Семинар 1. Историческое изменение семьи как социального института

Слайд 1

Тема 1. Введение. Предмет, цели и задачи курса «Социология семьи»

История семьи переплетена с антропогенезом – становлением человека и социогенезом – возникновением социума, общества. Становление человеческого общества предполгает подавление зоологических инстинктов, введение их в социальные рамки. Исторически шло обуздание, очеловечивание основных биологических инстинктов – пищевого и полового. Именно порэтому система отношений полов и ее развитие тесно связан со становлением социальной жизни.

Слайд 2

Современная эволюционная теория происхождения человека относит появление предка человека – прямоходящую человекообразную обезьяну – рамапитека – к нескольким миллионам лет назад (14-4 млн. лет до н. э.).

Согласно геохронологической периодизации истории земли и человечества антропоген – период существования человеа – соответствует плейстоцену – антропологическму периоду земли. Голоцен – современная геологическая эпоха, которая развивается до сих пор. По последним данным антопологии, эволюция человеческой линии заняла около 10 млн. лет.

Слайд 3

Переходное звено между обезьяной и человеком – австралопитек ( от лат. южный и греч. – обезьяна). Основные находки австралопитеков – африканские. Прямохождение австралопитека подтверждено современными биотехническими исследованиями. Рост автсралопитека 120 –15- см., объем мозга – 500 см. куб., продолжительность жизни не более 20 лет. По последней реконструкции, предлюди жили небльшими группами – 2-3 десятка особей, недалеко от воды, на границе леса или равнины. В пищу употребляли дикие плоды, мелких животных – грызунов, зайцев, ящериц. Спали н деревьях. На земле делали гнезда – укрытия от диких зверей из колючих веток в скалах, пещерах, баррикадируя вход. Пользовались естественными орудиями труда – камнями, палками, костями.

Последние комплексные исследования подтверждают в основном дарвинистские эволюционные идеии. Сенсационным открытием является открытие корковых полей в мозге обезьян, которые являются механизмом образования понятий. Это открытие привело к выводу о наличии у обезьян доязыковго, авербального мышления.

Оказывается, шимпанзе имеют понятие о форме, расстоянии, они способны дифференцировать альтернативные варианты, выбирая для себя оптимальный. Опыты показывают, что шимпанзе усваивают язык глухонемых – до 500 языковых знаков.

По физиологическим реакциям человек ближе всего к кгориллам и шимпанзе. Человек относится к животным хордового типа, классу млекопитающих, отряду пиматов, семейству гоминид. Сходство человека с приматом подстверждается на любом уровне биологической организции. Человека отличает членораздельная речь, концептуальное мышление, трудовая деятельность.

Социальность имеет свои биологические предпосылки. Большинство антропологов сходятся во мнении, что появление прямоходящих австралопитеков – результат макромутации. Прямохождение – комлексный феноме, связанный с экологическими изменениями, космической радиацией и вулканической активностью. Как и во времена Ч. дарвина, наиболее вероятной прародиной человечества представляется область Восточно-Африканского рифта – гигантского горного разлома.

В последнее время весьма актуальной стала так называемая альтруистическая теория гомонизации. Очевидно, что выжили наиболее сплоченные и умные группы австралопитеков.

С течением времени связь между функцией руки и развитием зоны мозга привели предлюдей к овладению праорудиями и началу систематической трудовой деятельности. Основные положения трудовой теории антропогенеза Ф. Энгельса подтверждаются последними открытиями и разделяются большинством антропологов.

Слайд 4

Английский археолог Луис Лики в Олдовайском ущелье в Танзании нашел останки древнего человека, получившего в науке название «хомо хабилис» – «человек умелый». Время обитания «человека умелого» в схеме исторической периодизации древности приянто называть олдовайской культурой. Олдовайский человек отличался систематической трудовой деятельностью и владел палочными орудиями труда.

Слайд 5

Если следы «человека умелого» обнаружены пока тольков Африке, то так называемые архантропы – человек прямоходящий (питекантропы, синантропы) проживали в разных климатических зонах. Архантропы относятся к ашельской культуре, название которой связано с находками древних останков во Франции, местечке Сент-Ашель. Человек ашельской культуры обитал на земле повсеместно 800-200 тыс. лет назад и умел сам изготовлять примитивные орудия труда. На процесс антропогенеза большое влияние оказывало изменение климата. За время антропогена произошло около 8 серьезных оледенений. В эпохи максимальных похолоданий площдь ледников превышала современную в 13 раз. Резкое похолодание, вероятно, приводило к массовой гибели животных и растений, при этом выживали сильнейшие экземпляры, обеспечивая в дальнейшем развитие своего вида. Этот процесс говорит о том, что линейный прогресс невозможен, он связан с огромными потерями и трагчиескими катастрофами.

