Какому из следующих понятий (индивид, личность, индиви-
дуальность) соответствуют данные определения?
1. Это понятие употребляется тогда, когда необходимо подчеркнуть неповторимость природных и социальных характеристик человека.
2. Это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребности, интересов и т.п.
3. Это совокупность интегрированных в человеке социально значимых черт, приобретаемых им в процессе прямого или косвенного взаимодействия с другими людьми.
2. Верны лисуждения?
1. Социализация - кумулятивный процесс накопления социальных навыков.
2. Социализация присуща не только человеку, но и животным.
3. Социализация - совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра.
4. Социализация заканчивается в зрелом возрасте.
5. Социализация включает освоение социальных ролей.
6. Директор школы, учителя, родители - агенты социализации.
3. Верныли суждения?
1. Социальный статус - это положение индивида в малой группе.
2. Один человек может обладать множеством статусов.
3. Пол, национальность, раса характеризуют приписываемый статус.
4. В примитивном обществе много статусов, а в современном - мало.
5. Социальный статус описывает положение человека в системе межличностных отношений, а личный — в системе социальных отношений.
6. Социальная роль указывает на способ поведения человека определенного социального статуса.
7. Достигаемым называется статус, в котором человек рожден.
8. Главный статус определяет наиболее значимый для индивида статус, с которым он себя идентифицирует.
4. Социальный статус личности— это:
а) модель поведения, объективно заданная социальной позицией лич
ности в системе общественных и межличностных отношений;
б) положение человека в обществе с определенными правами и обя
занностями;
в) оценка, которую общество дает должности, занимаемой личностью.
5. Социальная роль - это:
а) ожидаемая от человека модель поведения в соответствии с его ста
тусом;
б) оценка, даваемая обществом статусу личности;
в) совокупность прав и обязанностей, власти и влияния, привилегий
и ответственности, которыми обладает индивид.
Индивидуальное задание
1.Ответьте письменно на следующие вопросы.
2. Смысл жизни - это ...
3. Какие качества личности наиболее привлекательны для студентов?
4. Какие качества личности в современном российском обществе оцениваются негативно, а какие позитивно?
5. Взаимосвязан ли выбор Вашей профессии с социальным статусом и деятельностью родителей?
Литература
1. Акчурин И. А. Типология и идентификация личности/ Вопросы философии. - 1994. - №5.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.-СПб., 1992.
3. Владимиров Н.П. Личность в двух измерениях^Социально-поли-тический журнал. - 1994. - № 11-12.
4. Клементьев Д.С. Человек в кризисное время II Вестник МГУ. -Сер. 12.-1992. - №2.
5. Кон И.С. Социология личности. - М., 1967.
6. Комарова З.И. Личность как субъект и объект социального развития/Социально-политический журнал. - 1992. - № 4-5.
7. Модели человека в современной зарубежной социологии. - М., 1985.
Тема 5. Социология девиантного поведения
1. Девиантное поведение: понятие, сущность, основные формы. Концепции девиантного поведения.
2. Основные формы девиации.
3. Деликвентное поведение.
4. Сущность социального контроля.
Основные понятия:девиация, делинквентность, преступное поведение, социальный контроль, профилактика преступного поведения, норма, право.
Темы докладов
• Роль девиантного поведения в стагнации и развитии общества.
• Типы отклоняющегося поведения по Р. Мертону.
• Социальный контроль как особый механизм социальной регуляции поведения людей.
• Девиация в современном российском обществе.
• Суицид - проблема цивилизованного общества.
Проблема для дискуссии
Итальянский просветитель Чезаре Беккариа, основатель классической школы уголовного права, сформулировал следующий правовой принцип: "Смертная казнь не может быть полезна, потому что она подает
людям пример жестокости". Как вы считаете, актуален ли этот принцип в наши дни?
Логические задания
1.Э. Дюркгейм в своих исследованиях преступного поведения об-
ращал'особое внимание на такое свойство преступности, как устойчи
вость: "Человеку не нравится боль точно так же, - писал Э. Дюркгейм,
- как обществу преступность, и все же боль - функция нормальной фи
зиологии".
Действительно, с позиций структурно-функционального анализа любое устойчивое социальное явление должно выполнять в обществе определенную социальную функцию. Подумайте, какую функцию в обществе выполняет преступность?
2. Назовите отличительные особенности девиантного, делинквентно-го и преступного поведения.
3. В чем совместимость понятий "гениальность" и "злодейство" для социологии?
4. Объясните рост числа проявлений девиантного поведения в современном российском обществе с точки зрения теории аномии.
Литература
1. Васильев Э.П. Актуальные проблемы социологии девиантного поведения и социального контроля. - М., 1993.
2. Гилинский Я-И., Афанасьев B.C. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. - СПб., 1993.
3. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория/Социс. - 1991. - № 4.
4. Димов В.М. Проблемы девиантного поведения российской молодежи (социологический аспект)/Вестник Московского университета. - Сер. 18. Социология и политология. — 1997. - №3.
5. Дюркгейм Э. Норма и патология 0 Рубеж: Альманах социальных исследований. - Сыктывкар, 1992. - № 2.
6. Иванов В.Н. Дсвиаитиое поведение: причины и масштабы/Социально-политический журнал. - 1995. - № 2.
7. Коэн А.К, Отклоняющееся поведение и контроль над ним/Американская социология. - М., 1972.
8. Мертон Р. Социальная структура и аномия /Социс. - 1992. - № 24.
9. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло?/Социс. -1998.-№9.
Тема 6. Социальные общности и социальные группы
1. Понятие социальной общности.
2. Типология социальных общностей.
3. Малые группы: понятие, особенности, типология.
4. Толпа как объект социологического исследования.
Основные понятия:социальная общность, массовая общность, социальная группа, малая группа, формальная группа, неформальная группа, первичная группа, вторичная группа, референтная группа.
Темы докладов
• Молодежь как специфическая социально-демографическая группа.
• Студенчество как особая социальная группа.
• Проявление массового поведения в обществе и его социальные последствия.
• Проблема диагностики межличностных отношений в малых социальных группах.
• Межличностные конфликты: причины и пути преодоления.