Общество - социология - личность
Зборовский Г.Е.
Общая социология
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве
учебника для студентов
высших учебных заведений,
обучающихся по специальности
020300 «Социология»
МОСКВА
ГАРДАРИКИ
УДК 316 (075.8)
ББК60.5
3-41
Рецензенты: действительный член Академии гуманитарных наук, доктор философских наук,
профессор Ю.Р. Вишневский;
действительный член Академии гуманитарных наук, докюр философских наук, профессор Г.П Орлов
Зборовский Г.Е.
3-41 Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2004. - 592 с.
ISBN 5-8297-0174-Х (в пер.)
Рассматриваются основные теоретические положения социологической науки н этапы ее развития. Раскрывается содержание учений об обществе, социальных институтах, личности, динамике социальных процессов. Анализируются специфика и структура социологического знания и социологического исследования.
Для студентов, обучающихся по специальности «Социология», и всех тех, кто интересуется проблемами современной социологии.
УДК 316 (075.8) ББК 60.5
ISBN 5-8297-0174-X
© «Гардарики»,2004 © Г.Е. Зборовский, 2004
ПРЕДИСЛОВИЕ
Перед Вами, читатель, третье издание учебника по общей социологии. Первое было опубликовано в 1997 г., второе — в 1999 г. Оба издания разошлись очень быстро. Между тем многие заявки па учебник оказались не удовлетворены и продолжают поступать. В 2000 г. был принят новый Государственный образовательный стандарт, в связи с чем появилась необходимость дополнить и исправить предыдущие издания книги.
Однако причины публикации нового издания выходят за пределы названных. За последние годы в мире произошли громадные изменения, которые наложили отпечаток как на жизнь человечества в целом, так и на процессы, происходящие в российском обществе. Борьба с международным терроризмом, резко активизировавшаяся после событий 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке — разрушение зданий Всемирного торгового центра, — последовавший вслеД за ним разгром движения «Талибан» в Афганистане, война в Ираке, в которую оказались вовлечены прямо или косвенно десятки стран, усиливающиеся процессы глобализации, с одной стороны, антиглобалистской борьбы — с другой, быстрое распространение по планете эпидемии новой страшной болезни — атипичной пневмонии, угрожающей жизни и здоровью десятков тысяч жителей многих стран, — вот далеко не полный перечень чрезвычайных событий лишь последних полутора лет, которые требуют социологического осмысления.
Что касается России, то в ней также произошли серьезные события, связанные со сменой политического руководства, которому удалось в какой-то степени нормализовать обстановку в стране, добиться некоторых результатов в улучшении экономической ситуации, ослабить напряженность в обществе. Вместе с тем говорить о радикальных изменениях пока не приходится. Глубоких, качественных сдвигов в развитии производства не произошло. По-прежнему крайне низок жизненный уровень значительной части населения страны, как и раньше, не выплачивается вовремя заработная плата многим миллионам работников бюджетной сферы, продолжаются акции протеста (забастовки, голодовки, митинги, демонстрации). Не произошло коренного улучшения ситуации в Чеченской Республике, где продолжают гиб-
Предисловие
нуть люди. Процессы, происходящие в стране, так же как и изменения в мире, должны стать предметом социологической интерпретации.
В учебнике осуществляется анализ как теоретических проблем социологии, так и практических вопросов жизни человеческого сообщества. При этом особый акцент сделан на процессах и проблемах, типичных для нашей страны. В книге дается систематическое изложение содержания социологической науки. Наряду с хрестоматийным, ставшим уже «классическим» материалом в учебнике представлена трактовка наиболее актуальных вопросов социологии, дано их авторское видение в полемике с иными точками зрения. Вместе с тем автором двигало желание не увлекаться дискуссиями, а анализировать проблемы в позитивном плане.
При написании учебника привлекался разнообразный материал из отечественных и зарубежных теоретических источников и учебной литературы. Однако логика, структура и содержание учебника являются результатом авторского видения предмета социологии и ее специфики. Концепция учебника, его архитектоника, предлагаемое методическое оснащение (контрольные вопросы и задания, названия конкретных небольших разделов, словарь основных понятий и терминов и др.) — все это рождалось в процессе многолетнего преподавания социологических дисциплин в ряде университетов Екатеринбурга.
В третье издание книги внесены необходимые изменения как содержательного, так и редакционного характера. Появилась совершенно новая глава о социальном управлении. Проанализирован ряд новых теорий, в том числе посвященных проблеме глобализации. Заметно усилена трактовка социальных институтов, особенно в социальной и духовной сферах (институты образования, религии). Обновлены фактические данные, посвященные российским реформам и их восприятию в общественном сознании. Использованы (и указаны) новые литературные источники.
Завершая предисловие, хотелось бы выразить надежду, что книга принесет пользу студентам, аспирантам, преподавателям, всем тем, кто интересуется проблемами современного общества и социологической науки.
