Какому из следующих понятий (индивид, личность, индиви-


дуальность) соответствуют данные определения?

1. Это понятие употребляется тогда, когда необходимо подчеркнуть неповторимость природных и социальных характеристик челове­ка.

2. Это единичный представитель человеческого рода, конкретный но­ситель всех социальных и психологических черт человечества: ра­зума, воли, потребности, интересов и т.п.

3. Это совокупность интегрированных в человеке социально значимых черт, приобретаемых им в процессе прямого или косвенного вза­имодействия с другими людьми.

2. Верны лисуждения?

1. Социализация - кумулятивный процесс накопления социальных навыков.

2. Социализация присуща не только человеку, но и животным.

3. Социализация - совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и переда­ваемых тем, кто будет жить завтра.

4. Социализация заканчивается в зрелом возрасте.

5. Социализация включает освоение социальных ролей.

6. Директор школы, учителя, родители - агенты социализации.

3. Верныли суждения?

1. Социальный статус - это положение индивида в малой группе.

2. Один человек может обладать множеством статусов.

3. Пол, национальность, раса характеризуют приписываемый ста­тус.

4. В примитивном обществе много статусов, а в современном - мало.

5. Социальный статус описывает положение человека в системе меж­личностных отношений, а личный — в системе социальных отно­шений.

6. Социальная роль указывает на способ поведения человека опре­деленного социального статуса.

7. Достигаемым называется статус, в котором человек рожден.

8. Главный статус определяет наиболее значимый для индивида ста­тус, с которым он себя идентифицирует.

4. Социальный статус личности— это:

а) модель поведения, объективно заданная социальной позицией лич­
ности в системе общественных и межличностных отношений;

б) положение человека в обществе с определенными правами и обя­
занностями;

в) оценка, которую общество дает должности, занимаемой личностью.

5. Социальная роль - это:

а) ожидаемая от человека модель поведения в соответствии с его ста­
тусом;

б) оценка, даваемая обществом статусу личности;

в) совокупность прав и обязанностей, власти и влияния, привилегий
и ответственности, которыми обладает индивид.

Индивидуальное задание

1.Ответьте письменно на следующие вопросы.

2. Смысл жизни - это ...

3. Какие качества личности наиболее привлекательны для студен­тов?

4. Какие качества личности в современном российском обществе оце­ниваются негативно, а какие позитивно?

5. Взаимосвязан ли выбор Вашей профессии с социальным статусом и деятельностью родителей?

Литература

1. Акчурин И. А. Типология и идентификация личности/ Вопросы философии. - 1994. - №5.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.-СПб., 1992.

3. Владимиров Н.П. Личность в двух измерениях^Социально-поли-тический журнал. - 1994. - № 11-12.

4. Клементьев Д.С. Человек в кризисное время II Вестник МГУ. -Сер. 12.-1992. - №2.

5. Кон И.С. Социология личности. - М., 1967.

6. Комарова З.И. Личность как субъект и объект социального раз­вития/Социально-политический журнал. - 1992. - № 4-5.

7. Модели человека в современной зарубежной социологии. - М., 1985.

Тема 5. Социология девиантного поведения

1. Девиантное поведение: понятие, сущность, основные формы. Кон­цепции девиантного поведения.

2. Основные формы девиации.

3. Деликвентное поведение.

4. Сущность социального контроля.

Основные понятия:девиация, делинквентность, преступное пове­дение, социальный контроль, профилактика преступного поведения, нор­ма, право.

Темы докладов

• Роль девиантного поведения в стагнации и развитии общества.

• Типы отклоняющегося поведения по Р. Мертону.

• Социальный контроль как особый механизм социальной регуля­ции поведения людей.

• Девиация в современном российском обществе.

• Суицид - проблема цивилизованного общества.

Проблема для дискуссии

Итальянский просветитель Чезаре Беккариа, основатель классичес­кой школы уголовного права, сформулировал следующий правовой прин­цип: "Смертная казнь не может быть полезна, потому что она подает

людям пример жестокости". Как вы считаете, актуален ли этот принцип в наши дни?

Логические задания

1.Э. Дюркгейм в своих исследованиях преступного поведения об-
ращал'особое внимание на такое свойство преступности, как устойчи­
вость: "Человеку не нравится боль точно так же, - писал Э. Дюркгейм,
- как обществу преступность, и все же боль - функция нормальной фи­
зиологии".

Действительно, с позиций структурно-функционального анализа лю­бое устойчивое социальное явление должно выполнять в обществе оп­ределенную социальную функцию. Подумайте, какую функцию в общес­тве выполняет преступность?

2. Назовите отличительные особенности девиантного, делинквентно-го и преступного поведения.

3. В чем совместимость понятий "гениальность" и "злодейство" для социологии?

4. Объясните рост числа проявлений девиантного поведения в сов­ременном российском обществе с точки зрения теории аномии.

Литература

1. Васильев Э.П. Актуальные проблемы социологии девиантного по­ведения и социального контроля. - М., 1993.

2. Гилинский Я-И., Афанасьев B.C. Социология девиантного (откло­няющегося) поведения. - СПб., 1993.

3. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специаль­ная социологическая теория/Социс. - 1991. - № 4.

4. Димов В.М. Проблемы девиантного поведения российской моло­дежи (социологический аспект)/Вестник Московского универси­тета. - Сер. 18. Социология и политология. — 1997. - №3.

5. Дюркгейм Э. Норма и патология 0 Рубеж: Альманах социальных исследований. - Сыктывкар, 1992. - № 2.

6. Иванов В.Н. Дсвиаитиое поведение: причины и масштабы/Соци­ально-политический журнал. - 1995. - № 2.

7. Коэн А.К, Отклоняющееся поведение и контроль над ним/Аме­риканская социология. - М., 1972.

8. Мертон Р. Социальная структура и аномия /Социс. - 1992. - № 24.

9. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло?/Социс. -1998.-№9.

Тема 6. Социальные общности и социальные груп­пы

1. Понятие социальной общности.

2. Типология социальных общностей.

3. Малые группы: понятие, особенности, типология.

4. Толпа как объект социологического исследования.

Основные понятия:социальная общность, массовая общность, со­циальная группа, малая группа, формальная группа, неформальная груп­па, первичная группа, вторичная группа, референтная группа.

Темы докладов

• Молодежь как специфическая социально-демографическая груп­па.

• Студенчество как особая социальная группа.

• Проявление массового поведения в обществе и его социальные последствия.

• Проблема диагностики межличностных отношений в малых соци­альных группах.

• Межличностные конфликты: причины и пути преодоления.

Наши рекомендации