Программа и инструментарий конкретного социологического исследования
Отношение жителей поселка Эжва к проблеме отходов, их готовность чем-нибудь помочь в ее решении.
Проблемная ситуация. Проблема засоренности поселка твердыми бытовыми отходами не нова. Особо она заострилась в последние 3 – 4 года. По итогам социологического опроса, проведенного активистами Эжвинского районного общественного движения детей и молодежи «Ребячья Республика» в 2004 году, эта проблема стояла на втором месте, в 2008 году поднялась на первое место. С приходом весны в процессе таяния снега оголяется все то, что накопилось на земле за долгую зиму, поселок превращается в большую мусорную яму.
Ежегодные субботники, проводимые администрацией поселка и ЭМУП «Жилкомхоз», в которых самое активное участие принимают участники ЭРОДДиМ «Ребячья Республика», лишь на время освобождают территорию поселка от мусора.
Причины загрязнения: недостаточное количество урн и контейнеров для бытового мусора; вывоз мусора – машины не успевают вывозить мусор вовремя на свалку; проблемы засоренности воздуха вследствие экологической безграмотности жителей: в погоне за чистотой они после уборки своей территории сжигают мусор, не понимая того, какой вред они наносят окружающей среде, своему здоровью, здоровью окружающих.
Объектом социологического исследования явились жители поселка в возрасте от 18 до 60 лет.
Предмет исследования – заинтересованность жителей поселка, администрации, ЭМУП «Жилкомхоз» в объединении усилий по поддержанию чистоты в поселке.
Целью нашего исследования стало выявление информированности населения по проблеме мусора и возможности подключения жителей к решению этой проблемы.
Задачами нашего исследования стали:
– экологическое просвещение жителей поселка;
– узнать отношение жителей поселка к проблеме отходов и их переработки, их готовность чем-нибудь помочь в ее решении;
– привлечь внимание администрации поселка к проблеме сбора и вывоза отходов.
Гипотеза исследования:Предполагается, что экологическое просвещение жителей позволит создать механизм привлечения всех настоящих патриотов своего поселка к работе по его надлежащему санитарному состоянию и благоустройству. Как следствие – проведение планомерных акций по очистке территории; установка дополнительных контейнеров; поддержка активистов экологического движения – самый чистый подъезд, двор, улица, красивый палисадник, балкон.
Репрезентативность выборки обеспечивалась процедурой случайного отбора.
Общий объем выборки:103 единицы.
Методом сбора первичной социологической информации был избран анкетный опрос, так как с помощью него удалось опросить всех респондентов, потребовалось минимальное количество временных затрат, а также удобен в обработке.
Исследование проведено в мае 2009 года.
Результаты исследования:
Вопрос 1
Беспокоит ли Вас проблема мусора? | Ответы |
А) да | 90 % |
Б) нет | 7 % |
В) затрудняюсь ответить | 3 % |
Вопрос 2
В чем состоит эта проблема? | Ответы |
А) замусоренность территории | 31 % |
Б) несанкционированные свалки | 19 % |
В) мусор не вывозится | 13 % |
Г) мало урн и контейнеров | 24 % |
Д) нет/мало пунктов приема вторсырья | 13 % |
Вопрос 3
Готовы ли Вы сортировать мусор? | Ответы |
А) да | 61 % |
Б) нет | 25 % |
В) затрудняюсь ответить | 14 % |
Вопрос 4
Готовы ли Вы сдавать отходы в пункты приема вторсырья? | Ответы |
А) да | 53 % |
Б) нет | 34 % |
В) затрудняюсь ответить | 13 % |
Вопрос 5
Готовы ли Вы принимать участие в субботниках? | Ответы |
А) да | 58 % |
Б) нет | 28 % |
В) затрудняюсь ответить | 14 % |
Вопрос 6
Готовы ли Вы внести посильный денежный взнос в решение проблемы мусора? | Ответы |
А) да | 34 % |
Б) нет | 50 % |
В) затрудняюсь ответить | 16 % |
Вопрос 7.
Напишите, пожалуйста, в свободной форме Ваши предложения по решению экологических проблем Эжвинского района.
Многие в качестве ответа предлагают различные варианты решения этой проблемы.
Выводы:
Анкета состояла всего из 7 вопросов, важность которых была проверена и подтверждена предыдущими опросами, проведенными в 2008 году.
Вопросы были составлены в простой и доступной форме, которая располагает к легкому общению интервьюера и респондента. Интервьюерами стали дети – участники Эжвинского районного общественного движения детей и молодежи «Ребячья Республика».
