Археологи раскопали самый древний город в Китае

Как выяснилось, самый древний в Китае город был построен 5500 лет назад. Об этом объявили археологи, завершившие раскопки в районе развалин города Линцзятань, что в провинции Аньхой (Восточный Китай). В отчете говорится, что общая площадь древ­него города, по всей видимости, составляла не более 1600 кв. м. По структуре он состоял из трех частей — жилого квартала, центральной площади и кладбища.

В процессе раскопок на территории развалин учеными были обнаружены колодец, крепостной ров, мастерская по производству каменных из­делий, 3 крупных каменных строения, метровый

алтарь, 66 могил, а также 1300 гончарных, не­фритовых и каменных изделий. Ранее эксперты полагали, что первый в Китае город был создан 4000 лет назад на территории

Археологи раскопали самый древний город в Китае - student2.ru

современного города Жичжао, расположенного в провинции Шаньдун (Восточный Китай). Источник: http://www.ancient.holm.ru/topics/ news/2002 _07.htm.

здание длиной 70 м и снабженное боковой колоннадой, обнаруженное в Мо-хенджо-Даро (рис. 21), было, по всей видимости, храмом или дворцом пра­вителя. Неподалеку от него находился бассейн, предназначавшийся для ри­туальных омовений (и в настоящее время бассейны составляют существен­ную часть индуистских храмовых комплексов). В крытой аркаде вокруг бассейна, вероятно, находились жрецы, совершавшие религиозные обряды. Во всех протоиндийских городах — Мохенджо-Даро, Хараппа и Калибанган — общественные здания — молельные дома, зернохранилища и купальные во­доемы — составляли неотъемлемую часть планировочного пространства.

Более всего исследователей поражает уровень городского благоустройства. В Мохенджо-Даро была создана уникальная для древности система водоснаб­жения и канализации, а сам город застроен двух- и трехэтажными домами. Дома нередко состояли из десятков помещений (видимо, только в домах за­житочной части населения). В жаркое время жители, вероятно, спали на плос­ких крышах. Окна выходили во внутренний двор, где на очаге готовилась пища. Во многих домах археологи находят специальные комнаты для омовения. Гряз­ная вода по водостокам и выложенным кирпичом каналам выводилась в спе­циальные отстойники. Система канализации в городах долины Инда кажется более совершенной, чем в других цивилизациях древнего мира.

Археологи раскопали самый древний город в Китае - student2.ru

Рис. 21. План раскопок Мохенджо-Даро (III— II тысячелетия до н.э.)

Еще одна характерная особенность протоиндийских городов, роднящая их с более поздними (средневековыми) европейскими, заключается в соеди­нении аграрного и урбанистического пространства в одном месте: село как бы проникало в город и растворялось в нем. Так, горожане держали подсоб­ное хозяйство прямо у дома, в частности домашних животных — коз, верб­людов, буйволов, домашнюю птицу. Древние индийцы выращивали пшени­цу, ячмень, бобовые культуры и, вероятно, занимались хлопководством.

Здесь была широко развита торговля. Доказательством развития внутренней торговли считают находки каменных гирь, а одно из помещений рассматри­вают как крытый рынок. Найденные печати, бусы, раковины и хараппские печати2 в городах Месопотамии (Ур, Киш, Телль-Асмар), а также Ирана (Тепе-Яхья) и Южной Туркмении (Алтын-Тепе) позволяют предполагать наличие широких торговых связей с внешним миром.

Кирпич и бетон не применялись, большинство городских построек воз­ведено из сырца стандартных размеров. В протоиндийских поселениях не об­наружены печи для обжига кирпича. Ученые обратили внимание и на то, что на территории Хараппы и Мохенджо-Даро они появились очень поздно,

Археологи раскопали самый древний город в Китае - student2.ru

когда города уже клонились к упадку. Причина состоит не в отсутствии мас­терства, а скорее в отсутствии сырья — больших лесов поблизости не было, топливо везли с Гималаев.

Археологические материалы дают не­которое представление о религиозных воззрениях населения Хараппской циви­лизации. Женские терракотовые фигур­ки (культ богини-матери) и фигурки животных, найденные в Мохенджо-Даро и Хараппе, и сегодня украшают домашние алтари в сельской Индии.

