Государственный образовательный стандарт специальности

(«социология»).Следующим шагом стандартизации вузовской дея­тельности является государственный документ, определяющий тео­ретическую модель специалиста с высшим образованием по каждой конкретной специальности. В виду того, что многие государствен­ные образовательные стандарты России и Беларуси унифицируются, можно это рассмотрение провести на примере государственного об­разовательного стандарта по социологии принятого в Беларуси.

Прежде всего укажем на структуру этого руководящего докумен­та, которая определяется его содержанием и является общим для любой вузовской дисциплины.

Содержание государственного стандарта высшего образования по специальности «Социология»

1. Область применения.

2. Нормативные ссылки.

3. Основные термины и определения.

4. Общая характеристика специальности

5. Требования к уровню образованности абитуриента и составу вступительных экзаменов.

6. Содержание профессиональной деятельности специалиста.

7. Квалификационная характеристика специалиста.

8. Требования к знаниям и умениям по циклам дисциплин.

9. Структура учебного плана специальности.

10. Минимум содержания образовательной программы по циклам дисциплин.

11. Квалификационная аттестация.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы

Итак, что же определяет государственный стандарт высшего об­разования (по специальности «Социология»)?

Этот документ представляет собой теоретическую модель специ­альности и специалиста, то есть он отвечает на вопросы, что это за специальность, какой объем знаний необходим для ее приобретения и какими навыками должен обладать специалист данной квалифика­ции. Рассмотрим некоторые пункты стандарта более подробно.

Область применения определяет назначение, структуру и содер­жание специальности «Социология», определяемой шифром Г.08.01.00, что представляет собой номер ее государственной реги­страции. В этой части указывается, что стандарт обязателен для применения во всех вузах Республики Беларусь, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Нормативные ссылки определяют ряд государственных докумен­тов, на базе которых формируется данный стандарт.

Наличие такого раздела, как «Основные термины и определе­ния», диктуется необходимостью однозначного понимания и ис­пользования основных терминов данной специальности и квалифи­кации. В частности, в госстандарте по социологии определяются такие понятия, как «специалист с высшим образованием», «социо­лог» и «социология».

В рамках общей характеристики специальности указываются: 1) время утверждения специальности государственным органом (в частности, министерством образования); 2) формулировка профес­сиональной квалификации («Социолог. Преподаватель социологии и социально-политических дисциплин»). Подобная запись в дипломе означает, что выпускник может работать как в сфере научно-исследовательской деятельности, так и в сфере преподавательской деятельности, начиная от школы и кончая вузом, причем не только по социологии, но и по другим дисциплинам общественного профи­ля, например, по политологии или истории); 3) место специальности



в системе обществознания; 4) специализации, имеющие свои шиф-ровые указатели. В действующем госстандарте указывается семь специализаций основной специальности:

• Теория, методология и история социологии;

• Методы социологических исследований;

• Социология труда и экономическая социология;

• Социальная структура и социальные процессы;

• Политическая социология;

• Социология духовной жизни;

• Социология управления.

Эта часть стандарта наиболее подвижна, может изменяться и до­полняться по мере необходимости другими специализациями.

В пятом пункте стандарта определяется уровень знаний абитури­ентов, стремящихся, получить указанную специальность, и устанав­ливается примерный перечень вступительных экзаменов по основ­ным дисциплинам. Как правило, это:

• Человек и общество (устно).

• Математика (письменно).

• Белорусский язык и литература или русский язык и литерату­ра (письменно).

• Иностранный язык (устно).

В пункте о содержании профессиональной деятельности специали­ста указываются: объекты, виды и сферы профессиональной деятельно­сти (для социолога это научно-исследовательские, образовательные, управленческие организации, учреждения культуры, средств массовой информации, общественные и государственные организации и родст­венные им сферы деятельности); указываются и основные функции профессиональной деятельности социолога (к ним относятся: поста­новка проблем и задач, выработка и принятие решений, планирование деятельности и умелое ее осуществление, организация взаимодействий, управленческих мероприятий, анализ социальных факторов производст­ва и общественной жизни, овладение приемами и навыками обучения).

Седьмой и восьмой пункты госстандарта представляют собой квалификационную характеристику специалиста (в данном случае социолога). В узком смысле слова именно эти пункты и представля­ют теоретическую модель специалиста, определяя количественный и качественный параметры его знаний и умений.

Эта модель конкретизируется девятым и десятым пунктами, в ко­торых указывается общий перечень дисциплин, необходимых для формирования специалиста-социолога (с указанием общих часов изучения по каждой дисциплине, предполагается, что социолог за пять лет обучения без факультативов и дополнительных видов обу-44

чения должен усвоить 15 общегуманитарных и социальных дисцип­лин, три из цикла математических и естественнонаучных дисциплин, 23 дисциплины общепрофессионального цикла, 13 спецкурсов, т.е. всего 56 дисциплин) и дается их краткая содержательная характери­стика, указываются также виды и сроки практик.

