Общественное разделение труда

Строительными кирпичиками социальной структуры служат ста­тусы и роли, которые связываются между собой функциональными от­ношениями. Они идеально подходят для этого. Ни индивиды, ни группы, ни нормы, ни.ценности строительными кирпичиками обще­ственного здания выступать не могут.

Ведь что из себя представляет здание вообще? Это совокупность не­сущих вертикальных опор, горизонтальных перекрытий, соединяю­щих узлов, входных отверстий и дополнительных элементов, создаю­щих либо эстетический (интерьер, оконные и дверные украшения), ли­бо психологический и гигиенический комфорт (балкон, санузел). Конкретные формы, архитектурные виды и особенности зданий много­образны и зависят от культуры народа, исторической эпохи, климата, таланта архитектора. Но основу здания составляют вертикальные опоры и горизонтальные перекрытия, функционально связанные между собой.

То же можно сказать и об общественном здании. В нем также дол­жны быть основные элементы, функциональная взаимосвязь которых образует каркас общества. Это социальные статусы и роли, функци­онально связанные благодаря общественному разделению труда. Со­циальные статусы — "водитель", "мать", "президент", "журналист", "мужчина", "спортсмен" и т.п. — всего лишь пустые ячейки. Каждая из них заполняется определенным числом людей, но они постоянно меня­ются: кто-то умирает, кто-то увольняется и переходит на другое место. А ячейки остаются. Они необходимы обществу. Без них оно не сможет функционировать. Они полезны ему: врач нужен, чтобы лечить, учи­тель, чтобы учить, и так до бесконечности. Каждая ячейка на своем ме­сте и выполняет какую-то важную общественную функцию.

общественное разделение труда - student2.ru общественное разделение труда - student2.ru общественное разделение труда - student2.ru общественное разделение труда - student2.ru общественное разделение труда - student2.ru общественное разделение труда - student2.ru общественное разделение труда - student2.ru общественное разделение труда - student2.ru Представим себе общество, где один человек выполняет все функ­ции: он и вождь, и военачальник, и лекарь, и дровосек, и портной. Смо­жет ли такое общество нормально развиваться? Конечно, нет. Каждую функцию "мастер на все руки" будет выполнять кое-как, ему не хватит ни времени, ни умений. В таком обществе отсутствует разделение труда. Разделение возникает, когда разные функции закрепляются за разными группами специально подготовленных людей. Это называет­ся специализацией. Современное общество — общество специалистов, а не дилетантов. Специалистам приходится между собой как-то коо­перироваться, они не могут обойтись друг без друга: пекарю нужны са­поги, дом, крепкое здоровье и обучение детей, поэтому он обменивает продукты своего труда на товары и услуги сапожника, строителя, врача и учителя. А те, в свою очередь, поступают точно так же. Так и формируется функциональная связь статусов и ролей на основе специ­ализации и кооперации труда. А специализация и кооперация труда составляют суть общественного разделения труда.

Слово "статус" пришло в социологию из латинского языка. В Древнем Риме оно обозначало состояние, правовое положение юридического лица. Однако в конце XIX века английский историк Г.Д.С Мейн придал ему социологическое звучание. Статус — соци­альное положение человека в обществе. Социальное положение — обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономиче­ское положение, политические возможности, демографические свой­ства человека. "Водитель" — профессия; "работник наемного труда, получающий средний по размерам доход" — экономические черты; "член демократической партии" — политическая характеристика; "мужчина в возрасте 40 лет" — демографические свойства (к ним же относится и национальность). Все эти характеристики описывают со­циальное положение одного и того же человека, но с разных сторон.

