Конкретные виды статусных символов

В категорию статусных символов попадают также представленные ниже веши, атрибуты, характеристики и знаки.

Государственный флаг — символизирует принадлежность соответствующей тер­ритории к данному государству или служит выражением лояльности граж­данина к своему государству.

Вензель: 1) начальные буквы имени и фамилии, имени и отчества или двух имен; 2) изображение инициалов императора, императрицы, великих князей на эполетах и погонах генерал- и флигель-адъютантов, а также всех чинов «шеф­ских» полков. У генералов и офицеров вензели были шиты золотом или се­ребром, у нижних чинов наносились краской; 3) нагрудный знак статс-сек­ретарей Его императорского величества (с 1872 г.).

Венцы— короны, возлагаемые на жениха и невесту во время венчания. Венцы — необходимая принадлежность таинства брака, поэтому само бракосочетание называется венчанием. Употребление брачных венцов, равно как и обозна­чение обряда бракосочетания венчанием, встречается у многих народов древ­ности. Первое упоминание об употреблении венцов в христианской церкви находится у Тертуллиана, а позже у Григория Назианзина, св. Иоанна Зла­тоуста и др. В древней церкви брачные венцы изготовляли из древесных вет­вей и цветов. Позже их стали делать из благородных металлов и украшать драгоценными камнями. Форма их была разнообразна: пирамидальная, ци­линдрическая, коническая и др. Духовно-символическое значение венцов в таинстве брака, по объяснению св. Иоанна Златоуста, заключается в знаме-новании победы, одержанной целомудрием (при повторных браках обоих брачующихся венцы обычно не употребляются).

Вериги— железные оковы или согнутые железные цепи, носимые подвижника­ми-аскетами на теле, часто под одеждой, на руках и ногах. Вериги состоят из кованых металлических пластин-звеньев, соединенных между собой подвижно скобами. Передняя пластина имеет форму креста, от которого отходят прямо­угольные пластины-звенья, замыкающиеся на спинной квадратной пластине. В православной аскезе ношение вериг использовалось для умерщвления пло­ти, т.е. победы над страстями.

Они находятся в одном ряду с другими формами и орудиями телесного подвига, такими, как ограничение себя в пище, сне, лишение себя элемен­тарных человеческих удобств, многочисленные земные поклоны. Все они служили средством приготовления подвижника к внутреннему подвигу — очищению души. Однако у некоторых людей и отдельных народов ношение вериг и другие формы телесного подвига превращались в самоцель. Святые

отцы предупреждали своих учеников об этой опасности. Когда у преподоб­ного Серафима Саровского один юноша попросил благословения на ноше­ние вериг, преподобный не дал благословения и сказал ему: «Делай добро своим обидчикам, вот тебе и вериги».

Власяница— волосяная одежда, одежда из грубой колючей шерсти, надеваемая монахом на голое тело для «смирения плоти»; отличительный знак аскета. Чаще всего власяницу носили люди, принадлежащие к монашескому сану.

Визитная карточка— в России до 1917 г. выполненная типографским способом на тонком картоне маленькая карточка с указанием фамилии, имени, отче­ства, чина, должности, титула, герба, если он был. Ее вручали при знаком­стве либо оставляли швейцару в передней при отсутствии хозяев и пр. Де­вушки их не имели и приписывали свое имя карандашом на визитке матери. У низших сословий визитных карточек также не было. Сегодня визитная карточка по-прежнему служит статусным символом, но уже для гораздо бо­лее широких слоев населения. Она стала формой выражения контактно-ад­ресной информации. В переносном смысле она означает обобщенный образ, форму представления, имидж чего либо, например Кремль — визитная кар­точка Москвы.

Вилла(от лат. villa — усадьба, поместье) — загородный дом с садом или парком, символ принадлежности к высшему классу в любом обществе. В Древнем Риме виллой называли загородное поместье, предназначенное для развлечений и отдыха. Живописно расположенные постройки виллы группировались вокруг открытого двора, жилые помещения украшались мозаиками и росписью. Ком­плекс виллы иногда включал здания храма и театра, каналы и водоемы, деко­ративную скульптуру (вилла Адриана в Тиволи, близ Рима, 125—135 гг. н.э.). В эпоху Возрождения сложился новый тип виллы, приобретшей осевую ком­позицию с главным зданием в центре, лоджия которого открывалась на тер­расные сады. Строгость и стройность ансамблей эпохи Возрождения сменила сложная и прихотливая композиция пышных барочных вилл, рассчитанная на пространственные эффекты при последовательном восприятии отдельных частей комплекса. В XIX—XX вв. виллой называется комфортабельный одно-семейный дом с садом или парком в пригороде или на курорте.