Одиннадцатый пункт определяет формы контроля знаний в ходе обучения и на заключительной стадии в виде государственного эк­замена по специальности и защиты дипломного проекта в государст­венной экзаменационной комиссии.

Заключительный пункт раскрывает те организационные и другие требования, которые призваны - обеспечить реализацию основных пунктов госстандарта. Здесь подробно описывается организация учебного процесса, требования к кадровому составу, учебно-методическому и материальному обеспечению учебного процесса.

На базе государственного образовательного стандарта специаль­ности разрабатываются три нижеследующих документа: квалифика­ционная характеристика, профессиограмма и учебный план специ­альности. Особое значение для планирования и организации учебно­го процесса подготовки специалиста имеет учебный план специаль­ности. Рассмотрим его подробнее.

Учебный план специальности

Хотя образовательный стандарт по специальности и содержит перечень предметов, которые должен освоить будущий специалист, с указанием общего количества часов, отводимых на каждую дисци­плину, все же этот перечень нельзя назвать учебным планом, т.к. в нем нет соответствующей разбивки учебных заданий по курсам и семестрам. Эта цель достигается только в учебном плане, который также представляет собой государственный документ, утверждае­мый соответствующим государственным органом (как правило, ми­нистерством образования).

Учебный план специальности представляет собой как бы страте­гический план подготовки специалиста. Прежде всего, он устанав­ливает название специальности, определяет квалификацию и срок обучения. Затем определяется перечень дисциплин, необходимых для подготовки специалиста того или иного профиля. Дисциплины разбиваются на пять основных групп:

• гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

• математические и.естественнонаучные дисциплины;

• общепрофессиональные и специальные дисциплины;

• дисциплины специализации;

• дополнительные виды обучения.



Далее в плане указывается в каком семестре и на каком курсе изучается та или иная дисциплина, сколько отводится часов на ее изучение и какая форма отчетности (зачет или экзамен). Кроме этого в учебном плане специальности указываются время и сроки прове­дения различных видов практики, подготовка курсовых работ и ди­пломных проектов, сроки проведения государственных экзаменов и защиты этих проектов. Весь этот объем работ должен уложиться в отведенные сроки обучения. При пятилетнем обучении это 105 ра­бочих недель при шестичасовой ежедневной загрузке, остальное время отводится для самостоятельной работы студентов.

Рабочие планы и расписание занятий

На основе учебного плана специальности составляются рабочие планы. Эти планы составляются работниками деканатов соответст­вующих факультетов и представляют собой дальнейшую детализа­цию учебного процесса. Дело в том, что хотя учебный план специ­альности и представляет собой общезначимый государственный до­кумент, жизнь, как говорится, вносит свои коррективы. Так семест­ры могут различаться по количеству рабочих недель, праздничные дни (которые сейчас чуть ли не каждый год меняются) также изме­няют количество рабочих дней в том или ином семестре и некоторые другие факторы заставляют несколько корректировать (чаще всего в сторону уменьшения) сетку часов, отводимых на изучение той или иной дисциплины. Эта коррекция и осуществляется в рабочих пла­нах. Особенность этих планов состоит в том, что они составляются для каждого курса и для каждого семестра отдельно. Они помогают более четко организовать учебный процесс, устанавливают связь между деканатом и кафедрами. Последние назначают преподавате­лей, в центральной диспетчерской вуза запрашивается необходимое количество аудиторий, определяется сменность занятий и время проведения лекций и семинаров. Все эти данные необходимы для составления расписания занятий -основной планирующий и органи­зующий документ, благодаря которому осуществляется реальный учебный процесс.

План курса дисциплины

Время, отведенное в учебном плане специальности и конкретизи­рованное в рабочих планах, определяет те временные рамки, кото­рые отводятся для изучения той или иной дисциплины. Одни дисци­плины требуют меньшего времени для своего изучения, другие -большего; одна и та же дисциплина может изучаться либо один, ли­бо два семестра, может быть поставлена на младших курсах, а может быть втиснута где-нибудь и на выпускном курсе (что весьма часто 46

происходит именно с социологией) - все это требует индивидуаль­ного подхода к планированию читаемого курса.

Если раньше основные общественные науки читались в строгой последовательности по одной для всех вузов программе, то сейчас такая унификация отсутствует, и кафедрам (а, точнее, самим препо­давателям) приходится в каждом отдельном случае иметь соответст­вующий план и программу читаемого курса (в том числе и по социо­логии). Что, с одной стороны, вроде, и хорошо, так как все курсы по общественным наукам превратились в авторские, но, с другой сто­роны, это создает и весьма широкий разброс как в качественном, так и в количественном выражении содержания предмета. И это несмот­ря на то, что в настоящее время уже существуют государственные стандарты по изучению общественных дисциплин, однако чаще все­го требования этих стандартов не выполняются. Министерские же чиновники весьма робко выполняют свои контрольные функции. На этой основе сформировались две крайние позиции: одни предлагают ввести некий интегральный госэкзамен, который бы объединил ос­новные знания в области философии, политологии, социологии и экономики; другие же предлагают вовсе отказаться от экзаменов по обществоведческим дисциплинам, в частности, отменить даже кан­дидатский экзамен по философии в качестве общеобразовательного. И у той, и у другой позиции есть свои весьма убедительные аргу­менты, так как здесь противостоят две идеологии: тотального моно-мыслия и индивидуалистского плюрамыслия.