Каждая позиция, или ячейка, наделена кругом предписанных прав и обязанностей. Благодаря им и получается функциональная взаимо­связь ячеек. Мы знаем обязанности отца по отношению к сыну и сына по отношению к отцу; офицера — по отношению к солдату, и наоборот. Они зафиксированы в инструкции либо закреплены обычаем. Права и обязанности — элементы общественного разделения труда. Оно подразделяется на несколько видов: половозрастное разделение труда, профессиональное разделение труда, политическое и экономическое. Соответственно видам общественного разделения труда образуются виды социальной структуры (стеми же названиями). Таким образом, общественное разделение труда, как и социальная структура, — это обобщенные характеристики.

Итак, общественное разделение труда формирует каркас общества,
который называется социальной структурой. Социальная структура
состоит из статусов и ролей. А теперь выделим ключевые понятия:
Общественное разделение труда Социальный статус
Виды разделения труда Социальная роль

Социальная структура Кооперация

Специализация Обязанности

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Обязанности предписывают то, что исполнитель данной роли или носитель данного статуса непременно должен делать по отношению к другим исполнителям или носителям. Права говорят о том, что человек может свободно позволить себе или допустить в отношении других лю­дей. Обязанности строго расписаны. Они ограничивают поведение определенными рамками, делают его предсказуемым. В то же время права и обязанности жестко взаимосвязаны между собой так, что одно предполагает другое. Они могут существовать порознь, но тогда соци­альная структура деформируется. Так, статус раба в древнем мире предполагал только обязанности и не содержал почти никаких прав. В тоталитарном обществе права и обязанности асимметричны: у правителя и высших должностных лиц права максимальны, а обязан­ности минимальны; напротив, у обычных граждан много обязанностей и мало прав. В демократическом обществе они более симметричны. Стало быть, от того, как расположены и как соотносятся права и обя­занности в социальной структуре, зависит уровень развития общества.

Задание

Попробуйте описать распределение прав и обязанностей во времена Киевской Руси, Московского княжества, Российской империи, советской России и в современной России. Дайте об­щую характеристику, сравните исторические периоды.

Выполняя те или иные обязанности, индивид несет перед другими определенную ответственность. Сапожник обязан в срок и с высо­ким качеством доставить свою продукцию заказчику. Если этого нет, он должен быть как-то наказан — лишиться контракта, выплатить не­устойку, могут пострадать его имидж и репутация либо его могут привлечь к суду. В Древнем Египте было так: если архитектор построил плохое здание, оно рухнуло и насмерть придавило хозяина, то его ли­шали жизни. Таковы формы проявления ответственности. Они много-

общественное разделение труда - student2.ru общественное разделение труда - student2.ru общественное разделение труда - student2.ru общественное разделение труда - student2.ru общественное разделение труда - student2.ru образны и зависят от культуры, устройства общества, исторического времени.

Таким образом, строительные кирпичики здания социальной структуры — статусы и роли — имеют три грани: "ширину" (права), "длину" (обязанности) и "высоту" (ответственность). Мы получили трехмерное изображение общественной жизни. Все три грани — не­отъемлемые атрибуты общественного разделения труда, но и сам ста­тус — порождение такого разделения. Ведь он описывает место инди­вида в системе общественного разделения труда, которая пронизывает все общество.

Благодаря трехмерной форме наши "кирпичики" плотнее прилегают друг к другу, образуя единое целое. Грани "кирпичиков" со­единяются между собой самым крепким "цементом" — социальными нормами, так как они "замешаны" на законах, нравах, обычаях и традициях. За их соблюдением, как мы уже отметили, тщательно сле­дит любое общество. "Строительство" тянется медленно — целыми ве­ками, — зато "здание" получается очень прочное. Там, где спешат, со­ставляют законы на скорую руку, придумывают искусственные обычаи и обряды, кое-как распределяют права и обязанности, наконец, не сле­дят за соблюдением ответственности всех должностных лиц, включая самых высших, прочный общественный фундамент создать невозмож­но.

Задание

Попытайтесь проиллюстрировать описанную законо­мерность на примере советского прошлого и сегодняшней Рос­сии: какие искусственные обычаи пытались ввести, в чем выражалось неправильное распределение обязанностей и прав, за что были ответственны и неответственны высшие долж­ностные лица, рядЬвые граждане?

