Функции и состав среднего класса
В современном обществе между двумя полюсами очень богатых и очень бедных находится широкий спектр среднего класса. Аналитики отмечают, что наличие в обществе такого социального образования как средний класс является характерной особенностью современных экономически развитых стран и признаком их цивилизованности. При этом под цивилизованностью понимается высокий стандарт жизни, экономическое благополучие, толерантность, новейшие технологии, научно-технический прогресс и демократическое правление, а под “средним классом” - социально- экономически, политически активная и образованная часть социума. Практика многих современных стран свидетельствует о том, что успешное развитие малого и среднего бизнеса является основным фактором и стержнем сбалансированного и динамичного развития.
В Послании народу Казахстана “Повышение благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики” Глава государства отмечает, что в 2008 году стратегические цели по вхождению в 50 конкурентоспособных стран мира ставили перед необходимостью “привести налоговую систему в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана, ... разработать новый Налоговый кодекс. Он должен способствовать модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из “тени”..., но, главное, он должен предусматривать снижение общей налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса”.
Представители малого и среднего бизнеса - общность социально-профессиональных категорий, это т. н. общество- класс не приемлет и никогда не согласится с приоритетами каких-либо целей, направленных на удовлетворение узкоклассовых интересов. В этом смысле, как подчеркивают аналитики, он скорее ориентируется на интересы нации-государства.
Дальновидные и мудрые правители государств проявляют максимальную и всестороннюю заботу о среднем классе, считал древнегреческий философ Аристотель, который в своем труде “Политика” также отмечал, что “государство, состоящее из “средних” людей, будет иметь наилучший государственный строй”. Представители среднего класса, полагал ученый, скорее всего будут действовать в соответствии со здравым смыслом, и маловероятно, что среди них возникнут внутренние противоречия и они начнут впадать в крайности, которые являются уделом очень богатых и очень бедных. В понимании мыслителя, средний класс является гарантом политической стабильности - одного из самых великих благ цивилизации. Ученый советовал принимать законы, которые не позволяли бы обогащаться сверх меры, а способствовали бы росту среднего класса.
В социологической литературе понятие “middle class” характеризует обширный слой квалифицированных наемных работников и мелких и средних собственников, признающих регламент общих ценностей трудовой и рыночной ситуации. Согласно современным концепциям, именно средний класс, являясь наиболее образованным и многочисленным в социальной структуре общества, способствует сохранению культурных ценностей. Этот класс наиболее мобилен внутри социальной иерархии, склонен к социальным переменам, связанными с внедрением новых технологий и переоценкой существующих знаний.
По мнению ряда исследователей (И. Мирский, Я. Прибыла и др.), решающей проблемой модернизации является “создание и распределение национального богатства, способствующего возникновению среднего класса и обеспечивающего гражданам возможность контролировать материальные условия своего существования”, а также необходимость “сохранения стабильности, бесперебойной деятельности социальной системы, уничтожения преступности и социальных беспорядков, повышения эффективности социальных институтов, производительности труда и управления” (П. Штомпка).
Модернизация способствует экспансии среднего класса. Предпосылкой достижения и цивилизованности является “правило обеспеченного большинства”. Модернизация трудна и неустойчива в условиях “сгустившихся неравенств”, в которых обедневшее большинство противостоит богатому меньшинству. В этих условиях модернизирующееся общество бывает буквально нашпиговано разного рода отклонениями и социальной патологией. Поэтому в период модернизации общества важное значение имеет оздоровление, улучшение существующего порядка, нежели слом и замена. Оптимальную “формулу успеха” дает сочетание двух взаимосвязанных компонентов: средний класс + демократия = экономический рост. Авторитаризм и современный средний класс - невозможное сочетание (С. Хантингтон).
На этот счет однозначности во мнениях нет. Ян Прибыла, например, отмечает, что современная рыночная экономика “в большей мере рассчитана на демократические инстинкты материально обеспеченного среднего класса, который, как утверждают аналитики, является главной опорой рынка и политической демократии. Но средний класс, особенно та его часть, которая состоит из деловых людей, из бизнесменов и коммерсантов, не имеет врожденного отвращения к авторитаризму. Например, Германия и Австрия при Гитлере, или нынешние бизнесмены Тайваня и Гонконга: визави консультативных авторитарных правителей на материке. “Ученый” компонент среднего класса так же не является твердым приверженцем демократии. Большую часть интеллигенции можно купить и продать”, делается вывод.
Многие аналитики ссылаются на работу С. Хантингтона: “Третья волна в конце 20 века” (S.P. Huntington. The Thierd Wave: Democratization in the Late Twentieth Century. - Universitj of Oklahoma Press: Norman and London, 1991).Выводы, к которым пришел ученый, имеют универсальный характер и, как справедливо указывал сам автор, поддаются обобщению “в терминах вневременного порядка”.
