Расчет дорожной одежды
Дорожная одежда – конструкция проезжей части, по которой непосредственно движутся транспортные средства.
Покрытие – слой дорожной одежды, который воспринимает основную динамическую нагрузку от воздействия движущегося автомобиля, передает ее на нижележащий слой в уменьшенном состоянии, а также воспринимает действие окружающей среды.
Основание – слой, лежащий ниже покрытия, основная задача которого воспринять остаточную нагрузку после прохождения покрытия и передать ее в уменьшенном виде на подстилающий слой.
Дренирующий слой – устройство, предназначенное для предотвращения подъема капиллярной воды с грунта земляного полотна в вышележащие слои дорожной одежды.
Подстилающий слой – верхний слой земляного полотна, обработанный катками и обезвоженный.
Выбираем расчетную нагрузку Н-10, так как заданная грузоподъемность автомобиля Г=8
т. Диаметр следа колеса при такой нагрузке d=36 см, удельное давление на единицу площади следа покрытия p=6 кгс/см2.
3.1 Расчет дорожной одежды для подъездных путей(IV категории дороги)
Весь транспортный поток, движущийся по расчетному участку дороги, приводим к единой нагрузке по формуле:
где Uпрi – приведенная интенсивность i-го вида транспорта в общем транспортном потоке;
- коэффициент приведения i-го вида транспорта к расчетной нагрузке. Так как заданная грузоподъемность автомобиля Г=8т коэффициент приведения =0,43.
-коэффициент зависящий от количества n полос движения, т. к. n=2, =0,5.
Нагрузку по верху первого слоя определяем по Номограмме 1.
Е1в=1550 кгс/см2. К конструированию принимаем капитальную дорожную одежду.
Схема капитальной дорожной одежды.
Е1в=2140 кгс/см2
а/б Е=15000 кгс/см2
основание 1 – материал без вяжущих
основание 2 – материал без вяжущих
песок средний Е=1200 кгс/см2 φ=42˚ с=0,6
супесь пылеватая Е=210 кгс/см2 φ=11˚ с=0,07
Расчет дорожной одежды ведем в табличной форме.
Таблица 4 – Расчет на прочность дорожной одежды для IV категории дороги
Этап расчета | Материал слоя | Модуль упругости слоя Еi, кгс/см2 | Толщина слоя hi, см | hi/d | Еiн/ Еi | Еiв/ Еi | Модуль упругости по низу слоя Еiн, кгс/см2 | Модуль упругости по верху слоя Еiв, кгс/см2 |
I | Асфальтобетон | 0,19 | 0.105 | 0.14 | ||||
Черный щебень (из щебня I и II класса) | 10,5 | 0.29 | 0.115 | 0.175 | ||||
Черный щебень (из щебня I-III класса) | 0.41 | 0.09 | 0.17 | |||||
Песок средний | 35,3 | 0.98 | 0.175 | 0.45 |
Проверка на сдвиг
Проверка на сдвиг делается между слоями основания, где материал берется без вяжущих и между слоем песка и грунта.
Е1в=2140 кгс/см2
асфальтобетон Е=15000 кгс/см2
основание 1 – материал с вяжущим
основание 2 – материал без вяжущих
II плоскость
песок средний Е=1200 кгс/см2 φ=42˚ с=0,6
I плоскость
супесь пылеватая Е=210 кгс/см2 φ=11˚ с=0,07
I плоскость.
Проверка на сдвиг определяется по формуле:
Та ≤ Тдоп,
где Та – максимальное касательное напряжение, возникающее в плоскости контакта слоев. Определяется по формуле:
Та=τам+τав; кгс/см2,
где τам – активное касательное напряжение, возникающее на плоскости контакта слоев от динамической нагрузки;
τав – активное напряжение сдвига, возникающее на плоскости контакта слоев от веса конструкции;
Тдоп – допустимое активное напряжение сдвига для материала, лежащего ниже плоскости расчета. Определяется по формуле:
Тдоп=к’∙с; кгс/см2,
где с – коэффициент сцепления материала, лежащего в основании плоскости расчета.
Коэффициент к’ определяется по формуле:
где к1 - коэффициент, учитывающий снижение сопротивления материала при повторной нагрузке. =0.6;
к2 – коэффициент запаса на неоднократные условия работы конструкции. Зависит от интенсивности движения автомобилей на одну полосу. При данной интенсивности движения к2=0.65;
m – коэффициент перегрузки при движении автомобиля. При совместной работе слоев m=0.15;
n – коэффициент, учитывающий условия на контакте конструктивных слоев. n=1.15;
кпр** - коэффициент, зависящий от требований к эксплуатационным качествам дорожной одежды. Для капитальной дорожной одежды кпр**=1.
Тдоп=0.29∙0.07=0.02 кгс/см2.
τам/p определяем по Номограмме 3 по Еср/Еплв и ∑hi/d.
где Еi и hi – соответственно модуль упругости материала и толщина слоя, лежащего выше плоскости контакта.
По Номограмме 3 или 4 τам/p=0.012, τам= 0,072
По Номограмме 5 определяем τав=0.01.
Та=0.072+0.01=0.082 кгс/см2.
Тдоп=0.02 кгс/см2; Та=0.082 кгс/см2. Проверка не проходит.
Уплотняем рабочий слой грунта.
Егр=420, φ=21˚, с=0.26.
Тдоп=0.52∙0.26=0.135кгс/см2.
τам/p=0.0151
τам =0,09
τав=-0,009
Та=0.09-0.009=0.081 кгс/см2.
0.081<0.135.
Проверка проходит.