Итак, нами рассмотрены "строительные кирпичики" социальной структуры общества. Они описываются следующими ключевыми по­нятиями:

Права Обязанности Ответственность

СТАТУС

Статус — определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Позиция учителя имеет смысл только в связи с позицией ученика и директора школы, а того — в связи с позицией министра

образования, департамента образования и т.д. Статус учителя, как и любой другой статус, определен относительно всей системы образования.

Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует во множестве групп и организаций. К примеру, господин Н. является мужчиной, преподавателем, человеком средних лет, кандидатом наук, ученым секретарем научного совета, заведующим кафедрой, членом профсоюза, членом республиканской партии, православным, из­бирателем, мужем, отцом, дядей и т.д. Каждого человека можно охарактеризовать статусным набором (этот термин введен известным американским социологом Робертом Мертоном). Статусный набор — совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом.

Задание

Опишите полный набор статусов у себя, своих родителей и у 2—3 знакомых. Сравните их между собой и выясните, какой список получился длиннее.

Главный статус

В этом наборе статусов всегда найдется ключевой, или главный. Главным статусом называется наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с ко­торым они отождествляют его.

Для женщин в традиционном обществе главным чаще всего оказы­вался статус домохозяйки, а для мужчины — и прежде, и теперь — статус, связанный с основным местом работы или занятием: "директор коммерческого банка", "научный сотрудник", "полицейский", "рабочий на промышленном предприятии" и т.д. Главным выступает тот статус, который определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения и т.п. Для научной интеллигенции главным часто оказыва­ется не место работы или род занятий, а ученая степень, а для менед­жеров — должность или иерархический ранг.

Задание

1. Определите свой главный статус, а также главные статуты
родителей и 2—3 знакомых.

2. Некоторые статусы являются настолько яркими, что
превращаются в главные, независимо от того, каков набор
статусов у данного индивида. К ним относятся статусы быв­
шего заключенного, чемпиона мира. Назовите еще 3—4 подо­
бных примера.

А. И. Кравченко



общественное разделение труда - student2.ru общественное разделение труда - student2.ru общественное разделение труда - student2.ru общественное разделение труда - student2.ru общественное разделение труда - student2.ru общественное разделение труда - student2.ru Личный и социальный статусы

Необходимо различать два вида статуса — личный и социальный. Социальный статус употребляется в двух значениях — широком и уз­ком. С широким словоупотреблением мы уже познакомились (вспом­ните его). В узком смысле социальный статус — положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой соци­альной группы (профессиональной, классовой, национальной). Когда-то негров в США и ЮАР ставили ниже по общественному положению, чем белых. В результате к любому негру — талантлив он или нет, добродетельный или злодей — относились пренебрежительно. Личные качества отступали на второй план перед национальными. Напротив, заслуги и достоинства белого заранее преувеличивались: при знаком­стве или трудоустройстве ему доверяли больше. Другой пример — предрассудок по отношению к женщинам. Обыденное мнение полага­ет, что с руководящей работой она справится хуже мужчины, именно потому, что она — женщина.

Личный статус — положение, которое человек занимает в малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Замечено, что социальный статус играет первенствующую роль среди незнакомых, а личный — среди знакомых людей. Но ведь знакомые и составляют первичную, малую группу. Представляясь незнакомым людям, особенно официальным представителям какой-либо организации, учреждения, предприятия, мы называем обычно место работы, социальное положение и возраст. Для знакомых людей важны не эти харктеристики, а наши личные ка­чества, неформальный авторитет.

Предположим, что господин Н. нанимает человека, по отношению к которому действуют социально-групповые предрассудки. На первых порах работодатель и сослуживцы строят взаимоотношения с ним, руководствуясь групповыми ожиданиями, возможно, относятся к нему с подозрением или осторожностью. Через некоторое время, когда наш герой раскрыл свои трудовые и личные достоинства, окружающие из­меняют свое отношение. Теперь главным для них становится личный статус. Социологи сказали бы, что низкий социальный статус посте­пенно перерос в высокий личный.