РАЗДЕЛ I
ВВВДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ
Глава 1
Общество - социология - личность
§ 1 Первый в t/ляд па (оциологию § 2 Функции социологии § 3 Приглашение в < оциологию
§ 1. Первый взгляд на социологию
Вряд ли кто-то усомнится в том, что в современном мире жить не просто. Еще труднее его понять. Многие даже и не пытаются это делать, «плывя но воле волн». Иные борются с этими «волнами», стремятся либо их обуздать, либо нырнуть под них. Часто это делается без понимания того, как лучше и легче преодолеть препятствия и трудности продвижения вперед.
Иногда люди далее не пытаются осмыслить мир своего бытия потому, что застают его уже «готовым», находящимся в «полном порядке». Они рождаются, а затем живут в нем таком, каким он сохраняется долгие годы, и кажется, что изменить его невозможно Когда же наступают кризисные переломные периоды и в обществе становится трудно и плохо многим, люди, далеко не всегда зная, что делать, полагают, что лучше не читать газет, не знагь новостей, не смотреть телевизор, а попытаться уйти в свою личную жизнь.
Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что личная жизнь не менее сложна, чем жизнь общества, хотя бы потому, что ис-пьпывает на себе его воздействие. Когда не выдается зарплата, не выплачиваются отпускные, трудно сохранить ровное и спокойное состояние духа. И тогда приходится признать, что личная жизнь не такая уж «личная». Люди в своих тревогах и беспокойствах не одиноки, наоборот, они их объединяют, и каждый человек становится по необходимости частью сложного общественного организма, который он должен осмыслить, понять.
Социальный мир, в котором живут люди, не заморожен. Он представляет собой процесс постоянного производства, воспроизводства, изменения, в котором каждый из нас принимает участие. Мы не всегда это
Раздел I Введение в социологию
осознаем, тем не менее выбираем, как, в какой форме участвовать в процессе преобразования общества. Условия, в которых мы это делаем, тесно связаны с его характером. Чаще всего наше общество определяют как индустриальное. Пища, которую мы едим, вода, которую мы пьем, одежда, которую мы носим, книги, которые мы читаем, токсичные вещества, которые попадают в наш организм, — все это зависит от окружающей нас природной, производственной и социальной среды. Следовательно, каждая сторона нашей жизни связывает нас с широким и природным, и социальным миром, которые мы едва начинаем понимать.
Наше общество — это огромный океан, где есть своя надводная, наблюдаемая, и подводная, не видимая невооруженным глазом, жизнь. Вероятно, было бы уместно, продолжая сравнения такого рода, уподобить общество айсбергу, у которого 2/5 находится над водой, а 3/5 — под ней. Чтобы ориентироваться в такой сложной жизненной системе, знать, что в ней происходит, и использовать это знание в собственной деятельности, необходимо опираться на научные представления, теории, доказательства. Их созданием занимаются сегодня многие социально-гуманитарные науки. Одна из наиболее популярных среди них — социология.
Вспомним слова из хорошо известной в стране песни, исполнявшейся по меньшей мере полвека назад одним из самых любимых отечественных певцов Л.О. Утесовым: «Как много девушек хороших, как много ласковых имен! Но лишь одна из них тревожит, унося покой и сон, когда влюблен». Не трудно провести аналогию с науками, которых много, но лишь отдельные заставляют людей терять «покой и сон» и «влюбляться» в них, посвящая им свою деятельность. В перечне таких наук, без сомнения, стоит социология.
Взрыв интереса к ней в последние годы хорошо виден и по резко увеличившемуся количеству публикаций, и по большим конкурсам на социологические факультеты, и по возросшей частоте обращений к услугам социологов в самых разных сферах деятельности. А ведь еще каких-то 10—15 лет назад все было совсем не так. И дело не только в том, что не писались и не издавались учебники по социологии, не готовились дипломированные специалисты, востребованность которых в обществе была незначительной. Основное препятствие на пути развития социологии заключалось в невозможности проводить многие исследования и, что следует подчеркнуть в первую очередь, публиковать полученные результаты — при условии, конечно, их несоответствия идеологическим установкам КПСС. Отсутствие свободы творчества и цензура — главные враги социологии.
Сейчас трудно представить себе деятельность Любого средства массовой информации, будь то центральные или местные газеты, журналы,
Глава 1 Общество — социология — личность 11
теле- и радиостанции, не использующего активно материалы социологических исследований. Правда, они же иногда создают образ социолога, мало соответствующий реальному. На уровне массового сознания работу представителя этой профессии отождествляют с распространением, сбором, обработкой и анализом анкет, а самого социолога — с человеком, «гоняющимся» за респондентами (опрашиваемыми, отвечающими на вопросы анкеты, участвующими в интервью в качестве объекта исследования) с магнитофоном и анкетой в руках.
Социология и жизнь
Что же в действительности представляет собой социология и почему к ней стремительно растет интерес в российском обществе? Что дает обществу владение социологическим знанием? Во-первых^ цель социологии состоит в получении достоверной, истинной информации, позволяющей составить объективную картину как современного мира, так и того конкретного общества, в котором живут люди, потребляющие эту информацию.
