Исцеление взрослых детей алкоголиков
Многие взрослые, выросшие в семьях алкоголиков, испытывают эмоциональные страдания и встречают трудности при создании близких взаимоотношений. Многих сжигает стыд, ощущение неполноценности (см. главу 7). Другие страдают от утраты, поскольку в детстве не могли играть, как другие дети, не могли плакать, капризничать, заводить друзей, иметь надежных родителей, как другие дети. Совершенно справедливо они чувствуют, что выросли слишком быстро, что приняли на себя ответственность слишком рано. Некоторые стали «родителями» задолго до срока.
Для многих детей алкоголиков очень трудно признать свой гнев по отношению к родителям. Нередко это чувство направляется на себя и гложет изнутри, потому что эти
— 239 —
дети (любого возраста) слишком ответственны, такие рассудительные, такие хорошие.
Гнев может притупляться следующими рассуждениями: «Я не могу злиться на родителей, потому что они старались, как могли», «Конечно, я не злюсь на мать. Она алкоголичка, значит, больная. Как можно злиться на больного человека?» Эти рассуждения правдивы. И алкоголик, и нянька действительно, как могли, старались справиться с разрушительной болезнью и редко обижали детей намеренно. И бесспорный факт, что алкоголизм — болезнь.
Но беда в том, что, пока дети алкоголиков прячут гнев глубоко внутри, он будет вызывать проблемы со здоровьем, ослаблять творческий потенциал и портить отношения. Чтобы стать самими собой, им нужно дать выход гневу и огромному чувству утраты. Очевидно, лучше не «отводить душу» в своей же семье. Родственники либо слишком заинтересованы в сохранении статус-кво, либо слишком страдают от собственной вины и не смогут проявить искреннего сочувствия, когда взрослый ребенок начнет изливать чувства.
Многим детям алкоголиков требуется профессиональная терапевтическая помощь, другие находят облегчение, поделившись чувствами в группе «Взрослые дети алкоголиков». Рассказать свою историю, понять шаблон отношений, дать волю чувствам, научиться прощать — все это составные части процесса исцеления. Очень важно, чтобы все чувства были признаны, а не отброшены как неправильные.
— 240 —
Когда горе, стыд и гнев выражены словами и обсуждены, легче избавиться от боли, отступить от нее. В рассмотрении собственной жизни есть постепенное освобождение от напряжения, осознание в себе личности, признание того, что нет больше нужды терпеть издевательства. Мы вправе выбирать тип отношений с другими людьми. Мы можем изменить себя.
Требуется время для излечения взрослого ребенка алкоголика. Стены отрицания реальности возводились слишком долго. Потребуется немало труда и терпения, чтобы разрушить их. Но, когда это случится, награда будет огромна. Взрослые дети алкоголиков обретут свободу и право быть самими собой.
- 241 –
Глава 12Любовь и алкоголизм
Я определяю любовь так: воля напрячь свои силы, чтобы питать свой духовный рост или духовный рост другого человека.
М. Скотт Пек. Нехоженая дорога
Надеюсь, эта, заключительная, глава опишет всю суть книги: любовь и алкоголизм, положительная и отрицательная духовность, поиск цельности как человеческого существа. Тем не менее я с огромной неохотой пишу об этом. Частично из-за того, что любовь и духовность — настолько обширные, личные и эмпирические вопросы, что их почти невозможно определить. Стоит лишь познакомиться с ними, чтобы понять, что они — фундаментальная часть нашей жизни и наших отношений с близкими. Однако восприятие этого опыта у разных людей различно.
Многие связывают понятие «духовность» с религией и затем паникуют, будто им рекомендуют стать «святыми Иосифами» или «религиозными фанатиками». Но я знаю многих глубокодуховных людей, совершенно не религиозных, находящихся в стороне от догм орга-
— 242 —
низованной религии. И в то же время мне попадались религиозные люди, лишенные всякой духовности. Я знаю некоторых людей, которые интегрировали свою духовность с тем, что узнали в церкви, синагоге или мечети. Духовность может включать в себя религиозность, но часто обходится без нее.