Каждый из нас обладает набором социальных и личных статусов, поскольку мы участвуем во множестве больших и малых групп. К по­следним относятся семья, круг родственников и знакомых, спортивная команда, школьный класс, студенческая группа, клуб по интересам, молодежная тусовка и т.п. В них вы можете иметь высокий, средний или низкий статус, т.е. быть лидером, независимым, аутсайдером.

Врач Н. обладает высоким профессиональным статусом, поскольку его специальность престижна, но в спортивной секции по каратэ, где он за­нимается два раза в неделю, к нему относятся как к аутсайдеру. Таким образом, социальный и личный статусы могут совпадать и не совпа­дать.

Несовпадение статусов

Как мы установили, каждый из нас вращается во множестве групп — больших и малых — и занимает множество позиций. Каждая группа обладает собственной иерархией. В том случае, если статус рассматривается как место в иерархии, его называют рангом. Ранг ста­туса определяет то, каким он является — высоким, средним или низ­ким. Человек, достигший вершины иерархии и, следовательно, высо­кого статуса в одной группе, может оставаться неизвестным в другой. Господин Н. как коллекционер ценится очень высоко среди со­бирателей марок, но сослуживцы по основному месту работы считают его весьма посредственным бухгалтером, а в семье жена и дети по­сматривают на него даже свысока. Понятно, что у господина Н. три разных статуса, имеющих три разных ранга: высокий, средний и низ­кий. Редко кому удается иметь высокий статус во всех группах, где ему приходится участвовать.

Несовпадение статусов — это, по существу, несовпадение рангов статусов либо противоречие прав и обязанностей. Несовпадение поэто­му возникает при двух обстоятельствах: 1) когда индивид занимает вы­сокую позицию в одной группе и низкую — в другой; 2) когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают осуществлению прав и выполнению обязанностей другого статуса.

Господин Н. как коллекционер, бухгалтер и семьянин — наглядный пример расхождения, или несовпадения, статусов. Господин М. — слу­чай более сложный. Он — талантливый инженер, но ничем выдаю­щимся себя в таком качестве не проявивший. Профессиональный ста­тус у него средний — таков престиж инженерного труда в обществе. У начальства он пользуется также средним уважением: оно ценит его та­лант, но считает безынициативным. Коллеги называют его "своим парнем" за компанейский характер, высоко ставят его профессиональные качества, но, когда речь заходит ослужебном росте, не хотят видеть его своим начальником. В семье жена и дети любят его как мужа и отца, но не могут гордиться его профессиональными дости­жениями и при разговоре со знакомыми обходят подобную тему. У гос­подина М. вырисовывается сложный узор несовпадения статусов.

Итак, мы назвали примеры первой формы несовпадения статусов. Оно проявляется в поведении носителя статуса и ожиданиях

общественное разделение труда - student2.ru общественное разделение труда - student2.ru общественное разделение труда - student2.ru общественное разделение труда - student2.ru общественное разделение труда - student2.ru окружающих. Так, от банкира никто не ждет, что он станет просить милостыню или разъезжать на подножке трамвая, от спортсмена — что он будет курить или выпивать. Когда подобное происходит, об­наруживается расхождение статуса и соответствующего ему ролевого поведения. Окружающие начинают сомневаться, истинные ли это бан­кир и спортсмен. Статус и роль пришли в противоречие.

Примеры второй формы несовпадения статусов также достаточно многочисленны. Министр не имеет права заниматься коммерческой де­ятельностью. Полицейский не может быть мафиози, иначе он не поли­цейский. Обязанности члена незаконной группировки не совпадают с должностными обязанностями защитника закона.

Задание

1. Присмотритесь к своему набору статусов, есть ли в нем не­совпадение? А у ваших знакомых?