Результаты опроса в самом общем виде показали, что значительное количество людей обеспокоены проблемой мусора и готовы так или иначе лично содействовать решению поставленной экологической проблемы – участвовать в субботниках, внести денежный взнос, сортировать мусор и т. п., но только если они будут уверены в том, что это принесет реальные результаты, что средства будут использованы по назначению и эффективно, если для участия населения будут созданы необходимые условия. А власть сделает для решения этих проблем то, что зависит от нее: обеспечит необходимое финансирование, наладит работу соответствующих служб и т. д.
Вопрос 1. Беспокоит ли Вас проблема мусора?
Очевидно, что проблема мусора не оставляет равнодушными жителей (90 % – 93 чел.), хотя нашлись люди, которые не видят существование этой проблемы (7 % – 7 чел.), при этом они же в дальнейшем все-таки нашли ответ на следующий вопрос, что говорит о наличии таковой проблемы. Уже здесь выявляется прослойка «Затрудняющихся» среди опрашиваемых (3 % – 3 чел.). В дальнейшем по вопросам эта цифра будет меняться, но постоянный уровень будет соблюдаться как минимум. Можно охарактеризовать позицию этой прослойки как апофигизм, это не странно, так как всегда существовала в обществе группа, которая имеет именно такую жизненную установку. Эти данные подтверждают правильность проведения опроса. Хотя увеличение в дальнейшем количества «Затрудняющихся» говорит нам о совсем других выводах и следствиях по другим вопросам.
Вопрос 2.В чем состоит эта проблема?
Результаты представлены в % отношении к общему количеству полученных ответов, так как на этот вопрос можно было дать несколько вариантов ответов. Данные демонстрируют нам, что проблема мусора больше всего выражена в замусоренности территории (31 % – 68 чел.) и в недостаточном количестве урн и контейнеров для мусора (24 % – 54 чел.), что и подтверждает реальную картину наших улиц. Под понятием «замусоренность» разработчики предложили общее равномерное накопление мусора на улицах, обочинах и во дворах населенных пунктов. Существенная часть респондентов отметила и наличие несанкционированных свалок (19 % – 42 чел.). В меньшей степени, но все же значительная часть респондентов указывала на отсутствие или недостаточное количество пунктов приема вторсырья (13 % – 29 чел.) и на несвоевременный вывоз мусора или его отсутствие (13 % – 28 чел.). Можно сделать предположение, что и эти проблемы не решены или плохо решаются властями.
Вопрос 3. Готовы ли Вы сортировать мусор?
Как показал опрос, большинство жителей готово сортировать мусор (61% – 63 чел.), но однозначно утверждать о справедливости этих данных нельзя, так как многие уже слышали о проектах по раздельному сбору мусора и считают, что это совсем несложно. Но как показывает опыт подобных проектов, привычка – дело серьезное, и проходит достаточно долгое время, пока население привыкнет выносить мусор не в один контейнер, а в несколько.
Несмотря на это, достаточная часть респондентов (25 % – 26 чел.) категорично заявила, что раздельный сбор мусора – дело бесполезное. Исходя из этого мнения, можно утверждать, что население плохо информировано о наиболее эффективных способах сбора, утилизации и захоронения отходов. Это является следствием недостаточной просветительской работы надлежащих организаций среди населения, что можно поставить в укор администрации.
Как уже было сказано, увеличение количества «Затруднившихся» (14 % – 14 чел.) связано с достаточной сложностью поставленного вопроса, и многие люди, чувствуя неуверенность в простом уходе от многолетней привычки, честно заявили о своем отношении. Можно сделать предположение, что именно эта часть респондентов отразила истинную ситуацию среди жителей. Исходя из этого, необходимо начинать или продолжать просветительские мероприятия, относящиеся к пропаганде раздельного сбора мусора.
Вопрос 4.Готовы ли Вы сдавать отходы в пункты приема вторсырья
Результаты опроса показывают, что большинство респондентов (53 % – 55 чел.) готово сдавать отходы в пункты приема вторсырья. Это говорит в большей степени не об ответственном подходе граждан к проблеме мусора, а больше о недостаточном уровне их доходов.
Отрицательных ответов тоже немало (34 % – 35 чел.), что позволяет нам предположить, что до сих пор у людей остается негативное предубеждение перед сбором и сдачей вторсырья – считают это ниже своего достоинства, хотя за границей многие сдают вторсырье и не считают это зазорным.
