R. Linton Status and Role

A status is the position an individual has in a particular pattern of reciprocal behavior between individuals or groups of individuals. As distinct from the individual who occupies it, a status is simply a collection of rights and duties (driver versus driver's seat). Generally, the status of an individual means the sum total of all the statuses he occupies. It is his position with relation to the total society. A role is the dynamic aspect of a status. When an individual puts the rights and duties which constitute his status into effect, he is performing a role. Status and role serve to reduce the ideal patterns of social life to individual terms. They become models for organizing the attitudes and behavior of the individual so that these will be congruous with those of the other individuals participating in the expression of the pattern.

Ascribed statuses are those which are assigned to individuals without reference to their actual abilities, and can be predicted and trained for from the moment of birth, for example, sex, age, family relationship, class, caste, etc. But even with respect to ascriptive statuses, culture determines the status rather than biology. Achieved statuses are statuses, not assigned to individuals by virtue of birth, but left open to be filled through competition and individual effort.

The majority of statuses in all social systems are of the ascribed type, which Linton considers necessary for the ordinary business of living. The social ascription of a particular status, with the intensive training that such ascription makes possible, is a guarantee that the role will be performed adequately, if not brilliantly. If a society waited to

R. Linton Status and Role - student2.ru

have its statuses filled by achievement, certain statuses might not be filled at all. Individual talent is too sporadic and too unpredictable to be allowed any important part in the organization of society. The ascription of status sacrifices the possibility of having certain roles performed superlatively well to the certainty of having them performed passably well. Achieved statuses get prominence in changing societies where development of new social patterns call for the individual qualities of thought and initiative. www.src.uchicago.edu.

7 Davis K. A Conceptual Analysis of Stratification //Amer. Sociol. Rev. 1942. Vol. 7, № 3. P. 309.

8 Bourdieu P. Distinction. A Social Critique of the Judgement of Taste. L.; N.Y., 1986.

меру, вождь имеет более высокий статус, чем бигмен или рядовой соплемен­ник, но сам по себе термин «вождь» не является указанием на статус. Стату­сом выступает только указание на более высокое или более низкое место в социальной иерархии. В результате статус приравнивается к рангу или пре­стижу.

Таким образом, Сорокин9, в отличие от Линтона и Смелзера, понимал под статусом не только престиж, но и социальный ранг. Иными словами, не просто позицию в социальной структуре, а высокую, среднюю или низкую позицию. В повседневном языке чаще всего употребляется именно эта трак­товка статуса, и когда хотят подчеркнуть высокое положение человека или

страны, то говорят о том, что у них вы­сокий статус.

Сведение статуса к рангу — не очень R. Linton Status and Role - student2.ru удачная мысль по следующим причи­нам. В о-п е р в ы х, при таком ходе мысли понятие социальной структуры неявно сводится к понятию страти­фикации, которая, как мы уже выяснили, всего лишь один из параметров (вертикальная ось ОYв декартовой системе координат, отражающей соци­альное пространство). В о-в т о р ы х, обедняется содержание такого социаль­ного явления, как статус. Действительно, мать, отец, сын, дочь, член како­го-либо клуба или команды, республиканец, баптист, бухгалтер, фермер, пастух, охотник — это уже не статусы. Во всяком случае они не являются ран­жированными категориями, а стало быть, и статусами. Принятие таких ут­верждений разрушает все здание социальной структуры, а за ним и систему категорий, отражающих предметное поле социологической науки.

Между тем другие социологи, в том числе специализирующиеся в данной области, в частности Е. Бергель10, настаивают на необходимости различать два понятия — престиж и статус. К примеру, Р. Рейган и Л. Джонсон — пре­зиденты США, у них одинаковый статус, но разный престиж. Престиж от­носится к специфическим достижениям в хорошо известной или устоявшейся области. По его мнению, престиж есть не сам статус, а его значение. И это верно. Престиж успешного врача создан высоким качеством оказываемых им медицинских услуг. Но статус врача определяется высоким званием его про­фессии, которая высоко оценивается обществом.

