Сколько лет жизни отпущено человеку

Длительные дискуссии о том, сколько человек может жить и сколько лет ему отпущено природой, не учитывают особенности социализации. Однако принципы и природа социализации ставят весьма существенные ограничения на продолжительность жизни человека.

Наверное, человек может прожить и сто лет, и сто пятьдесят, говорят даже, что есть люди, которые прожили двести лет. Наверное, если медицина очень постарается, то можно продлить жизнь человека бесконечно долго. Но только в биологическом смысле.

Если иметь в виду его интеллектуальную деятельность, то количество лет жизни может быть ограничено только его физиологическими возможностями. Разум и мышление могут оставаться свежими и дееспособными и в семьдесят, и даже в сто лет. Примеров этого более, чем достаточно. Как-то в Испании на отдыхе я познакомился с семидесятилетним евреем, выходцем из Белоруссии и иммигрировавший в Америку. Его интеллектуальный уровень позволял ему чувствовать всю полноту жизни и уметь ей радоваться, более того, передавать эту радость другим. Несмотря на его возраст, общаться с ним было приятно, что редко бывает, и поучительно. И хотя физически он был не очень здоров, его интеллектуальное самочувствие было на самом высоком уровне. Он надеялся прожить в здравом уме и твердой памяти еще лет 10-15.

Как видно, продолжительность жизни в физическом и в интеллектуальном смысле ограничивается только биологическими возможностями человека. Наука продемонстрировала, что эти возможности могут быть довольно большими и, наверное, бесконечными в потенциале. По крайней мере средняя продолжительность жизни, равная ста годам, в следующем столетии может быть достигнута для большой части населения той или иной цивилизованной страны.

Что же касается социальной жизни, то вопрос о продолжительности жизни рассматривается уже совсем в ином аспекте.

Как мы уже говорили, социализацию можно разделить на три части: период вхождения в социальный мир, период социального действия и период прекращения социальной жизни. Период вхождения и собственно то, что называется процессом социализации в широко распространенном мнении, характеризуется тем, что человек становится социальным, или, как раньше говорили, общественным существом. Другими словами, человек становится частью того социального образования, в котором он с рождения очутился, и равноправным членом всего общества. Он получил полную или частичную, но адекватную, социализацию. Это означает, что полностью или по большей части человек соответствует данному обществу и своему непосредственному социальному окружению, своей социальной среде. Полностью или по большей части он выражает их интересы, потребности, решает их задачи, концептуально определяем и концептуально определяющий свою социальную среду.

Период социального действия означает воспроизводство того социализированного образа, который был заложен в человеке социальной средой в первый период социализации. Человек действует, т.е. решает поставленные обществом актуальные задачи, тем самым продвигает общество, развивает его, изменяет именно в том направлении, которое определяется программными целями. Здесь наблюдается почти полное соответствие характера социализации человека актуальным целям и задачам, которые стоят перед обществом.

Особенность первого периода социализации, как уже отмечалось, заключается в том, что общество формирует социализированного человека в соответствии со своими актуальными задачами. Эти задачи человек решает во второй период - в период социального действия. Никакой другой человек, социализированный в другое время и в другом месте, не сможет их решить, потому что он был социализирован для решения других задач другого общества.

Иначе говоря, не человек создает общество, и решает он не свои собственные задачи, и не он организует процесс социализации, а общество, как мы уже говорили, проводит социализацию нового поколения, которое могло бы решать задачи, поставленные перед обществом его программными целями. Не человек выбирает дорогу, а дорога выбирает человека и отказывается от тех людей, которые не способны ее пройти. Свобода выбора и свобода действий человека, которые всегда имеются, означает свободу выбора между детерминациями, т.е. решение тех или иных задач в общем потоке программных целей. Иными словами, человек может стать ученым или писателем, рабочим или крестьянином, но занимаясь исследованиями или создавая произведения, или выполняя ту или иную работу, он будет делать только то, что требуется данному обществу в данный период его существования. Этот период довольно короткий, всего-то 25-30 лет.

