Археологи раскопали самый древний город в Китае
Как выяснилось, самый древний в Китае город был построен 5500 лет назад. Об этом объявили археологи, завершившие раскопки в районе развалин города Линцзятань, что в провинции Аньхой (Восточный Китай). В отчете говорится, что общая площадь древнего города, по всей видимости, составляла не более 1600 кв. м. По структуре он состоял из трех частей — жилого квартала, центральной площади и кладбища.
В процессе раскопок на территории развалин учеными были обнаружены колодец, крепостной ров, мастерская по производству каменных изделий, 3 крупных каменных строения, метровый
алтарь, 66 могил, а также 1300 гончарных, нефритовых и каменных изделий. Ранее эксперты полагали, что первый в Китае город был создан 4000 лет назад на территории
современного города Жичжао, расположенного в провинции Шаньдун (Восточный Китай). Источник: http://www.ancient.holm.ru/topics/ news/2002 _07.htm.
здание длиной 70 м и снабженное боковой колоннадой, обнаруженное в Мо-хенджо-Даро (рис. 21), было, по всей видимости, храмом или дворцом правителя. Неподалеку от него находился бассейн, предназначавшийся для ритуальных омовений (и в настоящее время бассейны составляют существенную часть индуистских храмовых комплексов). В крытой аркаде вокруг бассейна, вероятно, находились жрецы, совершавшие религиозные обряды. Во всех протоиндийских городах — Мохенджо-Даро, Хараппа и Калибанган — общественные здания — молельные дома, зернохранилища и купальные водоемы — составляли неотъемлемую часть планировочного пространства.
Более всего исследователей поражает уровень городского благоустройства. В Мохенджо-Даро была создана уникальная для древности система водоснабжения и канализации, а сам город застроен двух- и трехэтажными домами. Дома нередко состояли из десятков помещений (видимо, только в домах зажиточной части населения). В жаркое время жители, вероятно, спали на плоских крышах. Окна выходили во внутренний двор, где на очаге готовилась пища. Во многих домах археологи находят специальные комнаты для омовения. Грязная вода по водостокам и выложенным кирпичом каналам выводилась в специальные отстойники. Система канализации в городах долины Инда кажется более совершенной, чем в других цивилизациях древнего мира.
Рис. 21. План раскопок Мохенджо-Даро (III— II тысячелетия до н.э.)
Еще одна характерная особенность протоиндийских городов, роднящая их с более поздними (средневековыми) европейскими, заключается в соединении аграрного и урбанистического пространства в одном месте: село как бы проникало в город и растворялось в нем. Так, горожане держали подсобное хозяйство прямо у дома, в частности домашних животных — коз, верблюдов, буйволов, домашнюю птицу. Древние индийцы выращивали пшеницу, ячмень, бобовые культуры и, вероятно, занимались хлопководством.
Здесь была широко развита торговля. Доказательством развития внутренней торговли считают находки каменных гирь, а одно из помещений рассматривают как крытый рынок. Найденные печати, бусы, раковины и хараппские печати2 в городах Месопотамии (Ур, Киш, Телль-Асмар), а также Ирана (Тепе-Яхья) и Южной Туркмении (Алтын-Тепе) позволяют предполагать наличие широких торговых связей с внешним миром.
Кирпич и бетон не применялись, большинство городских построек возведено из сырца стандартных размеров. В протоиндийских поселениях не обнаружены печи для обжига кирпича. Ученые обратили внимание и на то, что на территории Хараппы и Мохенджо-Даро они появились очень поздно,
когда города уже клонились к упадку. Причина состоит не в отсутствии мастерства, а скорее в отсутствии сырья — больших лесов поблизости не было, топливо везли с Гималаев.
Археологические материалы дают некоторое представление о религиозных воззрениях населения Хараппской цивилизации. Женские терракотовые фигурки (культ богини-матери) и фигурки животных, найденные в Мохенджо-Даро и Хараппе, и сегодня украшают домашние алтари в сельской Индии.
