Методы социологического исследования
Проведение социологических исследований по методикам, обеспечивающим сопоставимость полученных результатов, позволяет увидеть динамику и тенденции изменений в различных группах молодежи. Кроме того, социологические исследования дают возможность своевременно выявлять возникающие в молодежной среде проблемы, изучать особенности поведения молодежи в различных жизненных ситуациях, что позволяет увидеть специфику объективных и субъективных факторов в организации работы с молодежью, целенаправленно организовывать молодежь, предупреждать асоциальное поведение и осуществлять государственную молодежную политику.
Социологическое обеспечение комплексного исследования молодежи включает в себя три основных этапа (более подробную информацию о прикладных социологических исследованиях можно получить из следующей литературы: [1, 12, 14, 23, 25]):
- разработку программы исследования;
- сбор конкретной социальной информации (накопление эмпирического материала);
- обработку и анализ полученных данных, выработку рекомендаций.
Программа социологического исследования отражает намерения исследователя, направленные на выявление и решение социальной проблемы, связанной с предметом исследования. В методологической части программы определятся тема, проблема, цель, объект и предмет исследования, уточняются основные понятия, осуществляется предварительный анализ предмета исследования, формулируются гипотезы и исследовательские задачи. В практической (процедурной) части программы разрабатывается план исследования, описываются методы и техника сбора данных по каждой исследовательской задаче, определяются способы анализа данных, направления выводов и формы выражения результатов исследования. Составленная по научным правилам программа социологического исследования представляет необходимое условие его осуществления на достаточном качественном уровне.
В целях апробации программы и рабочего плана научного исследования может быть проведено пробное (пилотажное) исследование. Оно проводиться на небольшой выборке обследуемых категорий. Большое значение пробное исследование имеет для апробации разработанного инструментария (анкеты, вопросников для интервью и др.) и тренировки исследовательской группы.
Важным элементом подготовки к исследованию является определение массива, подлежащего обследованию. Большинство социологических исследований имеет не сплошной, а выборочный характер, когда по определенным правилам отбирается необходимое количество людей, отражающих структуру изучаемого объекта. Такое исследование называют выборочным. Выборочное исследование является более экономичным и в то же время достаточно надежным методом получения необходимой информации о том или ином социальном объекте. Основа выборочного исследования – выборочная совокупность, которая представляет собой уменьшенную копию генеральной совокупности. Генеральной совокупностью (популяцией) называют все население или ту его часть, которую социолог намерен изучить. Генеральная совокупность определяется исходя из целей исследования, выборочная совокупность строится с помощью специальных методов отбора.
Вероятностные отборы в практике социологических исследований принято называть случайными. Выделяют простую случайную, механическую (систематическую) и стратифицированную (серийную) выборки.
Простой случайный отбор применяется в случае однородной генеральной совокупности. Процедура построения выборочной совокупности в данном случае выглядит следующим образом. Все элементы в списке генеральной совокупности пронумеровываются, а затем с помощью таблиц случайных чисел (генератора случайных чисел при использовании компьютера) отбираются единицы наблюдения. Эта процедура схожа с работой лототрона.
Для однородной генеральной совокупности может использоваться механический (систематический) отбор,когда в выборку включается n-ый элемент из списка основы выборки. Например, алфавитная картотека фамилий сотрудников какой-либо организации содержит 3000 имен. Для извлечения 5 % выборки (150 человек) необходимо отобрать каждого 20-го. Первый элемент в целях соблюдения строгой процедуры также отбирается с помощью генератора случайных чисел.
Неоднородность генеральной совокупности является причиной того, что в социологических исследованиях используется стратифицированный отбор. Его суть состоит в следующем: список основы выборки стараются расчленить таким образом, чтобы образовались однородные части (страты или серии). После разделения на однородные группы из каждой группы извлекается необходимое количество единиц наблюдения. Серии в генеральной совокупности могут быть выделены по нескольким переменным – по полу, возрасту, профессиональной принадлежности, месту проживания и т.п.
Избежать ряда проблем, связанных с применением вероятностных отборов, позволяют целенаправленные виды выборок. В практике социологических исследований их принято называть неслучайными. Наиболее часто используются квотный отбор, метод основного массива и стихийный отбор.
Квотный отбор применяют в тех случаях, когда распределение генеральной совокупности по основным социально-демографическим признакам (полу, возрасту, семейному положению, занятости, месту жительства и др.) или другим существенным для исследования характеристикам известно, но ее списки получить невозможно или для осуществления случайного отбора недостаточно времени и средств. В этом случае единицы наблюдения отбираются по заданным признакам.
