Объект и предмет социологии 1 страница
§ 1 Объект социологии § 2 Предметные зоны социологии § 3 Социология и другие науки
§ 1. Объект социологии
В учебниках и учебных пособиях по социологии, как отечественных, так и зарубежных, до недавнего времени объект и предмет этой науки, как правило, не разграничивали, а часто просто отождествляли. Обычно писали о гом, что социология — это, в самом общем виде, наука об обществе (согласно этимологии самого термина), а далее следовали характеристики ее предметной зоны. Между тем такой подход к разграничению объекта и предмета социологии по меньшей мере недостаточен.
Что значит определить объект социологии? Обратимся к мнению П. Сорокина. В работе «Система социологии», написанной еще в Советской России в 1920 г., он отмечал: «Определить объект социологии, как и любой науки, — это значит выделить тот разряд фактов, который являет ся предметом ее изучения, или, иными словами, установить особую точку зрения на изучаемый ряд явлений, отличную от точки зрения других наук. <...> Предварительный и краткий ответ на вопрос об объекте социологии будет таков, социология изучает явления взаимодействуя людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, с другой»1. Следовательно, по Сорокину, главное в определении объекта социологии — установить особую точку зрения на изучаемые явления и процессы.
Весь вопрос в том, что изучается, о каких явлениях и процессах идет речь. Другими словами, объект социологии — это го, на что направлено социологическое внимание, знание и исследование. Что же касается «особой точки зрения», которую Сорокин применительно к социологии определяет как изучение взаимодействия людей и явлений, возникающих из этою взаимодействия, то это скорее относится к предмету характеризуемой науки.
1 Сорокин П Система социоло!ии Сыктывкар, 1991 Т 1 С 3—4
Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование
Как видно, объект и предмет социологии (как и любой науки) не отделены друг от друга непроходимой стеной, более того, они оказываются тесно связанными между собой. Предмет социологии — это но существу часть ее объекта, он «вырастает» из него, будучи совокупностью содержательных узловых проблем. О них, т.е. о предмете социологии, подробнее будет сказано чуть дальше. Сейчас же — о ее объекте.
Указание на то, что им является общество, конечно же, не проясняет ситуацию в полной мере. В конце концов общество как таковое представляет собой объект изучения нескольких десятков (если не больше) общественных либо социально-гуманитарных наук. Сразу же возникает вопрос: что понимается под обществом, которое интересует социологию? Необходимо, следовательно, конкретно рассмотреть этот вопрос.
Прежде всего, это общество современное или, как часто говорят, актуальное. Интересует ли социологию прошлое общество? Отчасти /[а, поскольку необходимы исторические сравнения для лучшего понимания современных реалий. Как отмечает Э. Гидденс, «прошлое — это зеркало, которое социолог должен поставить перед собой, чтобы понять настоящее»1. Но понятно, что объектом социологии прошлое общество, его история может выступать только в весьма ограниченном виде (исключение здесь составляет лишь так называемая историческая социология, т.е. отрасль социологического знания, для которой сравнительный анализ социальных процессов в различные исторические эпохи является главной задачей). Строго говоря, социологу в Древнем Риме «делать нечего», разве что иногда «заглянуть» для какого-либо сопоставления и проведения исторической параллели.
Является ли объектом социологии будущее общество? В определенной степени да, причем в гораздо большей, чем прошлое общество. При рассмотрении функций социологии и ее проблемного поля в первой главе уже отмечалось, насколько важно заниматься социальным прогнозированием, поскольку от социологов постоянно ждут разработки сценариев будущего развития как общества в целом, так и его отдельных систем и структур.
Следовательно, оставаясь в рамках изучения собственных проблем, социология постоянно стремится перекидывать «мостки» от сегодняшнего, актуального общества к будущему. Если прошлое — это, повторяя Гидденса, зеркало, в которое социолог смотрит для лучшего понимания настоящего, то будущее — это увеличительное стекло, которое резко усиливает видение современных проблем и помогает отделить по-настоящему важные из них от второстепенных, которые должны будут кануть в Лету.
1 Guldens A Sociology. P. 21.
Глава 4. Объект и предмет социологии
Однако социологию интересует не только реальное общество. Не менее значимым объектом этой науки оказывается информация об обществе, которая, строго говоря, также выступает как разновидность социальной реальности, изучаемой социологией. Это информация объективная и субъективная, первичная и вторичная, собранная с помощью самых различных методов на основании многочисленных источников. Под первичной социологической информацией понимаются сведения об объектах социологического исследования, собираемые путем письменного и устного опросов, наблюдения, изучения официальных и личных документов и т.д. Такую информацию нельзя использовать непосредственно, она подлежит обработке, результатом которой становится вторичная социологическая информация — сжатая, обобщенная, удобная для использования как в научных, так и практических целях.