2. Приведите еще 3—4 примера несовпадения статусов второй формы.

3. Возникает ли несовпадение статусов, когда духовное лицо становится народным депутатом?

Выделим ключевые понятия из пройденного материала:
Статусный набор Главный статус

Социальный статус Личный статус

Несовпадение статусов

Приписываемый статус

Кроме рассмотренных видов статуса существуют и другие. Приписываемый статус (его еще называют аскриптивным) — это статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени. Приписываемый статус не совпадает с прирожденным. Прирожденными в строгом смысле считаются только три социальных статуса: пол, национальность, раса. Негр — прирожденный статус, характеризующий расу. Мужчина — прирожденный статус, описывающий пол. Русский — прирожденный статус, показывающий национальность. Раса, пол и национальность заданы биологически, человек наследует их помимо своей воли и со­знания. Казалосьбы, никто не в силах изменить пол, расу и националь­ность. Однако недавно выяснилось, что пол и цвет кожи можно изме­нить в результате хирургических операций. Появились понятия биоло­гического пола и социально приобретенного. Хирургическое вмеша­тельство понадобилось потому, что две разновидности пола пришли в противоречие. Мужчина, с детских лет игравший в куклы, одевавший-

ся, чувствовавший, мысливший и действовавший как девочка, усили­ями медиков во взрослом возрасте становится женщиной. Он обретает свой истинный пол, к которому он был предрасположен психологиче­ски, но который не получил биологически. Какой пол — мужской или женский — следует в таких случаях считать прирожденным? Одно­значный ответ до сих пор не найден.

В последнее время ученые начали сомневаться в том, существует ли вообще прирожденный статус, если пол, расу и национальность в от­дельных случаях люди изменяют. Когда родители — лица разной на­циональности, трудно определить, какой национальности должны быть дети. Нередко они сами выбирают, что записывать в паспорте. Переселившись навсегда в другую страну, особенно в молодом или де­тском возрасте, русские эмигранты — тем более их дети — нередко за­бывали старые обычаи и в корне меняли национальные привычки, язык, стиль поведения. Они уже мало чем отличались от коренных жи­телей этой страны. Биологическая национальность вытеснялась соци­ально приобретенной.

Возраст — биологически определяемая черта, но он не является прирожденным статусом. В течение жизни человек переходит из одно­го возраста в другой. Каждой возрастной категории общество приписывает определенные права и обязанности, каких нет у других категорий. От конкретной возрастной категории люди ждут вполне определенного поведения: от молодых, например, ожидают уважения к старшим, от взрослых — заботу о детях и стариках.

После наступления определенного возраста сын короля наследует от отца корону. Король — приписываемый статус. Приобрести его мо­жет только тот, кто родился в королевской семье. Если учитывать кровнородственную связь, то приписываемый статус можно назвать также прирожденным, биологическим. В этом смысле дворянские ти­тулы князя, графа, барона, передаваемые от отца к сыну, тоже являют­ся прирожденными. Однако король за определенные провинности мог лишить человека дворянского титула. Стало быть, правильнее го­ворить о приписываемом (присваиваемом), а не о прирожденном ста­тусе.

Система родства обладает целлям набором приписываемых стату­сов. Только часть из них является прирожденными статусами. К ним относятся статусы:"сын", "дочь", "сестра", "брат", "племянник", "дядя", "тетя", "бабушка", "дедушка", "кузен" и некоторые другие, выражающие кровное родство (попытайтесь завершить список). Кроме них существуют некровные родственники. Их еще называют "родственниками-в-законс". Женившись, мужчина получает в родственники всю кровную родню жены. У него появляется "мать-в-за-

общественное разделение труда - student2.ru общественное разделение труда - student2.ru общественное разделение труда - student2.ru коне" (теща), "отец-в-законе" (тесть) и т.д. Стать "родственником-в-законе" можно только через брак. Приобрести статус кровного родственника можно также и через закон, например, через усыновле­ние. Статусы падчерицы и пасынка, хотя их называют дочерью и сы­ном, статусы крестного отца и крестной матери нельзя считать прирожденными. Даже приписываемыми их следует называть лишь в той мере, в какой человек, получающий подобный статус, не волен вы­бирать его. Иначе говоря, если усыновление происходило без согласия ребенка.