Среди археологических находок каменные, медные, бронзовые орудия труда и оружие (ножи и зернотерки, палицы и топоры, серпы и пилы и пр.), ювелирные и другие изделия (украшения, женские фигурки великой богини-матери, печатки-амулеты с изображением животных и протоиндийскими надписями, таблицы со знаками-символами в виде трилистника, свастики, колеса с шестью спицами и пр.). Обнаружены игровые комплекты типа шахмат (четыре вида войск) и шашек; изделия гончарных мастеров, уже тогда применявших специальную обработку в печах и искусное орнаментирование. В Хараппе и Мохенджо-Даро была известна письменность, насчитывавшая около 400 пиктографов (рисуночное письмо) и слоговых знаков. Найденная при раскопках линейка содержала десятичную систему деления. История сохранила также художественные памятники эпохи: пещерные рисунки, изображения охотничьих сцен и пр.
В протоиндийских городах была слабо развита военная инфраструктура. Центральный храм чаще всего представлял собой комплекс зданий без каких-либо оборонительных сооружений. Поэтому около 1500 г. до н.э. дравиды оказались беззащитными перед натиском ариев, которые передвигались верхом и использовали боевые колесницы. Вероятно, впрочем, что арии появились там через несколько веков после падения Хараппской цивилизации.
2 На одной из хараппских печатей изображен корабль с парусом, гребными веслами и длинным кормовым веслом, а на двух других — герой, удушающий каждой рукой по тигру; исследователи считают, что этот образ почерпнут из шумерского эпоса о Гильгамеше.
ГОРОДА МЕЗОАМЕРИКИ
Цивилизация майя переживала свою «классическую» фазу около 350 г. н.э. Народ майя, живший в Центральной Америке (современная Гватемала, частично территория Мексики и Гондураса), достиг выдающихся успехов в математике (двенадцатиричная система счета, использование нуля) и астрономии. Пирамидальные храмы и монументальная скульптура свидетельствуют о высоком развитии их культуры. Майя создали единственную в Америке развитую систему иероглифической письменности, развившуюся из рисуночного письма. Они разработали два календаря: один — весьма точный солнечный, из 365 дней, другой — ритуальный, из 260 дней, делившихся на 13 периодов по 20 дней. Уже около 700 г. до н.э. появились первые поселения майя в Гватемале и на Юкатане. Основой существования майя была кукуруза, которую они выращивали на месте выжженных лесов. Кроме крестьян в городах майя жили искусные ремесленники, снабжавшие городских и провинциальных правителей своей продукцией, особенно керамикой и изделиями, украшенными резьбой по кости и нефриту. Культовые постройки майя сооружали на ступенчатых пирамидах высотой до 60 м.
Важнейшим центром майя был г. Чичен-Ица, расположенный на полуострове Юкатан. Это место первоначально заселяли исключительно индейцы майя. Но в 987 г. полуостров завоевали тольтеки. В эпоху их 200-летнего господства г. Чичен-Ица стал крупнейшим культовым центром Юкатана. Строения, возведенные в эти столетия, напоминают архитектуру столицы тольтеков Тулы в высокогорных районах Мексики. К числу наиболее значительных памятников Чичен-Ицы относятся храмы с колоннами, изображающими бога Кецалькоатля, храм воинов, площадка для игры в мяч и святой колодец, давший имя самому городу (Чичен-Ица означает «у колодцаИца»).
Монументальностью отличается композиция пирамиды с храмом бога Кецалькоатля. Комплекс в целом восходит к образцам классической мексиканской храмовой пирамиды: в основе его лежит космическая символика. Девять уровней 24-метровой ступенчатой пирамиды воспроизводят девять небес древ-немексиканской традиции. С каждой из четырех сторон, ориентированных по сторонам света, находятся крутые лестницы, каждая из 365 ступенек — по одной на день года. Чичен-Ица оставалась важным центром до 1200 г., пока ее место не занял г. Майяпан.
В середине I тысячелетия в Центральных Андах возникла одна из самых древних культур Южной Америки, название которой дало городище Тиауа-нако, находящееся в современной Боливии, южнее озера Титикака. Служившее культовым центром одноименной цивилизации, поселение Тиауанако выросло, вероятно, вокруг святилища, от которого сохранились так называемые Ворота солнца — арка из массивных каменных глыб, украшенная рельефным изображением фигуры с окруженным лучами лицом — очевидно, бога Солнца.
