Кто должен участвовать в расстановке?

Приняв решение, какую семью клиента расставить, терапевт должен решить еще вот что: какие именно родственники важны для этой семьи, кого нужно выбрать, чтобы помочь клиенту разрешить проблему. Есть то, что может показаться очевидным, но о чем нужно помнить в течение всей сессии: мы работаем с конкретным клиентом, помогая ему лучше понять и исцелить свою жизнь, а не жизнь какого-то другого члена его семьи.

Основным принципом в нашей работе является то, что мы работаем с минимумом членов семьи клиента. Пусть лучше их будет слишком мало, чем слишком много. Например, у клиента может быть много братьев и сестер. Конечно, все они принадлежат к его системе, но некоторые из них не имеют отношения к его ситуации. Слишком большое количество родственников может снизить влияние расстановки и создать ненужное замешательство. Всегда можно кого-то добавить в расстановку позднее, если это будет необходимо.

Часто я ввожу в расстановку исключенных членов семьи позже, хотя с самого начала понятно, что они значимы для системы. Таким образом, все видят и чувствуют влияние ключевой фигуры, когда она появляется на сцене. Если же нет никакого отклика, то это тоже важный знак, с помощью которого я понимаю, что моя начальная гипотеза была ошибочной.

После того, как ведущий решил, кого поставить в расстановку, он просит клиента выбрать заместителей, тех, кто будет представлять его родственников. Кого-то — на роль папы, кого-то — на роль мамы, сестры и так далее. Иногда я сам назначаю заместителей.

Заместитель не обязательно должен быть похож на прототип. На самом деле, если клиент не видит сходства с реальными членами семьи, то это даже лучше, потому что тогда он может соприкоснуться с чем-то гораздо более существенным, с тем, что не относится ни к чертам характера его родственников, ни к их внешности.

Если для расстановки нужно много заместителей, тогда прежде, чем их расставить, я обычно прошу их встать рядами в соответствии с их естественным порядком: старшие члены семейства встают в первый ряд, младшие — за ними. Затем каждый из них говорит, чьим заместителей он является. Это нужно, чтобы не запутаться. Клиент по очереди кладет руки на плечи заместителей и отводит их на только что выбранные для них места в расстановке. Клиент ставит заместителей, не давая им никаких инструкций и ничего им не говоря. Заместителям не нужно принимать какую-либо особую позу или совершать какие-то движения. Расставив заместителей, клиент отходит в сторону и занимает позицию наблюдателя. Затем он вместе с терапевтом смотрит на создавшуюся картину семьи, и вместе они пытаются понять, какое впечатление производит на них эта картина и какое влияние она оказывает на всех присутствующих.

Бывают и исключения из классической формы расстановки. Подробнее мы поговорим о них в главе 21. В каких-то случаях клиент может не выбирать своего заместителя, а остальных заместителей просят двигаться в соответствии со своими внутренними импульсами, сохраняя при этом тишину.

Обратная связь

В классическом методе расстановки после изучения своего впечатления от сложившейся картины и нескольких предположений о том, что это может значить, терапевт обращается к заместителям и спрашивает, как каждый из них чувствует себя на том месте, на котором он стоит. Есть ли у них какие-нибудь необычные ощущения в теле, каково их внутреннее состояние, настроение, что они чувствуют по отношению к другим членам семьи.

Обратная связь очень полезна, потому что заместители входят в энергетическое поле семьи и испытывают все, что на самом деле переживают живущие в ней люди.

Обратная связь не относится к тому, что мы обычно называем характером человека. Не загружайте себя лишней информацией о личностных качествах родственников клиента. Нам не нужно знать о том, какие они, нас интересует нечто гораздо более глубокое — их мотивы.

У опытного ведущего обычно есть некоторые идеи о том, как себя чувствуют участники расстановки, и этого может быть достаточно, чтобы действовать дальше. Но иногда ему необходимо получить немного больше информации, и тогда он спрашивает заместителей об их переживаниях. Конечно, в ответе участника всегда будут присутствовать оттенки его личного восприятия, но это не важно. Важно, что он ощущает, находясь на определенном месте в расстановке. Опыт показывает, что разные заместители на одном и том же месте в одной и той же расстановке говорят об очень схожих переживаниях: они соприкасаются со «знающим полем»* (* The knowing field {англ.).

В определенном смысле все: и ведущий, и участники — исследуют проблему вместе, вместе ищут решение задачи. Заместители идентифицируются с родственниками клиента, а ведущий, являясь посторонним наблюдателем, рассматривает всю картину целиком. Он не должен отождествляться ни с кем-то из участников, ни с клиентом. Ему необходимо сохранять нейтральную позицию и в то же время всем сердцем стремиться помочь клиенту отыскать наилучшее решение. В следующей главе мы обсудим это подробнее.