Кроме этих подходов существуют еще по меньшей мере две точки зрения, авторство которых трудно или невозможно установить. Первая позиция заключается в отождествлении статуса и роли, вторая — в приписывании статусу интегрирующей функции, т.е. статус понимается как интегральный показатель общественного положения индивида, социальной группы, охва­тывающий профессию, квалификацию, должность, характер, реально выпол­ненной работы, материальное положение, партийную и профсоюзную при­надлежность, деловые связи, национальность, религиозность, возраст, семей­ное положение, родственные связи и др. В таком случае говорят о классовом, профессиональном, политическом и т.д. положении человека как о разных аспектах его статуса.

С Вебером дело обстоит сложнее. Прямолинейно он не сводил статус к рангу, и об этом у нас пойдет речь особо. 10 Bergel E. Social Stratification. N.Y., 1962.

Относительно этих позиций нужно сказать следующее. Первая непра­вомерна по существу, поскольку совмещает статическую картину (статус) с динамической (роль как модель поведения), вторая не совсем корректна, поскольку понятие статуса как самостоятельной и четко различимой пози­ции в социальной структуре исчезает. Статус превращается как бы в обоб­щенный портрет социального положения индивида в обществе. Но для этих целей используется специальный термин, введенный в свое время американ­ским социологом Мертоном, — статусный набор (status net). Он включает сумму всех статусов индивида, а не единственный, к тому же очень размы­тый. Существует и другое обобщающее понятие — социоэкономический ста­тус. Он включает образование, профессию и доход.

Таким образом, в понимании статуса сложилось несколько подходов: а) стра­тификационный — статус как престиж или ранг в вертикальной иерархии об­щества; б) функциональный — статус как позиция в социальной структуре об­щества, функционально связанная с другими позициями; в) нормативно-роле­вой — отождествление статуса с ролью либо с нормами в социокультурном пространстве общества; г) интегративный — объединение в одно понятие ста­туса множества социальных (профессиональных, экономических, политичес­ких и др.) позиций, занимаемых индивидом.

Нормативно-ролевой и интегративный подходы, по всей видимости, сле­дует признать ошибочными, а стратификационный и функциональный, представленные Р. Линтоном, Н. Смелзером, М. Вебером и П. Сорокиным, можно объединить в одну модель, которая имеет четыре параметра, описы­вающих понятие «статус»:

1. Наименование статуса(состоит из одного или нескольких технических терминов — мужчина, подросток, временно исполняющий обязанности, по­мощник депутата и т.д.).

2. Определение статуса(описывает сущность статуса и его место в груп­пе или обществе). Примеры определения индивидуального статуса: адво­кат — лицо, профессия которого — оказание юридической помощи граж­данам и организациям, в том числе защита их интересов в суде; акционер — физическое или юридическое лицо, владеющее акциями данного акционер­ного общества. Примером определения коллективного (учреждение) ста­туса может служить такое: ДЮСШ — детско-юношеская спортивная шко­ла (специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва, училище олимпийского резерва) — государственное (муниципальное, не­государственное) учреждение дополнительного образования, созданное в соответствии с Законом РФ «Об образовании», получившее соответствую­щую лицензию и отвечающее за дополнительное образование детей и под­ростков в области хоккея. Допускается создание ДЮСШ в структуре хок­кейного клуба.

3. Содержание статуса— совокупность прав и обязанностей, т.е. круг фун­кций, которые выполняются индивидом на данном рабочем месте или на данной позиции. Содержание конкретизирует определение статуса: учитель имеет право оценивать знания учеников, следить за дисциплиной, перево­дить их в следующий класс или оставлять на второй год в данном классе и т.д. Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных Федеральным законом (он принят Госдумой 6 марта 1998 г.),

федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Содержание статуса (совокупность прав и обязанностей) может быть пи­саным и неписаным. Если права и обязанности зафиксированы в должнос­тной инструкции, приняты соответствующими инстанциями, то это писа­ный формальный свод прав и обязанностей (индивид сталкивается с ним, когда устраивается на работу); под некоторыми из них требуется личная подпись индивида. Неписаный свод прав и обязанностей закреплен устной традицией и составляет содержание обычного права (например, права и обя­занности мужа и жены). Содержание статуса описывает те правила поведе­ния, которые навязываются обществом носителю данного статуса.