Процедура квотной выборки сводится к следующему. Составляется список характеристик, существенных с точки зрения проводимого исследования, по которым можно получить статистическую информацию. Число таких характеристик обычно не превышает четырех, так как при большем числе переменных отбор единиц наблюдения становится чрезмерно трудоемким. Если мы берем, например, переменную «пол», то необходимо знать, какова доля мужчин и какова доля женщин в генеральной совокупности. Такая статистика собирается по каждой переменной. В результате получается модель генеральной совокупности по выделенным переменным. Далее на основе статистических данных составляется задание на поиск единиц наблюдения. Например, интервьюеру указывается, сколько мужчин и женщин он должен опросить, какого возраста, профессии и т. д. Главная задача, которая решается при формировании квот, – создать условия, близкие к случайному отбору с равными шансами для каждого элемента генеральной совокупности попасть в выборку.
Метод основного массива применяется на небольших генеральных совокупностях, для которых не имеет смысла проводить выборочное исследование. Как правило, изучению в таком случае подлежит большая часть генеральной совокупности (до 70 %), при этом исследователь должен быть уверен, что этого числа единиц «вполне достаточно» и что часть генеральной совокупности, не подвергающаяся изучению, не может повлиять на конечные выводы.
Стихийный отбор также является одним из видов целенаправленного (неслучайного) отбора. Обычно он применяется в тех случаях, когда генеральная совокупность слишком сложна для исследования другими методами. Существует несколько разновидностей стихийной выборки: отбор «первого встречного», отбор «себе подобных» (единицы наблюдения исследователь отбирает из своего окружения) и др.
Социология располагает широким арсеналом методов исследования: наблюдение, интервьюирование, анкетирование, изучение документов, эксперимент и т.д. Выбор того или иного метода исследования зависит от характера темы, целей и задач исследования, от содержания и источников информации, от возможностей исследователя и т.п.
Основными методами сбора первичной информации, применяемыми в социологических исследованиях, являются анализ документов, наблюдение, эксперимент и опрос.
Анализ документов. Документ – это специально созданный предмет для хранения и передачи информации. Документальной в социологии называют любую информацию, представленную в виде печатного или рукописного текста, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке.
Анализ документов может осуществляться в различных формах (подробнее об этом методе см. [25]). Содержательный анализ документов предполагает просмотр, отбор, выявление и учет содержащихся в них существенных данных, их сопоставление, интерпретацию, обобщение и выводы. Сравнительный анализ статистических показателей позволяет вскрывать тенденции, закономерности, причины тех или иных социальных явлений. При таком анализе необходимо уделять внимание сопоставимости и соизмеримости полученных данных.
При анализе документов часто используется формализация. Формализованный анализ (контент-анализ) – это перевод в количественные показатели массовой текстовой информации, т.е. перевод качественной информации на язык счета. В этом случае качественное содержание делается измеримым, становиться доступным точным вычислительным операциям. Полученные цифровые показатели будут отражать определенные существенные стороны содержания документа (получаемой информации).
Специальным методом сбора первичной информации в социологии является наблюдение. Под наблюдением социологи подразумевают прямую регистрацию событий очевидцем, что в целом совпадает с интерпретацией наблюдения как общенаучного метода эмпирического исследования. От обыденного наблюдения научное наблюдение (как метод социологического исследования) отличается тем, что это не пассивный, а активный процесс; не случайное, беспорядочное, а преднамеренное, планомерное восприятие социальной действительности в интересах накопления эмпирического материала для теоретического обобщения. В социологической литературе выделяют характерные черты научного наблюдения: подчинение ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам; планирование по заранее обдуманной процедуре, фиксация наблюдения в протоколах или дневниках по определенной системе; информация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться проверке и контролю на обоснованность и устойчивость. Выделяются такие этапы организации и проведения наблюдения, как установление объекта и предмета наблюдения, определение целей и задач, обеспечение доступа к среде, выбор средства наблюдения и разработка процедур, подготовка технических документов, проведение наблюдения, запись результатов, отчет о наблюдении.
В зависимости от степени участия наблюдателя в исследуемой социальной ситуации различаются включенное (участвующее) и невключенное (неучаствующее) наблюдение. При невключенном (внешнем) наблюдении исследователь или его помощники находятся вне изучаемого объекта. Они со стороны наблюдают происходящие процессы, не вмешиваясь в их ход, не задавая никаких вопросов, они просто регистрируют ход происходящих процессов. Невключенное наблюдение используется для наблюдения за массовыми процессами, когда наблюдатель должен находиться на достаточном удалении от объекта наблюдения, чтобы видеть весь ход процесса. Оно применяется для описания явления или процесса, события интересующего исследователя.