Слайд 6

В очередной послеледникоый период произошел новый эволюцмонный скачок – появление неандертальца, жившего на протяжении длительного исторического периода – 200-40 тыс. лет назад. Неандертальцы умели создавать не только искусственные орудия труда, но строить жилища, хоронить умерших.

Анропогенез неотделим от социогенеза. В ходе эволюции человека в первую очередь закреплялись и усиливались те наследственные изменеиия биологической организации людей, которые вели его к социализации.

Важнейшим фактором социализации является порядок отношений между полами. История человечсекой семьи – один из самых запутанных, спорных и гипотетических вопросов науки.

Существуют две основные гипотезы, раскрывающие сущность древнейших форм брака. Первая точка зрения связывает всю первобытную историю человечества сгрупповым браком, вторая – отрицает наличие групповых форм отношений между полами, исходит из представления об универсальности индивидуального брака.

В наше время большинство исследователей древности считают, что, выйдя из животного состояния, люди приняли стадный образ жизни, свяазнный с промискуитетом.

В далекой древности форма отношений между полами по всей вероятности, определяла весь социальный порядок стадного человеческого общества. Стадо прошло огромный путь от ранних коллективов австралопитеков до неандертальцев.

Слайд 7

Промискуитет в переводе с лат. означает «общий, смешанный». Очевидно, древнее стадо было промискуитетным. Это означает, что внутри стада предлюдей существовали неограниченные половые связи, отстуствовали половые запреты. Промискуитет нельзя трактовать как беспорядочные отношения. Сторонники теории промискуитета считают этот порядок вещей зарождением определенных социальных норм. Промискуитет обеспечивал подавление зоологического соперничества в борьбе за самку. Многие стада животных погибают из-за такого соперничества.

В первобытных коллективах должна быть исключена ревность, изначально связанная с зоологическим законом доминирования. Промискуитет содействовал обузданию животных половых инстинктов, способствуя их очеловечиванию. Промискуитетный брак поддерживал стадную коллективность. Без промискуитета не могло оформиться первичное стадо предлюей с его постоянством и коллективностью. Промискуитетные стада оказались наиболее сплоченными и в результате жизнестойкими. Промискуитет – это первый социальный порядок, обеспечивающий дальнейшую антропологическую. Эволюцию. Вероятно, основным противоречием стадного образа жизни была борьба 2-х начал: биологического и социального, между зоологическими инстинктами и развивающейся социальностью. В стадах предлюдей, где доминирование исчезло, появилось равное распределение и согласованность. Доминирование обеспечивает порядок только при биологических вязях, социальные отношения в условиях доминирования не развиваются. Первые социальные организмы возникали как пракоммуны. Процесс распределенния пищи был непосредственно связан с ее потреблением – равный доступ к пище всех членов коллектива. Промискуитет привел к обузданию полового инстинкта, а уравнительное распределение, которе отсутствует у животных, подчиненных закону доминирования, подчиняло пищевой инстинкт. Ведущей тенденцией развития стадного общества было развитие социальных начал. Первые люди в борьбе за существование ыработали инстинктивную солидарность.

В отличие от стада животных человеческое стадо отличалось стабильностью и постоянством. Стабильность стада обеспечивалась общественной дисциплиной и взаимопомощью. Стадные отношения предлюдей не были зоологическим хаосом, а являлись первой социальной формой жизни, связанной с определеннми правилами и нормаи социального поведения. Таким образом. Промискуитет – это одна из самых ранних форм оргаизации.

Стабильность и постоянство человеческого стада способствовали созданию условий сохранности потомства в любое время года. Постепенно праматерь человеческая утратила сезонность размножения. Отсутсвие сезонности, постоянство сексуальных связей привели к повышению энергетического потенциала человечества как основы общественных форм существования. Энергетический фонд человека в 4 раза выше, чем у других млекопитающих. Этот факт подтверждает, что антропогенез и социогенез – синхронные, взаимосвязанные процессы. О происхождении семьи рассказывает известная работа Фрилрха Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»

Слайд 8

Работа Ф. Энгельса «Проихождение семьи, частной собственности и государства».