Наличие определенного числа затруднившихся ответить (13 % – 13 чел.) можно объяснить теми же причинами, что и наличие отрицательных ответов.
Вопрос 5. Готовы ли Вы принимать участие в субботниках?
Опрос показал, что большинство жителей готово принять участие в субботнике (58 % – 60 чел.), это доказывает наличие активности у населения, что может быть и следствием привычки с советских времен, когда субботники были делом добровольно-принудительным. Хотя надо внести поправку, что, отталкиваясь от последнего утверждения, количество утвердительных ответов должно было быть больше. Правда, есть надежда, что количество участников субботников и количество выразивших желание принимать участие в них будут соответствовать друг другу и расти в будущем.
Несмотря на достаточно высокую активность, отрицательных ответов было немало (28 % – 29 чел.), что может быть вызвано суетностью современной жизни, недостатком свободного времени или некоторым равнодушием к проблеме мусора.
Среди респондентов нашлись и те, кто затруднился ответить (14 % – 14 чел.). Отбросив прослойку «Затруднившихся» по второму вопросу, наличие таких ответов можно рассматривать как неуверенность в своих силах и в возможности решить проблему отходов данным способом. Кроме того, надо отметить нескольких респондентов, ответивших «нет» или «з/о» с пояснением, что уборкой территории, то есть делом субботников, должны заниматься соответствующие структуры, в особенности была отмечена роль ЖКХ/ЖКО.
Вопрос 6.Готовы ли Вы внести посильный денежный взнос в решение проблемы мусора?
Результаты опроса говорят нам о нежелании людей выделить посильный денежный взнос для решения этой проблемы. Отрицательные ответы превалировали (50 % – 52 чел.), при этом отмечалось большое количество «Затруднившихся» (16 % – 16 чел.), которые отвечали потом, что скорее не окажут финансовую поддержку. Утвердительные ответы (34 % – 35 чел.) зачастую сопровождались условиями: размер взноса, кто будет контролировать расход денег, куда они пойдут. Можно сказать, что и в положительных ответах чувствовалась неуверенность. И это не странно. У населения до сих пор нет доверия к власти, к различным организациям, которые зачастую обманывают граждан. Кроме того, уровень доходов населения достаточно низок. Люди считают, что вкладывать деньги в решение проблемы мусора должны администрация и вышестоящие власти, тем более что население оплачивает услуги по вывозу и утилизации отходов, тратя на это достаточно большую сумму денег.
Подведя общие итоги социологического опроса, можно сказать следующее:
• Наблюдается недостаточная информированность населения по экологическим проблемам, в том числе и по проблеме мусора. При этом существует много «мифов» в умах людей, которые зачастую навязываются центральными СМИ.
• Большинство респондентов обеспокоено проблемой мусора. Многие в качестве ответа предлагают различные варианты проявления этой проблемы. Особо отмечались замусоренность территории и недостаток урн и контейнеров.
• Жители в большинстве своем готовы сортировать мусор и сдавать его в пункты приема вторсырья. Но зрелости в осознании такого решения проблемы среди респондентов не наблюдается.
• Многие из опрошенных готовы принять участие в субботниках и периодически участвуют в них.
• У населения нет желания или возможности предоставить денежную помощь для решения проблемы мусора.
• Желание и готовность в решении проблемы мусора у населения проявляется достаточно ярко.
• Многие выразили желание и возможность доступными для них действиями и поступками снизить количество отходов, поступаемых в природу от них самих.
Приложение 3
Образцы анкет
Анкета
Уважаемые руководители организаций культуры!
В целях улучшения партнерского взаимодействия между культурой и бизнесом предлагаем Вам принять участие в опросе.
Организаторы надеются, что Ваши искренние ответы позволят оценить возможности взаимного сотрудничества и неиспользованный потенциал сферы бизнеса.
При заполнении анкеты, пожалуйста, отметьте те из них, которые соответствуют Вашему мнению, либо напишите ответ сами, если он не приводится.
Результаты опроса будут использованы только в обобщенном виде, поэтому фамилию указывать не надо.
Заранее благодарим за ваши искренние ответы!
1. Куда смотрит бизнес?
– спорт
– религия
– образование
– культура и искусство
– здравоохранение
– экология, детская безнадзорность, другое
– наука
2.Куда смотрит культура?
– имеем опыт обращения к бизнесу и получали поддержку для своих проектов
– обращались больше одного раза
– не обращались, но планируем
– не обращались, и обращаться не собираемся
3.Кто в организациях культуры занимается работой с бизнес-компаниями?