Подведем итоги. Приписываемый статус очень напоминает прирожденный, но к нему не сводится. В строгом смысле прирожденным является биологически унаследованный статус. В строгом смысле приписываемым является социально приобретаемый, но одинаковый по названию с прирожденным статус. Так, "сын" может быть и прирожденным, и приписываемым статусом. Для того чтобы не возникало лишней путаницы, социологи дого­ворились называть тот и другой типы статуса одним словом — приписываемый статус ?

Таким образом, приписываемым, или аскриптивным, является та­кое положение в обществе, над которым индивид не имеет контроля и/или которое он занимает независимо от своей воли, желания, уси­лий.

Задание

Определите, относятся ли к приписываемым следующие ста­тусы: "император", "глава католической церкви", "сенатор", "президент", "свекр", "муж", "украинец', "принц', "герцог", "боярин", "опричник", "вельможа'.

Достигаемый статус

Существенно отличается от приписываемого статуса достигаемый. Достигаемым называется статус, который человек получает благо­даря собственным усилиям, желанию, свободному выбору либо приобретается благодаря удаче и везению. Если приписываемый статус неподконтролен индивиду, то достигаемый находится под контролем. Достигаемым считается всякий статус, который не назначается чело­веку автоматически самим фактом рождения.

Профессию водителя или инженера человек приобретает (достига­ет) благодаря собственным стараниям, подготовке и свободному вы­бору. Статус чемпиона мира, доктора наук или рок-звезды он приобретает также благодаря собственным усилиям, огромному труду.

С меньшим трудом даются такие статусы, как "школьник", "покупа­тель" и т.п.

Достигаемый статус требует принятия самостоятельного решения и самостоятельных действий. Статус мужа является достигаемым: чтобы его получить, мужчина принимает решение, наносит визит родителям невесты, делает официальное предложение и совершает массу других действий. К достигаемому статусу относятся позиции, которые люди занимают благодаря своим стараниям или заслугам. "Аспирант" — статус, которого выпускники вуза добиваются, конкурируя с другими и проявляя выдающиеся успехи в учебе. Почетным горожанином, по­четным гражданином или почетным доктором зарубежного уни­верситета можно стать благодаря прошлым достижениям, иногда спе­циально не добиваясь этого звания.

Чем динамичнее общество, тем больше в его социальной структуре ячеек, рассчитанных на достигаемые статусы. Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демократичнее. Проведя сравнительно-исторический анализ, ученые установили: раньше в европейском об­ществе было больше приписываемых, а сейчас больше достигаемых статусов.

Задание

Разберитесь со своим статусным набором: какие статусы яв­ляются в нем приписываемыми, а какие достигаемыми? А у ва­ших родителей, родственников и друзей?

Смешанныйстатус

Иногда очень трудно определить, к какому типу относится тот или иной статус. К примеру, статус безработного не является такой пози­цией, к которой стремится большинство людей. Напротив, его избега­ют. Безработным чаще всего человек оказывается помимо своей воли и желания. Причиной служат не зависящие от него факторы: экономиче­ский кризис, охватывающий отрасль или общество в целом, массовые сокращения, разорение фирмы, структурная перестройка производства. Подобные процессы не находятся под контролем отдель­ного человека. В его власти предпринимать усилия в поисках работы или не делать этого, смирившись с судьбой.