Фактически, духовность — это качество отношения к себе, кдругим и к миру вокруг нас. Ошибочно полагать, что мы должны уверовать в Бога, чтобы стать духовными. Возможно, Он — центр духовности. Наша духовность развивается вокруг того, что или кто забирает большую часть нашего времени и энергии, является главным в жизни. Духовность — часть человеческой сущности, неотделимый элемент природы человека, в которую входят и другие необходимые физические и эмоциональные составляющие.
Духовность может быть и негативной, и позитивной силой. Мы можем выбрать любой из этих путей. Страх — бурный вихрь энергии, связанной с негативной духовностью. Эмоции каменеют; страдалец старается ослабить ужас попытками управлять жизнью и предсказывать возможные исходы событий. В результате человек чувствует себя изолированным, оторванным от других, одиноким, разбитым, неспособным любить и быть любимым. Негативная духовность притягивает к себе негативный опыт. Люди, в чьей жизни доминирует страх, часто имеют проблемы со здоровьем и с отношениями с окружающими. Они позволяют прошлому болезненному опыту влиять на свое отношение к будущему. Тревоги создают замкнутый круг страхов, кото-
— 243 —
рые делают человека негибким и неспособным плыть по течению жизни. В результате такой человек отрицает собственный потенциал и погружается в темную пучину депрессии и инертности.
С другой стороны, позитивная духовность имеет своими стержнями любовь и спокойствие духа, признание себя и других такими, какие они есть, без потребности переделывать или контролировать их. Люди, которые фокусируются на позитивной духовности, признают, что, только меняя себя, свои мысли, чувства и поведение, можно обрести спокойствие духа. Ощущение цельности не приходит из попыток изменить других. Позитивная духовность притягивает к себе позитивный опыт. Обретший спокойствие духа наслаждается хорошим здоровьем и теплыми отношениями. Он доверяет жизни, переменам и любви. Ранимость — его величайшая сила.
Человеческая природа подразумевает несовершенство. Вероятно, никто не сохраняет позитивную духовность постоянно. Многие колеблются между плюсом и минусом. В моменты эмоциональной, душевной или иногда физической боли верх берет негативная духовная энергия. Это касается многих алкоголиков и их страдающих родственников.
Карл Юнг, известный психолог, так описал алкоголизм: «Духовная жажда достичь цельности». Эта цитата взята из письма Биллу У., одному из основателей Анонимных Алкоголиков. Чувствовать себя цельным — основная потребность человека. Отсюда легче понять, почему некоторые делают алкоголь своим богом — именно это происходит с лич-
— 244 —
ностью при развитии болезни. Спросите любого выздоравливающего алкоголика, что он искал в бутылке, и услышите в ответ: подавляющая потребность ощутить удовольствие, которое первоначально давал алкоголь. Эта дурманящая жидкость стала панацеей от всех бед; она подавляет чувство робости, расслабляет человека, помогает преодолеть застенчивость, уйти от депрессии и несчастий, успокаивает раздражение, гнев или возмущение — все на короткое время. По мере развития болезни все более и более необходимым становится принимать алкоголь, чтобы оставаться «в норме». Приключение духа, которое развивается в алкоголизм, началось с поиска счастья и удовольствия. Алкоголь, однако, дает негативную духовность. Сделав эту соблазнительную жидкость главным в своей жизни, алкоголик попадает на разрушительную нисходящую спираль, которая ведет его все ближе и ближе к темноте, изоляции и смерти.
Другая, если можно так сказать, положительная сторона алкогольного поведения в том, что оно ведет в конце концов к ужасающему кризису, который может подтолкнуть человека к поискам помощи. В результате удается прорвать изоляцию и начать поиск здорового духовного идеала. Выздоровление от алкоголизма становится полным открытий путешествием, настоящим приключением духа. Участие в. программах Анонимных Алкоголиков создает прочный фундамент для построения, позитивной духовности. Чтобы обрести цельность, нужно обратиться к другим людям и поделиться своими чувствами. Позитивная духовность от признания любви без предвари-
— 245 —
тельных условий, любви со стороны группы взаимопомощи, консультанта или друга. Она начинается с признания себя таким, какой есть. Любовь лечит; но потребуются годы такой любви, чтобы вылечиться и не возвращаться к болезни.