История создания книги была такова. Разбирая архивы К. Маркса, Энегльс обнаружил подробный конспект книги Л. Г. Моргана «Древнее общество», содержащий большое число критических комментариев, дополненных выписками из других источников. Убедившись в том, что данные этнолога подстверждают марксово понимание истории и представление о первобытном общесте, Энегльс счел своим долгом завершить этот труд.

Морган провел большую часть своей жизни среди ирокезов, и был усыновлен одним из этих племен. У ирокезов господствовало единобрачие. Воссоздавая историю в обратном порядке, Моргаен пришел к выводу, что существовало первобытное состояние, когда внутри племени господствовали неограниченные половые связи (гетеризм). Причем половые связи были не только между братьями и сестрами, но и между детьми и родителями. Постепенно из них развились другие формы семьи

1. Кровнородственная семья. Брачные группы разделены по поколениям. Взаимные супружеские права исключаются только между родителями и детьми, в то время, как они разрешены между братьями и сестрами. Эта форма семьи вымерла. Но то, что она была, подтверждается гавайской системой родства в Полинезии.

2. Пуналуальная семья. Табу на половые отношения между братьями и сестрами, сначала родными, а затем и дальними. Возникает институт рода. В пуналуальной семье Морган находит классическую форму группового брака у австралийских негров. Здесь племя разделилось на 2 большие группы – кроки и кумите. Половые связи внутри каждой группы запрещены. Каждый мужчина от рождения является мужем женщины из другого класса. Не отдельные группы, а целые классы состоят в браке. При похищении женщин проявляются признаки перехода к едниобрачию, по крайней мере, в форме парного брака. Молодой человек похищает девушку вместе со своими друзьями, вместе они вступают с ней в связь. Но после этого она все равно считается женой того, кто был зачинщиком похищения. Если она убежит от мужа, или если ей завладеет другой мужчина, то она становится женой последнего, а первый утрачивает власть. Таким образом, наряду с групповым браком возникают соединения отдельных пар на более или менее длительное время.

3. Парная семья. Известно соединение отдельных пар в условиях группового брака, когда муж имел главную жену среди других людей и жена имела главного мужа, среди других мужей, создавая путаницу. Постепенно групповые браки вытесняются парной семьей. Мужчина живет с одной женой, но сохраняет право на нарушение верности, но от женщины требует строжайшей верности. Брачные узы могут быть легко расторгнуты любой из сторон, а дети, как и прежде, остаются с матерью. Круг брачных связей сужается. Прежде у мужчин не было недостатка в женщинах. Теперь их приходится искать. Поэтому начинается похищение и покупка женщин. Детей не спрашивают, с кем они хотят вступить в брак, им сообщают о сделке. Жених дарит подарки родственникам матери со стороны невесты. Брак может быть легко расторгнут по желанию любого из супругов. Многие племена отрицательно относятся к этому. При раздорах в дело вступают родственники и улаживают отношения. И только в том случае, когда брак расторгается, дети остаются у жены, а стороны снова могут вступать в брак. Парная семья очень слабая и недостаточно оснований для заведения совместного хозяйства. Хозяйство ведется коммунистическим способом, при решающей роли женщин. Если муж ленив или неловок, сколько бы ни было принадлежащего в доме имущества, детей, но все равно каждую минуту ждет приказания от жены убираться вон.

Право на первую брачную ночь на невесту часто достается жениху в последнюю очередь. Женщинам такой переход к замужеству казался унизительным, и они добиваются для себя права сожительствовать только с одним единственным мужчиной. В ответ мужчины вводят многамию для женщин. Кроме того, стала развиваться собственность. На долю мужчин выпали походы за мамонтом. По мере того, как богатства росли. Они с одной стороны давали больше влияния мужу, с другой стороны порождали желание оставить богатство внутри рода. Постепенно определение происхождения по женской линии замещается на определение происхождения по мужской. Ниспровержение материнского права стало всемирно-историческим поражением женского пола. Жена стала превращаться в орудие деторождения. Возникла патриархальная семья. В ее состав входили и рабы. Законченный тип такой семьи – римская семья. Многоженство и многомужество стали исключены. Оказавшись вне мнгоженства мужчины не смогли найти себе утешения среди женщин, оказавшихся вне многомужества. Число мужчин и женщин было примерно одинаковым. Ни одна из форм брака не могла стать общепринятой. Исключение составило многомужество в Индии и Тибете. А также клубные браки. Мужчины – в многоженстве, женщины – в многомужестве.