Вицмундир(от лат. vice — вместо, наподобие) — в дореволюционной России — форменный сюртук гражданских чиновников; форменный, непарадный мундир для повседневного ношения в отличие от мундира с шитьем, наде­вавшегося в торжественных случаях; того же покроя и из того же сукна, что и мундир. Вицмундир у чинов императорского двора имел двойные галуны на груди, полах, фалдах и рукавах. Вицмундир кирасирских офицеров —бе­лый, пехотного покроя с воротником и обшлагами. У гусар вицмундир был темно-зеленый. К вицмундиру гусары надевали темно-зеленые без расшив­ки чакчиры (узкие суконные штаны) с короткими сапогами — ботиками. В Кавалергардском и лейб-гвардии Конном полках вицмундир был красный. Военная форма русских генералов в XIX в. разделялась на городскую и походную. Было несколько видов городской формы: парадная (вицмундир с эполетами, ордена с лентой, шарф, каска с султаном, шпага пехотного об­разца); праздничная (вицмундир такой же, как парадный, но ордена без лен­ты); воскресная (вицмундир темно-зеленый, шаровары поверх сапог, сабля пехотного образца). В походе генералы носили вицмундир с погонами, серо-синие шаровары, заправленные в сапоги, пехотную саблю.

В переносном смысле вицмундир обозначает официальную одежду, со­циальную маску, которую человеку приходится одевать, когда он уходит на службу. Он не обязательно служит символом высокого статусного положе­ния. Вицмундир, как это показали в своих произведениях Ф. Достоевский и Н. Гоголь, может быть весьма заношенным и характеризовать чиновника низшего ранга. До революции 1917 г. существовали вицмундиры: студенчес­кий, учительский, военный, чиновный, инженерный и т.д. Герб (от польск. herb, от нем. erben — наследовать) — особое символическое изоб­ражение, выражающее сословное отличие, генеалогию лица, рода, круг идей политического и исторического характера, природные особенности, хозяй­ственную специфику страны, территории, а в корпоративных гербах — спе­цифику происхождения товаров (состав, географические особенности, на­циональная принадлежность, давность традиций и т.д.).

Существуют целые династии, которые из поколения в поколение занима­ются одним и тем же делом — врачи, художники, музыканты, промышлен­ники, политики. Они накопили огромный капитал: интеллектуальный (зна­ния, квалификация, профессиональные секреты), культурный (специфичес­кие традиции и обычаи, бытовой уклад, авторские книги и картины и т.д.), социальный (связи и знакомства, привилегии, звания), который они готовы защитить и передать своим потомкам. Эстафета поколений должна продол­жаться непрерывно, но она должна быть: притягательной для потомков; престижной и конкурентной в сравнении с другими; защищенной правами и гарантированной от фальсификации. Удовлетворить всем этим требовани­ям призван родовой герб.

Гербы подразделяют на следующие категории: 1) государственные — ге­ральдические эмблемы территорий, входящих в состав государства; 2) мест­ные — геральдические эмблемы, присвоенные городам, областям; 3) сооб­ществ (торговых, политических и др.) — геральдические эмблемы, принад­лежащие различным корпорациям, цехам, учреждениям, предприятиям, клубам и т.п.; 4) родовые (фамильные) — переходят по наследству лицам од­ного и того же рода. В числе родовых гербов особое место занимают дворян­ские. Различались гербы нетитулованных природных и жалованных дворян, баронов остзейского и русского происхождения, графов, сиятельных и свет­лейших князей, членов императорской фамилии. Гербы размещался на пе­чатках, визитных карточках, белье, посуде, дверцах экипажей, фронтонах домов. В состав герба входили щит, шлем или шлемы, намет, корона, на­шлемник, щитодержатели, сень, девиз или некоторые из этих элементов.