Все то же касается и многих нянек, взрослых и детей. Важнейшим фокусом для всех членов семьи становится пьющий алкоголик и его непредсказуемое поведение. Чем сильнее навязчивые мысли семьи и попытки взять его под контроль, тем больше захватывает их нисходящая спираль негативной духовности. Страх довлеет над их жизнью. Когда страх берет верх, любовь задыхается. По мере развития болезни баланс в семье сдвигается, и все большее внимание уделяется поддержанию контроля. Все это делается в попытках обеспечить устойчивость, но ведет такое поведение к краху. К краху алкоголика, няньки и их детей. Алкоголик спрятан от реальности защитной стеной семьи; таким образом, он отсечен от ощущения боли, вызванного кризисом, и лишен права изменить направление и выбрать путь к выздоровлению. Его жена в попытках управлять им становится одержима навязчивыми мыслями, останавливается в духовном развитии, отрицает свои чувства, подавляет в себе личность. Дети растут в душной атмосфере, не имея свободы понять, кто они, и учатся справляться с жизнью, играя фальшивую роль. В доме алкоголика акцент делается не на духовный рост, а на подавление личности. Нередко контроль становится превыше всех человеческих ценностей.
Однако кризис в семье может стать «даром». Опасность, страдания могут быть на-
— 246 —
столько велики, что создадут возможность перемен. Достаточно лишь одному человеку открыть позитивный путь в жизни, и вся остальная семья может последовать его примеру. Духовность в этой группе может измениться с негативной на позитивную, когда будет найден выход гневу, горю, боли и стыду, когда спадут кандалы стремления управлять другими и каждый человек обретет свободу быть самим собой. «Открывшись», члены семьи смогут найти помощь. Излечение можно найти в признании и любви без предварительных условий, которую дарят группы взаимопомощи, такие, как Ал-Анон, Алатин и «Взрослые дети алкоголиков».
Иногда для излечения нужно расстаться. Возможно, алкоголик продолжит пить. Это не значит, что члены семьи не могут обрести спокойствие духа. Иногда алкоголик встает на путь выздоровления, однако его семья — нет. Нужно много любви, чтобы сказать: «Я не могу больше находиться в этой ситуации. Это смерти подобно. Я люблю вас, но должен уйти ».
Со временем алкоголик и его близкие подготовятся к тому, чтобы «напрячь свои силы, чтобы питать свой духовный рост или духовный рост другого человека» (М. Скотт Пек). Тогда уважение и любовь в семье возрастут. Вместе с этим углубится сострадание и признание ценности каждой личности. Любовь, признающая и способствующая здоровому росту других, также излечится. Собственническое или зависимое поведение няньки, уходящее корнями в страх, может быть разрушительным .
— 247 —
Новички или случайные люди в группах взаимопомощи бывают шокированы высказываниями типа: «Я счастлив, что я алкоголик» или «Если бы муж не был алкоголиком, я бы не нашла Ал-Анон и не узнала бы этого мира, этого спокойствия». Такие люди признают, что годы страданий, хаоса и боли имеют свою ценность. Не ударившись об это «скальное дно», они бы никогда не узнали потребности найти новый путь в жизни. Они бы не признали существования исцеляющей любви. Они бы не открыли ощущения цельности, не знали бы энергии собственной любви, которая помогла выбраться им и сейчас помогает другим.
Они пришли к пониманию смысла следующего евангелистского гимна.
Чудесная молитва! Сладок звук,
что спас столь низко падшего, меня!
Я был потерян — снова найден вдруг,
был слеп — вновь ясно вижу я.
Молитва та внушала сердцу страх и,
облегчив земные страхи в меру,
как чудно и свободно вознеслась
в тот час, когда родилась вера!
С опасностью, ловушками, молвой
мне справиться она давала силы.
И та молитва приведет меня домой,
храня в пути для встречи с краем милым.
Джон Ньютон. Чудесная молитва (перевод
Натальи Яковлевой)
Для многих эти слова описывают суть чудесного выздоровления от алкоголизма — исцеление и алкоголика, и близких ему людей, свободу каждому чувствовать свою уникальность. Свободу от бутылки.
- 148 –
Оглавление
Предисловие ........................................... 5
Введение
Кому нужно освободиться?...................... 11
Часть I