Строю говоря, информация об обществе, его отдельных проблемах, явлениях и процессах становится объектом социологии намного чаще, чем сама реальность общественной жизни, и приобретает для науки постоянно растущее значение. Ведь социология имеет дело со смыслами, значениями, символами, понятиями. Поэтому не случайно в социологии проблема д о с т у и н о с т и, н а д е ж н о с т и, д о с т о в е р -н о с т и информации, возможности ее максимально полного и полезного использования является одной из наиболее актуальных.
Содержанием социологической информации могут быть различные теории, концепции, выводы, положения, используемые в процессе научно-практической деятельности специалистов. В качестве содержания информации выступает также взаимодействие социальных общностей, их членов, способы и виды их жизнедеятельности в конкретных условиях1. Особенность информации как объекта социологии состоит в том, что определенная ее часть создается по заказу исследователя. Это происходит тогда, когда социологи проводят опросы, собирают первичную социологическую информацию и таким образом как бы инициируют ее появление. В этой информации отражается состояние массового сознания, индивидуальное и коллективное поведение людей, содержатся оценки и мнения о тех или иных явлениях и процессах социальной действительности.
Основными информационными объектами социологии выступают: демографический (сведения демографического характера, совокупность моделей рождаемости, смертности, миграции населения); психологический (совокупность установок и мотивов поведения людей); общностный (информация о классах, группах, слоях, организа-
1 См . Энциклопедический социоло! ический словарь М., 1995. С. 247.
Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование
циях); отношенческий (сведения о взаимодействии людей, групп, обусловленном их социальными ролями и занимаемыми позициями); культурологический (информация о поведении людей, детерминированном нормами и ценностями жизни и культуры).
Исходя из сказанного, можно утверждать, что многие из социальных фактов, изучаемых социологами, первоначально получены, как правило, не ими. Одни из главных источников интересующих социологию сведений — государственная и ведомственная статистика, официальные документы, средства массовой информации. Понятно, что такой материал еще до научного исследования кем-то интерпретирован. Кроме того, большинство сведений недолговечно, информация устаревает довольно быстро. Это обстоятельство вызывает трудность в познании объекта социологии, и помочь преодолеть ее могут только хорошо отработанная методология и методика научного исследования. Итак, социальная реальность, выраженная в совокупности информации о ней, и социальные факты образуют объект социологии.
§ 2. Предметные зоны социологии
Представляя собой совокупность центральных проблем объекта социологической науки, ее предмет не может рассматриваться как нечто постоянное, застывшее и неизменное. Он развивается на протяжении всей истории социологической мысли, причем происходит это либо революционно, радикально, либо эволюционно, постепенно. Первый случай имеет место, когда осуществляется смена парадигмы в социологии, второй — когда меняются проблемная направленность социологии и методы ее исследования1.
В социологии применительно к пониманию ее предмета сформировались две основные парадигмы — макросоциологическая я микросоциологическая. Их взаимосвязь сложна и противоречива. Но они представляют собой реальность бытия мировой социологии. Макросоциология связана с изучением общественных мировых систем и их взаимодействий, различных типов культуры, социальных институтов и общественных структур, глобальных процессов. Другими словами, макросоциологию интересует общество как целостный социальный организм, его структура, социальные институты, их функционирование и изменение. Здесь человек как бы в тени.
Микросоциология обращена к изучению социального поведения, межличностного общения, мотивации действий, социализации и ин-
См.: Ядов В А Размышления о предмете социологии // Социол исслед. 1990. № 2
С. 4.
Глава 4 Объект и предмет социологии
видуализации личности, стимулов групповых поступков. Здесь «микро» не только (и не столько) «малый», сколько «внутренний» аспект действий людей, их поведения.
Значит, мы имеем дело по крайней мере с двумя понятиями предмета социологии, выступающими как макротеория (теория «структуры») и микротеория (теория «действия»). Развитие мировой социологии вначале шло по пути «разворачивания» каждой парадигмы, а затем — поиска возможностей их соединения в рамках единого предмета. Стремление к их интеграции, проявляющееся в наиболее яркой форме как поиск путей соединения «структуры» и «действия», заметно и сейчас.
Подходы к определению предмета социологии в зарубежной науке
Известно, что исторически первой парадигмой в социологии была макросоциология, ведущая начало от О. Конта. В ее рамках объектом социологии выступало общество в целом, рассматривавшееся как единый социальный организм, основными состояниями которого были, с одной стороны, стабильное, устойчивое существование, с другой — постепенное развитие с переходом от одного качественного состояния к другому (предмет социологии). Макросоциологическая парадигма базировалась на понимании функциональных социальных связей между отдельными сторонами социального организма.