4. Ранг статуса— место данного ста­туса в социальной иерархии (высокое, R. Linton Status and Role - student2.ru среднее, низкое). Этот параметр стату­са связан со стратификацией и социаль­ной иерархией, место в которой предполагает определенный круг привиле­гий и престиж. Ранг — категория или разряд в любой иерархии. Как соци­альное явление ранг обозначает положение индивида или группы в социальной иерархии, включая иерархию статусов, и в общественном мне­нии.

Можно сказать, что в обществе существует некая незримая ценностная шкала, в которой статусы распределены по возрастанию или убыванию их значимости. Место позиции в этой незримой иерархии ценностей называют социальным рангом. Следовательно, социальный статус — это не только оп­ределенная статусная позиция и не только совокупность определенных прав и обязанностей, но и оценки, ожидания, отождествления (идентификация), связанные с общественным положением субъекта.

В качестве примера можно привести изменение группового статуса рабо­чего класса на протяжении XIX—XXвв. До революции 1917г. рабочий класс пользовался очень низким общественным признанием. В рабочие шли пред­ставители социальных низов — беглые, разжалованные солдаты, разоривши­еся крестьяне, нищие, бродяги, словом, весь сброд, который выпихнули другие сословия и классы. Так повелось со времен Петра I, который, стре­мясь угнаться за Европой, начал форсированную индустриализацию в стра­не, где промышленных рабочих никогда не было. Подавляющее большин­ство населения — крепостные крестьяне, которых помещики не собирались отпускать в вольнонаемные рабочие. Именно поэтому кадры для фабричной промышленности пришлось формировать в том числе, а часто и преимуще­ственно, из маргиналов, не попавших ни в одну из страт, признанных зако­ном. После Октябрьской революции ситуация резко изменилась. Партия большевиков, изменяя социальные устои российского общества, опиралась на рабочих и крестьян. Они служили ее социальной опорой, поэтому первы­ми декретами новой власти стали распоряжения о безвозмездной передаче земли крестьянам, а фабрик — рабочим. При этом рабочие как наиболее со­знательная часть угнетенного класса имели определенное преимущество над крестьянами, психология которых, по заявлению В.И. Ленина, отражала больше мелкособственнические интересы, нежели передовые социалистичес­кие ценности. Коммунистическая партия считала себя выразителем всего

народа, а рабочий класс был назван гегемоном общества и движителем со­циального прогресса. По существу рабочий стал самым престижным обще­ственным статусом.

Обычно ранг выражается в неравном доступе к ценностям, ресурсам и при­вилегиям. По мнению М. Фрайда", распределение по рангам предшествова­ло возникновению социальной стратификации, которая характеризует уже эпоху сложных обществ и разветвленных государственных систем. Соци­альный ранг замужней женщины в значительной мере определяется статусом ее мужа, а ее мобильность измеряется разницей между профессиональными статусами ее отца и мужа.

Четвертый параметр статуса связан со стратификацией. Место в иерархии указывает на определенные привилегии и престиж данного статуса, а также на степень распространенности статусов в обществе (рис. 1).

R. Linton Status and Role - student2.ru

Рис. 1. Степень распространения статуса в обществе

Так, согласно Закону «О занятости населения в РСФСР» от 19 апреля 1991 г. в редакции от 15 июля 1992 г.12, правовой статус безработного вклю­чает в себя: определение понятия безработного; его права и обязанности; со­циальные гарантии и компенсации при потере работы и в других случаях. Без­работными признаются граждане, которые: а) являются трудоспособными; б) не имеют работы и заработка (при этом не учитывается выходное пособие и средний заработок, выплачиваемые при высвобождении с предприятий, а также оплата за выполнение общественных работ по направлению службы занятости); в) зарегистрированы в службе занятости; г) готовы приступить к работе.

Обобщив всевозможные точки зрения на проблему статуса, мы предлага­ем понимать его как сложносоставное явление, различными аспектами ко­торого выступают престиж, ранг, совокупность прав и обязанностей. Но ста­тус в целом описывает только одну позицию, занимаемую индивидом в со­циальной структуре общества.