Гербы различаются цветом, фигурами, рисунками, создаются по специаль­ным правилам и описываются специальными терминами. Особенно урожай­ной эпохой оказалось Средневековье, когда геральдика выработала статусную систему цветов. К примеру, если гербовладелец блистал в обществе или сде­лал удачную карьеру, то в гербе обязательно присутствовал желтый (золотой) цвет; если гербовладелец был мужественным воином, то на гербе присутство­вал красный цвет. Традиционно герб был не только признанным знаком от­личия и благородного происхождения, но и накладывал на гербовл ад ельца определенную ответственность за свои поступки. Истории геральдики извест­ны случаи, когда на владельца герба налагались определенные взыскания за неблаговидные поступки, эти взыскания отражались на гербе (например, на­меренное искажение формы щита), и их нельзя было самовольно устранить.

1 ербы составляются по очень строгим правилам и служат постоянными отличительными знаками отдельного лица, рода, сообщества, учреждения, города, области или государства. Гербом, жалованным определенному лицу (роду и т.п.), никто не мог воспользоваться, кроме как с дозволения владельца герба и только в установленном законом порядке.

Возникновение гербов как родовых наследственных знаков в Западной Европе относится к эпохе крестовых походов (XI—XII вв.). Со временем гербы начали изображать на знаменах, денежных знаках, печатях, на бумаге и т.п. В России первые дворянские гербы появились в конце XVI — начале XVII в. В советский период, после отмены сословий, гербы отдельных лиц и родов были упразднены (1917).

Старинные дворянские гербы выполняли множество функций — полити­ческих, социальных и культурных. С их помощью потомки ощущали психо­логическую причастность ко всем поколениям своего рода, ко всем предкам, гордились их завоеваниями и достижениями. Идентификация со своим ро­дом — важная социально-психологическая функция герба.

Родовые гербы происходят от родовых знаков, которыми владельцы от­мечали свое имущество: скот, утварь, строения и т.д. Сегодня герб зачастую не выполняет функции определения статуса, но отражает династичность и традиции определенного рода. Остается и изначальная функция нанесения на предметы собственности: дома, столовые приборы, одежду и т.д.

Герб выполнял, пусть и не прямым образом, воспитательную и социали­зирующую функцию. Подобно знамени полка, он защищался в бою, изучал­ся потомками, анализировался историками, а членов рода стимулировал ве­сти себя в соответствии с дворянской честью и нравственными принципами своего рода.

Культурная и эстетическая функции герба выражались во внешней обста­новке родового замка или родового поместья: члены династии окружали себя символами, напоминающими им о сопричастности с родом. Это могли быть детали, интерьера, одежды, украшения, картины с изображением герба — традиционного носителя информации о качествах, достоинствах и достиже­ниях членов рода. Диадема (от греч. diadema — головная повязка, от diadeo — обвязываю) — жен­ское головное драгоценное украшение в форме короны. Первоначально — головная повязка персидских царей и древнегреческих жрецов, позднее — головной убор царей как знак верховной власти. Когда-то диадемой служи­ла простая лента из льняной или шерстяной ткани. «Египетская диадема» украшалась на лбу эмблемой — уреем, изображением змеи. «Персидская ди­адема» представляла собой голубую ленту с белыми полосами, повязанную вокруг тиары. В Западной Европе в средние века диадема представляла со­бой металлический обруч, часто из отдельных золотых пластин, скреплен­ных петлями. Пластины украшались эмалью, драгоценными камнями, жем­чугом. Позже диадему сменила корона. Должностные знаки — знаки, присвоенные некоторым должностям или звани­ям. Их носили при исполнении служебных обязанностей. В России к ним относились булава, бунчук, насека, а также особые, преимущественно нагруд­ные знаки в форме медали или бляхи; их носили даже почтальоны. В XIX в. получили широкое распространение знаки мировых посредников, земских начальников, волостных старшин, городских голов, членов представитель-

ных органов власти. Представители высоких должностей носили знаки на массивной сложной цепи, представители других должностей — на тонкой цепочке или на булавочке на левой стороне груди. Известно более 200 раз­новидностей знаков, среди них бронзовые, позолоченные, посеребренные либо латунные, круглые или овальные.

Корона(от лат. corona — венец): 1) драгоценный головной убор — знак монар­шего достоинства; 2) в монархических государствах — обозначение государ­ственной власти; 3) высшая регалия, головной убор, форма которого указы­вала на статусное превосходство владельца. В Европе короны в основном произошли от античных венков, а в древних государствах Двуречья, в Егип­те, на Ближнем Востоке — от головных украшений и налобных и височных повязок жрецов (диадем — головных колец). Как основной знак суверена короны вошли в средневековую геральдику со значением главного атрибута власти, указывающего также на степень этой власти, благодаря разработан­ной системе изображения корон, целой их шкалы — от императорской до простой рыцарской (дворянской).

