Вопрос ii . классический период (ii половина xix - начало xx вв.)

В XIX в науке происходит резкий переход к социальной про­блематике. В социально-политической мысли появляются раз­личные направления: натурализм, социальный дарвинизм, гео­графическая школа, органистская школа, рассово-антрополо­гическая школа:

а) Натурализм — социально-политические концепции, опирающиеся на методы и познавательные средства естествознания:

—большинству натуралистических концепций свойственно отрицание сознательного и целенаправленного харак­тера человеческой деятельности;

—позитивной стороной натурализма выступает стремление выработать объективную и стройную систему зна­ний, аналогичную теориям развития естественных наук.

б) Географическая школа — в центре этой концепции ле­жит идея общественного прогресса истории человече­ства. Социальный прогресс связан с развитием промышленного производства и техники, свидетельствующих о гигантском росте власти человека над силами природы.

—представителями этой школы в России выступали Лев Мечников, Сергей Соловьев, Василий Ключевский. В их трудах прослеживается влияние концепции георгафического детерминизма;

—концепции географического определения есть своеобразным вариантом отголосков древних мифологичес­ких и натурфилософских представлений о торжестве природы и общества, гармонии космоса и общества.

в) Органическая школа — направление в западной социологии конца XIX — начала XX вв., рассматривавшее общество как аналог природного организма, а соци­альную жизнь объясняет через непосредственную про­екцию биологических закономерностей.

— сторонники этой школы (Павел Лиминфельд в Рос­сии, Альберт Шеффле в Германии, Рене Бормс во Франции) утверждали, что общество и есть организм; занимались поиском новых аналогий между обществом и организмом;

—общество исследовалось не только в динамике, но и в статике — как система состояния равновесия;

—согласно Павлу Лиминфелъду, торговля выполняет в обществе те же функции, что кровообращение в орга­низме, а функции правительства — головной мозг;

—Альберт Шеффле анализировал экономическую жизнь в обществе как прямую проекцию обмена веществ в организме, используя понятие «социальное тело»;

—Эсменас считал, что социальная наука изучает не столько аналогии между «клеточками» биологического и соци­ального организма, сколько объединения между суще­ствами животного мира, которые напоминают объе­динения людей в обществе. Любые объединения живых существ в природе называются обществом;

—Рене Бормсвтруде «Организм и общество» стоит на позициях вульгарного организма, вводит понятие «со­циальная патология» и «социальная гигиена».

г) Социальный дарвинизм — стремится использовать зако­ны биологии. Учение Дарвина о естественном отборе стимулировало распространение биологических зако­нов на понимание общества.

—дарвинизм использовался для защиты принципов индивидуализма и конкуренции, стихийности в обществен­ном развитии и рыночного капитализма;

—либеральное течение в рамках социального дарвинизма — это есть эволюционная этика;

— социал-дарвинистская школа — явление многоплановое и разнородное, не ограничивается социологией, а на­шло распространение в антропологии, психологии, политологии, искусстве.

д) Рассово-антропологическая школа выделяет два направ­ления: первое — связанное с попытками раскрыть глобальные движущие силы развития всемирной истории и второе — ограничивается анализом более локальных процессов, и основном в пределах Европы, и исходит из понимания естественного отбора и борь­бы за выживание.

—де Гoбuнo(один из основоположников этой школы) видел главные причины развития общества в расовых особенностях народов, потому что социальные инсти­туты, культура вытекают из расовых, биологических
источников. Смешение рас — противоречивый процесс.
Чистота расы — источник развития цивилизации;

—одной из разновидностей этой школы является антропо-социология.Антропология социальная (этнология) — это раз­дел социологии, объектом изучения которою являются при­митивные и традиционные общественные системы;

— основоположником современной социальной антропологии является Франц Боас — американский этнограф. Концепция школы состояла в выдвижении на первый план этнологических исследований культуры, в пред­почтении индуктивных методов исследования, в идее уникальности культур и отрицании идеи прогресса.

е) В социологии XIX — нач. XX вв. существовали две главные формы: натурализм — социал-биологизм и соци­альный механицизм. Господствующее положение занимал социал-биологизм, представленный концепциями социального организма и дарвинизма социального.

СОЦИОЛОГИЯ К. МАРКСА

—у Маркса категория абсолютного духа уступает поня­тию человеческой предметной деятельности, она по­стоянно идентифицируется с понятием материально­го производства. Здесь место диалектики абсолютного духа занимает диалектика материального производства;

—для Маркса принципиально важным есть вопрос о материалистическом или идеалистическом мировоззре­нии исследователя экономической проблематики;

— результаты теоретических решений К. Маркса в социологииможно искать в 3-х когнитивно-метафизичес­ких моделях:

—базиса-надстройки;

—органической целостности общества;

—диалектики рачнития общества.

—в экономическом понимании истории считает,что система производственных отношений составляет первооснову — базис, на котором формируются все иные отношения людей - правовые, политические, идеологические и др.;

—К. Маркс уделяет вниманиепроблеме функциональной интеграции современного ему общества, где все эле­менты подчинены одной цели;

—одной из главных основ научного социализма выступаеттеория классовой борьбы между буржуазией и пролета­риатом как движущей силой общественного развития;

—концепция социальной структуры Марксасвязана с анализом антагонистических, непримиримых отношений между владельцами предприятий и пролетариатом как главным классом;

—рациональное зерно исторического материализма К. Марксасостоит в изучении влияния системы мате­риально-производственных отношений и интересов на функционирование иных социальных субсистем — прежде всего правовой и политической, понимания
влияния материальных интересов классов и социальных общностей на их менталитет, психологию и уяснение конкретных особенностей классовых конфликтов;

—К. Маркс и Ф. Энгельс связывали все надеждыс социальной революцией, коммунистическим обществом, считая, что в отличие от всех предшествующих, спра­ведливое, гуманное общество должно функциониро­вать не стихийно, а сознательно. И необходимое средство такой «разумной организации» общества — учет.

Наши рекомендации