В последующем макросоциологическая парадигма неоднократно реализуется в понимании предмета социологии у крупнейших социологов XIX — начала XX в.: Г. Спенсера, К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера. Так, сущность социологического подхода Дюркгейма состояла в понимании общества как социальной реальности (объект социологии), складывающейся из совокупности социальных фактов, изучение которых и было предметом этой науки.
Макросоциологическая парадигма в осмыслении предмета социологии в середине XX столетия нашла свое отражение в концепциях структурно-функционального понимания общественной системы, принадлежащих Т. Парсонсу и Р. Мертону. У Парсонса, к примеру, общество и его подсистемы (объект социологии) рассматривались с точки зрения выполнения ими определенного набора функций, предмет же социологии выступал как исследование структур и механизмов, которые обеспечивали бы устойчивость социальной системы.
Начиная с 1920-х гг. формируется микросоциологическая парадигма, в рамках которой предмет социологии сводится к изучению межличностных отношений, внутренних аспектов поведения людей и социальных групп, их взаимодействия, а также конкретных и локаль-
Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование
ных проблем и процессов. Общество как целостный социальный организм исчезает, растворяется в гигантском количестве дробных явлений, каждое из которых по-своему важно, требует изучения, имеет практическое значение, но... вытесняет из социологического сознания системность и целостность общественного организма.
В соответствии с одним подходом предмет социологии определяется как «научное изучение образцов человеческого взаимодействия»1, в соответствии с другим — как «учение о социальных группах и их влиянии на человеческое поведение»2, в соответствии с третьим — как «научное изучение человеческого поведения и социального окружения человека, которое влияет на это поведение»3.
Наконец, нельзя не сказать о попытках определить предмет социологии, соединив при этом макро- и микросоциологический подходы. Давая широкую трактовку предмета социологии как науки об обществе в целом, социальных структурах и отношениях, некоторые авторы стремятся интегрировать в системное понимание современного общества изучение человеческого поведения на самых различных его уровнях. Такие попытки стали характерными для социологической науки начиная со второй половины 1980-х гг. Наиболее типичными в jtom отношении представляются определения предмета социологии Н. Смелзера и Э. Гидденса. Первый рассматривает социологию как «научное исследование общества и социальных отношений, которое опирается на данные или факты из реального мира и стремится следовать им, используя научные объяснения»4, второй — как «учение о человеческой социальной жизни, группах и обществах»5.
Подходы к определению предмета социологии в отечественной социологии
Касаясь определений предмета социологии в отечественной пауке, необходимо отметить первоначально явное господство макросоциологической тенденции. На то есть свои объяснения, корни которых — в многолетнем статусе социологии как несамостоятельной науки в системе марксистско-ленинского философского знания. Многочисленные дискуссии о роли и месте социологии, которые велись в СССР с 1960-х гг., были посвящены прежде всего аргументированию того, что социология не противоречит марксизму, а лишь усиливает его, вместо уяснения собственного предмета, его специфики, позволяющей характеризовать эту науку как совер-
1 Champion D , Kurth S, Hastings D, Hams D Sociology N Y , 1984 P 2
2 Taylm M, Rhyne L, Rosenlhal Si, Dogby К Introduction to Soc lology P 4
3 Doob Chr Sociology An Introduction P 21
ASmelserN Sociology New Jersey, 1988 P 16
J Giddens A Sociology P 7.
Глава 4 Объект и предмет социологии
шенно самостоятельную, автономную и вместе с тем тесно связанную с иными областями знания, прежде всего социально-гуманитарного.
Самым типичным было понимание социологии как науки о наиболее общих законах (закономерностях) общественного развития — с многочисленными вариациями вокруг этого предметного поля. Вот одно из таких и сегодня широко принятых определений: «...социология — это наука об общих и специфических социальных законах и закономерное 1ях развития и функционирования исюрически определенных социальных систем, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных групп, общностей, классов, народов»1.
В середине 1990-х гг., благодаря деятельности международного фонда «Культурная инициатива» (Фонд Сороса), было издано несколько учебников и учебных пособий по социологии, в которых подходы к определению ее предмета оказались принципиально иными. В одном из учебников социология определялась как «наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в этих структурах»2, в другом — как «научное изучение структурных механизмов изменения и функционирования общества и составляющих его компонентов — социальных групп, общностей и социальных институтов, возникающих в процессе социального взаимодействия людей. Главная цель социологии — объяснение и рациональное понимание поведения человека и социальной организации, благодаря чему становится возможным определить научные пути решения встающих перед обществом проблем»-5. Обращает на себя внимание стремление авторов органично соединить макро- и микросоциологический подходы к определению предметного поля социологии, сделать акцент на изучении структур, процессов и механизмов их действия.