В России впервые корона европейского типа была изготовлена к корона­ции императрицы Екатерины I в 1725 г. С середины XVIIIв. употреблялась корона, состоявшая из серебряного венца, скреплявшего два расходящихся полушария, между которыми находилась алая бархатная шапка, а над ней дуга, увенчанная крупным бриллиантом с четырехконечным крестом. Все металлические части короны были усыпаны бриллиантами и жемчугами. Высота короны вместе с крестом составляла 27,5 см. В русской геральдике употреблялись: корона императора, княжеская корона или шапка (различа­лись короны князей сиятельных, светлейших и нехристиан); графская; ба­ронская корона. Графская корона представляла собой венец с 16 зубцами, увенчанными жемчужинами; баронская — гладкий венец без зубцов, триж­ды перевитый жемчужной нитью. Эти короны изображались в гербах, на фронтонах домов, дверцах карет. Сегодня корона как геральдический инди­катор первого ранга исчезла из активной политической жизни практически во всех странах. За последние годы участились случаи, когда корона как эм­блема стала применяться в торговых марках.

Медаль (от итал. medaglia; ср. лат. metallia (moneta) — металлическая монета): 1) знак в виде круглой металлической пластинки с различными изображе­ниями и надписями, выдаваемый в награду или в память о каком-нибудь со­бытии; 2) вид массовой государственной награды за личный подвиг на поле боя, за участие в войнах, общественную деятельность, сверхсрочную служ­бу, благотворительность, успехи в учебе, ремеслах, сельском хозяйстве и др. Медали имели вид золотой, серебряной или бронзовой круглой, овальной, ромбической, восьмигранной пластины, носились на ленте, на груди или на шее. Для награждения купцов, мешан, ремесленников, крестьян за успехи в торговле, ремеслах, сельском хозяйстве в XIXв. выпускались медали «За по­лезное», «За усердие», «За трудолюбие и искусство» и др.; за мужество, про­явленное при несчастных случаях, — «За спасение сограждан», «За спасение человечества», «За спасение погибавших» и др. Купцов и почетных граждан разрешалось представлять сразу к золотой шейной медали.

Сегодня число медалей не уменьшилось, а скорее увеличилось, и они су­ществуют во всех областях жизни общества. Так, золотые медали и премии имени выдающихся ученых присуждаются Российской академией наук за

выдающиеся научные работы, открытия и изобретения или по совокупнос­ти работ большого научного и практического значения. Научная оценка всех поступивших на конкурс работ и рекомендация кандидатов для присужде­ния золотых медалей или премий производятся экспертными комиссиями, организуемыми по каждой золотой медали и премии в отделениях РАН сро­ком на 6 лет.

Нагрудные знаки — официальные названия знаков различных учебных заведе­ний, общественных комитетов, духовных братств, клубов и др. В дореволю­ционной России они были самой разной формы — в виде крестов и щитов, увенчанные коронами и государственными орлами. В 1890 г. были регламен­тированы правила ношения нагрудных знаков: гражданские лица носили академические знаки на груди справа, прочие — слева, военные носили зна­ки военных академий и офицерских школ справа, кадетских корпусов и дру­гих учебных заведений — слева. Мужчины носили знаки на штифте с гайкой, дамы — на булавке.

Облачение — комплект одежд, особенно богослужебных, принадлежащих духо­венству. Отличается особым покроем, а у монахов — черным цветом. В сред­невековой католической церкви священнослужителей трех санов — еписко­пов, священников и диаконов — различали по облачениям. Священнослужи­тели, не примыкавшие к религиозным общинам, назывались белым духовенством. Все белое духовенство независимо от сана носило сутаны — облегающие одежды с длинными рукавами, доходящие до лодыжек. По тра­диции, на рясе присутствовали 33 пуговицы, символизирующие 33 года зем­ной жизни Христа. В отличие от белого духовенства все черное духовенство подчинялось правилам, установленным орденом, к которому оно примыка­ло. Его представителей можно было отличить от представителей белого ду­ховенства по двум признакам: во-первых, по цвету рясы, который принят в религиозном ордене, членами которого они являются; во-вторых, по тонзу­ре или по стрижке, которая в эпоху Возрождения была обшей для всех чле­нов монашеских орденов. Форма тонзуры часто служила отличительным при­знаком ордена. Одеяние черного духовенства называлось монашеской рясой. Ряса обычно представляет собой длинное свободное одеяние с широкими рукавами и капюшоном, подпоясываемое кожаным ремнем или веревочным поясом. Капюшон иногда приспускали с головы. Некоторые рясы включа­ли в себя наплечник и мантию. По цвету рясы можно было определить, к какому католическому ордену принадлежит монах.

