Заданиия к семинарским занятиям

ТЕМА: СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

1)Раскройте смысл следующих терминов: социология, макросоциология, микросоциология, интеракция, принципы социологии, методы социологии, структура социологии, социальные группы, формальные группы, неформальные, социальные общности, социальные институты, социологические подходы, соционика, статус социальный, статус приписанный, статус достигнутый, социальная роль, позитивизм, социальная статика, социальная динамика, эволюционизм.

2)Необходимо ответить на следующие тесты по этой теме (если вы согласны с данными утверждениями, отвечаете «да», если не согласны -«нет»);

При всех правильных ответах, за каждый тест получаете 5 баллов, за все тесты – 25 баллов.

Тест 1.

1.Социология - наука о строении общества и поведении людей как представителей социальных групп.

2.Ученые открывали социальные закономерности с большим успехом, нежели законы мироздания.

3.Запоздалое возникновение социологии можно объяснить чрезвычайной сложностью предмета ее изучения.

4.Платон и Аристотель - средневековые философы.

5.С О. Конта, К. Маркса, Э. Дюркгейма и М. Вебера открывается научный период в истории социологии.

Тест 2

1. Огюст Конт дал имя социологии и творил раньше Карла Маркса.

2. В классификации наук О. Конт поставил социологию на самую вершину - выше математики, физики и биологии.

3.Позитивизмом в социологии называется объективность и независимость от оценочных суждений исследователя.

4.О.Конта считают создателем теории социального конфликта.

5.Если для Конта и Дюркгейма главное - стабилизация общества, то для Маркса - его уничтожение и замена новым, более справедливым.

Тест 3.

1.У одного человека может быть только один статус.

2.Статус указывает место, а роль - на способ поведения.

3.Статус включает в себя несколько ролей.

4.Каждой роли предписан круг прав и обязанностей, которые определены социальными нормами.

5.Статус - динамическая характеристика роли.

Тест 4.

1.Макросоциологические понятия: малая группа, социализация, взаимодействие, социальные отношения.

2.Микросоциологические понятия: общество, страна, государство, цивилизация, мировая система.

3.Термин “институт” в европейские языки пришел из древнегреческого.

4.Узкое техническое значение термина “институт” - это название специализированных научных и учебных заведений.

5.Широкое социальное значение термина “институт” - это совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений.

Тест 5.

1.Согласно К. Марксу, человечество последовательно прошло четыре формации - первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую.

2.Современная социология использует все типологии, объединяя их в синтетическую модель

3.Ее автором считают американского социолога Роберта Мертона.

4.Д.Белл подразделил всемирную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную.

5. В постиндустриальном обществе преобладает не промышленность, а информатика и сфера обслуживания.

ТЕМА: КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД В ИСТОРИИ СОЦИОЛОГИИ

Вопросы для подготовки к коллоквиуму

1.Почему О.Конт и Г.Спенсер считаются основателями социологии? Кем представлено органическое направление в социологии?

2.В чем сходство и различие во взглядах О. Конта и Г.Спенсера на социальную революцию?

3.Что объединяет представителей психологического направления социологии?

4.Кто является основоположником социометрии?

5.В чем смысл нормального и патологического состояния общества у Э. Дюркгейма? Раскройте смысл понятия “аномия”.

6.Чья это идея: «Социология должна ориентироваться на действия индивида»?

7.Почему Т. Парсонс назвал разработанную им концепцию общественного развития структурно-функциональной теорией социальных систем?

8.Что общего и в чем отличие теорий эволюции общества Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и Т. Парсонса?

9.В чем суть и особенность функционального анализа Р. Мертона?

10.Какое место Р. Дарендорф отводит интересу в социальных конфликтах?

11.Чем отличаются “ латентные” интересы от “явных” интересов?

12.Чем мотивируется функциональность конфликта Л.Козером?

2)Назовите (напишите) фамилии ученых и раскройте предложенные задания.

1.Английский исследователь, основатель социологического эволюционизма ……

2.Один из методологических принципов социологической системы Г. Спенсера………..

3.Французский философ, который считается основоположником социологии……….

4.Немецкий ученый, являющийся основоположником понимающей социологии и теории социального действия.

5.Австрийский врач, психолог, который сам себя не считал социологом, но в его работах существуют глубокие социологические обобщения ………..

6.Выдающийся политэконом, философ, социолог, считавший материальный фактор основным в историческом развитии общества…………..

7.Выдающийся французский социолог, который назвал предметом социологии социальные факты…………………

.

ТЕМА: ОБЩЕСТВО: СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ

1)Раскройте смысл следующих терминов: аккультурация, общество, обычаи, традиции, табу, христианские общество, мусульманское общество, общество кинологов, нравы, традиции, обычаи, культура, доиндустриальное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, информационное общество, аномия, потребительское общество, гражданское общество, социальная гармония, социальные ценности, экономические ресурсы, конвергенция, либеральное общество, цивилизация, глобализация, структурный функционализм, детерминизм, тоталитарное общество, демократическое общество.