4. Моногамная семья. Возникла на рубеже между средней и высшей ступенью варварства. Основана на господстве мужа, с целью рождения детей. Прочность брачных уз увеличивается. Право на супружескую неверность остается за мужчинами. Уже у греков, в героическую эпоху женщина унижена господством мужа и конкуренцией рабынь. У греков-дорийцев еще встречается парный брак. Бездетные браки расторгаются. Несколько братьев могли иметь общую жену. У ионийцев женщины вели хозяйство, жили в обособленной части дома, удалялись в присутствии мужчин. За ними присматривали евнухи с собаками. У Еврипида жена обозначается словом среднего рода oikurema, что значит вещь для присмотра за хозяйством. Греки занимаются гимнастикой и упражняются в ученых беседах и общественных делах. Жена -старшая служанка. Гетеризм варварства трансформировался в проституцию. Сначала девушки любви отдаются за деньги во имя Богини в соответствующем храме. Затем этим стали заниматься только служительницы храма. У других народов гетеризм ведет происхождение от права девушек на свободную жизнь до брака.

Итогом моногамии для мужчин стало появление 2 общественных типов: постоянный любовник жены и муж-рогоносец.

По словам Энгельса, у всех господствующих классов брак – сделка, которую устраивают родители. Поэтому, первая страсть – рыцарская любовь, склоняющая к адюльтеру.

Заключение брака в буржуазной семье имеет два образца:

1) католические страны. Родители подыскивают невесту своему сыну. В результате – расцвет гетеризма со стороны мужа. У самого – рога от жены. (французская литература).

2) Протестантские страны. Буржуазный сын имеет право выбирать себе жену в пределах своего класса, в основе выбора может лежать любовь. В меньшей степени гетеризм со стороны мужа и неверности со стороны жены (немецкая литература).

Но в любом случае – это браки по расчету. Отношения, основанные на любви, по Энгельсу, возможны только у пролетариата, поскольку у него нет собственности.

Далее Энгельс рассматривает возникновение рода у ирокезов. Род выбирает и смещает своего вождя. Имущество общее внутри рода. Табу на инцест. Члены рода должны оказывать друг другу поддержку. Род имеет свои праздники и ритуалы. Мужчины и женщины имеют право голоса на собраниях рода на равных. Возникают фратрии – объединения нескольких родов. Объединение нескольких фратрий образует племя. К 15 в. сложился вечный союз ирокезов, состоящий из родственных племен, собирающий союзный совет, выбирающий и смещающий главу.

У греков также род-фраттрия-племя- союз племен. Род также имеет общие празднества, места погребения, права взаимного наследования, поддерживают друг друга. Также у них есть права и обязанности жениться ни сиротах или наследницах. Счет происходит по отцу, табу на брак внутри рода, кроме наследниц и сирот, право усыновление кого-то чужого родом. Избирают и смещают старейшин. Для ограждения от посягательств на частную собственность требовалось учреждение и таким учреждением становится государство.

У римлян почти также, как у греков.

У кельтов и германцев роды-общины. Затем парный брак. В Уэльсе в 11 в. семьи могли разводиться только в первые 7 лет. Даже, сели до истечение 7 лет оставалось 3 ночи, то супруги расходились и делили имущество. В случае развода муж получал 2 детей, жена 1 – причем именно среднего. Если после развода жена желала вступить в новый брак, а первый муж пожелал получить ее вновь, то она обязана была последовать за ним, даже, если уже переспала с новым. Целомудрие девушек до свадьбы не соблюдалось. Но, если жена изменяла мужу, то он имел право избить ее (1 из 3-х случаев, когда ему это позволялось, в остальных случаях это преследовалось законом), но зато после этого, он уже не мог требовать удовлетворения, поскольку за один и тот же проступок полагается либо искупление вины, либо месть, но ни то и другое вместе. Причины. по которым жена могла требовать развода достаточно разнообразны, например, дурной запах изо рта. Подлежало выкупу за деньги у вождя или короля право первой брачной ночи. Женщины пользовались правами в народных собраниях. Браки на время были обычными, и жене при разводе обеспечивалась преимущество, возмещение за работу по домохозяйству. Не делалось различия между брачными и внебрачными детьми. Встречалась и одна жена наряду с другими женами.