В действительности объединения этих подходов удалось добиться чуть позднее. В конце 1990-х гг., в связи с появлением новых учебников по социологии, было предложено несколько различных по своему характеру определений предмета социологии, соединивших в себе макро- и микросоциологическое видение общественных проблем и базировавшихся на специфических, ранее активно не использовавшихся критериях. Так, в основе определения предмета социологии Ж.Т. То-щенко лежит принцип единства сознания и поведения, трактуемых и на макросоциологическом, и на микросоциологическом уровнях. Автор указывает, что «социология — это наука о движущих силах созна-
1 Социо/101 ия / Под ред. Г В Ос ипова М , 1990 С 25
^ Фролов С С Социология М , 1994 С 15
3 Комаров МС Введение в социологию М , 1994 С 13
Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование
ния и поведения людей как членов гражданского общества. Предмет социологии как науки включает: реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, которые выступают как предметное воплощение (по форме и содержанию) знаний, установок, ценностных ориентации, потребностей и интересов, фиксируемых в живом сознании,; условия, в которых развиваются и осуществляются реальное сознание и деятельность, действительное поведение людей»К
В русле обозначенной выше методологической позиции находится определение предмета социологии, принадлежащее С.А. Кравченко, М.О. Мнацаканяну, Н.Е. Покровскому. Характеризуя в качестве обьек-та социологической науки «взаимодействия индивидов и социальных общностей в социально-культурном контексте общества», названные авторы следующим образом определяют ее предмет: «Социология — наука, которая, опираясь на эмпирически подтвержденные данные, теоретически изучает деятельность людей в конкретном социальном и культурном контексте функционирования общества, его институтов и организаций, противоречивого развития общественного сознания, осознанных и неосознанных мотивов поведения»-^.
Наконец, приведем новое по своему характеру и структуре, нетипичное ни для зарубежной, ни для отечественной социологии определение ее предмета, включающее три уровня обобщения. Так, В.И. До-бреньков и А.И. Кравченко, характеризуя в своей трехтомной работе «Социология» подходы к выявлению предмета этой науки, говорят о всеобщем, частном и единичном уровнях его обобщения. На всеобщем уровне обобщения социология — это наука об обществе, на частном — «наука о поведении людей как представителей больших социальных групп и функционировании социальных институтов», на единичном уровне «мы получаем очень широкое определение социологии как совокупности всех тем эмпирических исследований»3.
Определение предмета социологии и содержания предметных зон
Прежде чем предложить наше авторское видение предмета социологии, рассмотрим подходы к нему. Первый из них состоит в том, что предметное поле социологии должно быть достаточно широким, его нельзя ограничивать только одной предметной зоной. При этом мы исходим из того, что среди предметных зон есть ядро — сущность
1 ТощенкоЖТ Социология М, 1998 С 46-47
2 Кравченко С А, Мнацашнян МО, Покровский НЕ Социология парадигмы и
темы С 27
3 Добренькое В И, Кравченко А И Социология Т 1 С 73—74
Глава 4 Объект и предмет социологии
предмета социологии ипериферия — совокупность наиболее значимых структур, связей и отношений, изучаемых данной наукой. Само предметное поле социологии представляет собой постепенный переход — по мере движения от его периферии к ядру — от макросферы к микросфере (поскольку обе представляют собой основные срезы общества), и главное здесь — соблюдение принципа их когерентности, согласования.
Второй подход к определению предмета социологии состоит в характеристике этой науки как дисциплины, изучающей общественные системы в их функционировании и развитии. Речь идет о системном видении общества и его самых различных сфер и структур как в устойчивом, стабильном, так и в динамичном, меняющемся положении. Это, в свою очередь, связано с необходимостью выявления элементов, выполняющих функции «узлов», т.е. скрепляющих связи, отношения, процессы, структуры, взаимодействия. Когда эги «узлы» реализуют свои скрепляющие функции, тогда общества и их системы функционируют и развиваются как органические целостности через их воспроизводство и развитие, а социология может обнаружить и раскрыть тенденции данных процессов.