11 Fried M.H. On the Evolution of Social Stratification and the State // Culture in History. N.Y., 1960.

12 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. № 18. Ст. 565—566; 1992.№ 34. Ст. 174.

Статус — синоним позиции. Но он нечто большее, чем только позиция, так как существует официальная позиция, которую часто называют должно­стью, реже — статусом. Совокупность прав и обязанностей проистекает от официальной позиции. Кроме того, существует неофициальный статус с со­вокупностью неписаных, но строго соблюдаемых правил. Так, в современ­ном обществе статус главы семейства никаким законом не предписан, но со­ответствующая ему роль выполняется всеми. Неформальные правила пове­дения предписывают, что низший по статусу должен здороваться словесно, первым протягивать руку может только высший по статусу. В учреждении начальник отдела, когда коллектив «сбрасывается на подарок», сдает денег больше других. Таково неписаное правило. Никто его к этому не обязывает. Если он сдаст меньше, то прослывет скрягой, однако никаких формальных санкций не последует.

Позиция обозначает место в социальном пространстве, или в социальной структуре, которое ассоциируется у нас с набором норм, называемых права­ми и обязанностями (rights and duties), которым также приписан определен­ный объем престижа.

Важно следующее:

♦ социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодейству­ют между собой;

♦ между собой взаимодействуют только субъекты (обладатели, носители) статусов, т.е. люди;

♦ в социальные отношения вступают не статусы, а их носители;

♦ социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуют­ся эти отношения через людей — носителей статусов.

Итак, сделаем выводы:под статусоммы будем понимать позицию инди­вида в группе или в обществе. По аналогии с физикой, скажем, что статус, как и точка, внутри себя не материален и ничем не заполнен. Это некоторое место, взятое по отношению к другим точкам, телам и системам координат. Статус — это пустое место, ячейка в общественном разделении труда.

Статус можно определить как социальное положение человека в обществе. Социальное положение — обобщенная характеристика, охватывающая профес­сию, экономическое положение, политические возможности, демографичес­кие свойства человека. Водитель — профессия; работник наемного труда, получающий средний по размерам доход, — экономическая черта; член де­мократической партии — политическая характеристика; мужчина в возрас­те 40 лет — демографическое свойство. Все они описывают социальное по­ложение одного и того же человека, но с разных сторон.

В течение своей жизни человек утрачивает одни статусы (например, вы­пускника средней школы) и приобретает другие (студента вуза или коллед­жа). Когда человек теряет какой-либо статус, освобождая ячейку в социаль­ной структуре, на его место приходит другой человек. Жизненный цикл по­вторяется вновь и вновь. Таким образом, статус принадлежит не нам, а социальной структуре. Социальные позиции существует долгое время, не­которые — сотни и тысячи лет. Алюди приходят и уходят, рождаются и уми­рают, занимают и освобождают эти ячейки. В течение своей жизни мужчине приходится играть сначала роль ребенка, а затем отца. В первом случае его существование зависит от других людей, тогда как во втором он сам должен обеспечивать питание и безопасность другим людям.

СТАТУСНАЯ АРАНЖИРОВКА

Статусная аранжировка— формальное подтверждение статуса, процеду­ры торжественного введения в статус, подтверждение статуса, например должностные инструкции, верительные грамоты, торжественное отмечание назначения на должность, приказы о назначении, аттестация кадров, серти­фикаты и аттестаты, дипломы об окончании учебного заведения, квалифи­кационные свидетельства, защита диссертации, торжественное вручение диплома победителя конкурса, лицензии... Так, статус туриста аранжирует­ся (в данном случае подтверждается) туристической путевкой и загранпас­портом, статус студента — студенческим билетом.