Головным убором католических священников служит биретта — жесткая квадратная шапка с четырьмя гребнями сверху. В ее центре мог быть прикреп­лен помпон. Ее носят представители белого духовенства и члены иерархии. Цвет головного убора католических священников соответствует их чинам: черный носят священники, пурпурный — епископы, ярко-красный — карди­налы, белый — папа. Кардинальская шапка отличается отбиретты священни­ков тем, что у нее широкие поля, низкая тулья и два шнура, на каждом из ко­торых прикреплено по 12 кисточек. Она всегда красного цвета.

На православной литургии диакон носит стихарь (длинная одежда с ши­рокими рукавами, с разрезами от подмышек до низа, скрепленными пуго­вицами) и орарь — узкую длинную ленту, перекинутую через левое плечо. В древности ленты на одеяниях являлись символом достоинства. Иеродиа­кон помимо стихаря и ораря носит черную камилавку — цилиндрический рас-

ширяющийся кверху головной убор. Протодиакон помимо стихаря и ораря носит на левом плече второй орарь, концы которого соединены справа вни­зу. На литургии облачение священника состоит из следующих элементов: подрясник — длинный кафтан в талию с узкими рукавами, обычно черного цвета; подризник —длинная белая рубашка, являющая образ «ризы правды», поручи — своеобразные манжеты, которые надеваются на запястья, чтобы рукава подризника не мешали во время службы; епитрахиль — лента напо­добие дьяконского ораря, но у священника она обернута вокруг шеи и спе­реди спускается вниз двумя соединенными концами; пояс —лента, одевае­мая поверх подризника и епитрахили (служит символом подтянутости, со­бранности, сосредоточенности); набедренник— прямоугольный плат, который подвешивается к поясу на правое бедро (является наградным эле­ментом); палица — тоже, что и набедренник, только имеет форму ромба, ее может носить только протоиерей (первый из священников), игумен (насто­ятель монастыря, предводитель братии), архимандрит (настоятель крупно­го монастыря или группы монастырей) и епископ; фелонь — риза — облаче­ние в форме колокола, без рукавов. Фелонь — деталь исключительно священ­нического облачения, означающая ризу Господню; крест наперсный — крест размером с ладонь, носимый только священником или епископом. Облаче­ние архиерея составляют: подрясник, подризник, поручи, епитрахиль, пояс, палица, саккос, омофор, панагия, клобук, крест, митра. Необходимой при­надлежностью архиерея во время совершения литургии является посох — символ пастырства. Риза является самым богатым и самым величественным церковным одеянием и представляет собой большой плащ, скроенный в форме полукруга. Ее заднюю часть украшает большой воротник, который покрывает плечи. Цвет ризы зависит от церковного сезона. Ее надевают для проведения процессий и служб большой важности. Символическое значение ризы — невинность, чистота и достоинство. Сутана — повседневная одежда духовенства. Она обозначает преданность его представителей Христу и Цер­кви. Все элементы одежды духовенства, ее форма и цвет как в католичестве, так и в православии зависят от ранга священнослужителя. Перчатки: 1)защитный элемент человеческой одежды; 2) элемент знаковой си­стемы светского общества. В античном мире они были защитным средством для рук при выполнении различной работы. Римляне надевали перчатки во время еды. В Германии и скандинавских странах перчатки появились в XIII— XIVвв. Сначала их носили только воины и охотники. Но постепенно пер­чатки превратились в признак роскоши и элегантности, в символ власти. На­пример, епископы носили перчатки, связанные из золотых ниток. Священ­нослужители рангом ниже носили только белые перчатки, которые символизировали чистоту. Простым смертным были доступны лишь перчат­ки из оленьей, телячьей и бараньей кожи. К концу XVIIв. перчатки стали обязательным элементом туалета. Для их изготовления использовались шелк, кружево, тонкая кожа, а для украшения — жемчуг, драгоценные камни, зо­лотые пуговицы. В наши дни возродилась защитная функция перчаток и, несомненно, богаче стал их ассортимент. Сегодня есть перчатки для элект­ротехников, боксеров, футбольных вратарей, велосипедистов, домохозяек, врачей и т.п.