Третий подход заключается в фиксации направленности социологического анализа:начинать с общества и восходить к индивиду. Именно так, а не наоборот, как утверждают некоторые авторы, придерживающиеся иной логики рассуждения: раз в центре внимания социологии находится проблема человека, значит, идти в анализе нужно от него к обществу. Вряд ли с этим можно согласиться. Хотя в принципе в социологическом познании существует ситуация встречного потока (от общества к индивиду, от индивида к обществу), отправным моментом в этом движении является общество. И дело не только в том, что по определению социология — наука прежде всего об обществе, а не о человеке, индивиде. Главное состоит в принципиальной невозможности понять социальные процессы, связи и отношения, социальные общности, институты и организации, социальную структуру и социальную систему, если идти от индивида.
После того как были охарактеризованы подходы к определению предмета социологии, возникла необходимость раскрыть содержание каждой из предметных зон. Начнем с ядра пре'дметного поля, в качестве которого рассматривается социальная общность. Здесь мы идем вслед за В.А. Ядовым, который убедительно доказывает справедливость такой трактовки предмета социологии. Вот как он его определяет: «Социология — это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации:
Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование
социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта — общностей; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностями и общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения»1.
Возникает главный вопрос: почему именно социальная общность оказывается ядром предметного поля социологии? Вначале коротко скажем о том, что такое социальная общность (ее подробный анализ дан в главе 9). Под ней (опять же вслед за В.А. Ядовым) будем понимать взаимосвязь индивидов, обусловленную общностью интересов, материальной, производственной и иной деятельности, близостью взглядов, верований, субъективных представлений, целей и задач деятельности. К социальным общностям можно отнести все или большинство устойчивых форм самоорганизации социального субъекта: и семью, и различные социально-профессиональные группы, и этнонациональ-ные или территориальные общности, и, наконец, человечество в целом.
Благодаря выделению социальной общности как ядра предмета социологии возникает возможность соединить в анализе личность и общество. В социальной общности содержится решающее качество самодвижения, развития социального целого, его источник. Он — в столкновении интересов групп, общностей, классов. Ведь люди живут в общностях, оказываясь членами многих из них.
Социальная общность (груяпа, слой, организация, коллектив, семья, нация, народ и т.д.) уже фактом своего существования объясняет и устойчивость, стабильность социальных систем, и механизмы их разрушения. Именно поэтому категория «социальная общность» сулит немалые перспективы социологического познания. Как следствие, она должна стать главным предметом социологического анализа. Эта категория соединяет макро- и микросоциологический подходы к изучению поведения людей, их взаимодействий, массовых процессов, культуры, социальных институтов, отношений собственности и власти, управления и т.д.
Социальная общность не есть общество как целое, но это единица социального измерения, своеобразный социальный ген. Понятие «общность» охватывает все разновидности социальных образований, члены которых связаны общим интересом и находятся в прямом или косвенном взаимодействии. Это и есть социум (socium — общее, совместное) в наиболее точном значении данного термина. Различие интересов социальных общйостей способствует возникновению альтернатив
1 Ядов В А Социологическое исследование' методолошя, программа, меч оды. С. 19-20.
Глава 4 Объект и предмет социологии 101
или перспектив исторического процесса. Социальные общности — это живые образования социума. Они деятельны и пассивны, создают и разрушают, осознают и пребывают в беспамятстве. Понять человека можно только через его социальную общность. Следовательно, «восходить» надо от общества как целостности к индивидам, к личностям, находящимся в той или иной социальной общности, через нее.
Социальные общности выступают как источник и движущая сила социальных действий и процессов. Их взаимодействие составляет содержание следующей, идущей за ядром предметной зоны. Речь в данном случае идет уже о начале периферии предметного поля социологии. Но при этом не следует противопоставлять ядро и периферию, тем более но принципу важности: что для социологии более значимо изучать, а что — менее. Периферия расширяет содержание предметного поля науки, подчеркивая его многоплановость и разнонаправлеиность.
Познание общественных процессов можно начать с того, с чего начинается сам жизненный процесс, т.е. с действия, с акта человеческой деятельности. Действие первично и исторически, и логически. Но имеется в виду не всякий поступок, а социальное действие (в веберовском смысле), обладающее общественным значением. Реальный деятель, или субъект деятельности, — конкретный индивид, группа, общественное движение. Действия субъекта эмпирически наблюдаемы. Для социологии это положение принципиально, как и то, что сами действия имеют целесообразный характер. Действие есть цель, процесс и реальный результат. Совокупность действий образует социальный процесс, особенность которого, помимо всего прочего, состоит в том, что конкретный деятель уже не выходит на первый план. Действующее лицо здесь найти труднее. Социальная жизнь выступает как общественно-исторический процесс, совершающийся в силу естественного закона. Все одинаково подлежит его действию, и никто в отдельности не является его господином.