Цели и задачи учебной дисциплины «Гендерная социология»
ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы
При Президенте Российской Федерации»
Волгоградский филиал
Кафедра социологии управления
Н.В.Коваленко,
Кандидат политических наук, доцент
ГЕНДЕРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Учебно-методический комплекс
Для студентов направления подготовки 080504.65
«Государственное и муниципальное управление»
Поток УЗ-200/300
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры
Протокол № …… от «…..»…………… 201.. г.
Подпись заведующего кафедрой
…………………………………………………….
Волгоград 2012
Содержание
Наименование раздела | № Стр. | |
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины «Гендерная социология» | стр | |
1.1. | Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по учебной дисциплине | |
1.2.. | Цели и задачи учебной дисциплины | |
1.3. | Требования к уровню освоения дисциплины | |
1.4. | Тематический план учебной дисциплины | |
1.5. | Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины | |
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов | ||
2.1. | Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. | |
2.2. | Пожелания к изучению отдельных тем курса | |
2.3. | Рекомендации по работе с литературой | |
2.4. | Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям | |
2.5. | Разъяснения по работе с тестовой системой курса | |
2.6. | Советы по подготовке к зачету | |
Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций | ||
Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий) | ||
Раздел 5. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ | ||
Раздел 6. Данные о мультимедийных лекциях |
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины
Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по учебной дисциплине «Гендерная социология»
Структура аккредитационных педагогических измерительных материалов
(дидактические единицы)
№ ДЕ | Наименование дидактической единицы ГОС | ТЕМА |
1. | Введение в гендерную социологию | Гендерная социология как наука: предмет, метод и основные категории. Понятие гендера |
Гендерные аспекты социально-экономических и политических реформ в России | Гендерная социальная политика государства | |
Гендерные аспекты уровня жизни, труда и занятости населения России | ||
Гендерный подход в изучении семьи | ||
Гендерный подход в политике и политических исследованиях |
Цели и задачи учебной дисциплины «Гендерная социология»
Курс «Гендерная социология» является элективным для специальности «Государственное и муниципальное управлении». Он представляет новую академическую дисциплину – гендерную социологию, по которой пока не выработаны стандарты. В Волгоградском филиале РАНХиГС курс читается как авторский. В рамках авторского подхода учебный курс предлагает не только новый предмет, новый взгляд на «вечные» проблемы отношений между полами, но и новый подход к процессу обучения, который непосредственно связан с формированием социальной идентичности, включая и гендерную идентификацию личности. В рамках гендерной тематики рассматриваются социокультурные, социально-экономические и политические трансформации российского общества в последние 20 лет его истории.
Поэтому основная цель курса – ознакомить студентов с основными теориями, понятиями, направлениями и возможностями современной гендерной социологии и других смежных с ней отраслей (гендерной экономики, гендерной политологии и т.д.), научить их анализировать в рамках гендерного подхода представления о себе самих и ориентироваться в различных общественных и культурных представлениях о своем предназначении как мужчины или женщины, преодолевая сексистские, расистские и прочие дискриминационные стереотипы.
Основными задачами учебного курса «Гендерная социология» являются:
- системно-историческое изучение возникновения и развития феминизма, женских и гендерных исследований в контексте становления России как социального демократического государства и формирования гражданского общества;
- знакомство с основами гендерной социологии, ее объектом, предметом, понятийным аппаратом, основными задачами;
- освоение студентами гендерной методологии, методов гендерно-ориентированного социологического анализа окружающей реальности и понимания себя и своей гендерной позиции в системе отношений современного общества.
Изучение гендерной социологии предусматривает изучение различных сфер жизнедеятельности общества. Основные разделы посвящены особенностям применения гендерной методологии в экономике и политике, анализируются гендерные подходы к изучению семьи, социальной защиты и соблюдения прав женщин и мужчин. Теоретический материал дается в тесной связи с практикой, анализируется положение женщин и женское движение в России и за рубежом. Описываются механизмы взаимодействия органов власти с женскими общественными организациями, современные технологии «гендерного мейнстриминга» и включения гендерной проблематики в деятельность органов законодательной и исполнительной власти.