Слайд 9

Семинар 1. Историческое изменение семьи как социального института

´ 1. Исторические предпосылки смены форм брака.

´ 2. Вклад русских ученых в социологию семьи. Ковалевский М. М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. Спб., 1897.

´ 3.Феминистские идеи и семья. Брайсон В. Политическая теория феминизма. М.: Идея-пресс, 2001. Коллонтай А.М. Семья и посткоммунистическое государство.

´ 4. Кризис семьи. Питирим Сорокин: "Кризис современной семьи. http://portal21.ru/news/we_recommend.php?ELEMENT_ID=6166

´ 5. Фамилистическая школа в социологии семьи 70-е г. в России. Антонов А.И., Борисов В.А. Кризис семьи и пути его преодоления. М., 1990

Доклад «Влияние Домостроя на формирование семейного образа жизни в России.

Слайд 10

Сегодня семья – основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Важная роль семьи в обществе заключается в развитии общества. Через семью сменяются поколения людей, в ней осуществляется производство самого человека, продолжение рода. В семье происходит первичная социализация воспитание детей вплоть до достижения ими гражданской зрелости, а также в значительной степени реализуется обязанность заботиться о старых нетрудоспособных членах общества. Основу семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной в тех или иных формах, санкционированных обществом. Однако семья не сводится только к отношениям между мужчиной и женщиной, даже юридически оформленным, а включает также отношения между родителями и детьми, что придает семье характер важнейшего социального института. Вместе с тем семья рассматривается как основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Существует множество дефиниций семьи, рассматривающих различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширительных (семья – группа людей, любящих друг друга, имеющих общих предков или проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи.

Слайд 11

Среди определений семьи как социально-психологической целостности, можно выделить определение А. Г. Харчева: «Семья – исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».

Итак, семью создает отношение родители – дети, а брак является легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей.

Слайд 12

Таким образом, с точки зрения социологии семьи «Семья – это основанная на единой семейной деятельности общность людей, связанная узами супружества-родительства-родства».

Лишь наличие триединого отношения позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде семьями (по причине взросления и отдаления детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации), либо еще не ставших семьями из-за отсутствия детей не обладающие родительством (отцовством, материнством) и кровным родством детей и родителей, братьев и сестер).

Наличие таких отношений (семьи в строгом смысле этого слова) обнаруживается у большинства населения нашей страны.

Слайд 13

Для остальных (меньшинства населения) подходит термин «семейная группа» - группа людей, ведущих совместное домохозяйство и объединяемых только родством, либо родительством, либо супружеством.

Обычно ядро семьи – супружеская пара, в социологии семьи именно триединство.

Попытка свести семью прежде всего к супружеству, к «союзу сердец» иногда сопровождается таким дроблением предмета исследования, что порой начинают говорить о семьях одиночек». Неправомерно редуцировать семью к отдельным составляющим. Отсюда отличие социологии от смежных дисциплин выявляется благодаря специфике научного подхода, а не благодаря выхваыванию отдельных семейных отношений, например таких как родство из тройственного единства спеифических для семьи отношений родительства-супружества-родства и объявлению этих отношений самостоятельными объектами этих дисциплин. В чем состоит специфика выделения социологии семьи?

Слайд 14

Этнография и антропология Социология семьи
Изучают своеобразие семейного быта, трансляцию норм семейного бытия, исследует образ жизни народов в прошлом, согласование семейных ролей взрослых и детей, стереотипов семейного поведения жен, мужей, родителей, детей и т. п., ориентирована на прошлое. Обращается к прошлому, чтобы точнее определить тенденции изменения семьи и вероятность их действия в будущем

Слайд 15

Семейное право Социология семьи
Изучает процессы узаконения, легитимизации, становления и распада семьи, функционирования семьи как самостоятельной субстанции, вступающей в сложные взаимоотношения с другими социальными институтами и с государством. Вопросы семейной собственности при заключении браков и разводов и во всех случаях, когда затрагиваются интересы семьи в целом или ее отдельных членов. Изучение ограничения или стимуляции юрилическими постановлениями автономной активности семьи как социального института

Слайд 16

Экономика семьи и домохозйства Социология семьи
Изучает совместную деятельность членов семьи в системе производства, особенностей семейного бизнеса, семейных и профссиональных ролей внутри семьи и вне ее. Изучает бюджет доходов и расходов семьи, разрабатывает модели внерабочего использования времени, семейного времяпровождения в циклах домашнего труда, отдыха и развлечений. Увеличение времени на домашний труд может быть средством выживания или уменьшения дохода семьи либо способом налаживания межличностных отношений, альтруизма. Калькуляция затрат времени обнаруживает иерархию ценностных предпочтений членов семьи.

