Исцеление взрослых детей алкоголиков

Многие взрослые, выросшие в семьях алкоголиков, испытывают эмоциональные страдания и встречают трудности при созда­нии близких взаимоотношений. Многих сжи­гает стыд, ощущение неполноценности (см. главу 7). Другие страдают от утраты, посколь­ку в детстве не могли играть, как другие дети, не могли плакать, капризничать, заводить дру­зей, иметь надежных родителей, как другие дети. Совершенно справедливо они чувству­ют, что выросли слишком быстро, что приня­ли на себя ответственность слишком рано. Некоторые стали «родителями» задолго до срока.

Для многих детей алкоголиков очень трудно признать свой гнев по отношению к родителям. Нередко это чувство направляет­ся на себя и гложет изнутри, потому что эти

— 239 —

дети (любого возраста) слишком ответствен­ны, такие рассудительные, такие хорошие.

Гнев может притупляться следующими рас­суждениями: «Я не могу злиться на родите­лей, потому что они старались, как могли», «Ко­нечно, я не злюсь на мать. Она алкоголичка, значит, больная. Как можно злиться на боль­ного человека?» Эти рассуждения правдивы. И алкоголик, и нянька действительно, как мог­ли, старались справиться с разрушительной болезнью и редко обижали детей намеренно. И бесспорный факт, что алкоголизм — бо­лезнь.

Но беда в том, что, пока дети алкоголи­ков прячут гнев глубоко внутри, он будет вы­зывать проблемы со здоровьем, ослаблять творческий потенциал и портить отношения. Чтобы стать самими собой, им нужно дать выход гневу и огромному чувству утраты. Очевидно, лучше не «отводить душу» в своей же семье. Родственники либо слишком заин­тересованы в сохранении статус-кво, либо слишком страдают от собственной вины и не смогут проявить искреннего сочувствия, ког­да взрослый ребенок начнет изливать чувства.

Многим детям алкоголиков требуется профессиональная терапевтическая помощь, другие находят облегчение, поделившись чув­ствами в группе «Взрослые дети алкоголи­ков». Рассказать свою историю, понять шаб­лон отношений, дать волю чувствам, научить­ся прощать — все это составные части про­цесса исцеления. Очень важно, чтобы все чувства были признаны, а не отброшены как неправильные.

— 240 —

Когда горе, стыд и гнев выражены сло­вами и обсуждены, легче избавиться от боли, отступить от нее. В рассмотрении собствен­ной жизни есть постепенное освобождение от напряжения, осознание в себе личности, при­знание того, что нет больше нужды терпеть издевательства. Мы вправе выбирать тип от­ношений с другими людьми. Мы можем изменить себя.

Требуется время для излечения взросло­го ребенка алкоголика. Стены отрицания ре­альности возводились слишком долго. Потре­буется немало труда и терпения, чтобы разру­шить их. Но, когда это случится, награда бу­дет огромна. Взрослые дети алкоголиков обретут свободу и право быть самими собой.

- 241 –

Глава 12Любовь и алкоголизм

Я определяю любовь так: воля напрячь свои силы, чтобы питать свой духовный рост или духовный рост другого человека.

М. Скотт Пек. Нехоженая дорога

Надеюсь, эта, заключительная, глава опи­шет всю суть книги: любовь и алкоголизм, по­ложительная и отрицательная духовность, поиск цельности как человеческого существа. Тем не менее я с огромной неохотой пишу об этом. Частично из-за того, что любовь и ду­ховность — настолько обширные, личные и эмпирические вопросы, что их почти невоз­можно определить. Стоит лишь познакомить­ся с ними, чтобы понять, что они — фундамен­тальная часть нашей жизни и наших отноше­ний с близкими. Однако восприятие этого опы­та у разных людей различно.

Многие связывают понятие «духовность» с религией и затем паникуют, будто им реко­мендуют стать «святыми Иосифами» или «ре­лигиозными фанатиками». Но я знаю многих глубокодуховных людей, совершенно не рели­гиозных, находящихся в стороне от догм орга-

— 242 —

низованной религии. И в то же время мне по­падались религиозные люди, лишенные вся­кой духовности. Я знаю некоторых людей, которые интегрировали свою духовность с тем, что узнали в церкви, синагоге или мечети. Духовность может включать в себя религи­озность, но часто обходится без нее.