Статус иммигранта, который на стадии официальной подачи заявления получает название аппликанта (заявителя), в зарубежных странах подтвер­ждается рядом документов и результатами тестирования. Например, боль­шинство прибывающих в Новую Зеландию иммигрантов проходит по так называемой Основной категории (GS), базирующейся на балльной систе­ме оценок. В соответствии с существующими правилами биография апп­ликанта оценивается по ряду критериев, за каждый из них начисляются оп­ределенные баллы. Если он набирает проходной балл, то может получить разрешение на постоянное жительство (residencepermit). Проходной балл пе­риодически изменяется в зависимости от потока иммигрантов и уровня предъявляемых к ним требований. В конце 2002 г. он составлял 30 баллов. Если кандидат по результатам своей иммиграционной анкеты не добирал пяти баллов до проходного, ему выдавали рабочую визу. Рабочая виза по­зволяет иммиграционному кандидату въехать в страну и попытаться полу­чить приглашение на работу, с которым он в дальнейшем может вновь прой­ти иммиграционный конкурс. Начисление баллов производится по следу­ющим критериям:

♦ квалификация — уровень полученного образования в сравнении с но­возеландским эквивалентом;

♦ рабочий стаж — подавший документы должен иметь по меньшей мере два года рабочего стажа, причем он должен соответствовать получен­ной квалификации. Так, в Канаде за полгода работы начисляется 1 балл; за 1 год — 2 балла; за 4 года и более — 8 баллов;

♦ баллы по критерию «возраст» начисляются в соответствии с реальным возрастом. На момент подачи аппликации он не должен превышать 55 лет. Например, в Канаде принята следующая шкала: 18 лет —4 балла; 19—6 баллов; 20 — 8 баллов; 21 —44 года — 10 баллов; 45 лет — 8 баллов; 46 — 6 баллов; 47 — 4 балла; 48 — 2 балла; 49 лет и более — 0 баллов;

♦ гарантированное трудоустройство — наличие письменного предложе­ния работы от местного работодателя. Если нет гарантированного тру­доустройства, аппликант получает 0 баллов.

Кроме них рассматриваются такие параметры, как семейная поддержка (если кто-то из членов семьи легально проживает в стране иммиграции, имеет здесь работу и в состоянии оказать материальную и социальную поддержку, соискателю начисляются дополнительные баллы), наличие родственников, приглашение от местной общины, степень владения иностранными языка­ми, наличие крупной суммы денег по приезде в страну, наличие медицин­ской справки и др.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Каждая позиция, или ячейка, в социальной структуре общества наделена рядом предписанных прав и обязанностей. Благодаря этому устанавливается функциональная взаимосвязь ячеек. Она подобна гигантской сети, наброшен­ной на социальное пространство. Десятки тысяч социальных статусов обра­зуют огромную паутину, которую можно назвать социальной тканью обще­ства. Права и обязанности, составляющие содержание социального статуса, играют здесь исключительно важную роль — определяют то, что должен де­лать каждый человек в установленное время и как он должен взаимодейство­вать с другими людьми, с которыми он функционально связан. Такая систе­ма лежит в основании общественного порядка, делает поведение миллионов людей предсказуемым и управляемым.

R. Linton Status and Role - student2.ru

Рис. 2. Обязанность учителя — наставлять учеников и передавать им новые знания, а обязанность учеников — отвечать за то, насколько хорошо они усвоили эти знания

Право— предоставление человеку блага или возможности. Каждый из нас наделен правами только в силу того, что он человек, принадлежит роду че­ловеческому. Права накладывают на государство правовые обязательства, когда они кодифицированы в законе, международных договорах, которые это государство ратифицировало.

Обязанность— моральное или юридическое обязательство действовать или воздержаться от действия в соответствии с предписаниями закона. Человек и государство могут быть привлечены к ответственности за неисполнение определенных обязательств.

Права неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем боль­шими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается. Статус чернорабочего мало к чему обязывает. То же можно сказать о статусе соседа, нищего или ребенка. Но статус принца кро­ви или известного телеобозревателя обязывает вести образ жизни, оправды­вающий ожидания и соответствующий социальным стандартам одного с ними круга людей.

Обязанности свидетельствуют о том, что исполнитель данной роли или носитель данного статуса должен делать по отношению к другим исполни­телям или носителям. Так, обязанность учителя — наставлять учеников и передавать им новые знания, а обязанность учеников — отвечать за то, на­сколько хорошо они усвоили эти знания. Права говорят о том, что человек может позволить себе или допустить в отношении других людей.