Политические потрясения, государственные перевороты, социаль­ные революции, войны могут изменить либо даже отменить некоторые статусы огромных масс людей помимо их воли и желания. После ок­тябрьского переворота 1917 года бывшие дворяне превратились в эмигрантов, остались или стали чиновниками, инженерами, рабочими, учителями, потеряв исчезнувший из социальной структуры

общественное разделение труда - student2.ru общественное разделение труда - student2.ru общественное разделение труда - student2.ru приписываемый статус дворянина. В начале 90-х годов на предприятиях и в учреждениях ликвидированы парткомы и тысячи людей вышли из состава коммунистической партии.

Резкие изменения могут происходить и на индивидуальном уровне. Допустим, в 30 лет человек стал инвалидом. Его социально-экономи­ческое положение существенно изменилось: если раньше он самостоя­тельно зарабатывал на хлеб, то теперь целиком стал зависеть от помо­щи государства. О каком статусе здесь идет речь? Достигаемым назвать его затруднительно, поскольку по собственной воле никто не желает стать инвалидом. Его можно было бы считать приписываемым, но 30-летний калека не является инвалидом по рождению. Он стал инвали­дом в результате стечения обстоятельств, которые находились вне его контроля.

Рассмотрим иной пример. Звание академика поначалу является до­стигаемым статусом, но. позже оно превращается в приписываемый, так как считается пожизненным, хотя и не наследуемым. Пожизнен­ным является звание олимпийского чемпиона, а вот звание чемпиона мира могут отобрать те, кто показал лучшие результаты на новых мировых чемпионатах. Это — переходящее звание.

Описанные выше случаи можно отнести к смешанному статусу. Он обладает чертами и приписываемого, и достигаемого статусов. Чело­век, достигший степени доктора наук, не может передать ее своему сы­ну, однако тот может пользоваться определенными преимуществами, если решит двигаться по научной стезе. Коллеги отца всегда будут покровительствовать юноше, он приобретает приписываемый статус сына доктора наук. То же самое можно сказать о детях миллионеров, влиятельных политических деятелей, выдающихся спортсменов, артистов, кинозвезд.

Если на занятие той или иной должности накладываются социаль­но-демографические ограничения, то она тем самым перестает слу­жить в качестве достигаемого статуса.

Задание

1. Объясните, какие социально-демографические ограничения могут накладываться на кандидата в президенты в разных странах.

2. Назовите смешанные статусы, которыми обладаете вы или ваши знакомые.

3. Определите, к какому из трех типов статуса —
приписываемому, достигаемому или смешанному — относят­
ся следующие позиции: "полицейский", "вождь", "кочегар", "ки­
таец американского происхождения", "космонавт", "женщи-

на", "граф", "ребенок", "студент", "профессор", "народный депу­тат", "падчерица", "виконт", "паж", "адмирал", "рекордсмен мира".

Итак, смешанный статуснесет в себе элементы приписываемого и достигаемого статусов. Эти три типа и составляют ключевые понятия.

ЭЛЕМЕНТЫ СТАТУСА

Как мы видели, статус — основной элемент социальной структуры. Как элементы структуры статусы суть пустые ячейки. Заполняющие их люди привносят разнообразие и подвижность. Одну и ту же работу можно выполнить по-разному. На свете нет даже двух одинаковых бюрократов, хотя мы считаем, что все они на одно лицо. То, как чело­век, занимающий данную позицию, использует свои права и выполня­ет предписанные обязанности, относится уже не к структуре, а к куль­туре, так как речь идет о поведении.

Постепенно мы перешли от структуры к культуре, от статуса к роли. Строго говоря, элементом структуры выступает только статус, а роль относится к культуре. Роль — динамическая, т.е. поведенческая сторона статуса.

Поскольку роль мы рассматривали до сих пор как элемент структуры, то можно предположить, что статус можно рассматривать в качестве элемента культуры. Иногда это так и делают. Тогда статус как культурный феномен обставляется соответствующими его рангу почестями, символами и привилегиями. Чем выше ранг, тем больше почестей. Статус требует от человека социально одобряемого поведе­ния, реализации определенных прав и обязанностей, адекватного ролевого поведения, наконец, идентификации, т.е. психологического отождествления себя со своим статусом. Все это элементы статуса.