Среди археологических находок каменные, медные, бронзовые орудия труда и оружие (ножи и зернотерки, палицы и топоры, серпы и пилы и пр.), ювелирные и другие изделия (украше­ния, женские фигурки великой богини-матери, печатки-амулеты с изображением животных и протоиндийскими надписями, таблицы со знаками-символами в виде трилистника, свастики, колеса с шестью спицами и пр.). Обнаружены игровые комплекты типа шах­мат (четыре вида войск) и шашек; изделия гончарных мастеров, уже тогда применявших специальную обработку в печах и искусное орнаментирование. В Хараппе и Мохенджо-Даро была известна письменность, насчитывав­шая около 400 пиктографов (рисуночное письмо) и слоговых знаков. Най­денная при раскопках линейка содержала десятичную систему деления. Ис­тория сохранила также художественные памятники эпохи: пещерные рисун­ки, изображения охотничьих сцен и пр.

В протоиндийских городах была слабо развита военная инфраструктура. Центральный храм чаще всего представлял собой комплекс зданий без каких-либо оборонительных сооружений. Поэтому около 1500 г. до н.э. дравиды ока­зались беззащитными перед натиском ариев, которые передвигались верхом и использовали боевые колесницы. Вероятно, впрочем, что арии появились там через несколько веков после падения Хараппской цивилизации.

2 На одной из хараппских печатей изображен корабль с парусом, гребными веслами и длинным кор­мовым веслом, а на двух других — герой, удушающий каждой рукой по тигру; исследователи счита­ют, что этот образ почерпнут из шумерского эпоса о Гильгамеше.

ГОРОДА МЕЗОАМЕРИКИ

Цивилизация майя переживала свою «классическую» фазу около 350 г. н.э. Народ майя, живший в Центральной Америке (современная Гватемала, ча­стично территория Мексики и Гондураса), достиг выдающихся успехов в математике (двенадцатиричная система счета, использование нуля) и астро­номии. Пирамидальные храмы и монументальная скульптура свидетельству­ют о высоком развитии их культуры. Майя создали единственную в Амери­ке развитую систему иероглифической письменности, развившуюся из ри­суночного письма. Они разработали два календаря: один — весьма точный солнечный, из 365 дней, другой — ритуальный, из 260 дней, делившихся на 13 периодов по 20 дней. Уже около 700 г. до н.э. появились первые поселе­ния майя в Гватемале и на Юкатане. Основой существования майя была ку­куруза, которую они выращивали на месте выжженных лесов. Кроме крес­тьян в городах майя жили искусные ремесленники, снабжавшие городских и провинциальных правителей своей продукцией, особенно керамикой и изделиями, украшенными резьбой по кости и нефриту. Культовые построй­ки майя сооружали на ступенчатых пирамидах высотой до 60 м.

Важнейшим центром майя был г. Чичен-Ица, расположенный на полу­острове Юкатан. Это место первоначально заселяли исключительно индей­цы майя. Но в 987 г. полуостров завоевали тольтеки. В эпоху их 200-летне­го господства г. Чичен-Ица стал крупнейшим культовым центром Юката­на. Строения, возведенные в эти столетия, напоминают архитектуру столицы тольтеков Тулы в высокогорных районах Мексики. К числу наи­более значительных памятников Чичен-Ицы относятся храмы с колонна­ми, изображающими бога Кецалькоатля, храм воинов, площадка для игры в мяч и святой колодец, давший имя самому городу (Чичен-Ица означает «у колодцаИца»).

Монументальностью отличается композиция пирамиды с храмом бога Ке­цалькоатля. Комплекс в целом восходит к образцам классической мексиканс­кой храмовой пирамиды: в основе его лежит космическая символика. Девять уровней 24-метровой ступенчатой пирамиды воспроизводят девять небес древ-немексиканской традиции. С каждой из четырех сторон, ориентированных по сторонам света, находятся крутые лестницы, каждая из 365 ступенек — по од­ной на день года. Чичен-Ица оставалась важным центром до 1200 г., пока ее место не занял г. Майяпан.

В середине I тысячелетия в Центральных Андах возникла одна из самых древних культур Южной Америки, название которой дало городище Тиауа-нако, находящееся в современной Боливии, южнее озера Титикака. Служив­шее культовым центром одноименной цивилизации, поселение Тиауанако выросло, вероятно, вокруг святилища, от которого сохранились так называ­емые Ворота солнца — арка из массивных каменных глыб, украшенная ре­льефным изображением фигуры с окруженным лучами лицом — очевидно, бога Солнца.