Права и обязанности строго расписаны. Они ограничивают поведение определенными рамками, делают его предсказуемым. В то же время они жестко взаимосвязаны между собой так, что одно предполагает другое. Одно без другого не может существовать. Вернее, они могут существовать порознь, но тогда социальная структура деформируется.

Например, статус раба в древнем мире предполагал только обязанности и не содержал почти никаких прав. В тоталитарном обществе права и обя­занности асимметричны: у правителя и высших должностных лиц права максимальны, а обязанности — минимальны. В семье у взрослого и ребен­ка права и обязанности асимметричны: за шалости взрослый может нака­зать ребенка, а ребенок за провинность взрослого наказывать его не имеет права.

У обычных граждан много обязанностей и мало прав. В демократическом обществе они более симметричны. Стало быть, от того, как расположены права и обязанности в социальной структуре, зависит уровень развития об­щества.

Выполняя те или иные обязанности, индивид несет перед другими опре­деленную ответственность.

Ответственность— предусмотренная законом обязанность отвечать за свои действия и бездействие. Ответственность может быть принята на себя доб­ровольно (в силу заключенного контракта) или накладывается органами вла­сти (в соответствии, например, с уголовным правом).

Сапожник обязан в срок и с высоким качеством доставить свою продук­цию заказчику. Если этого не произошло, он должен быть как-то наказан — лишиться контракта, выплатить неустойку, могут пострадать его имидж и репутация, его могут привлечь к суду. В Древнем Египте архитектора, пост­роившего некачественное здание, которое рухнуло и насмерть придавило хозяина, лишали жизни. Формы проявления ответственности многообраз­ны и зависят от культуры, устройства общества, исторического времени.

Таким образом, строительные кирпичи здания социальной структуры — статусы — имеют три грани: ширину (права), длину (обязанности) и высоту (ответственность). Мы получили трехмерное изображение общественной жизни (рис. 3). Все три грани — неотъемлемые атрибуты общественного раз­деления труда, но и сам статус — порождение такого разделения, поскольку он описывает место индивида в системе общественного разделения труда. которая пронизывает все общество.

Благодаря трехмерной форме «кирпичи» плотнее прилегают друг к дру­гу, образуя единое целое. Грани кирпичей соединяются между собой самым крепким цементом —социальными нормами, так как они «замешаны» на за­конах, нравах, обычаях и традициях. За их соблюдением тщательно следит любое общество. Строительство идет медленно, целыми веками, потом что-то достраивается, ремонтируется. В работе участвуют все социальные груп­пы: от пенсионеров до милиционеров. Все они — социальные строители. Здание получается очень прочное.

Права и обязанности (содержание статуса) могут быть писаными и непи­саными (формальными и неформальными). У всех или у большинства про­фессий существует формальное определение статуса, которое фиксирует­ся в должностных инструкциях. Мы знаем обязанности отца по отношению к сыну и сына — по отношению к отцу; офицера — по отношению к солда­ту, и наоборот. Они либо закреплены обычаем, либо зафиксированы в ин­струкции.

R. Linton Status and Role - student2.ru

Рис. 3. Три грани статуса

Однако в современном обществе у значительной части статусов содержа­ние формально не фиксируется, а представляет собой совокупность закреп­ленных традицией, конвенциональных (условных) норм. Права и обязанно­сти гостя мы знаем не из формальных инструкций, а из жизненного опыта. Большинство прав и обязанностей мужа и жены закреплены традициями, а не юридическими законами.

Вождь имеет право осуществлять религиозные церемонии, наказывать соплеменников, нарушающих предписанные их статусу требования, предво­дительствовать в военных походах, руководить общинным собранием. Про­фессор университета обладает рядом прав, которые отличают его от студен­та, не обладающего данным статусом: он оценивает знания студентов, но в соответствии со своей академической позицией не может подвергаться штра­фу за плохую успеваемость студентов. А офицер, согласно воинскому уста­ву, подвергается наказанию за нарушения, совершенные солдатами.

Академический статус профессора дает ему такие возможности, которы­ми не располагают другие люди, имеющие столь же высокий статус, скажем, политик, врач, юрист, бизнесмен или священник. Таково право отвечать на какие-то вопросы словами: «Я не знаю этого». Подобное право объясняется

природой академических знаний и состоянием науки, а не некомпетентно­стью профессора. Военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом законом.