2)Раскройте следующие задания (напишите).

1Ээто тип отношений, который ведет к классовой борьбе………..

2.Подход к анализу общественной жизни, базирующийся на аналогии между обществом и биологическим организмом……………………………..

3.Этот метод познания у Конта означает опору теоретического анализа на совокупность эмпирических данных, собранных в наблюдении, экспериментах и сравнительном исследовании …………………………..

4.Это понятие К. Маркс заимствовал из современного ему естествознания. Этим понятием в геологии, географии, биологии означались определенные структуры, связанные единством условий образования, сходством состава, взаимозависимостью элементов. В марксистском учении об обществе все эти признаки относят к социальному организму …. ………………..

5.Тип общества в теории Г. Спенсера, который представляет собой распространение армейской организации на все сферы общественной жизни…………

6.О. Конт определял этот институт в качестве основной единицы общества

………………

7. У Конта трем стадиям в историческом развитии общества соответствуют три формы социально-политической организации. Этой стадии соответствует такая форма социально-политической организации, как феодальное господство………………….

ТЕМА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ВИДЫ И ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ

1)Раскройте смысл следующих терминов: анкета, наблюдение, включенное наблюдение, невключенное наблюдение, опрос, письменный опрос, устный опрос, программа социологического исследования, объект социологического исследования, проблема социологического исследования, гипотеза, генеральная выборка, выборочная совокупность, респондент, корреляция, переменная, полевое исследование, пилотажное исследование, лонгитюдное исследование, интервью, формализованное интервью, неформализованное интервью, репрезентативность, анонимность, композиция анкеты, эксперимент.

2)Подготовьте ответы на следующие вопросы:

1.Дайте определение программы социологического исследования.

2.С чего начинается разработка программы социологического исследования?

3.Что такое экспертный опрос?

4.Что называется анкетированием?

5.Чем отличается анкетирование от интервью?

6.Как называется простая выборка в интервью?

7.К какому виду относится повторное исследование, предполагающее одного и того же социального объекта с определенным временным интервалом, по одной программе?

8.Что такое репрезентативность выборки?

9.Укажите недостатки применения метода наблюдения?

10.Как называется наблюдение явления, вызванное искусственным путем?

11.Какой опрос дает возможность получать информацию, удобной для статистической обработки?

12.Что подразумевается под контент-анализом?

13.Расскажите о композиции анкеты?

14.Что такое «язык анкеты»?

15.Какие вопросы называют закрытыми и открытыми?

16.Что является объектом исследования?

17.Что является предметом исследования?

18.Что такое «рабочая гипотеза»?

19.Кого называют «респондентами»?

3)Необходимо ответить на следующие тесты по этой теме (если вы согласны с данными утверждениями, отвечаете «да», если не согласны -«нет»);

При всех правильных ответах, за каждый тест получаете 5 баллов, за все тесты – 25 баллов.

Тест 1.

1.Социологический опрос начинается с составления анкеты .

2.В социологическом опросе выясняются субъективные мнения людей, которых называют респондентами .

3.Социолог переходит к разработке инструментария после проработки проблемы.

4.Конечная стадия социологического исследования - теоретический анализ.

5.Проблема - стержень научной теории.

Тест 2.

1.Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов.

2.Наблюдение бывает контролируемым и неконтролируемым.

3.Одна из отличительных черт социологического опроса - количество опрошенных.

4.Анализ документов бывает включенным и невключенным.

5.Самый распространенный в социологии метод - наблюдение.

Тест 3.

1.Выборочная совокупность всегда больше генеральной.

2.Ошибка репрезентативности показывает степень отклонения выборочной совокупности от генеральной.

3.Перепись населения - разновидность сплошного опроса.

4.Логика построения вопросов соответствует целям исследования .

5.В социологической анкете необходимо указывать фамилию, имя, отчество.

Тест 4.

1.Все анкеты подразделяются на два основных типа: закрытые и открытые.

2.Опрос подразделяется на включенный и не включенный.

3.Один и тот же вопрос можно сделать открытым и закрытым.

4.Открытые вопросы легче обрабатывать на компьютере, но они требуют от социолога исчерпывающего знания предмета.

5.Генеральной совокупностью считают все население или ту его часть, которую социолог намерен изучить

Тест 5.

1.Если социолог изучает, например, поведение забастовщиков со стороны, то он проводит невключенное наблюдение.

2.Если социолог встал в ряды забастовщиков, то он проводит включенное наблюдение.

3.В социологии эксперимент – главное средство познания.

4.В эксперименте создаются две группы – экспериментальную и контрольную.

5.Сплошной опрос используется чаще выборочного.

4) Составьте программу социологического исследования, выберите инструментарий, например, анкетирование. Вот - анкета «Язык – душа народа», ее можно принять за образец, по которому Вы сами составите свою анкету и проведете по ней исследования, составите отчет о результатах исследования.

“ЯЗЫК - ДУША НАРОДА”

Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Варианты ответов, совпадающие с Вашим мнением, обведите кружком, желательно, не больше двух. СПАСИБО.

Наши рекомендации