В заключительном периоде своей жизни, так же 25-30 лет, человек с необходимостью и неизбежностью будет воспроизводить концептуальный характер своей социализации. Но общество уже начнет решать другие задачи, под которые оно уже воспитало, социализировало новое поколение.

Мы знаем немало примеров, когда писатели, пережив свое поколение, продолжали в своих работах воспроизводить свое время. Л. Толстой творил почти до самого последнего дня жизни, но каждый раз в произведениях возвращался в середину восемнадцатого века. М. Горький почти ничего не написал про советское время и в своих последних пьесах описывал дореволюционный период России. И Толстой, и Горький, как и многие другие, продолжали жить в прежней парадигме своей жизни, ее они воспроизводили, она им была ближе, понятнее и приятнее.

Сколько таких примеров можно привести из нашей обыденной жизни? Жизнь каждого из нас может явиться примером неумолимой смены поколений.

XXXVIII

Увы! на жизненный браздах

Мгновенной жатвой поколенья,

По тайной воле провиденья,

Восходят, зреют и падут;

Другие им вослед идут...

Так наше ветреное племя

Растет, волнуется, кипит

И к гробу прадедов теснит.

Придет, придет и наше время,

И наши внуки в добрый час

Из мира вытеснят и нас!

А.С. Пушкин. Евгений Онегин

Конечно, каждый из нас может привести примеры, когда произведения тех или иных талантливых писателей, художников сохраняют свежесть и неповторимость для многих поколений людей. Мы читаем Пушкина добрые две сотни лет. И он так же будет интересен для последующих поколений и актуален для каждого нового времени.

Но здесь происходит подмена понятий. Искусство и в самом деле вечно и всегда актуально как элемент социализации и социальной деятельности. Не содержание произведений, а именно само искусство.

Это нечто иное, чем окружающие нас предметы и вещи, которые существуют в рациональной проекции мира. Мир чувств и мир разума. Первый вечен и дан нам от природы как основа бытия, второй преходящ и основан на эмпирическом знании мира. Первый построен на цельном восприятии, второй - на рациональном логическом мышлении. В первом мире мы чувствуем, во втором мы мыслим вещи.

Но почему человеку отпущено только 25-30 лет, примерно треть жизни, прожить в рациональном мире? Причем независимо от уровня развития общества? Этот срок сохраняется и для первобытного общества и для цивилизованного. Почему через 25-30 лет качественно меняется содержание жизни? Жизнь меняется постоянно, но, накапливаясь, эти изменения именно через четверть века превращаются в новую парадигму рационального мира.

Возможно это связано с формой логического преобразования мира, имеющего свои закономерности изменения содержания при накоплении определенного количества циклов логических преобразований. До сих пор логическая форма и содержание не рассматривались в ограниченном единстве: чистые формы рассматривались сами по себе, вне содержания, так же как и содержание в рамках логического преобразования рассматривалось само по себе. Истинность вывода достигалась исключительно правилом применения логических форм мышления и набором истинных посылок.

Однако можно предположить, что определенное количество логических формальных преобразований в обязательном порядке ведет к качественным изменениям независимо от содержания. Конечное или бесконечное логическое преобразование не обязательно ведет ко лжи, неистинности вывода относительно логики предмета по содержанию. Оно ведет к совершенно иному содержанию, которое принципиально отличается от логического содержания как по форме, так и по содержанию. В математике этот закон известен так же, как он известен в эмпирической практике. Но в логике он неизвестен только потому, что никто и никогда не проводил эту операцию по одной простой причине - механизм такого логического преобразования неизвестен.

Это означает, что человек в своем рациональном эмпирическом мире и в мышлении (прежде всего), и в практической деятельности в обязательном порядке использует чистые (по И. Канту) логические формы. Совершая мыслительные логические операции, человек неожиданно для себя получает принципиально новое знание, кардинально отличное от исходных посылок и ожидаемого результата. (Ожидаемый результат - это просто экстраполяция известного знания на неизвестную ситуацию). От куда появляется новое знание? До сих пор этого никто толком не может объяснить, хотя попыток было немало. Чаще всего говорят об интуиции и провидении, таланте и пр., т.е. о получении нового знания откуда-то из другого мира. На самом деле все, возможно, несколько проще.