Перчатки имели самую разнообразную символику и предназначение. В рыцарской среде перчатки приобрели большое символическое значение.

Вручение перчатки означало, что рыцарь становился вассалом того, кому вручал «залог». Если перчатку бросали под ноги на землю, это означало вы­зов на дуэль. Совсем другой смысл приобретало получение перчатки от дамы. Это был жест высочайшей благосклонности. Рыцарь не расставался с этим символом верности ни днем, ни ночью, носил драгоценный дар в специаль­ной сумочке на шее. Перчатки служили символом карающей руки. Отсюда ее частое использование как знака поручительства. Обвиняемые, которые проигрывали дело в суде, вносили в качестве залога перчатку — знак того, что они выполнят постановления суда. Перчатку использовали рыцари на тур­нирах как залог любви и правители для дарования торговых прав и помес­тий. Снятие правой перчатки было признанием власти господина или монар­ха и демонстрацией миролюбивых намерений.

Белые перчатки, которые носят священнослужители, означают чистоту сердца и неподкупность. Кроваво-красные перчатки по локоть символизи­руют еврейскую кровь. Снятые перчатки означают уважение, откровен­ность. Особо значима правая перчатка вследствие церемониального обы­чая снимать ее при приближении к лицу, занимающему высокое положе­ние, или алтарю, или Богу. У этого обычая двойные символические корни: если это часть защитного облачения, перчатка означает разоружение перед старшим; в то же время, поскольку правая рука относится к голосу и раци­ональной стороне человека, этот обычай — знак открытости и искреннос­ти замыслов.

Мужские перчатки всегда были короткие, тогда как длина дамских пер­чаток зависела от длины рукавов. Дамы не могли быть на людях, в том числе в общественных помещениях, без перчаток, так же как и без шляпки; пер­чатки полагалось носить и мужчинам. Носили только лайковые перчатки, в тон одежде, желательно светлые либо белые, чистые и не подвергавшиеся чистке, так что их часто приходилось менять. Так как у аристократа рука должна быть маленькой, старались, чтобы перчатка как можно плотнее ее облегала. В начале XIX в. в Англии были сформулированы правила для «иде­ального джентльмена». Согласно этим правилам, перчатки надо было менять 6 раз в день. Отсюда произошло выражение «менять что-либо, как перчат­ки». Перчатки большие, неуклюжие, из толстой кожи или замши, морщи­нившиеся на руке, были признаком грубости, невоспитанности, бедности, а нитяные перчатки носили только лакеи и другая прислуга7. Портфель (от фр. portefeuille; лат. porter— носить + feuille — лист): 1) большая четырехугольная сумка с застежкой для ношения бумаг, книг, тетрадей, до­кументов; 2) обозначение должности министра в некоторых странах: «Рас­пределение портфелей», «Министр без портфеля» (название особой мини­стерской должности); 3) перен.: рукописи, принятые к напечатанию изда­тельством, редакцией, а также вообще заказы, принятые к производству предприятием. Сегодня статусный портфель — символ работников умствен­ного труда (портфель преподавателя), учащихся (школьный портфель), вы­сокопоставленных чиновников (министерский портфель), деловых людей и карьеристов. Менеджеры среднего звена часто останавливают свой выбор на другом типе портфеля — вертикального формата, с ручкой и ремнем одно­временно (планшет). Топ-менеджеры в возрасте до 40 лет тоже выбирают пор-

7 Информация с web-сайтов: http://aficld.org.ua; http://www.apress.ru.

тфели с ручкой и ремнем, но размером с небольшой чемодан. В такой порт­фель вмещаются не только документы, мобильный телефон и ноутбук, но даже свежая сорочка и туалетные принадлежности. Портфель босса — из мяг­кой кожи, темных тонов, чаще всего универсального черного цвета. Если основные мужские цвета — черный, коричневый и угольно-серый, то биз-нес-вумен вполне может позволить себе вызывающе-красный цвет или пор­тфель из лакированной кожи (www.kariera.orc.ru).

Посох — знак церковной власти настоятелей монастырей и архиереев. Различа­ются богослужебные посохи — торжественные и богато украшенные и вне-богослужебные — более простые. Навершие богослужебного посоха увенчи­вается крестом, сама форма навершия бывает двух видов: 1) древняя форма, восходящая к VI в., — в виде перевернутого якоря; 2) форма, распространив­шаяся в XVI—XVII вв. — в виде двух змей, извивающихся кверху. Отличитель­ной особенностью русских посохов является сулок — двойной платок у на­вершия , предохраняющий руку от мороза.