Фактически, духовность — это качество отношения к себе, кдругим и к миру вокруг нас. Ошибочно полагать, что мы должны уве­ровать в Бога, чтобы стать духовными. Воз­можно, Он — центр духовности. Наша духов­ность развивается вокруг того, что или кто забирает большую часть нашего времени и энергии, является главным в жизни. Духов­ность — часть человеческой сущности, неотде­лимый элемент природы человека, в которую входят и другие необходимые физические и эмо­циональные составляющие.

Духовность может быть и негативной, и позитивной силой. Мы можем выбрать лю­бой из этих путей. Страх — бурный вихрь энергии, связанной с негативной духовностью. Эмоции каменеют; страдалец старается осла­бить ужас попытками управлять жизнью и предсказывать возможные исходы событий. В результате человек чувствует себя изоли­рованным, оторванным от других, одиноким, разбитым, неспособным любить и быть лю­бимым. Негативная духовность притягивает к себе негативный опыт. Люди, в чьей жизни доминирует страх, часто имеют проблемы со здоровьем и с отношениями с окружающими. Они позволяют прошлому болезненному опы­ту влиять на свое отношение к будущему. Тре­воги создают замкнутый круг страхов, кото-

— 243 —

рые делают человека негибким и неспособ­ным плыть по течению жизни. В результате такой человек отрицает собственный потен­циал и погружается в темную пучину депрес­сии и инертности.

С другой стороны, позитивная духовность имеет своими стержнями любовь и спокой­ствие духа, признание себя и других такими, какие они есть, без потребности переделывать или контролировать их. Люди, которые фоку­сируются на позитивной духовности, призна­ют, что, только меняя себя, свои мысли, чув­ства и поведение, можно обрести спокойствие духа. Ощущение цельности не приходит из попыток изменить других. Позитивная духов­ность притягивает к себе позитивный опыт. Обретший спокойствие духа наслаждается хорошим здоровьем и теплыми отношения­ми. Он доверяет жизни, переменам и любви. Ранимость — его величайшая сила.

Человеческая природа подразумевает не­совершенство. Вероятно, никто не сохраняет позитивную духовность постоянно. Многие колеблются между плюсом и минусом. В мо­менты эмоциональной, душевной или иногда физической боли верх берет негативная ду­ховная энергия. Это касается многих алкого­ликов и их страдающих родственников.

Карл Юнг, известный психолог, так опи­сал алкоголизм: «Духовная жажда достичь цельности». Эта цитата взята из письма Бил­лу У., одному из основателей Анонимных Ал­коголиков. Чувствовать себя цельным — ос­новная потребность человека. Отсюда легче понять, почему некоторые делают алкоголь своим богом — именно это происходит с лич-

— 244 —

ностью при развитии болезни. Спросите лю­бого выздоравливающего алкоголика, что он искал в бутылке, и услышите в ответ: подав­ляющая потребность ощутить удовольствие, которое первоначально давал алкоголь. Эта дурманящая жидкость стала панацеей от всех бед; она подавляет чувство робости, расслаб­ляет человека, помогает преодолеть застенчи­вость, уйти от депрессии и несчастий, успокаи­вает раздражение, гнев или возмущение — все на короткое время. По мере развития болез­ни все более и более необходимым становит­ся принимать алкоголь, чтобы оставаться «в норме». Приключение духа, которое развива­ется в алкоголизм, началось с поиска счастья и удовольствия. Алкоголь, однако, дает нега­тивную духовность. Сделав эту соблазнитель­ную жидкость главным в своей жизни, алко­голик попадает на разрушительную нисходя­щую спираль, которая ведет его все ближе и ближе к темноте, изоляции и смерти.

Другая, если можно так сказать, положи­тельная сторона алкогольного поведения в том, что оно ведет в конце концов к ужасающему кризису, который может подтолкнуть челове­ка к поискам помощи. В результате удается прорвать изоляцию и начать поиск здорового духовного идеала. Выздоровление от алкого­лизма становится полным открытий путеше­ствием, настоящим приключением духа. Уча­стие в. программах Анонимных Алкоголиков создает прочный фундамент для построения, позитивной духовности. Чтобы обрести цельность, нужно обратиться к другим людям и поделиться своими чувствами. Позитивная ду­ховность от признания любви без предвари-

— 245 —

тельных условий, любви со стороны группы взаимопомощи, консультанта или друга. Она начинается с признания себя таким, какой есть. Любовь лечит; но потребуются годы такой любви, чтобы вылечиться и не возвращаться к болезни.

