для описания и объяснения действий, обычно ассоциируемых с человеческой агрессией, принципиально новый подход, базирующийся на методологических позициях теории социального влияния, основанной на использовании понятия принудительная сила. Эти ученые коренным образом пересматривают статус самого понятия агрессия, считая, что оно не может относиться к какому-то одному конкретному виду человеческих действий, а является только своеобразной социальной этикеткой - ярлыком, используемым для обозначения тех действий, в которых главным способом социального влияния избрана принудительная сила. Анализ основного содержания теорий социального влияния показывает, что принудительная сила ассоциируется и отождествляется с агрессией лишь в тех случаях, когда имеется намерение причинить ущерб, а само действие может быть оценено как антинормативное. Таким образом, принуждение квалифицируется как агрессия, если оно не узаконено социальными нормами. Тем самым осуществляется радикальный переход от изучения глубинных внутриличностных динамик человеческого агрессивного поведения к пониманию и объяснению его как преимущественно социального феномена, рассматриваемого в контексте реальных общественных связей и отношений, и, соответственно, к использованию методов и средств познания, адекватных для описания такого круга явлений.
Выявив непосредственную зависимость между частотой принудительных действий и спецификой экономической и политической организации общества, степенью узаконенное™ и использования в нем насильственных мер, Дж. Тедещи и его сторонники делают чрезвычайно важный вывод о необходимости поисков истоков насилия через изучение соответствующих социально-политических структур. Тем самым авторы теории социального влияния идут значительно дальше по сравнению с А. Бандурой, возлагавшим ответственность за существующие в обществе агрессивные нормы во многом на средства массовой информации, и прежде всего на телевидение.
Несмотря на некоторую непоследовательность в трактовке понятия агрессия, рассмотрение ее по преимуществу в контексте межличностных связей и отношений, данная концептуальная схема заключает в себе ряд достоинств и весьма продуктивных моментов: а) в ней были содержательно осмыслены и отражены многие трудности и реальные проблемы собст-
венно социологического этапа исследований агрессии, что во многом способствовало осознанию и формулировке новых исследовательских целей и практических ориентиров; б) осуществлен сравнительньш анализ понятий агрессия и принудительная сила, подробно исследованы типы сценариев, обусловливающих выбор принуждения в качестве одного из межличностных взаимодействий в современном обществе, что особенно важно в плане практической разработки и осуществления эффективной системы мер по контролю и сдерживанию такого поведения; в) определенный прогресс достигнут в понимании и социологической интерпретации природы самой агрессии как преимущественно общественного феномена; это было достигнуто на основе приложения анализа ее истоков к рассмотрению социальных, экономических, политических и иных структур современного общества.
Теории социального объяснения агрессии.Рассмотрение аналитического ряда социально-философских и социологических теорий человеческой агрессии, располагающихся по мере замещения объяснительных моделей биологического типа моделями социологическими, завершается теориями социального объяснения агрессии. При интерпретации феномена агрессии их авторы (М. Биллиг, Р. Добэш и др.) переносят акцент с описания психологической мотивации и других субъективных предраспо-ложенностей индивида на конкретные структуры современного западного общества. Данный подход, тяготеющий к предельной социологизации всего многообразия факторов, входящих в содержание понятия детерминант агрессии, является своеобразной противоположной инстинктивизму крайностью и соответственно располагается на другом от него конце аналитического ряда (вслед за теориями А. Бандуры и Дж. Тедещи). Его возникновение можно, по-видимому, рассматривать в качестве специфической реакции на за-силие «идеологически нейтрального» или же «лояльного истеблишменту» образа современного исследования агрессии, выражения неудовлетворенности деятельностью работающих в этой области ученых и их нежеланием обратиться к решению ряда насущных проблем современного общества.
Анализ основных разновидностей современных западных теорий человеческой агрессивности позволяет сделать выводы об их месте и роли в историко-социологической традиции середины - второй половины XX столетия. Теоретическое оформление разнообразных взглядов на проблему природы и сущности человеческой агрессии, существовавших в системе социального теоретизирования на протяжении более двух тысяч лет, происходит в конце XIX - начале XX столетия. К числу теорий, обладавших наибольшим потенциалом саморазвития, следует отнести инстинкти-вистские теории, начало которым было положено созданием психоаналитической теории 3. Фрейда и получило завершение в работах К. Лоренца, наиболее близких к современности. Историческая эволюция теорий агрессивности человека характеризуется тенденцией постепенного замещения объяснительных моделей биологического типа моделями подчеркнуто со-
циологического характера. Данное обстоятельство обусловило пластичную трансформацию теорий человеческой агрессии в самоосознающую легитимную социологическую школу (как в контексте их места и роли в структуре социологического знания, так и по доминирующим процедурам выработки и концептуального оформления результатов исследований). Данная тенденция непосредственно реализовалась в появлении гаммы специальных объяснительных моделей, обозначаемых как срединные конструкты различных драйв-теорий. Данные модели и теоретические конструкты обеспечили существенный позитивный сдвиг в развитии социологической школы «человеческой агрессивности» и составили методологическую и концептуальную базу перехода к теориям более высокого ранга и к более активному использованию общенаучных методов познания, включающих эксперимент и полевые исследования. Однако в ряде ситуаций это в общем-то положительное явление сыграло и негативную роль, поскольку на определенном этапе развития школы «человеческой агрессивности» оттеснило на второй план изучение компонентов человеческого «Я», содействовало образованию эклектической комбинации и перекомбинации противоположных теоретических ориентации на основе переноса исследовательского интереса с внутриличностных моментов на различные внешние обстоятельства. Тем самым биологические и нейрофизиологические исследования выводились на периферию профессионального научного внимания. Реальный эвристический потенциал социологической школы «человеческой агрессивности» все еще не соответствует достаточно высокому уровню развития современной социологии, в силу чего значительная часть входящих в нее теорий не содержит представления об истинном масштабе проблемы и ее социально-философском статусе. Многие из концептуальных и прикладных разработок проблемы носят поэтому избыточно приватный характер либо, напротив, обладают избыточно высоким уровнем социального утопизма, более характерного для начала XX века, нежели его окончания. Тем не менее социологическое творчество в этой проблемной области демифологизировало восприятие существа самого вопроса, а также содействовало определению диапазона современных возможностей человечества в сфере контроля и сдерживания агрессии в целом.