Скипетр (от греч. skeptron — посох, жезл) — жезл с драгоценными камнями и резьбой, одна из регалий монарха. Прообраз скипетра — пастушеский по­сох. Европейские государи заменили посох укороченным жезлом. В сред­ние века наклонение скипетра служило знаком монаршей милости, цело­вание скипетра — знаком принятия подданства. В России торжественное вручение скипетра царю было впервые произведено в 1584 г. при венчании на царство Федора Иоанновича, сына Ивана Грозного, хотя скипетр был известен и раньше. Со времен Петра I русскими императорами использо­вался скипетр в виде золотого жезла, осыпанного алмазами и драгоценны­ми камнями, вершину которого украшал бриллиант «Орлов» (около 190 ка­ратов).

Статут (от нем. Statut; лат. statutum — установленное): 1) устав, собрание пра­вил, определяющих полномочия и порядок деятельности какой-либо орга­низации; 2) статут ордена — описание ордена, порядок награждения орде­ном и его ношения; 3) в некоторых странах (США, Великобритания и др.) название законодательных актов общенормативного характера (статутное право).

Стигмы (стигматы) (от греч. stigma — укол, клеймо, пятно, шрам, рубец): 1) в Древ­ней Греции: клеймо на теле раба или преступника; в переносном смысле — несмываемое пятно позора и осуждения; 2) покраснения кожи, кровоподтеки или язвы, непроизвольно появляющиеся на теле некоторых глубоко верующих людей в тех местах, где, по библейскому мифу, у распятого Христа были раны от тернового венца и гвоздей. Стигма имеет два значения: 1) религиозное, позитивное (обозначение избранности человека); 2) светское, негативное (обо­значение презренности человека). С давних пор стигма стала обозначать от­метины, соответствующие ранам Христа, которые порой можно видеть про­явившимися на теле особо верующих как следствие религиозного экстаза. Стигмы являются атрибутом Франциска Ассизского и Екатерины Сиенской. В основе стигматизации лежит повышенная склонность к самовнушению и болезненная чувствительность, свойственная больным истерией. В совре­менном обществе за термином «стигма» утвердилось не возвышенно-стра­дальческое, избранническое отношение к человеку, а негативное языческое. О стигме говорят в тех случаях, когда хотят подчеркнуть последствия пред­ставлений в общественном сознании об определенном диагнозе (например,

психического заболевания), а также характерные особенности, связанные с этими последствиями, которые способствуют порождению в обществе пре­дубеждения против этих пациентов. Стигма стала негативным знаком, ко­торый, будучи прикреплен к человеку наподобие оскорбительного ярлыка, обозначает его невысокий статус, требует того, чтобы этого человека избе­гали. Человек, заболевший СПИДом, получает такой стигмат. Стигма и дис­криминация представляют собой серьезнейшие препятствия на пути эффек­тивной профилактики и медицинского ухода в связи с ВИЧ/СПИДом. Страх подвергнуться дискриминации может удерживать людей оттого, чтобы об­ратиться за лечением в связи со СПИДом или открыто признать свой ВИЧ-статус. Людям, инфицированным ВИЧ или подозреваемым в этом, может быть отказано в получении медико-санитарных услуг, жилья или работы, в страховании или въезде в иностранное государство, от них могут отвернуть­ся друзья и коллеги. В некоторых случаях их выгоняют из дома их собствен­ные семьи, их супруги подают на развод; известны случаи физического на­силия и даже убийства. Стигма, окружающая ВИЧ/СПИД, может перехо­дить и наследующее поколение, ложасьтяжким бременем на детей, пытающихся справиться с последствиями смерти своих родителей от СПИДа. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан заявил, что стигма, связанная со СПИДом, остается одним из главных препятствий в борьбе с заболеванием. И. Гоффман (1900), один из видных исследователей стигмы в социологии, писал, что стиг­ма — это обращение к признаку с намерением выставить напоказ что-то пло­хое о лице, имеющем этот знак, и таким образом оправдать проистекающую отсюда враждебность. Греческое слово «стигма» означало телесные знаки, позволяющие якобы распознать нечто необычное в характере человека. В современной психологии стигматизацией называют процесс, в результате которого некоторая группа людей получает устойчивую отрицательную «эти­кетку», определяющую отношение к ним окружающих, а отчасти — и их соб­ственную самооценку. Социально-психологические закономерности стигма­тизации лучше всего изучены на примере расовых и национальных мень­шинств. Ныне активно разрабатывается социологическая теория стигматизации (клеймения). Стигматизация — это процесс выделения сре­ди других индивидов на основании некоторых неприемлемых отклонений от нормы с целью применения общественных санкций, т.е. процесс социаль­ного маркирования, категоризации людей. Назвать человека гомосексуали­стом, лесбиянкой, бомжем, педофилом, наркоманом или неприкасаемым означает так или иначе его стигматизировать, т.е. приписать статусу самый низкий ранг. Человек, которого окружающие воспринимают и оценивают прежде всего и даже исключительно по его сексуальной ориентации, сплошь и рядом сам начинает категоризировать себя таким же образом. Это отчуж­дает его от общества, снижает самоуважение и порождает множество болез­ненных явлений (невротизм, гипертрофированную озабоченность сексуаль­ными проблемами и т.п.), которые затем ошибочно приписывают его сексу­альной ориентации (И.С. Кон). Тонзура (от лат. tonsura) — остриженное место на макушке у католических ду­ховных лиц, символ отречения их от мирских интересов. Выбривание волос символизирует отказ от плодородных сил природы, духовную трансформа­цию, обнаженность новорожденного дитя, аскетическую жизнь, вступление на духовную тропу самоотрицания и отрицания мира, концентрацию. Вхри-

