Девиантное поведение. Виды девиаций

Девиантное поведение (социальное отклонение) - поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются.

Можно выделить одобряемые и неодобряемые обществом отклонения.

К одобряемым можно отнести:

1. Сверхинтеллектуальность.

2. Особые склонности связаны с проявлением уникальных качеств на очень узких, специфических участках деятельности. (Деятельность спортсменов, актеров, балерин)

3. Сверхмотивация связана с чрезвычайным стремлением к достижению определенных позиций в обществе.

4. Личностные качества - важный фактор достижения возвышения в обществе.

5. Счастливый случай может способствовать проявлению способностей человека в определенных видах деятельности [4, c. 58].

Осуждаемые отклонения в обществе.

Проблемы отклонений в обществе изучал еще Э. Дюркгейм .

Аномия (состояние отсутствия норм) - состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения.

Парсонс отметил, что аномия - это “состояние, при котором значительное число индивидов находится в положении, характеризующемся серьезным недостатком интеграции со стабильными институтами, что существенно для их собственной личной стабильности и успешного функционирования социальных систем. Обычной реакцией на это является ненадежность поведения”.

Проблему отклоняющегося поведения исследовал известный американский социолог Р. Мертон. Он отмечал, что аномия появляется не от свободы выбора, но он невозможности многих индивидов следовать нормам, которые они полностью принимают.

Мертон видел главную причину трудностей в дисгармонии между культурными целями и легальными (институциональными) средствами, с помощью которых эти цели осуществляются. Мертон делает вывод, что отклонения во многом зависят от культурных целей и институциональных средств, которых придерживаются и которые использует та или иная личность.

Таким образом, Р. Мертоном была разработана типология поведения личностей в их отношении к целям и средствам.

В соответствии с этой типологией можно выделить следующие типы поведения.

1) Конформное поведение. Конформист принимает как культурные цели, так и институциональные средства, одобряемые в обществе, и является лояльным членом общества. Тип поведения который не является девиантным.

2) Инновационное поведение. Новатор пытается достигнуть культурных целей (которые он принимает) неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные). Такие представители подделывают деньги, ценные бумаги, занимаются проституцией, мошенничеством и т.д.).

3) Ритуальное поведение. Ритуалисты принимают институциональные средства, которые абсолютизируют, но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует или забывает. Основой поведения для него являются церемонии и ритуалы, правила, а нетрадиционные средства отвергаются. (Примером является бюрократ, который концентрируется на процессе деятельности и забывает цели этой самой деятельности.

4) Изолированный тип отходит как от культурных, традиционных целей, так и от институциональных средств, необходимых для их достижения. (Маргиналы, изолянты - алкоголики, наркоманы, и т. д.)

5) Мятежное поведение (бунтари) характеризуется нерешительностью действий относительно как средств, так и культурных целей. Они отступают от существующих целей и средств, желая создать новую систему норм и ценностей и новые средства для их достижения (хиппи, рейверы и т.д.) [15].

Далее Мертон отмечает, что в каждой личности в той или иной степени присутствуют все перечисленные типы. Но какой-то из типов обычно проявляется в большей мере и характеризует личность.

Таблица 2

Типы поведения

Типы поведения Цели Средства достижения
1 Конформисты Конфортное поведение (приспособленческое)   +   +
2 Инноваторы (новинка, нововведение) мошенники воры, аферисты   -   +
3 Ритуалисты (бюрократы) - +  
4 Бунтари или мятежники (скинхеды, сектанты) + - + -
5 Изолянты (асоциальные элементы: бомжи, алкоголики, наркоманы)   -   -

Контрольные вопросы

1. Объясните разницу между понятиями социальный статус и социальная роль. Приведите примеры.

2. Назовите основные ролевые теории личности, выделите их особенности.

3. Приведите примеры ролевого конфликта и ролевой напряженности с указанием причин их возникновения.

4. Укажите этапы формирования личности в обществе.

5. Объясните сущность процесса социализации личности в обществе. Определите границы данного процесса

6. Приведите примеры одобряемых и неодобряемых отклонений в обществе.

.

Список использованной литературы

1. Волков Ю. Г. Социология. — М.: Феникс, 2005. - 405 с.

2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т.2.: Социальная структура и стратификация. – М.: ИНФРА-М, 2000. -536 с.

3. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: Учебное пособие /под ред. Касьянова В.В.- Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2000- 512 с.

4. Комаров М.С. Социология: Учебное пособие для студентов вузов /под ред. Комарова М.С.- М.: Аспект-Пресс, 2003. -462 с.

5. Кондауров В.И., Страданченков А.С Социология: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2001. -144 с.

6. Кравченко А. И. Социология: Учебник для вузов. — М.: Фонд «Мир», 2003.—382с.

7. Кравченко А.И. Введение в социологию: учебное пособие. – М.: Новая шк, 1995. – 153 с.

8. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. М.,"Юрист", 1995. - 125 с.

9. Ольшанский Д.В. Основы политической психологии.

10. Смелзер Нейл Социология: Учебное пособие: пер с анг. – М.: Феникс, 1994. - 688 с.

11. Социология личности: Учебное пособие /под ред. А.И. Артемьева. – 2-ое изд. – М.: Арбат- XXI, 2001. -253 с.

12. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов. / Отв. Редактор академик РАН Г.В. Осипов, действительный член РЕАН Л.Н. Москвичев. – М.: НОРМА , 2002. - 912 с.

13. Социология: Учебник для вузов /под ред. проф. В. Н. Лавриненко. — М.: ЮНИТИДАНА, 2005. — 448с.

14. Харчева В. Основы социологии. Учебник для средних специальных учебных заведений. М.: Логос, 1997. – 304 с.

15. Фролов С.С. Социология: Учебник. – М.: Гардарики, 2004. -344 с.

16. www.elitarium.ru Платонов Ю.П. Социальные роли личности. Центр дистанционного образования, 2007.

Наши рекомендации