От диагноза к решению

На этой стадии терапевт с помощью своих озарений или через обратную связь, которую он получает от участников, может прийти к первому так называемому «диагнозу» того, что происходит в данной семейной системе, и затем может начать двигаться к разрешению ситуации. Его работа заключается в смене местоположения участников. Либо он может позволить им перемещаться в соответствии с их внутренними чувствами и желаниями. Если нужно, получив от клиента необходимую информацию, он может добавлять в расстановку недостающих людей, а также предлагать участникам произносить разрешающие фразы.

Ведущий наблюдает за каждым движением заместителей и получает от них обратную связь — либо вербальную, либо невербальную. С каждым шагом перед ним раскрываются все более глубокие слои реальности данной семьи, а также те переплетения, в которых клиент мог застрять. Цель работы — следуя принципам Священного Порядка, законам принадлежности и равновесия, о которых мы уже говорили, найти наиболее гармоничное место для каждого из членов семьи.

Глава 17

Позиции ведущего

Какими качествами должен обладать человек, который хочет стать ведущим Семейных расстановок? В каком состоянии сознания лучше всего вести расстановки? В этой главе мы обсудим факторы, о которых необходимо знать в начале работы с семейными системами, а также личные качества, которые помогут ведущему не только чувствовать себя комфортно во время работы, но и находить верные решения.

Если терапевт хочет быть максимально полезным для клиентов, он должен обладать двумя основными качествами: прежде всего, он должен быть любящим человеком и, во-вторых, ему нужно уметь присутствовать, быть здесь и сейчас. В сочетании эти два качества дают ведущему возможность подходить к расстановке с позиции, которую можно описать как «прохладная любовь».

Очень немногие понимают, что такое прохладная любовь. Большинство из нас знакомо с «горячей любовью», которая основывается на страсти и взаимном притяжении между мужчиной и женщиной или с привязанностью, которая существует между родителями или детьми. Такое качество любви дано нам от природы, и его целью является сохранение рода. Прохладная любовь больше похожа на сострадание, а под присутствием я понимаю то, что человек находится в моменте и остается бдителен к тому, что происходит здесь и сейчас, не отвлекаясь и не опираясь на накопленные знания, теории или размышления о прошлом или будущем. Многие мистики описывают присутствие как состояние медитации.

Качества присутствия

Присутствие терапевта подразумевает под собой два момента.

1. Терапевт готов отказаться от любых знаний, на копленных в ходе работы со многими другими клиентами. Он может работать с каждым новым клиентом так, как будто это его первая сессия в жизни и он впервые слышит о таких проблемах. Другими словами, проявляя глубокое понимание проблемы, основанное на предыдущем опыте работы, ведущий все же дол жен постоянно отказываться от прошлого в пользу настоящего.

2. Терапевту следует избегать любых планов, за ранее продуманных идей и представлений о том, что может быть полезно клиенту. Клиенту может оказаться полезным совершенно не то, что предполагает терапевт. Это касается вообще любых отношений, не только отношений «терапевт—клиент». На самом деле, никто не может знать, что хорошо для другого человека. Мы можем это знать только для себя. У ведущего могут возникать разного рода предположения (у всех терапевтов возникают идеи о том, куда двигаться и как помочь клиенту), но по большому счету невозможно заранее предсказать, что сработает, а что нет. Более того, это совершенно не нужно, потому что ни один клиент, да и вообще никто другой не нуждается в защите или спасении со стороны кого бы то ни было. Желание или намерение кого-то спасти — это проявление высокомерия. В Семейных расстановках хороший терапевт должен уметь откладывать в сторону любые представления о том, каким должен быть удовлетворительный результат сессии, и оставаться открытым, ищущим, готовым к исследованию и эксперименту и, прежде всего, к состоянию «не знаю, каким будет шаг после этого».

Если ведущий способен забыть о прошлом и будущем и расслабиться по поводу того, что он чего-то не знает, то качества присутствия возникнут в нем сами собой. В таком состоянии терапевту не нужно от клиента ничего добиваться. Как только у него нет никаких ожиданий, он может воспринимать ситуацию такой, какая она есть. Тогда в нем рождается любовь другого качества. Присутствие и любовь идут рука об руку, они возникают одновременно, дополняя друг друга. Одно без другого существовать не может: либо их просто нет, либо они есть одновременно.

Наши рекомендации