Статусная роль

Индивид, занимающий высокую позицию в обществе, если из­мерять эту высоту, или ранг, с точки зрения доступных ему власти, до­хода, образования и престижа, в наибольшей мере стремится соответ­ствовать своему статусу и вести себя должным образом. Президент компании, сенатор, профессор дорожат высоким престижем своего по­ложения. Модель поведения, ориентированная на конкретный статус, называется статусной ролью или просто ролью.

От человека, обладающего данным статусом, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не вяжутся с их представлением о данном статусе. Однако и сам обладатель статуса

общественное разделение труда - student2.ru общественное разделение труда - student2.ru общественное разделение труда - student2.ru знает, чего от него ждут окружающие. Он понимает, что окружающие станут относиться к нему в соответствии с тем, как они видят исполне­ние данного статуса. Окружающие строят с носителем статуса такие отношения, которые соответствуют правильному исполнению статус­ной роли. С нарушающим они стараются не встречаться, не общаться, не поддерживать отношений. Президент страны, произносящий речи по бумажке, во всем слушающийся своих советников либо тех, кто сто­ит за его спиной, не вызовет у людей доверия и вряд ли будет восприниматься ими как истинный президент, способный управлять страной во благо людям.

Итак, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он бу­дет играть вполне определенную роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение своей роли индивид вознаграждается, за неправильное — наказывается, пусть это будет сделано в форме нео­добрения или отказа голосовать за данную кандидатуру на выборах.

Статус короля предписывает ему вести совсем иной образ жизни, нежели ведут простолюдины. Ролевая модель, соответствующая дан­ному статусу, должна оправдать надежды и ожидания его подданных. В свою очередь и подданные, как им велят их статус и ранг, должны действовать в четком соответствии с набором норм и требований.

Задание

Вспомните любимые всеми романы А. Дюма, воспользуйтесь иной художественной и исторической литературой и опишите требования, которые в разных странах предъявляли к поведе­нию короля: что разрешалось и что запрещалось ему делать, как он вел себя с простолюдинами и представителями высшего света, как он вознаграждал и наказывал, раздавал почести и вел международные дела, какие функции на него возлагались, за что он отвечал и т.п. Иными словами, опишите его ролевую модель.

Статусные права

Статусная роль включает совокупность точно определенных прав. Вождь имеет право осуществлять религиозные церемонии, наказывать соплеменников, нарушающих предписанные их статусу требования, предводительствовать в военных походах, руководить общинным собранием. Профессор университета обладает рядом прав, которые от­личают его от студента, не обладающего данным статусом. Он оцени­вает знания учащихся, но, в соответствии со своей академической по-

зицией, не может подвергаться штрафу за плохую успеваемость сту­дентов. А вот офицер, согласно воинскому уставу, подвергается нака­занию за нарушения, совершенные солдатами.

Академический статус профессора дает ему такие возможности, ко­торыми не обладают другие люди, имеющие столь же высокий статус, скажем, политик, врач, юрист, бизнесмен или священник. Таково право отвечать на какие-то вопросы словами: "Я не знаю этого". Подо­бное право объясняется природой академических знаний и состоянием науки, а не его некомпетентностью.

Статусный диапазон

Поскольку статусные права жестко никогда не определяются, а ста­тусная роль свободно выбирается самим человеком, возникает неко­торый диапазон, в рамках которого варьируются поведение и осущест­вление своих прав. Статус профессора дает практически одинаковые права биологу, физику, социологу. Чаще всего они называются "акаде­мическими свободами": независимость суждений, свободный выбор те­мы и плана лекций и т.п. Но в силу традиции и индивидуальных осо­бенностей профессор социологии использует свои права и ведет себя со­всем иначе на лекциях и семинарах, нежели профессора физики или биологии.

Наши рекомендации