Микро и макросоциология

Макросоциология — это теоретические и эмпирические исследования больших коллективностей (города, церкви) или, выражаясь более абстрактно, социальных систем и социальных структур, экономического и политического строя, выявление более или менее крупных социальных изменений, а также факторов, оказывающих воздействие на такие изменения. Кроме того, к макросоциологии относят такие влиятельные теоретические течения, как структурный функционализм, теория конфликта, неоэволюционизм. К микросоциологии принадлежат концепции и школы, занятые изучением механизмов поведения людей, их общения, взаимодействия, межличностных отношений.

Так, к микросоциологическим относят теории обмена и символического интерак- ционизма. Микросоциология теснее связана с эмпирическими исследованиями. Само ее формирование как самостоятельной области исследования связывают с энергичным развитием техники прикладных социологических исследований экспериментальных процедур в 20—30-х гг. XX в. Несмотря на определенные разногласия и противоречия меязду представителями обоих направлений, каждое из них по-своему обогащает социологическую теорию.

Социологические воззрения Э.Дюркгейма

Эмиль Дюркгейм(1858—1917) — основатель французской социологической школы, автор классических трудов по социологии «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство» и др. Особенно большое внимание ученый уделял изучению проблем предмета и метода социологии, структуры общества и функциональной роли ее элементов, вопросов социального порядка и социальной дезорганизации. Научные взгляды Дюркгейма нередко определяют одним словом— «социологизм», поскольку предложенный им подход к изучению общества отличался исключительно социологическим характером, когда на первый план выдвигалась задача исследования особой социальной реальности, анализом которой не занималась ни одна из существующих наук.
Предметом социологии Дюркгейм считал образующие эту реальность социальные факты, подразделяя их на «морфологические» и духовные. К первым он относил плотность населения, наличие путей сообщения, характер поселений и т.д. («материальный субстрат» общества), ко вторым —- традиции, обычаи, религию, мораль, законы, моду и др. («коллективное сознание» общества). Впоследствии Дюркгейм дополнил это истолкование предмета социологии еще одним, определив социологию как науку об институтах, их возникновении и функционировании.
В соответствии с пониманием предмета и задач социологии Дюркгейм определял и структуру социологического знания. В целом он делил социологию на три основные части: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию.
Социальная морфология аналогична анатомии: она исследует «субстрат» общества, его структуру, материальную форму. В ее сферу входит изучение, во-первых, природных условий жизни людей; во-вторых, народонаселения, его объема, плотности, распределения по территории. Социальная физиологияисследует «жизненные проявления общества» и включает в себя ряд частных социологических теорий: социологию религии, социологию морали, социологию права, экономическую социологию и др. Общая социологияосуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие социальные законы. Под термином «аномия» (буквально «беззаконие») Дюркгейм понимал отсутствие четкой системы социальных ценностей и норм, регулирующих поведение людей. Подобное явление характерно для переходных и кризисных периодов жизни, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились.
Развернутое обоснование концепция социальной аномии получила в фундаментальной работе Дюркгейма «Самоубийство», где на большом статистическом материале прослеживалась динамика самоубийств в европейских странах в зависимости от различных социальных факторов. В данном произведении Дюркгейму удалось органично соединить эмпирическое и теоретическое в социологическом исследовании.
Дюркгейм внес крупный вклад в развитие социологической мысли. Он заложил основы функционального подхода к изучению общества, разработал не только общую теорию и методологию социологического исследования, но и его конкретные методы, правила и процедуры. Введенный им в научный оборот термин «аномия» позволяет дать объяснение дефектов социальных норм и причин отклоняющегося поведения.

Девиантное поведение

- это система поступков, не соответствующая общепринятым в данном обществе правилам поведения.

Типы отклонений:

- психические

- делинквентное поведение – это отклонение от прописанных правил, законов, носит абсолютный характер

- социальная девиация – отклонение от непрописанных правил, принятых в данном обществе, носит относительный характер, выражается в 2-ух пунктах: 1) одни и те же типы поведения в разных обществах будут восприниматься по разному, в одном обществе как норма, в другом как девиация. 2) с течением времени в одном и том же обществе (группе) может изменится понятие нормы. (о что раньше было нормой, станет девиацией и наоборот)

Типы соц девиации: - культурноодобряемая и культурноосуждаемая; первичная (незначительное отклонение, которое совершается в рамках определенной социальной роли.) вторичная (крайняя форма девиации, выходящая за рамки социальной роли, алкоголизм, наркомания)

основные концепции объяснения девиантного поведения.

- объяснение девиации с точки зрения биологии: Лонброзо провел исследование: отклонение нашего поведения зависит от строения человеческого тела. В рамках биологического существует генетический подход: способность к социальной девиации наследуется. Он утверждал, что некоторые индивиды неизбежно становятся преступниками, так как от рождения обладают определенными чертами внешности, характерных для дикарей или примитивных предков.. например, определенная форма черепа

- психологическое объяснение девиации связывают отклонения не с каким-то характерным типом человеческого организма, а с определенным типом личности.

- социологический подход. А. Дюркгейм – «аномия»- это состояние вакуума, отсутствие норм и ценностей в переходный период. Он отмечал, что преступления наблюдаются во всех типах обществ. Таким образом значительный рост девиантного поведения является следствием аномии или социальной дезорганизации, когда жизненный опыт людей перестает соответствовать ранее общепринятым нормам и идеалам. Р. Мертон – объясняет девиацию несоответствием целей и средств, прописанных в обществе. Мертон выделяет 5 основных типов приспособления людей к культурным ценностям и средствам их достижений. конформность – это поведение, характерное для большинства людей в обществе и обеспечивающее его стабильность. В этом случае индивиды принимают идеалы общества и стремятся идти признанными путями к их достижению. Инновация предполагает согласие с ценностями общества, но в то же время отсутствие равноценного усвоения социально одобряемых способов их достижения. Такая ситуация может подталкивать индивидов к изобретению новых противоправных путей большому богатству. Ритуализм основан на утрате отдельным человеком смысла господствующих ценностей из-за крайне невысокой вероятности их достижения. Ретритизм – это одновременно отвержение и ценностей, и средств из достижения. В этом случае человек физически находится в обществе, но социально от него изолирован. Бунт – единственная форма группового приспособления к требованиям культуры. Такие группы рассматривают действующие в настоящий момент ценности и нормы, как произвольные, навязанные обществу другими группами, а потому отвергают их. На любую девиацию общество реагирует с помощью социального контроля, который бывает формальным (исходит от организации) или неформальным (исходит от общества или группы).

Наши рекомендации