VI. Приятие твоего брата
1. Как еще осознать в себе Святого Духа, если не по результатам Его присутствия? Его нельзя увидеть зрением или услышать слухом. Как же тогда узнать о Нем? Если в других ты вызываешь радость, и их реакция на тебя радостна даже тогда, когда ты радости не ощущаешь, значит в тебе есть нечто, способное вызвать ее. Если оно — в тебе и способно вызвать радость, и если ты видишь, что оно и вправду вызывает радость в других, стало быть, ты с этим себя разъединяешь.
2. Тебе кажется, что Дух Святой не порождает постоянной радости в тебе только из–за того, что ты не вызываешь последовательно радости в других. По их реакции на тебя ты судишь о Его последовательности. Когда ты непоследователен, ты не всегда способен вызвать радость, поэтому и не распознаешь всегда Его последовательность. То, что ты предлагаешь брату, ты предлагаешь и Ему, поскольку в Своем дарении Он далее твоих даров идти не может. И вовсе не потому, что Он ограничивает свое дарение, а просто потому, что ты ограничил свои возможности получения. Решение получить — и есть решение принять.
3. Если братья твои — часть тебя, примешь ли ты их? Только они способны учить тебя твоей сущности, ибо тобой постигнутое есть результат того, чему ты их учил. К чему ты обратился в них, к тому ты обращаешься в себе. И через твое обращение к этому в них, оно становится для тебя реальностью. У Бога есть всего лишь один Сын, всех сыновей Своих Он знает как одного. Только Всевышний больше их, но и они не менее чем Он. Известно ли тебе, что это означает? Если всё, что ты сделал брату моему, ты сделал мне, и если всё это ты делаешь себе (поскольку мы — часть тебя), то всё, свершаемое нами, равно принадлежит тебе. Каждый Всевышним сотворенный есть часть тебя и разделяет с тобою славу Божью. Слава Его принадлежит Ему, но она в равной мере — и твоя. Поэтому ты славен не менее чем Он.
4. Бог — более тебя лишь потому, что Он сотворил тебя, однако Он не оставил тебя без творческой способности. Следовательно и ты способен творить, как Он, и твое отпадение дела не меняет. Ни Божий Свет, ни твой не помутнел из–за того, что ты не видишь. Поскольку Сыновство должно творить как единое целое, ты вспоминаешь творение всякий раз, признав любую часть творения. Каждая часть, которую ты вспомнишь, дополнит твою целостность, ведь каждая часть творения и есть целое. Полнота неделима, но ты не узнаешь своей полноты, покуда не увидишь ее повсюду. Ты можешь знать себя только таким, каким Бог знает Сына Своего, ибо знание разделяется Богом. Пробудившись в Нем, ты познаешь свое величие, приняв Его безграничность как свою собственную. Покамест же ты судишь о ней так же, как судишь о безграничности брата, и принимаешь ее в той мере, в какой приемлешь его неограниченность.
5. Покамест ты еще не пробужден, но пробуждению можно научиться. С великой простотою Дух Святой учит тебя пробуждать других. Как только ты их видишь пробужденными, ты познаёшь, что означает пробуждение, а раз ты выбрал их разбудить, их благодарность и понимание твоего дара научат тебя пониманию его ценности. Они становятся свидетелями твоей реальности, так же как ты был сотворен свидетелем реальности Господней. Собравшись вместе и приняв свое единство, Сыновство будет узнаваться по его собственным творениям — свидетелям его реальности, так же как Сын свидетельствует о реальности Отца.
6. Чудесам нет места в вечности, ибо они компенсируют или возмещают недостаток. Но покуда ты всё еще нуждаешься в исцелении, твои чудеса остаются единственными свидетелями твоей реальности, которую ты в состоянии узнать. Ты не способен сотворить чудо для самого себя, ведь чудеса — это дарение приятия единства и получение его. Во времени дарение идет первым, хотя они одновременны в вечности, где их не разделить. Когда ты понимаешь, что получение и отдача — одно и то же, необходимость во времени отпадает.
7. Вечность — единственно существующее время, его единственное измерение — "всегда". Но это ничего тебе не скажет, покуда ты не вспомнишь раскрытые Объятия Отца и не познаешь, наконец, Его открытый Разум. Так же как Он, ты есть "всегда" и в Разуме Его и с разумом, подобным Его. В твоем открытом разуме твои творения — в общении совершенном, рожденном совершенным пониманием. Будь ты способен принять хотя б одно из них, ты бы отрекся от всего мирского. Всё остальное утратило бы смысл. Смысл Божий без тебя не полон, а ты — не полон без своих творений. Прими же брата своего в сем мире, и ничего кроме него не принимай; лишь в нем ты обнаружишь свои творения, поскольку он их творил с тобою заодно. Ты не узнаешь никогда, что ты — Господень со–творец, если не осознаешь, что брат твой — твой со–творец.