Слайд 17

Социальная психология семьи Социология семьи
Исследует закономерности межличностных отношений в семье с точки зрения их устойчивости и стабильности.Практическая работа с семьями, диагностика, терапевтическое перестроение семейных отношений родителей и детей, супругов, братьев и сестер. Изучает взаимообусловленность институциональных и семейных характеристик.

Слайд 18

Социальная педагогика Социология семьи
Создает модель социально одобряемой семьи. Однако чрезмерное усиление социально-педагогического воздействия чревато вмешательством в частную жизнь семьи и преваращением в средство идеологичского влияния. Изучает семейные ценности и социальный потенциал семьи.

Слайд 19

Медицина и социология здоровья Социология семьи
Изучает физиологические предпосылки репродуктивного поведения и планирования семьи. Изучае семейное поведение и его социальные последствия (коэффициенты рождаемости, детности, аборты и т.д.).

Слайд 20

Демография Социология семьи
Изучает семейную структуру населения, испльзуя данные демографической статистики о составе семьи, распространенности тех или иных семейных структур, о тенденции брачности, разводимости. Исследует эффективность выполнения семьей репродуктивной функции и функции социализации.

Итак, предмет социологии семьи очерчивается выяснением всех обстоятельств успеха или неудач семьи как социального института, реализующих важные для общества функции.

Функции отражают систему взаимодействия семьи и общества, с одной стороны и семьи и личности – с другой. Согласно А. Г. Харчеву, функции у семьи бывают специфические и неспецифические.

Слайд 21

Специфические функции вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления:

· Репродуктивная функция (рождение детей).

· Экзистенциальная функция (содержание детей).

· Социализации (воспитания детей).

Эти функции остаются при семье при всех изменениях общества и выполняются при личной мотивированности индивидов к семейному образу жизни – без внешнего принуждения и давления.

Неспецифические функции семьи те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. Они связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению Я каждого и др., - все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом и раскрывают динамику рождения, содержания и воспитания детей на различных исторических этапах. Поэтому семейные изменения легче всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций. В новых условиях неспецифические функции модифицируются, сужаются, либо расширяются, осуществляются полностью или частично, и даже исчезают вовсе. К началу ХХ в. социальные институты все больше совмещаются с семьей и берут на себя функции образования и воспитания (школы, детсады), питания, одежды, досуга (сфера обслуживания), функция благосостояния и передачи социального статуса (наемный труд).

Слайд 22

Семья в системе координат структуры и динамики

                           
   
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА семья как социальный институт  
 
    Семинар 1. Историческое изменение семьи как социального института - student2.ru
 
  СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА Межпоколенная трансляция семейного опыта и традиций  
      Семинар 1. Историческое изменение семьи как социального института - student2.ru
 
   
  СЕМЬЯ Процесы изменений структуры и функций  
    Семинар 1. Историческое изменение семьи как социального института - student2.ru
 
 
 
 
    Семинар 1. Историческое изменение семьи как социального института - student2.ru

Изображено требование четырехмерности рассмотрения анализа семьи: рассмотрение семьи в социетальной среде (структурно-институциональный полюс) и внутри иерархической социальной структуры власти и престижа. По оси социальной структуры семья расматривается среди других институтов общества как часть подсистема общества, взамодействующая с другими институами и с общством в целом. Структурный подход устанавливает место семьи в иерархии институтов и фиксирует ее функции. С другой стороны семья рассматривается как источник социальной принадлежности в системе статуса и престижа, в стратификационной структуре. Семья приписывает своих членов к своей страте, ратифицирует их внутрисемейное и внесемейное социальное положение. Рожденные в семье с более высоким статусом получают более высокое общественное положение, так было в прошлом, писал Питирим Сорокин, так это продолжается и сегодня.

Горизонтальная ось фиксирует внимание на изменениях семьи, на социокультурной динамике. Слева находится полюс культуры – межпоколенной преемственности, традиции семейных династий. Исследуется своеобразие семейного образа жизни при смене исторических поколений, эпох и времен. Другой полюс – исследование семьи как малой социально-психологическойгруппы, динамики семейных отношений, локализованной по стадиям жизненного цикла семьи.

Данная схема характеризует устремленность социологии семьи на соединение 3 подходов: социально-структурного, культурологческого и социально-психологического.

Слайд 23

Разграничение особенностей семьи как социального института и малой группы позволяет рассматривает ее на макро- и микроуровне. Макросоциология семьи изучает социальные изменения, вклад инситуциональных изменений семьи в общесоциальную динамику. В центре анализа сохранение семьи как важнейшего посредника во взаимосвязи личности и общества. Макросоциология анализирует влияние социальной дифференциации, индустриализации и урбанизации на функционирование семьи. Но! Макросоциология не стермится понять законы развития и историю отдельной семьи, она ищет принципы, раскрывающиесуть изменения и движения всей массы всей в социальном пространстве и времени при взаимодействии с остальными элементами макроструктуры. Микросоциология имеет дело не с одной семьей, а с отдельной семьей, изучаемой на миллионах примеров, рассмотрению «под микроскопом подвергается жизненная история или биография семьи, ее становление и старение, укрупнение и дробление, сплочение и отчуждение, распад и разложение в связи со смертью ее членов.

Существует опасность подмены объекта исследования в социологии семьи! Семья и семейное поведение не есть сума индивидуальных линий поведения и если социолога интересует семейный индивид, то в качестве члена семьи. Перестройка всех социальных институтов на индивида-одиночку в связи с системой индивидуальной заработной платы ведет к тенденции рассматривать семью не в целом, а по агрегативным категориям: отдельно от семьи рассматриваются дети, но не как сыновья – дочери, а как дети вообще, при этом часто употребляется понятие «ребенок» (по типам: больной-здоровый, благополучный-неблагополучный); также отдельно рассматриваются мужья, не типологизированные как «отцы», а просто как «мужчины»; и, наконец, отдельно от семьи классифицируются матери, жены (но уже как «женщины»: занятиые-незанятые, работающие-неработающие и т.п. Подобная индивидуализация объекта в социологии сеьи совершенно неприемлема, поскольку данные о категориях мужчин и женщин используются для обощений о семье и браке в целом. Нельзя судить о семейном положении по мнениям отдельных категорий людей, так как за скобки выносится феномен социального взаимодействия. Склонность к подмне объкта «семья» индвидом вызывается и расширением практики социальной практики, когда основным объектом исследования становится личность, которая то обретает социальный статус, то отказывается от него. Чтобы навести мост между между макро- и микро- уровнями исследования семьи важно понять, что делает семью малой группой, а не парой. Если считать вслед за Я. Щепаньским минимальной границей группы наличие трех человек, тогда нельзя ограничиться дефинициями семьи, которые дают некоторые экномисты, включающие в семью домохозяйств одиночек. Остаточные семьи (один из родителей и ребенок) говорят о крахе нуклеарной семьи.

Социология семьи располагает таким объектом исследования, который известен всем с детства. Личный опыт зачастую противоречит социологическим данным – можно выти на улицу, встретить подряд несколько мамаш с детскими колясками и обрадоваться взрыву рождаемости, или можно верить, что, если постоянно обращать внимание на недостатки спутника жизни, то можно скорее искоренить их. Недостаточно сказать что-то верно, надо уметь различать ложь с помощью процедур социологичсекого объяснения. Поэтому сегодня вам предлагается тест на информированность или на искусство интерпретации данных о семейно-брачных отношениях. Тест не направлен на измерение «коэффициента интеллекта» в области современных проблем, а только намерен продемонстрировать роль теории при социологическом объяснении одних и тех же факторов в альтернативных концепциях.

Слайд 24

ТЕСТ НА ИНФОРМИРОВАННОСТЬ:

1. Большинство семей в России это

А. Семьи с обоими родителями и двумя детьми.

Б. Семьи с одним родителем и детьми.

В. Бездетные семьи.

Г. Ни один ответ не является верным.

ОТВЕТ:

Наши рекомендации