Статус хоккеиста закреплен нормативным документом Федерации хоккея России, определяющим совокупность прав и обязанностей хоккеистов. Он устанавливает основные нормы и принципы, регламентирующие: юридичес­кое положение хоккеистов в системе российского хоккея; порядок оформле­ния контрактных отношений между хоккеистами и хоккейными клубами; порядок оформления переходов хоккеистов из одного хоккейного клуба в дру­гой; размеры и порядок уплаты компенсационных выплат за подготовку хок­кеистов при их переходах из одного хок­кейного клуба в другой.

В закрытом обществе — кастовом или сословном — контроль за соблюде­нием статусных обязанностей постав­лен жестче, чем в открытом. При этом R. Linton Status and Role - student2.ru наблюдаются различия не только меж­ду обществами, но и между социальны­ми слоями. Так, высшие классы осуществляют незримый контроль за со­блюдением статусных обязанностей в большей мере, чем низшие. Невыпол­нение своих статусных обязанностей может быть незначительным и не переступать границ толерантности (или терпимости). Если нарушение зна­чительно, сообщество применяет по отношению к виновнику формальные санкции, не ограничиваясь неформальными, например осуждением. Так, суд офицерской чести может лишить провинившегося воинского звания и потребовать изгнания из своей среды. Античные греки подвергали остра­кизму и изгоняли за пределы страны недостойных правителей, нарушив­ших статусные обязанности руководителя страны. В дореволюционной Рос­сии существовал особый институт — суд дворянской чести, выполнявший карательную и одновременно воспитательную функции. Одним из средств защиты дворянской чести являлась дуэль, нередко завершавшаяся смертью одного из дуэлянтов.

Таким образом, чем выше ранг статуса и чем престижнее статус, тем жест­че требования к статусным обязанностям и тем сильнее наказываются их нарушения. В Полинезии до недавних пор существовал обычай, по которо­му проштрафившегося вождя соплеменники могли казнить и съесть.

Статусные обязанности функционально связанных между собой позиций в социальной структуре не только дополняют друг друга, ной определяются один относительно другого.

В такой связке состоят статусы учителя и ученика. Правом закреплены обязанности учителя. Закон предписывает ему уважать личность ребенка, поддерживать в школе дисциплину. Нельзя применять психическое или физическое насилие над детьми. Учитель применяет меры предосторожнос­ти от несчастных случаев, которые могут произойти на уроке. Он не имеет права быть на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токси­ческого опьянения. Если учитель нарушает установленные правила, насту­пает юридическая ответственность. Например, за жестокое обращение с ре­бенком следует уголовное наказание, за нарушение Устава школы может последовать увольнение.

Ученик — это юридический статус ребенка, который получает общее об­разование. В России получить образование в рамках 1 — 12 классов можно бес­платно. Дети имеют право учиться в школе по месту жительства. В школе есть определенные правила, которые ученик должен соблюдать. Например, уче­ник должен посещать уроки, не прогуливать их, не опаздывать на занятия, выполнять то, что предписано учителем. Такие правила зафиксированы в документах школы: Уставе гимназиста или Правилах для учащихся, Поло­жении об экзаменах. В каждой школе разрабатываются свои правила, обяза­тельные для исполнения. Так, в одних школах вводятся зачетные сессии два раза в год, в других — ученики сдают только общеобязательные экзамены в выпускных классах. Между родителями и образовательным учреждением заключается договор, по которому учителя предоставляют семье программы занятий, дают консультации, контролируют знания.

На российских военнослужащих, согласно закону 1998 г., возлагаются обязанности по вооруженной защите Российской Федерации, которые свя­заны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, втом числе с риском для жизни. В связи с особым харак­тером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляют­ся льготы, гарантии и компенсации. Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайно­го положения и при вооруженных конфликтах регулируются федеральными законами. Военнослужащим выдаются документы, удостоверяющие их лич­ность, гражданство и правовое положение военнослужащих.

Праваи обязанности— элементы общественного разделения труда, кото­рое делит общество на несколько крупных сфер13, каждая из которых запол­нена множеством статусов, следовательно, относящимися к ним правами и обязанностями.