“Нацией современных средних классов” С. Хантингтон называет Испанию. Благодаря этой ее особенности демократизация достигалась относительно быстро и мирно, и сохраняет свою устойчивость во времени. Кроме того, в Испании, Бразилии, Перу, Эквадоре и на Филиппинах общины среднего класса содействовали авторитарным режимам в начальный период своего становления и сыграли решающую роль в содействии переходов к демократии в пору расцвета .., а там, где городской средний класс был меньше или слабее, как в Китае, Бирме, Судане, Болгарии и Румынии, демократизация была либо безуспешной, либо неустойчивой.
Движущей силой демократии и экономического роста на Тайване были интеллектуалы среднего класса. Впервые угроза авторитарному режиму в Корее возникла в 1980-х годах, когда сложился “процветающий городской средний класс”. Примкнув к студентам и требуя положить конец авторитаризму, профессионалы среднего класса возглавили движение за демократию. Хантингтон отмечал, что мобилизация городского среднего класса Сеула была, возможно, самым значительным фактором при формировании перехода к демократии, который произошел в 1987 г.
Хантингтон заключает: “Обычно считается: чем беднее страна, тем глубже неравенство. Но есть и очевидные исключения, которые подчеркивают значение политической “переменной”. Скажем, в период, когда Бразилия переживала свое “экономической чудо”, ее ВНП рос в среднем почти на 10% в год (1968-1973), а интенсификация неравенства становилась нерегулируемой. То же можно сказать о Китае периода 1980-1987 гг., когда его ВНП рос в среднем на 10% в год. И, наоборот, в Южной Корее и на Тайване (1960-1980гг.) быстрый экономический рост происходил в контексте относительно равных структур распределения дохода”.
В странах, претендующих на цивилизованный уровень, переживших все ступени современного процесса модернизации, сформировалось особое общество-класс, осуществляющее конституционное правление над экономикой и воспринимающего все перипетии своей судьбы неразрывно с развитием своей страны. Поэтому, заключают эксперты, средний класс - “это не столько социологическое, сколько цивилизационное понятие”.
Высшая цель правового и цивилизованного государства: интеграция всех элементов общества (классов, этносов, конфессий, социальных групп, слоев и др.). Многостратный и многочисленный средний класс в состоянии наиболее полноценно выполнить задачи, стоящие перед социумом в этом плане, и стать одним из действенных факторов таких цивилизационных процессов, как социальная интеграция.
Социальная интеграция (сюда относят и сплоченность, и гармонию отношений и процессов в обществе различного масштаба) - эффективная форма поддержания социальными группами определенной устойчивости и равновесия общественных отношений, а также способность социальной системы к сопротивлению разрушительных действий, самосохранению перед кризисными реалиями. Социальную интеграцию рассматривают как сложный процесс, тесно связанный с другими процессами в обществе: с социализацией, аккультурацией, ассимиляцией и др., и как некий результат этих процессов.
Кроме того, именно широкий спектр среднего класса обеспечивает условие диверсификации (здесь: разнообразия) общества по социальным группам; этот “класс” не является монолитным образованием в классическом понимании, а он чрезвычайно разнороден по своему составу и мобилен как внутри самого класса, так и с другими частями социальной структуры общества.
Идентификация со средним классом тех или иных слоев общества сочетается с самоидентификацией. Исследователи отмечают, что доля лиц, идентифицирующих себя со средним классом, увеличивается по мере роста уровня образования, роста престижа профессии, роста доходов. Стойкая тенденция к идентификации со средним классом зависит от экономической ситуации в обществе: во время экономического процветания, стабильности большее число людей идентифицируют себя со средним классом, а во время экономического спада или кризиса представления людей о своем месте в стратификационной иерархической лестнице меняются. Именно средняя часть социальной структуры является наиболее гетерогенной (разнообразной) в отношении социально-экономических и социально-политических позиций составляющих ее групп и слоев. Кроме того, в силу ряда объективных факторов, а также культурного контекста, со средними классами ассоциируют себя и слои, занимающие по объективным критериям более низкие позиции.
Схема распределения социальных слоев в современном экономически и политически модернизированном обществе представляет графическое изображение фигуры в виде ромба или овала, центральную часть которого занимают мощные слои среднего класса. В схеме, соответствующей графическому изображению равнобедренного треугольника, где в основании находится широкий слой неимущих, а на вершине процветает “элита власти”, средний класс слишком слаб, чтобы его понимание категории консенсуса получило адекватное признание в обществе.
По данным ООН, в многих странах мировой хозяйственной системы, малые и средние предприятия являются работодателями почти 50-ти процентов всех работающих. Так, например, в Японии, Италии, США, Швейцарии и Германии на малых и средних предприятиях сосредоточена преобладающая часть рабочей силы. В США, как и в других экономически развитых странах, сократилась доля ручного труда и расширяется доля умственного как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Следовательно, сокращается численность рабочих и крестьян, последние составляют в США лишь 5 процентов. Но это не традиционные крестьяне, а независимые и зажиточные фермеры. Аналитики утверждают, что каждая третья американская семья вовлечена в малый бизнес. Список новых профессий обогащается, как правило, за счет высококвалифицированных, наукоемких специальностей, связанных с прогрессивными технологиями. Их представители автоматически попадают в средний класс.