– существуют специальные сотрудники и специальные структурные подразделения
– занимаются все, по мере необходимости
4.Какой этап проекта самый сложный в организациях культуры?
– поиск информации о возможностях финансирования
– установление партнерских связей/проведение переговоров
– оформление проектного предложения
– рождение идеи
– управление/реализация проекта
– отчеты
5. Что важно для реализации проектов?
– команда
– партнерские связи
– идея
– достаточный бюджет
– лидер
6.Средние бюджеты проектных предложений Ваших организаций культуры:
– до 100,000 руб.
– нет ответа
– до 300,000 руб.
– до 500,000 руб.
– более 900,000 руб.
7.Наиболее распространенные типы взаимодействия бизнеса и культуры в настоящее время:
– благотворительная поддержка
– спонсорство
– попечительские советы
– инвестиции
– разработка совместных идей и проектов
– консультации по менеджменту и коммерческой деятельности
8.Наиболее важные для развития в перспективе формы участия представителей бизнеса в деятельности организаций культуры:
– совместная разработка проектов и идей
– участие в попечительских советах
9.Препятствия для налаживания партнерских отношений между культурой и бизнесом:
– коммуникационные проблемы
– отсутствие законодательной базы/ роль государства
– недостаточная квалификация сотрудников
– не видим препятствий
10. По каким критериям организации культуры предлагают оценивать собственные проекты:
– социальная значимость, решение проблем конкретной территории
– понятный результат
– перспективы развития проекта
– инновационность
– стоимость проекта (соотношение цена/качество)
– партнерство
– правильно выбранная целевая аудитория
Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе:
Ваше образование?
1. высшее
2. незаконченное высшее
3. среднее общее (11 классов)
4. среднее специальное
5. начальное профессиональное
6. другое
Ваш пол?
1. мужской
2. женский
Благодарим Вас за участие!
Анкета
Уважаемый респондент!
Просим Вас принять участие в анкетном опросе Дома народного творчества и культуры. Наша цель – изучить и оценить успехи и неудачи в работе нашего учреждения с молодежью.
Нас интересует Ваше мнение о том, как Вы проводите свое свободное время и что может предложить в связи с этим наш Дом творчества.
Постарайтесь отметить вариант ответа, соответствующий Вашему мнению на поставленный вопрос.
Благодарим Вас за участие!
1.Укажите причины, мешающие организации Вашего досуга:
большая нагрузка на работе, учебе
много домашних обязанностей
нехватка досуговых учреждений
не устраивает качество досуговых услуг
высокая стоимость культурно-досуговых мероприятий
нехватка друзей
2.Какие виды досуга Вам наиболее интересны в настоящее время:
прогулки с друзьями
прослушивание музыки
чтение книг и журналов
просмотр телепередач
3.Пользуетесь ли Вы услугами библиотеки:
посещаю 2 – 3 раза в месяц
не пользуюсь
4. Пользуетесь ли Вы услугами музея, кинотеатра, посещаете ли концерты:
2 – 3 раза в месяц
2– 3 раза в год
не пользуюсь
5.Посещаете ли Вы кружки в нашем клубе:
2 – 3 раза в неделю
1 раз в месяц
1 раз в неделю
посещаю постоянно
6.Почему Вы не посещаете кружки в нашем клубе:
нет свободного времени
не с кем пойти
люблю проводить время дома
не интересны проводимые там мероприятия
7.Какой вид досуга Вам наиболее интересен в настоящее время:
где можно проявить активность
где можно познакомится с новыми людьми
где можно узнать что-то новое, интересное
где можно научиться чему-то полезному
где можно хорошо отдохнуть
где можно отдохнуть с семьей
8.Если Вы готовы принять участие в наших мероприятиях, то чего Вам не хватает:
хорошего помещения
соответствующего оборудования и ресурсов
хороших организаторов
активности односельчан
профессиональных кадров
свободного времени
денег
чего еще
9.Какими услугами Вы хотели бы пользоваться
спорт
бар, дискотека
путешествия
рукоделие
катание на мотоцикле
поход в кинотеатр
рыбалка
другое
10.Отметьте, как часто Ваше свободное время сопровождается употреблением спиртных напитков:
ежедневно
каждые выходные
1– 2 раза в месяц
вообще не употребляю
11.Считаете ли Вы возможным участие в криминальных группировках для достижения своего материального благополучия:
да
нет
трудно сказать
В заключение укажите, пожалуйста, некоторые сведения о себе:
Ваш пол:
мужской
женский
Ваш возраст:
17 лет
18 – 20 лет
21 – 25 лет
Ваше образование:
учащийся школы
учащийся лицея
Вы на данный момент:
работаете
не работаете
Благодарим Вас за участие!