ПРЕСТИЖ, УВАЖЕНИЕ

Престиж(от фр. prestige — авторитет, влияние): 1) мера признания общест­вом, окружающими заслуг индивида; 2) результат соотнесения социально значимых характеристик личности со шкалой ценностей, сложившихся в данной общности; 3) оценка социального объекта (личности, социального института, организации и др.), разделяемая членами группы (общности) на основе соотнесения его значимых характеристик с признанной системой ценностей.

В некоторых общностях (группах) показателями престижа выступают на­личие большой квартиры, дорогого импортного автомобиля, счета в банке (лучше в зарубежном), обучение детей в зарубежных учебных заведениях и др. В других группах показателями престижа могут явиться нравственные качества личности, научные и трудовые достижения. Престиж — определе­ние на основании преобладающих в социальной группе или общности цен­ностной значимости, авторитета, влияния, привлекательности, уважения

Как мы установили раньше, в обществе четыре основные сферы — экономическая, социальная, по­литическая и духовная.

различных сторон жизнедеятельности. Как соотносительная оценка престиж распространяется на социальный статус профессии, деятельные качества че­ловека и его физические достоинства, различные блага, а также социальные институты и организации. Обычно общественное мнение выделяет престиж­ность тех или иных профессиональных занятий, социального положения, должностей, личных качеств (интеллекта, инициативности, красоты), мес­та работы и проживания, марок автомобилей и бытовой техники, моделей одежды, обуви и т.д.

Различные позиции в обществе, связанные с выполнением разных функ­ций, которые имеют неодинаковое значение для общества, обладают неоди­наковым престижем. Престиж, как его определяет К. Дэвис, есть «одобре­ние, которое связано только с занимаемым положением, т.е. одобрение, со­провождающее данное положение, качества выполнения человеком обязанностей»14.

Как уже говорилось, некоторые социологи, в том числе известные —до­статочно назвать П. Сорокина, — смешивают два понятия: статус и престиж. По существу статус выступает здесь синонимом престижа. Между тем дру­гие социологи, в том числе специализирующиеся в данной области, в част­ности Е. Бергель15, настаивают на необходимости различать два понятия пре­стижа и статуса.

Статус меньше зависит от того, что делает человек, но больше от того, кем он является, кто он есть, особенно если статус приписываемый (предписан­ный), а не достигаемый. В этом смысле не существует приписываемого пре­стижа. Он может быть только достигаемым, тогда как статусы бывают двух видов — приписываемые и достигаемые.

Статус — синоним позиции. Но он больше, чем только позиция, так как существует официальная позиция, которую часто называют должностью, реже — статусом. Совокупность прав и обязанностей проистекает из офици­альной позиции. Кроме того, существует неофициальный статус с совокуп­ностью неписаных, но строго соблюдаемых правил. Так, статус главы семей­ства в современном обществе никаким законом не предписан, но соответ­ствующая ему роль всеми выполняется. Неформальные правила поведения предписывают, что низший по статусу должен здороваться словесно, но пер­вым протягивать руку может только высший по статусу.

Престиж тесно связан с доходом, властью, уровнем образования. Катего­рия «престиж» является аскриптивной и часто зависит от набора материаль­ных ценностей, присущих индивидам — членам общества. Швейцарские часы сегодня стали таким же атрибутом престижа, подчеркивающим благососто­яние, общественный статус и вкус их владельца, как ранее одежда, обувь и дорогие иномарки. Современные менеджеры высшего звена, политики и звезды шоу-бизнеса (а также их имиджмейкеры) должны разбираться не толь­ко в современной моде, но и в культуре ношения часов.

Статусный престиж почти не зависит от индивидуальных усилий челове­ка: сколько бы вы ни старались выглядеть на 10 тыс. долл. в своей должнос­ти, но если эта должность, скажем, младший научный сотрудник, оценива­ется обществом всего на 100 долл., у вас ничего не получится. Наоборот, вы-

14 Davis К. A Conceptual Analysis of Stratification //Amer. Sociol. Rev. 1942. Vol. 7, No. 3. P. 321.

Наши рекомендации