стианстве она символизирует терновый венец Христа и отказ от плоти, от искушений материального мира. С давних пор существовал обычай, по ко­торому кающиеся остригали себе голову наголо; затем этот обычай переня­ли монахи, а в VI в. и все христианские духовные лица, что узаконил четвер­тый толедский собор 633 г. Тонзуры были двух родов: тонзура апостола Пав­ла, когда наголо остригалась передняя часть головы, и тонзура апостола Петра, делавшаяся на макушке в форме кружка. Первый род тонзуры был обычен в греческой церкви, а в несколько измененной форме (тонзура апо­стола Иакова) — также у британцев и ирландцев; второй род тонзуры обще­принят в западной церкви у монахов и священников. В настоящее время тонзура обыкновенно производится одновременно с посвящением в низший духовный сан, причем она бывает величиной с небольшую монету; у священ­ников она величиной с гостию, у епископов — еще больше, а у папы остав­ляется лишь узкая полоса волос над лбом. Эполеты (от фр., ед. число epaulette, от epaule — плечо) — наплечные знаки раз­личия военнослужащих российской и ряда иностранных армий и флотов. Впервые введены в некоторых европейских странах в начале XVIII в., в Рос­сии — в 1763 г. В российской армии и флоте эполеты носили (сначала на ле­вом плече, с 1807 г. на обоих плечах) преимущественно офицеры, генералы и адмиралы до 1856 г. при любой форме одежды, затем только при парадной форме. В отличие от погон имели «чашку» (круг), у генералов (адмиралов) и штаб-офицеров — с бахромой. У генералов на витках была «жирная» бахро­ма, у штаб-офицеров — тонкая витая, у обер-офицеров без бахромы; на эпо­летах нижних чинов — улан, гвардейских казаков и жандармов — короткая густая гарусная бахрома. На «чашке» обозначался чин. В России эполеты упразднены в 1917 г.; в ряде стран сохраняются для отдельных категорий военнослужащих при парадной форме одежды.

ОДЕЖДА И СТАТУС

Одежда — такой же социальный символ, как речь и поведение. У нее три основные функции — обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демон­стративное выражение. В различные эпохи правила приличия не совпадали, но главный принцип оставался неизменным: чем более пуританским являлось общество, тем тщательнее пряталось тело. К статусной одежде, отражающей пол, возраст, национальную специфику, профессию и род занятий, научную степень, гражданское или военное звание, наконец, социальный класс и со­словие, относятся профессорская мантия, генеральский мундир, цивильный костюм, фуфайка рабочего, картуз крестьянина, монашеская ряса, роба арес­танта, униформа военнослужащих, посольский фрак, сюртук промышленни­ка, солдатская шинель, тельняшка матроса, военный камуфляж и др.

Средневековое вооружение было слишком функциональным, чтобы стать настоящей униформой. Но рыцари, создавая благородное сословие, стали прибавлять к шлему, латам, щиту, шпаге знаки отличия — аристократичес­кие гербы, шпоры.

Наши рекомендации