Анкета
Уважаемый житель села Усть-Кулом!
Просим Вас принять участие в анкетном опросе. Наша цель – изучить Ваши досуговые потребности и узнать Ваше мнение о роли Дома культуры в Вашей жизни.
Отметьте в вопросах те варианты ответов, которые соответствуют Вашему мнению. Если ни один из них Вас не устраивает, напишите, пожалуйста, собственный вариант.
1. Какую роль играет в Вашей жизни Дом культуры?
– без Дома культуры жить скучно
– Дом культуры играет в Вашей жизни достаточно большую роль
– могли бы обойтись без Дома культуры
– затрудняюсь ответить
2. Почему Вы не посещаете Дом культуры?
– не бывает интересных мероприятий
– отсутствие свободного времени
– семейные обстоятельства
– наличие дома аудио- и видеотехники
– не люблю никуда ходить
– недостаточность рекламы
– материальные затруднения
– другие причины
3.Какие мероприятия Дома культуры за последний год Вы посещали чаще всего?
– спектакли, концерты художественной самодеятельности
– концерты профессионалов
– праздники
– КВН, игровые мероприятия
– дискотеки
– кинофильмы
– выставки
– занятия в кружках художественной самодеятельности
– другое
4.Чем бы Вы хотели заниматься в стенах Дома культуры?
______5.Как Вы считаете, что целесообразно иметь при Доме культуры для разнообразия видов досуговой деятельности?
– кафе/бар
– спортивная площадка, тренажерный комплекс
– сквер, парк отдыха
– компьютерный класс
– музыкальные, художественные и хореографические кружки и классы
– затрудняюсь ответить
– другое
6.Какие услуги Дома культуры Вы готовы посещать за дополнительную плату?
– обучение работе на компьютерах
– курсы иностранных языков
– обучение бальным и современным танцам
– обучение кройке и шитью
– обучение игре на музыкальных инструментах
– организация семейных торжеств
– курсы садоводства, цветоводства
– затрудняюсь ответить
– другое
7.Напишите, пожалуйста, в свободной форме Ваши предложения и пожелания по организации работы Дома культуры
Благодарим Вас за терпение и конструктивную помощь в проведении опроса. В заключение просим Вас сообщить некоторые сведения о себе:
Ваш возраст:
– до 18 лет
– от 19 до 25 лет
– от 26 до 35 лет
– от 36 до 45 лет
– от 46 до 55 лет
– свыше 56 лет
Ваш пол
– мужской
– женский
Благодарим Вас за проделанную работу.
Вопросы для самопроверки:
1.Каковы основные этапы социологического исследования?
2.Что такое контент-анализ?
3.Чем отличается социологическое наблюдение от социологического эксперимента?
4.Что такое интервью и анкетирование как формы опроса?
5.Что дает социометрия?
Практические задания:
1.Предложить проект методологической части программы социологического исследования (тема на выбор).
Самостоятельная работа:
1.Заполнить карты наблюдения (программа на выбор) по предложенной форме.
2.Разработать анкету (тема на выбор).
Список литературы
1. Васильев, И.Г.Социологические исследования в библиотеках [Текст]: Практическое пособие /И.Г.Васильев, М.Е.Илле, Д.К.Равинский. – СПб.: Профессия, 2001. – 176 с. – (Серия «Библиотечный практикум»).
2. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика [Текст]: Учебник / Е.П.Голубков. – М.: Финпресс, 2003. – 496 с.
3. Макквайр, Э. Методы маркетингового исследования [Текст]/ Э.Макквайр – СПб.: Издательский дом «Питер», 2006. – 176 с.
4. Методические указания к написанию курсовых работ [Текст]. – СПб., 2004. – 24 с.
5. Мониторинг предложенных тем семинаров по повышению квалификации, подготовке и переподготовке кадров работников культуры и искусства Республики Коми. – Сыктывкар, 2006. – 6 с.
6. Социально-культурная деятельность учреждений культуры клубного типа [Текст]: Учебник /Под ред. Н.П.Гончаровой. – Москва-Тверь, 2004. – 222 с.
7. Ядов, В.А. Социологические исследования: методология, программа, методы [Текст] /В.А.Ядов. – Самара, Издательство «Самарский университет», 1995. – 309 с.