Все то же касается и многих нянек, взрос­лых и детей. Важнейшим фокусом для всех членов семьи становится пьющий алкоголик и его непредсказуемое поведение. Чем силь­нее навязчивые мысли семьи и попытки взять его под контроль, тем больше захватывает их нисходящая спираль негативной духовности. Страх довлеет над их жизнью. Когда страх берет верх, любовь задыхается. По мере раз­вития болезни баланс в семье сдвигается, и все большее внимание уделяется поддержанию контроля. Все это делается в попытках обес­печить устойчивость, но ведет такое поведе­ние к краху. К краху алкоголика, няньки и их детей. Алкоголик спрятан от реальности защитной стеной семьи; таким образом, он отсечен от ощущения боли, вызванного кри­зисом, и лишен права изменить направление и выбрать путь к выздоровлению. Его жена в попытках управлять им становится одержи­ма навязчивыми мыслями, останавливается в духовном развитии, отрицает свои чувства, подавляет в себе личность. Дети растут в душ­ной атмосфере, не имея свободы понять, кто они, и учатся справляться с жизнью, играя фальшивую роль. В доме алкоголика акцент делается не на духовный рост, а на подавле­ние личности. Нередко контроль становится превыше всех человеческих ценностей.

Однако кризис в семье может стать «да­ром». Опасность, страдания могут быть на-

— 246 —

столько велики, что создадут возможность перемен. Достаточно лишь одному человеку от­крыть позитивный путь в жизни, и вся осталь­ная семья может последовать его примеру. Ду­ховность в этой группе может измениться с негативной на позитивную, когда будет най­ден выход гневу, горю, боли и стыду, когда спа­дут кандалы стремления управлять другими и каждый человек обретет свободу быть са­мим собой. «Открывшись», члены семьи смо­гут найти помощь. Излечение можно найти в признании и любви без предварительных ус­ловий, которую дарят группы взаимопомощи, такие, как Ал-Анон, Алатин и «Взрослые дети алкоголиков».

Иногда для излечения нужно расстать­ся. Возможно, алкоголик продолжит пить. Это не значит, что члены семьи не могут обрести спокойствие духа. Иногда алкоголик встает на путь выздоровления, однако его семья — нет. Нужно много любви, чтобы сказать: «Я не могу больше находиться в этой ситуации. Это смерти подобно. Я люблю вас, но должен уйти ».

Со временем алкоголик и его близкие подготовятся к тому, чтобы «напрячь свои силы, чтобы питать свой духовный рост или духовный рост другого человека» (М. Скотт Пек). Тогда уважение и любовь в семье возра­стут. Вместе с этим углубится сострадание и признание ценности каждой личности. Лю­бовь, признающая и способствующая здоро­вому росту других, также излечится. Собствен­ническое или зависимое поведение няньки, уходящее корнями в страх, может быть раз­рушительным .

— 247 —

Новички или случайные люди в группах взаимопомощи бывают шокированы высказы­ваниями типа: «Я счастлив, что я алкого­лик» или «Если бы муж не был алкоголиком, я бы не нашла Ал-Анон и не узнала бы этого мира, этого спокойствия». Такие люди признают, что годы страданий, хаоса и боли име­ют свою ценность. Не ударившись об это «скальное дно», они бы никогда не узнали по­требности найти новый путь в жизни. Они бы не признали существования исцеляющей люб­ви. Они бы не открыли ощущения цельности, не знали бы энергии собственной любви, кото­рая помогла выбраться им и сейчас помогает другим.

Они пришли к пониманию смысла сле­дующего евангелистского гимна.

Чудесная молитва! Сладок звук,

что спас столь низко падшего, меня!

Я был потерян — снова найден вдруг,

был слеп — вновь ясно вижу я.

Молитва та внушала сердцу страх и,

облегчив земные страхи в меру,

как чудно и свободно вознеслась

в тот час, когда родилась вера!

С опасностью, ловушками, молвой

мне справиться она давала силы.

И та молитва приведет меня домой,

храня в пути для встречи с краем милым.

Джон Ньютон. Чудесная молитва (перевод

Натальи Яковлевой)

Для многих эти слова описывают суть чудесного выздоровления от алкоголизма — исцеление и алкоголика, и близких ему людей, свободу каждому чувствовать свою уникаль­ность. Свободу от бутылки.

- 148 –

Оглавление

Предисловие ........................................... 5

Введение

Кому нужно освободиться?...................... 11

Часть I

Наши рекомендации