Включенным называется такой вид наблюдения, при котором наблюдатель в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности. Степень включенности наблюдателя в исследуемую ситуацию может колебаться в довольно широком диапазоне: от наблюдения «пассивного» до наблюдения «активного», когда наблюдатель до такой степени «сливается» с исследуемым коллективом, что наблюдаемые начинают считать его членом данного коллектива и соответственно относиться к нему. Включенное наблюдение позволяет собирать данные, которые невозможно собрать другим способом.
При проведении социологического исследования может быть использован метод социального эксперимента. Под социальным экспериментом понимается такой метод изучения, когда исследователи создают условия, необходимые для проявления изучаемой связи социальных явлений в молодежной среде, и осуществляют регистрирование и контроль состояния и поведения социального объекта. Социальный эксперимент дает возможность получить такого рода эмпирические данные о различных проявлениях поведения людей, которые необходимы для конкретизации выдвинутой теории и которые, как правило, с помощью других методов исследования не могут быть получены.
Для фиксирования изменения поведения, связанного с действием раздражителя, в ходе эксперимента используются определенные приемы фиксирования (запись на карточки, фото- и видеосъемка, опрос и интервью). До начала эксперимента должны быть определены две группы (экспериментальная и контрольная). В ходе эксперимента изменяются и регистрируются важные для исследователя характеристики экспериментальной группы, которые сравниваются с характеристиками контрольной группы. Результаты эксперимента обычно представляются в графическом виде, при больших объемах информации они подвергаются статистической обработке.
Следует различать два вида социального эксперимента: лабораторный и естественный. Метод лабораторного эксперимента применяется в искусственно созданной обстановке. Отобранные для эксперимента люди знают, что они являются объектом исследования. Они знают условный характер экспериментирования, хотя все аспекты программы эксперимента от них скрыты.
Характерной особенностью естественного эксперимента является то, что объект исследования не выводится из обычных условий своего существования и деятельности, но в эти условия привносятся дополнительные факторы, создающие экспериментальную ситуацию.
Наиболее распространенным методом сбора материала в процессе социологического исследования является метод опроса путем анкетирования или интервью. Метод опроса чаще всего используется среди молодежи при изучении их мировоззрения и общественного мнения, т.е. выступает источником информации о суждениях молодежи по разным вопросам.
Анкетирование предпочтительней, когда необходимо обследовать большое количество людей с минимальной затратой времени. Анкета заполняется респондентом самостоятельно, затем передается исследователю.
Метод интервью состоит в том, что специально выделенные для сбора информации люди (интервьюеры) ведут опрос лиц, подвергающихся обследованию, по заранее разработанному вопроснику. В ходе беседы интервьюер заполняет бланк опросного листа, который впоследствии и служит источником официальной информации. Преимущества этого метода в том, что в беседе создается откровенная обстановка, доверительная атмосфера. Кроме того, интервью позволяет исследователю наблюдать за поведением опрашиваемого лица, что повышает уровень достоверности информации. Метод интервью значительно уменьшает количество вопросов, оставленных без ответа, так как интервьюер всегда может повторить вопрос, разъяснив его смысл. Основными недостатками интервью являются большие затраты времени на опрос и отсутствие анонимности.
При подготовке и проведении анкетного опроса, а также при интервьюировании необходимо соблюдать ряд правил, которые обеспечивают надежность и достоверность собираемой информации. При составлении анкеты необходимо учитывать, чтобы задаваемые вопросы соответствовали исследовательской задаче, обеспечивали получение достоверной информации именно об изучаемом объекте и предмете.
Научная достоверность и глубина обработки материалов исследований возможны лишь на основе объективного понимания исследуемых процессов, их роли и места в общем комплексе задач, решаемых в работе с молодежью. Для достоверных выводов при анализе собранной информации исследователям необходимо четко представить методику ее описания, систематизации и измерения, применяемые при этом конкретные методы анализа и обобщения, возможные рекомендации, направленные на дальнейшее совершенствование работы с молодежью. Эмпирические данные исследования представляют лишь предварительные теоретические обобщения и не раскрывают сущности и характера взаимосвязи собранных социальных фактов, не выявляют закономерностей, объясняющих эти факты. Объяснение может быть построено с помощью применения логических качественных и математических количественных методов анализа и обобщения.
В заключение можно отметить, что анализ и обобщение эмпирического материала исследования будут глубокими и всесторонними, если социальные явления в молодежной среде рассматривать в связи с условиями, в которых они происходят, учитывая факторы и масштабы этой связи от уровня межличностных отношений до отношений на уровне общества.