Самостоятельная творческая работа по темам
1. Составление анкеты для изучения мнения студентов.
2. Обсуждение анкеты на заседаниях научно-исследовательского кружка.
3. Подготовка анкеты к исследованию.
4. Организационная работа, предваряющая исследования.
5. Проведение исследования.
6. Обработка анкет, сведение данных, их описание.
7. Подготовка материала к выступлению на научно-практической конференции студентов.
8. Подготовка материала, тезисов доклада для сборника трудов студентов.
9. Составление таблиц: виды социальных экспериментов, классификация документов, виды выборок, виды опросов, виды наблюдений и др.
ТЕСТ
1. Любая область социума это есть:
- Тема исследования - Источник информации
- Объект исследования - Единица анализа
- Предмет исследования - Проблемная ситуация
2. К какому социологическому фактору относится понятие «гипотеза»:
- К программе исследования - К интерпретации понятий
- К эксперименту - К методам исследования
- К выборке - К прогнозированию
- К анализу и подведению итогов
3. Отметьте требования, предъявляемые к интервьюерам, анкетёрам:
- Выносливость - Эрудиция
- Общительность - Умение говорить и слушать
- Нетерпимость - Наблюдательность
- Сдержанность - Самокритика
- Строптивость - Знания, осведомленность
4. Объясните, в чем содержание нижеследующих видов выборок:
- Случайная - Квотная
- Повторная - Интервальная
- Серийная - Контент-анализ
- Гнездовая
5. Поясните, в чем сущность наблюдений:
- Внешнего (невключенного) - Систематического
- Внутреннего (включенного) - Случайного
- Полевого - Осознанного
- Лабораторного - Неосознанного
6. Расставьте по порядку этапы подготовки наблюдений к исследованию:
- Контроль
- Пробное наблюдение
- Разбор
- Наряд – задание
- Ознакомление
- Характеристика
7. Существует несколько видов вопросов респондентов о ценностях, о фактах, о мнениях, о мотивах, о действиях. Объясните, что означают виды вопросов, приведенных в таблице:
Прямые
Косвенные
Личные
Безличные
Диалоги
Прожективные
Вводные
На переключение
Заключительные
Фильтры
Контрольные
Наводящие
Закрытые
Открытые
Полузакрытые
Дихотомические
Шкальные
Поливариантные
Задание 1
Заполните таблицу: «Виды социологических исследований»
Источник «Практикум по социологии». Руденко Р.И. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – С. 425
Задание 2
Заполните таблицу классификации вопросов анкеты
Источник «Практикум по социологии». Руденко Р.И. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – С. 426
Задание 3
Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы
№ п/п | Вопросы | Ответ | |
да | нет | ||
1. | В социологическом опросе выясняются субъективные мнения людей, называемых респондентами? | ||
2. | Социологический опрос начинается с составления анкеты? | ||
3. | Конечная стадия социологического исследования – разработка рекомендаций? | ||
4. | Научная теория – предложение о самих научных понятиях? | ||
5. | Наблюдение бывает контролируемым и неконтролируемым? | ||
6. | Анализ документов бывает включённым и невключённым? | ||
7. | Наблюдение – это самый распространённый метод в социологии? | ||
8. | Выборочная совокупность всегда больше генеральной? | ||
9. | В социологической анкете всегда необходимо указать имя, фамилию и отчество? | ||
10. | Генеральной совокупностью считают всё население или ту часть, которую социолог намерен изучать? | ||
11. | Выборочная совокупность – разновидность сплошного опроса? | ||
12. | Открытые вопросы легче обрабатывать на компьютере? | ||
13. | Все анкеты подразделяются на два основных типа – открытые и закрытые? | ||
14. | Один и тот же вопрос можно сделать открытым и закрытым? | ||
15. | Основа сплошного опроса – выборочная совокупность? | ||
16. | Социолог имеет право опрашивать специально подобранных людей? | ||
17. | Выборочные опросы требуют более изощрённой техники и методов, чем сплошные? |
Источник «Практикум по социологии». Руденко Р.И. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – С. 426
Литература
1. Журавлева Г.Т. Прикладная социология. – М., 1998
2. Как провести социологическое исследование. – М., 1990
3. Рабочая книга социолога. – М., 1993
4. Социология. Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 1998, с. 308-346
5. Харчева В. Основы социологии. Учебник. – М., Логос, 1997, с. 259-289
6. Ядов В.А. Социологические исследования: методология, программа, методы. – М., 1987
7. Аэп Э. Введение в социологию – СПб, 1999
8. Гидденс Э. Социология. – М, 1999
9. Общая социология: Учебное пособие/ Под. Общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева – М., 2000