Российские источники сообщают о позитивных сдвигах в социальной структуре: средний класс здесь составляет 37 процентов, в основном это люди, занятые в малом бизнесе и сфере услуг.
Те же источники сообщают, что богатых в России 10 процентов населения (по состоянию до экономического кризиса 2008 г.), им принадлежало более 30 процентов всего российского финансового богатства; некоторые из них переместились вместе с огромными суммами за рубеж, например, в столице туманного Альбиона поселились более 1 млн. лиц с солидными банковскими счетами, а не только один неуловимый Б. Березовский. По количеству долларовых миллиардеров Россия занимает 3-е место в мире, а по количеству ВВП на одного жителя – 69-е место (См. подробнее Б. М. Генкин Экономика и социология труда, СС. 400 - 401).
Официальное количество бедных по-прежнему колеблется в пределах 20-24 процентов всего населения РФ и в их распоряжении всего 1,1 процента материального богатства (тоже по состоянию до экономического кризиса 2008 г.).
Особенно успешные шаги за первую пятилетку 21-го века сделаны Китаем, который пробился в первую десятку экономически развитых стран Планеты: первые места занимают США, Япония, Германия, а за ней -Китай, в социальной структуре которого заметно расширился слой среднего класса.
Переход из одного социального слоя в другой редко осуществляется без всякого сопротивления. Все общества стратифицированы, а внутри них действует своего рода “сито”, просеивающее индивидов, позволяя одним подниматься наверх, других не трогая, третьих пропуская в нижние слои.
Важнейшими институтами социальной циркуляции являются семья, учебные заведения, армия, политические, экономические и профессиональные организации, которые тестируют и просеивают, отбирают и распределяют своих индивидов по различным социальным стратам и позициям..
Таким образом, исторический опыт и практика показывает, что цивилизационные процессы модернизации современного общества в решающей степени зависят от успешного функционирования многостратного среднего класса, это т. н. общество-класс, для которого интересы нации-государства идентифицируются со своими собственными и являются приоритетными.
В Казахстане в 2007 году темпы роста экономики составили 8,5 процента, а в целом с 2001 года экономика росла в среднем по 10 процентов в год.
При этом доля малого и среднего бизнеса составляет пока 25 процентов валового продукта. Аналитики утверждают, что увеличению участия в экономике страны этой части самодеятельного населения сегодня все еще мешает ряд факторов, в числе которых - отставание изменений законодательства, налоговое бремя, коррупция, бюрократия и др. Как показывает реальность, в стране пока только две отрасли имеют благоприятный экономический климат: торговля и сфера обслуживания.
По состоянию на конец октября 2007 года, в соответствии с Рейтингом глобальной конкурентоспособности (GCI), Казахстан находился на 61-м месте, уступая из стран СНГ только Российской Федерации.
На указанный период по некоторым параметрам рейтинг Казахстана находился выше глобального. Так, по эффективности рынка труда наша страна занимала 15-е место, по макроэкономической стабильности - 25-е, по размеру рынка находилась на 56-м месте, а по высшему образованию и профессиональной подготовке занимала 57-е место.
Исследователи отмечают, что особое беспокойство вызывает рейтинг по четырем показателям: здоровье нации (90), инновационные факторы в целом (84), развитость финансового рынка (80) и качество институтов (80).
Происходящие процессы в стране, политические, экономические реформы, значительно изменили социальную структуру современного Казахстана. Наше общество находится в состоянии социальной дифференциации, в нем появились новые социальные группы и слои населения, в том числе увеличилось количество потенциальных представителей среднего класса.
Таким образом, в экономически развитых обществах полярные полюса составляют так называемый позитивный привилегированный класс собственников и так называемый негативный класс люмпенов (неимущих). Между этими полюсами находится широкий спектр среднего класса, который составляет основу, фундамент общества. И это есть его главная функция.
Как отмечают казахстанские ученые, необходимо различать те слои, те силы в этом классе, на которые можно положиться, которые в состоянии быть у руля прогресса. Таким слоем в среднем классе, подчеркивают исследователи, является интеллигенция, вообще интеллектуальные слои населения в лице ученых, инженеров, изобретателей, художников, писателей, поэтов, учителей, врачей, священников, артистов, архитекторов и др., которые способны продвигать общество как духовно, так и экономически. Страны, которые располагают многочисленными отрядами ученых, где ценится наука, могут достичь гораздо большего, чем страны с более низким интеллектуальным потенциалом. Наличие и большой удельный вес среднего класса в стране - один из существенных признаков цивилизованного общества.