VII. Две оценки
1. Господня Воля — твое спасение. Мог ли Господь оставить тебя без средства к спасению? Коль скоро Он желает тебе спасения, Он сделал легким и возможным достижение его. Братья твои — повсюду. И за спасением тебе не нужно далеко ходить. Ежеминутно и ежесекундно предоставляется тебе возможность себя спасти. Не потеряй этих возможностей — не потому, что они более не повторятся, а потому, что нет нужды в отсрочке радости. Господь тебе желает счастья совершенного сейчас. Разве не в том же — твоя воля? Разве не в том же — воля твоих братьев?
2. Считай тогда, что в этой совместной воле и только в ней вы едины. Можно не согласиться с чем–либо еще, только не с этим. Следовательно, именно здесь и находится покой. Выбрав покой, ты пребудешь в нем, Однако, его не обрести, покуда ты не примешь Искупление, ведь Искупление есть путь к покою. Причина этого весьма проста и столь очевидна, что часто остается незамеченной. Эго боится очевидного, поскольку очевидность — существенная черта реальности. Но ты не можешь не заметить ее, разве что отведешь глаза.
3. Совершенно очевидно, что если Дух Святой смотрит на всё воспринимаемое Им с любовью, то Он глядит с любовью и на тебя. Его оценка тебя обусловлена знанием твоей сущности, поэтому Он тебя оценивает истинно. Эта оценка должна быть в твоем разуме, поскольку Он — в разуме твоем. Но эго — тоже в твоем разуме, ибо ты принял его в свой разум. Однако его оценка тебя — диаметрально противоположна оценке Святого Духа, ведь эго тебя не любит. Оно не знает твоей сути, не доверяет ничему воспринимаемому, поскольку его восприятие изменчиво. Эго поэтому подозрительно в лучшем случае, и неистово — в худшем. Таков его диапазон. И превзойти эти границы эго не в состоянии из–за собственной неопределенности. Ему не одолеть этих пределов, ибо оно не уверено ни в чем.
4. Стало быть, в твоем разуме есть две противоречивые оценки себя самого, и они не могут быть подлинными обе. Тебе покамест не осознать, насколько они разные, ведь ты не понимаешь, как высоко твое достоинство в глазах Святого Духа. Он не обманут твоими действиями, ибо Он никогда не забывает, кто ты такой. А эго обмануто любым твоим поступком, в особенности, когда ты отвечаешь Святому Духу, ибо в подобные мгновения смущение его растет. Поэтому оно всего скорее нападет, когда ты реагируешь с любовью, ибо оно тебя считает безлюбовным, а ты идешь наперекор его суду. Эго подвергнет атаке твои намерения, как только они пойдут в разрез с его восприятием тебя. Именно здесь и происходит резкий сдвиг от подозрительности к ярости, поскольку его неопределенность мгновенно возросла. Ясно, что ответное нападение явилось бы полной бессмыслицей. Что может означать ответная атака, кроме того, что ты согласен с эго в оценке твоей сущности?
5. Если ты выбрал видеть себя не любящим, то ты — несчастен. Ты осуждаешь себя и в силу этого должен считать себя неполноценным. Станешь ли ты искать у эго помощи в избавлении от чувства неполноценности, им же и вызванного, которое оно должно поддерживать ради собственного выживания? Разве ты избежишь оценки эго, прибегнув к методам, которыми оно хранит подобную картину неизменной?
6. Безумную систему убеждений не оценить изнутри самой системы. Ее границы мешаю этому. Ты можешь только выйти за ее пределы и оглянувшись назад с того места, где существует здравомыслие, увидеть контраст между ними. Только при помощи подобного контраста безумие возможно посчитать безумием. С величием Всевышнего в себе ты выбрал быть ничтожным и сетовать на собственную малость. Внутри системы, диктующей подобный выбор, жалобы неизбежны. Твоя ничтожность принята как должное в такой системе, и ты не спрашиваешь: "Кто оделил меня ничтожностью?" Вопрос этот бессмыслен внутри системы мышления эго, так как он поставил бы под сомнение саму систему.
7. Я уже говорил, что эго не знает, в чем заключается подлинный вопрос. Отсутствие знаний любого рода всегда ассоциируется с нежеланием знать, а это приводит к абсолютному отсутствию знания, поскольку знание абсолютно. Отсутствие сомнений в своей ничтожности есть отрицание всякого знания и гарантия сохранения нетронутой всей системы мышления эго. Нельзя придерживаться какой–либо системы мышления частично, ибо сомнению должно подвергнуться само ее обоснование. Сомнение при этом должно прийти извне, ибо внутри системы ее фундамент кажется довольно прочным. Святой Дух отрицает реальность системы представлений эго просто потому, что знает: фальшив ее фундамент. Следовательно, всё, исходящее из нее, бессмысленно. Каждое твое убеждение Святой Дух судит по тому, откуда оно пришло. Если оно — от Бога, Святой Дух знает о его подлинности. Если же нет, Он знает, что оно — бессмысленно.
8. Когда бы ты ни усомнился в своей ценности, скажи себе: