Законы, обоснованные О. Контом
Закон классификации наук определяет иерархию позитивных наук. В ней
отражена последовательность достижения различными отраслями знаний
позитивного состояния: математика – астрономия – физика – химия – биология –
социальная физика (социология), т.е. позитивная наука об обществе. В работах
последнего периода жизни к этому списку Конт добавляет ещё одну «позитивную
науку» – мораль. «Сфера морали, – писал он, – более специфична, более сложна и
более благородна, чем та, что есть у социологии». Включив мораль в позитивные
науки, ученый вообще провозглашает позитивизм религией. «Позитивизм
становится в истинном смысле этого слова религией; единственной религией,
которая реальна и совершенна и потому её предназначение состоит в замене всех
несовершенных и временных систем», – заключает он.
Заметим, что предложенная классификация основывается на структурных
связях наук, а не генетических, что в целом было характерно для метафизических
взглядов на науки в первой трети XIX века.
Закон двойной эволюции обосновывает прямую зависимость уровня
социального прогресса от состояния развития позитивных наук. Иными словами,
чем выше уровень развития наук в обществе, тем оно, по Конту, находится на
исторически более высокой стадии.
Закон трех стадий интерпретирует основные этапы развития человеческого
мышления, всех социокультурных реалий, включая отрасли научного знания, а
также самих обществ. Так, трем стадиям развития человеческого ума —
теологической, метафизической и позитивной — соответствуют три аналогичные
стадии исторического развития человечества. Первая, охватывающая древность и
раннее средневековье, характеризуется господством религиозного мировоззрения
и, соответственно, «абсолютного знания»: все явления природы и общества
объясняются сначала через влияние находящихся в них потусторонних сил
(фетишизм), затем множества богов (политеизм) и, наконец, – одного бога
(монотеизм). Вторая отмечается выдвижением в центр общественной жизни
философов-метафизиков, которые все трактуют с позиций либо «сил природы»,
либо «воли людей». Третья — высшая, начавшаяся в XIX в., утверждается на
основе научного, позитивного сознания в обществе. Наступает расцвет наук, на
смену аристократии приходит социократия – социологии-проповедники,
предназначение которых состоит в поиске и обоснование конкретных и
абстрактных законов. Первые вырабатываются индуктивно на основе
эмпирических исследований, вторые (более важные!) – дедуктивно с помощью
теоретических обобщений. Они позволяют разрешить кризис социальный с
помощью научно обоснованной, позитивной политикой. Кризис в менталитете и
духовной жизни людей также разрешается путем замены старой, традиционной
религии с Богом на “религию человечества”. Торжество позитивных наук, по
Конту, неизбежно предопределяет эволюционный прогресс в направлении
утверждения позитивного общества, как цели, которая желанна для всех
политиков, овладевших законами социальных изменений.
Индивиды в системе порядка и прогресса (по мотивам контовских
Идей)
Как правило, все социологи демонстрировали значимость своей теории, её
методов на примере более детального исследования конкретных социокультурных
реалий – отдельного случая. Представляется, О. Конт в своих произведениях
весьма рельефно показал, как «работают» обоснованные им законы в отношении
движения индивидов к позитивному обществу, олицетворяющему собой систему
порядка и прогресса одновременно.
Как считал ученый, человек сам по себе несовершенен. Его поведение
детерминируется скорее «низшими» проявлениями эгоизма, чем «высшими»
соображениями альтруизма. Природные инстинкты порождают негативные
импульсы, эгоистические мотивы и соответствующие деструктивные действия в
отношении общества. В конечном итоге, они создают предпосылки несвободы
индивида, его социальной слабости и незащищенности перед лицом
интеллектуальной анархии, морального и политического беспорядка. Негативные
импульсы не могут контролироваться изнутри самим индивидом, но на них можно
воздействовать извне со стороны общества и его структур. Более того, последние
(прежде всего семья и религия) потенциально могут вырабатывать
альтруистические мотивы поведения. Но чтобы их потенциал был полностью
реализован нужны еще исторические основание в виде позитивизма. С точки
зрения ученого, теологическая стадия способна обеспечить порядок, но не
прогресс. Метафизическая наоборот – прогресс без порядка. Позитивизм же
позволяет утвердить как порядок, так и прогресс, причем впервые с рациональной
свободой индивида: «настоящая свобода ничто иное, как рациональное подчинение
законам природы», – заявляет ученый. Более того, позитивизм привносит ещё один
фактор интеграции людей в систему порядка и прогресса – разделение
профессиональной занятости, которое обеспечивает взаимозависимость
индивидов на уровне позитивных эмоций, чувств и в конечном итоге любви друг к
другу. «Девиз позитивизма – Любовь, Порядок, Прогресс», – утверждает О. Конт.
х х х
Обращаясь к последующим поколениям социологов, Конт поставил перед
ними долговременную задачу: важно искать и обосновывать законы и
закономерности! И социологи пытались найти причинно-следственные
закономерности развития общества, экономических и политических реалий. В
России приверженцами объективных законов были М.М. Ковалевский, Г.В.
Плеханов, В.И. Ленин, советские обществоведы; в Америке – такие известные
социологии, как Г. Мид, Т. Парсонс и некоторые их ученики.
Идеология теорий, основанных на объективных законах, состоит в том, что,
опираясь на прошлое и настоящее, можно верно, “научно” предвосхищать
будущее. Коль скоро законы объективны, они с “железной неизбежностью”
обеспечивают практическое воплощение “научного предвидения” в жизнь. Вожди,
элиты, массы, будучи “вторичным, производным фактором”, своими конкретными
политическими действиями могут лишь ускорить или замедлить ход
общественного развития, идущего-де в направлении универсальных образцов
развития, единой цивилизации.
Однако очевидные факты свидетельствуют, что объективные законы
исторического прогресса не подтверждались реальными социально-
экономическими и социально-культурными процессами. Сохраняют свою
специфику европейская, северо-американская, латино-американская, афро-
азиатская и другие цивилизации. В чем тут дело? Очевидно, необходимо сегодня
признать, что социологические теории, основанные на жестких «объективных
законах», имеют ограничения во времени и в пространстве. Многие из них не
оказались столь универсальными, как это полагали их создатели и последователи.
Другие были опровергнуты социальными фактами, взятыми из другого социо-
культурного контекста. Как отмечает известный российский социолог В.А. Ядов,
«более существенно то обстоятельство, что каждая страна, каждое общество
включается в общемировой социальный процесс своим неповторимым путем»1.
Проблему отличия общественных наук и теорий от естественных,
соответственно, законов общества и природы, мы ещё рассмотрим подробнее.
Сейчас же снова вернемся к первым социологам. Их теоретическое наследие, во
многом не востребованное учеными и политиками до сих пор, позволяет не только
осознать современную значимость их научной и просветительской деятельности,
но и глубже понять нынешние реалии в России и других странах.