Когда человек начинает производить какие-то практические действия, то в конце чаще всего получается совсем или частично не то, что он задумал, если только речь не идет о типовом знании. Но даже когда человек совершает типовые действия, знание в конечном счете не оказывается типовым. Всегда в знании появляется нечто иное и новое.

По нашему мнению, появление нового знания связано с тем, что качественные преобразования получаются в силу специфики использования чистых форм логического действия. При совершении логических операций конечный вывод оказывается иным не в силу потери истинности посылок, о чем чаще всего говорят, а в силу особенностей преобразования чистых логических форм, влияющих на содержание выводного знания.

Ученые обычно в таких случаях говорят, что логика рассуждения привела к неожиданным результатам. Но это невозможно: выводное знание в его линейной интерпретации на каждом цикле обязательно требует подтверждения истинности посылок; в противном случае по отношению к содержанию получается абракадабра. Ученые и каждый человек в повседневной жизни даже при длительном цикле логических преобразований получают вполне добротное по содержанию знание, но принципиально отличающееся от ожидаемого знания, которое должно было бы получиться при линейной интерпретации логических преобразований и которое в данном случае не могло появиться. Но знание появилось, и практика нередко подтверждает, что оно не противоречит действительности, т.е. имеются предметы и вещи, которым это знание соответствует по содержанию.

Каким образом появляется это знание? Можно предположить, что определенная длительность логических циклов приводит к качественному преобразованию самого знания по содержанию. Здесь и заключен механизм взаимодействия чистых форм мышления и содержания, о чем говорил И. Кант в "Критике чистого разума".

Смена парадигмы (совпадающей со сменой поколения, точнее, смена поколений, совпадающая со сменой парадигмы) - критический период для любого общества. Люди начала нашего века весьма сильно отличаются от людей 1925 года, но последние также не похожи на людей 50-х годов. Сегодня мы можем видеть, что поколение 70-х годов отличается от поколения 90-х годов. Если взять любую условную точку в хронологии общества, то всегда обнаружится кардинальный разрыв поколений в 25-30 лет.

При этом возрастные поколения и общественное поколение отличаются друг от друга, хотя первые всегда обусловливают второе. Общество за любые сто лет в среднем содержит три поколения, составляющие примерно по 35 лет. Возрастных поколений за сто лет ровно сто. Поколение общества равно, примерно, 30 годам, но основную массу времени, примерно 20 лет, составляет какое-то одно поколение. Так, возрастное поколение людей, родившихся, например в 1950 г., вступает в период социальной деятельности примерно в 1975 г. Но как общественное поколение оно включает в себя примерно пять поколений людей, родившихся до 1950 г., и примерно пять поколений, родившихся после 1975 г. В совокупности получается примерно 35 лет.

За эти 35 лет происходят те качественные изменения в жизни людей, которые и отделяют одно поколение от другого. Получается, что человек активно живет только 25-35 лет. Остальное время он или готовится к этой жизни, или потихоньку из нее уходит. Уходить в физическом смысле можно очень долго, но из социальной жизни он ушел и вернуться в нее не сможет уже НИКОГДА. Если жизнь мерить не прожитыми годами, а активным участием в строительстве жизни, то времени для жизни человеку отпускается совсем немного. Этот отрезок времени невозможно увеличить. Во всяком случае намного за пределы сорока лет он вряд ли выйдет.

Поэтому говорить о продолжительности жизни в сто и более лет не имеет смысла. Период социализации и активной социальной деятельности оказывается жестко ограниченным. Человек и в восемьдесят лет может активно трудиться на благо общества, но фактически он постоянно воспроизводит свою уже прошлую парадигму жизни. Он живет прошлым опытом и ради прошлого жизненного опыта. Его труд так же необходим обществу, поскольку в жизни присутствует рутинный типовой труд, который необходимо кому-то делать. Но созидать новое он уже не может, это удел другого поколения.

Я знаю намного больше своих студентов и аспирантов, но они уже знают то, чего я никогда не узнаю.

Наши рекомендации