Цели и задачи учебной дисциплины «Гендерная социология»

ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы

При Президенте Российской Федерации»

Волгоградский филиал

Кафедра социологии управления

Н.В.Коваленко,

Кандидат политических наук, доцент

ГЕНДЕРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс

Для студентов направления подготовки 080504.65

«Государственное и муниципальное управление»

Поток УЗ-200/300

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры

Протокол № …… от «…..»…………… 201.. г.

Подпись заведующего кафедрой

…………………………………………………….

Волгоград 2012

Содержание

Наименование раздела № Стр.
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины «Гендерная социология» стр
1.1. Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по учебной дисциплине
1.2.. Цели и задачи учебной дисциплины
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины
1.4. Тематический план учебной дисциплины
1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов  
2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса.
2.2. Пожелания к изучению отдельных тем курса
2.3. Рекомендации по работе с литературой
2.4. Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
2.5. Разъяснения по работе с тестовой системой курса
2.6. Советы по подготовке к зачету
Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций
Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий)
Раздел 5. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ
Раздел 6. Данные о мультимедийных лекциях

Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины

Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по учебной дисциплине «Гендерная социология»

Структура аккредитационных педагогических измерительных материалов

(дидактические единицы)

№ ДЕ Наименование дидактической единицы ГОС ТЕМА
1. Введение в гендерную социологию Гендерная социология как наука: предмет, метод и основные категории. Понятие гендера
Гендерные аспекты социально-экономических и политических реформ в России Гендерная социальная политика государства
Гендерные аспекты уровня жизни, труда и занятости населения России
Гендерный подход в изучении семьи
Гендерный подход в политике и политических исследованиях

Цели и задачи учебной дисциплины «Гендерная социология»

Курс «Гендерная социология» является элективным для специальности «Государственное и муниципальное управлении». Он представляет новую академическую дисциплину – гендерную социологию, по которой пока не выработаны стандарты. В Волгоградском филиале РАНХиГС курс читается как авторский. В рамках авторского подхода учебный курс предлагает не только новый предмет, новый взгляд на «вечные» проблемы отношений между полами, но и новый подход к процессу обучения, который непосредственно связан с формированием социальной идентичности, включая и гендерную идентификацию личности. В рамках гендерной тематики рассматриваются социокультурные, социально-экономические и политические трансформации российского общества в последние 20 лет его истории.

Поэтому основная цель курса – ознакомить студентов с основными теориями, понятиями, направлениями и возможностями современной гендерной социологии и других смежных с ней отраслей (гендерной экономики, гендерной политологии и т.д.), научить их анализировать в рамках гендерного подхода представления о себе самих и ориентироваться в различных общественных и культурных представлениях о своем предназначении как мужчины или женщины, преодолевая сексистские, расистские и прочие дискриминационные стереотипы.

Основными задачами учебного курса «Гендерная социология» являются:

- системно-историческое изучение возникновения и развития феминизма, женских и гендерных исследований в контексте становления России как социального демократического государства и формирования гражданского общества;

- знакомство с основами гендерной социологии, ее объектом, предметом, понятийным аппаратом, основными задачами;

- освоение студентами гендерной методологии, методов гендерно-ориентированного социологического анализа окружающей реальности и понимания себя и своей гендерной позиции в системе отношений современного общества.

Изучение гендерной социологии предусматривает изучение различных сфер жизнедеятельности общества. Основные разделы посвящены особенностям применения гендерной методологии в экономике и политике, анализируются гендерные подходы к изучению семьи, социальной защиты и соблюдения прав женщин и мужчин. Теоретический материал дается в тесной связи с практикой, анализируется положение женщин и женское движение в России и за рубежом. Описываются механизмы взаимодействия органов власти с женскими общественными организациями, современные технологии «гендерного мейнстриминга» и включения гендерной проблематики в деятельность органов законодательной и исполнительной власти.

Наши рекомендации