К 1200 г. на побережье Северо-Западного Перу сформирорвалась культура чиму. Столицей государства Чиму был Чан-Чан в долине Чикама. Город зани­мал значительную площадь и состоял из обнесенных мощными стенами четы­рех прямоугольных секторов. В каждом были свои культовая пирамида, клад-

бище и резервуар для воды. В Андском высокогорье засушливый климат, по­этому сохранение воды было одной из первоочередных задач, решение которой требовало коллективных усилий. Все свои сооружения чиму строили из глины, частично из кирпича, иногда из похожего на бетон материала, состоявшего из глины, песка, небольших камней и нарезанных стеблей кукурузы. Его исполь­зовали для обшивки зданий. Примерно с 1000 г. на побережье появились горо­да, которые возводились по единому плану. В торговом поселении Каямарквилла были помещения, высеченные в каменистой почве, в которых хранили скоро­портящиеся продукты.

Археологи раскопали самый древний город в Китае - student2.ru

Рис. 22. Главный храм Теночтитлана

Знаменитый Теночтитлан, начавшийся с нескольких тростниковых хижин, превратился в великий город и был центром мощной Ацтекской империи почти 200 лет. Он стоял к югу от Мехико, и его руины скрыты под современ­ным городом. Древние ацтеки были индейцами-охотниками, кочевавшими по Северной Мексике. Они переселились на юг примерно в 1200 г. По легенде, бог Солнца велел им обосноваться там, где они встретят особый знак —дер­жавшего змею орла на кактусе. Около 1325 г. ацтеки нашли этот знак на боло­тистом острове посреди озера Тескоко. Там они построили деревню и назвали ее Теночтитлан — «место колючих кактусов». Ацтеки осваивали и творили свою землю. Они увеличивали остров, сгребая ил со дна мелкого озера и строя тро­стниковые платформы. Около 1415 г. Теночтитлан, где проживало 100—500 тыс. человек, превратился в город на островах, с каменными домами, храмами и дворцами. Население второго по величине города Тескоко достигло 30 тыс., а в других городах проживало от 10 тыс. до 25 тыс. человек. При этом возраста­ла доля аристократии. Среди прочих городских слоев значительную долю со­ставляли те, кто потреблял, но не производил продукты питания: ремеслен­ники, торговцы, писцы, учителя, жрецы и военачальники. Расположенный на острове Теночтитлан расширялся за счет «плавучих садов» чинампа. Ацтекские земледельцы строили их на мелководье из связанных корзин с илом и водо­рослями и укрепляли, обсаживая по краям ивами. Между искусственными

островами образовалась сеть связанных между собой каналов, которые служили для орошения и транспортировки грузов и поддерживали среду обитания рыб и водоплавающих. К 1500 г. это был, вероятно, самый большой город в мире. На окруженной стеной центральной площади высилась 30-метровая пирами­да с лестницами, ведущими наверх к двум храмам.

Культура ацтеков была последним звеном в длинной цепи развитых ци­вилизаций, процветавших и приходивших в упадок в доколумбовой Мезо-америке. Ацтеки были большими любителями словесности и собирали биб­лиотеки пиктографических книг (кодексов) с описаниями религиозных об­рядов и исторических событий либо представляющих реестры сбора дани. Цивилизация майя оставила после себя обширные города и множество ве­ликолепных произведений искусства.

Приблизительно в то же время похожая цивилизация классической эпо­хи возникла в долине Мехико, в Теотиукане — огромном городе площадью 26—28 кв. км с населением до 100 тыс. человек.

Долгое время считалось, что таинственная индейская народность, заселявшая Теотиукан за сотни лет до ацтеков, исповедовала всеобщее равенство и испыты­вала необычайное уважение к культуре и наукам в отличие от любого другого племени в доиспанском мире. Действительно, все найденные археологами пира­миды и настенные изображения восхваляли военные победы и достоинства ца­рей и правителей, а цветные фрески Теотиукана рассказывали о жизни простых людей, скачущих среди цветов, бабочек, койотов и ягуаров. Однако новые откры­тия на территории развалин Теотиукана близ Мехико — крупнейшего из город­ских архитектурных комплексов в доколумбовой Америке — свидетельствуют о том, что цивилизация, основавшая этот город, была гораздо менее демократич­ной и миролюбивой, чем полагали некоторые историки.

Врезка

Наши рекомендации