Структурно учебный план и программа курса отличаются друг от друга, но взаимопредполагают друг друга. Начальным документом, безусловно, является план курса, который представляет собой пере­чень основных тем, предназначенных для изучения с почасовой раз­бивкой на лекции и семинары. Это то, что иногда называют темати­ческим планом курса.

На основе тематического плана курса составляется программа курса. Программа представляет собой аннотацию каждой темы с указанием основной и дополнительной литературы. С методической точки зрения программа может быть узкой и расширенной. В узком плане программа действительно дает лишь аннотацию темы, в рас­ширенном же варианте могут быть сделаны указания на необходи­мость выделения тех или иных вопросов, более детальное рассмот­рение учебной и научной литературы, например, с указанием соот­ветствующих разделов и страниц и т.д.

Часто учебный план и программа курса даются совместно в едином документе, который и называется программой курса.



Рабочая программа

Очень часто один и тот же предмет, читаемый даже одним и тем же преподавателем, но на разных потоках, курсах или факультетах, требует своей детализации с точки зрения времени чтения, специфи­ки курсов (младшие или старшие), специфики специальности (есте­ственники, общественники), специфики форм обучения (очное, за­очное) и т.д. Поэтому преподавателю часто приходится варьировать свой материал: какие-то темы сокращать, какие-то расширять, какие-то разбирать на лекциях и на семинарах, а какие-то изучать только на семинаре и т.д. Эти вариации могут быть зафиксированы в рабо­чих программах, где указывается, кто читает курс, в каком объеме с точным указанием часов и дней работы, какие темы будут освещены в лекциях, а какие следует разобрать на семинарских занятиях. В сущности, по одному и тому же предмету у преподавателя может быть несколько рабочих программ, которые помогают ему ориенти­роваться при распределении материала в зависимости от конкретных условий обучения.

План лекции

Является необходимой частью работы преподавателя вуза. Даже тогда, когда имеется программа курса и определенный опыт препо­давательской работы преподавателю все равно часто приходится решать проблему, что давать, в каком объеме и в какой последова­тельности. Эта проблема и решается за счет планирования лекцион­ного материала. Как правило, в лекции выделяются три-четыре клю­чевых вопроса, раскрывающих сущность темы. Эти вопросы помо­гают отобрать необходимый материал к лекции и точно рассчитать его передачу студентам. Без такого плана лекция утрачивает свою основную функцию - систематического изложения материала, и превращается в свободное собеседование с достаточно произволь­ным переключением внимания учащихся на разные житейские темы, что достаточно легко происходит в ситуации преподавания общест­венных дисциплин. Именно поэтому вопрос о планировании лекции имеет большой методический смысл, помогающий максимально систематизировать излагаемый материал. План лекции следующий этап конкретизации и систематизации материала, это именно тот случай, где максимально проявляются творческие способности пре­подавателя, т.к. ему необходимо соединить воедино объективные требования, предъявляемые к читаемому курсу, и свои собственные субъективные интересы.

План семинара

Семинарское занятие как форма обучения по своей методике весьма существенно отличается от лекции. Это отличие выражается и в планировании семинара. Хотя главным здесь, как и в лекции, остается, выделение ключевых вопросов, предназначенных для об­суждения, но сама структура этого плана весьма отличается от лек­ционного планирования. План семинара, в какой-то мере, может быть сравнен с режиссерским планом, который должен выводить на сцену актеров (студентов) с заранее выученными ролями и разыгры­вать своеобразный спектакль под названием семинарское занятие. Именно поэтому план семинара должен включать не только основ­ные, но и дополнительные вопросы, преподаватель должен заранее наметить как основных, так и дополнительных выступающих, ему необходимо быть готовым не только выслушивать ответы, но и са­мому включаться в диспут, выводя его на уровень теоретического анализа и обобщения. Все эти особенности проведения семинара должны быть отражены в его плане, что помогает как преподавате­лю, так и студентам перейти от экспромта к серьезному обсуждению проблемы. Учитывая то обстоятельство, что семинары весьма суще­ственно могут отличаться друг от друга по своему виду, меняется и их плановая основа. План семинара является не только организую­щим документом, но может служить и отчетным документом при проверке работы преподавателя.

Таким образом, можно заключить, что система образования во­обще и высшего образования в частности сверху до низу пронизана различного рода планирующими мероприятиями и соответствую­щими им документами, что и придает ей характер систематического с четким определением целей и задач социального действия, направ­ленного на организацию учебного процесса и подготовку специали­стов высшей квалификации.

РАЗДЕЛ 2

Наши рекомендации