II плоскость
к1=0.6;
к2=0.65;
m=1.15, так как материалы не связаны;
n=1.15;
кпр**=1;
Тдоп=0.29∙0.6=0.174 кгс/см2
τам/p=0.006
τам =0,036
τав=-0.06
Та=0.036-0.06=-0.024 кгс/см2.
-0.06<0.174.
Проверка проходит.
Проверка на изгиб
При проверке на изгиб рассчитываются монолитные слои из асфальтобетона и материалов, пропитанных вяжущими. При проверке на изгиб должно соблюдаться следующее неравенство:
где - максимальное напряжение изгиба, которое может выдержать расчетный слой. Для асфальтобетона Rизг=20 кгс/см2.
σr – максимальное напряжение изгиба, возникающее в расчетном слое.
Е1в=2140 кгс/см2
асфальтобетон Е=15000 кгс/см2 I плоскость
основание 1 – материал с вяжущим II плоскость
основание 2 – материал без вяжущих
песок средний Е=1200 кгс/см2 φ=42˚ с=0,6
супесь пылеватая Е=210 кгс/см2 φ=11˚ с=0,07
I плоскость
σr определяется по формуле:
где - удельное максимальное напряжение изгиба в расчетном слое.
определяем по Номограмме 6 по h/d и Еср/Е2в.
В данном случае Еср=Еосн1.
Еср=15000 кгс/см2.
кгс/см2
=1.15∙6∙1,7=11,73 кгс/см2.
11,73<20.
Проверка проходит.
II плоскость
Для черного щебня из щебня I и II класса Rизг=10 кгс/см2.
По Номограмме 7 определяем .
Увеличиваем толщину слоя =15
0,24
=1,15∙6∙0,24=1,65 кгс/см2.
1,65<10.
Проверка проходит.
3.2 Расчет дорожной одежды магистрального хода(для III категории дороги)
Расчет проводим аналогично.
Е1в=2300 кгс/см2. К конструированию принимаем капитальную дорожную одежду.
Схема капитальной дорожной одежды.
Е1в=2300 кгс/см2
асфальтобетон Е=15000 кгс/см2
основание 1 – материал с вяжущим
основание 2 – материал без вяжущих
песок средний Е=1200 кгс/см2 φ=42˚ с=0,6
супесь пылеватая Е=210 кгс/см2 φ=11˚ с=0,07
Расчет дорожной одежды ведем в табличной форме
Таблица 5 – Расчет на прочность дорожной одежды магистрального хода
Этап расчета | Материал слоя | Модуль упругости слоя Еi, кгс/см2 | Толщина слоя hi, см | hi/d | Еiн/ Еi | Еiв/ Еi | Модуль упругости по низу слоя Еiн, кгс/см2 | Модуль упругости по верху слоя Еiв, кгс/см2 |
I | Асфальтобетон | 0.19 | 0.11 | 0.15 | ||||
Черный щебень из щебня I и II класса | 10,5 | 0.29 | 0.12 | 0.183 | ||||
Щебеночные слои (из щебня I-III класса) | 15,7 | 0.43 | 0.09 | 0.18 | ||||
Песок крупный | 35,6 | 0.99 | 0.175 | 0.45 |
Проверка на сдвиг
Е1в=2300кгс/см2
асфальтобетон мелкий Е=15000 кгс/см2
основание 1 – материал с вяжущим
основание 2 – материал без вяжущих
II плоскость
песок средний Е=1200 кгс/см2 φ=42˚ с=0,6
I плоскость
суглинки пылеватые Е=210 кгс/см2 φ=11˚ с=0,07
I плоскость.
к1=0.6;
к2=0.65;
m=1.15;
n=1.15;
кпр**=1, так как дорожная одежда капитальная.
Тдоп=0,29∙0,07=0,02 кгс/см2.
τам/p=0.01.
τам =0,06
τав=0.012.
Та=0.012+0.06=0.072 кгс/см2.
Тдоп=0.02 кгс/см2; Та=0.072 кгс/см2. Проверка не проходит.
Уплотняем рабочий слой грунта.
Егр=420;
φ=21˚;
с=0,26.
Тдоп=0.52∙0,26=0.135 кгс/см2.
τам/p=0.012
τам =0,072
τав=-0.009
Та=0.072-0.009=0.063 кгс/см2.
0.063<0.135.
Проверка проходит.
II плоскость
к1=0.6;
к2=0.65;
m=1.15,
n=1.15;
кпр**=1;
Тдоп=0.29∙0,6=0,176 кгс/см2
τам/p=0,007
τам =0,042
τав=-0,062
Та=0,042-0,062=-0,02 кгс/см2.
-0,02<0,176
Проверка проходит.
Проверка на изгиб
Е1в=2300кгс/см2
асфальтобетон мелкий Е=15000 кгс/см2 I вариант
основание 1 – материал с вяжущим II вариант
основание 2 – материал без вяжущих
песок средний Е=1200 кгс/см2 φ=42˚ с=0,6
супесь пылеватая Е=420кгс/см2 φ=21˚ с=0,26
I вариант
Для асфальтобетона Rизг=20 кгс/см2.
где - удельное максимальное напряжение изгиба в расчетном слое.
определяем по Номограмме 6 по h/d и Еср/Е2в.
В данном случае Еср=Еосн1.
Еср=15000 кгс/см2.
кгс/см2
=1.15∙6∙1,7=11,73 кгс/см2.
11,73<20.
Проверка проходит.
II плоскость
Для черного щебня из щебня I и II класса Rизг=10 кгс/см2.
По Номограмме 7 определяем .
Увеличиваем толщину слоя =15
0,24
=1,15∙6∙0,24=1,65 кгс/см2.
1,65<10.
Проверка проходит.