К 1200 г. на побережье Северо-Западного Перу сформирорвалась культура чиму. Столицей государства Чиму был Чан-Чан в долине Чикама. Город занимал значительную площадь и состоял из обнесенных мощными стенами четырех прямоугольных секторов. В каждом были свои культовая пирамида, клад-
бище и резервуар для воды. В Андском высокогорье засушливый климат, поэтому сохранение воды было одной из первоочередных задач, решение которой требовало коллективных усилий. Все свои сооружения чиму строили из глины, частично из кирпича, иногда из похожего на бетон материала, состоявшего из глины, песка, небольших камней и нарезанных стеблей кукурузы. Его использовали для обшивки зданий. Примерно с 1000 г. на побережье появились города, которые возводились по единому плану. В торговом поселении Каямарквилла были помещения, высеченные в каменистой почве, в которых хранили скоропортящиеся продукты.
Рис. 22. Главный храм Теночтитлана
Знаменитый Теночтитлан, начавшийся с нескольких тростниковых хижин, превратился в великий город и был центром мощной Ацтекской империи почти 200 лет. Он стоял к югу от Мехико, и его руины скрыты под современным городом. Древние ацтеки были индейцами-охотниками, кочевавшими по Северной Мексике. Они переселились на юг примерно в 1200 г. По легенде, бог Солнца велел им обосноваться там, где они встретят особый знак —державшего змею орла на кактусе. Около 1325 г. ацтеки нашли этот знак на болотистом острове посреди озера Тескоко. Там они построили деревню и назвали ее Теночтитлан — «место колючих кактусов». Ацтеки осваивали и творили свою землю. Они увеличивали остров, сгребая ил со дна мелкого озера и строя тростниковые платформы. Около 1415 г. Теночтитлан, где проживало 100—500 тыс. человек, превратился в город на островах, с каменными домами, храмами и дворцами. Население второго по величине города Тескоко достигло 30 тыс., а в других городах проживало от 10 тыс. до 25 тыс. человек. При этом возрастала доля аристократии. Среди прочих городских слоев значительную долю составляли те, кто потреблял, но не производил продукты питания: ремесленники, торговцы, писцы, учителя, жрецы и военачальники. Расположенный на острове Теночтитлан расширялся за счет «плавучих садов» чинампа. Ацтекские земледельцы строили их на мелководье из связанных корзин с илом и водорослями и укрепляли, обсаживая по краям ивами. Между искусственными
островами образовалась сеть связанных между собой каналов, которые служили для орошения и транспортировки грузов и поддерживали среду обитания рыб и водоплавающих. К 1500 г. это был, вероятно, самый большой город в мире. На окруженной стеной центральной площади высилась 30-метровая пирамида с лестницами, ведущими наверх к двум храмам.
Культура ацтеков была последним звеном в длинной цепи развитых цивилизаций, процветавших и приходивших в упадок в доколумбовой Мезо-америке. Ацтеки были большими любителями словесности и собирали библиотеки пиктографических книг (кодексов) с описаниями религиозных обрядов и исторических событий либо представляющих реестры сбора дани. Цивилизация майя оставила после себя обширные города и множество великолепных произведений искусства.
Приблизительно в то же время похожая цивилизация классической эпохи возникла в долине Мехико, в Теотиукане — огромном городе площадью 26—28 кв. км с населением до 100 тыс. человек.
Долгое время считалось, что таинственная индейская народность, заселявшая Теотиукан за сотни лет до ацтеков, исповедовала всеобщее равенство и испытывала необычайное уважение к культуре и наукам в отличие от любого другого племени в доиспанском мире. Действительно, все найденные археологами пирамиды и настенные изображения восхваляли военные победы и достоинства царей и правителей, а цветные фрески Теотиукана рассказывали о жизни простых людей, скачущих среди цветов, бабочек, койотов и ягуаров. Однако новые открытия на территории развалин Теотиукана близ Мехико — крупнейшего из городских архитектурных комплексов в доколумбовой Америке — свидетельствуют о том, что цивилизация, основавшая этот город, была гораздо менее демократичной и миролюбивой, чем полагали некоторые историки.
Врезка