Во-вторых, благодаря этому социология приобретает возможность и способность прояснять социальную ситуацию, делать ее более понятной и адекватной происходящим глубинным процессам, но только на основе точной информации — как статистического, так и социологического характера. Поясним это на примере тех процессов, которые происходят в России в конце XX — начале XXI в. Сейчас многие говорят и пишут о том, что в последнее время увеличивается часть населения, которая живет бедно, причем она растет, как доказывает ряд авторов, более быстрыми темпами, чем даже в недалеком прошлом (начало 1990-х гг.). При этом называются разные цифры — от */з Д° 2/з и даже 3/4 населения, находящегося за чертой бедности. Социология, в отличие от других наук, изучающих эту проблему (скажем, экономических), дает возможность опираться и на экономико-статистические показатели (даже если мы признаем их полными и научно обоснованными), связанные с доходами, ценами, потребительской корзиной и т.д., и на самооценки различных социальных групп своего материального статуса и благосостояния. Такая информация позволяет гораздо лучше понять не только сложившееся положение дел, но и изучать динамику процесса обеднения населения, а также его социальное самочувствие.
В-третьих, овладевая социологическим знанием, социологически «просвещаясь», люди узнают больше о жизни общества, о состоянии социальных процессов, о собственной работе, семье, образовании, условиях и различных формах деятельности; вместе с тем они могут влиять на них, проявляя инициативу и активность. Разве не об этом сви-
Раздел] Введение в социологию
детельствуст обширная практика включения людей в различные общественные движения, социальные организации и объединения, занимающиеся изменением существующей ситуации?
В-четвертых, социологические исследования имеют теоретическое и практическое значение для оценки результатов тех или иных политических решений и действий. Речь идет о помощи, которую социология может оказать практической политике, о необходимости для последней воспользоваться результатами информационного осмысления социальных проблем, предлагаемыми социологией. Если бы политики чаще и искуснее использовали материалы социологических исследований в своей деятельности, многих ошибок и необдуманных шагов удалось бы избежать. Сказанное не означает, конечно, что социология — п'анацея от всех бед, такого в принципе не бывает и не может быть, по использование ее в качестве средства осмысления реформ и путей их осуществления сулит многообещающие результаты.
Таким образом, у нас имеются достаточные основания для вывода о том, что социология — очень «жизненная» наука. Конечно, у нее есть свои сугубо теоретические проблемы научного развития, которые представляют интерес прежде всего для самих социологов. Но главный смысл этой науки заключается в постоянном обращении к социальной жизни и систематическом ее изучении на уровне общества в целом, его конкретных социальных процессов и структур, институтов и организаций, социальных общностей и групп, деятельности и поведения людей, социальных отношений и взаимодействий. Коль скоро социология предстает перед нами в таком качестве, возникает вопрос о ее функциях.
§ 2. Функции социологии
Чисто условно их можно разделить на три группы — познавательные, прогностические и управленческие. В основе такого деления, с одной стороны, объективная необходимость многообразного и дифференцированного включения социологии в систему общества и социальных наук, с другой — выделение различных форм социологической деятельности в соответствии с характером и содержанием труда социолога. Рассмотрим каждую из названных групп функций.
Познавательные функции
Как и любая интеллектуальная деятельность, социологическая начинается с познания. Познавательные функции социологии реализуются через описание, изучение, объяснение, анализ, диагностику социальной
Глава I Общество — социология — личность
реальности, выступающей в виде одного или целой группы взаимосвязанных социальных фактов. Чем масштабнее по целям и задачам социологическое познание той или иной проблемы, тем вероятнее, что социология будет иметь дело с большим количеством сложных социальных фактов. В ходе осуществления познавательной функции задача социологии состоит в выявлении связей между ними, проявляющихся в форме определенных тенденций. Поэтому имеет смысл конкретизировать группу познавательных функций через описательную, объяснительную, диагностическую.
Первая из этих функций состоит в описании социальных фактов и процессов, что представляет собой начальный этап любого исследования. По существу, это обнаружение и фиксация того социального материала, который требует своего дальнейшего изучения и анализа. Вслед за описанием возникает необходимость объяснения установленных социальных фактов и выявления связей между ними. Диагностическая функция — естественное продолжение описания и объяснения, ее смысл заключается в определении конкретной социальной проблемы, требующей своего исследования, в характеристике ее актуальности и практической значимости, в выявлении ее признаков и особенностей, а также социального противоречия, нуждающегося в разрешении. Другими словами, социолог в ходе реализации данной функции ставит своеобразный «социальный диагноз», который по существу и является обоснованием необходимости дальнейшего исследования сформулированной проблемы.
Познавательные функции социологии сопряжены как с теоретическим, так и с эмпирическим анализом социальной реальности. Это важно подчеркнуть потому, что иногда происходит отождествление познавательных функций только с теоретическим рассмотрением проблемы. В ходе осуществления данных функций социология выходит на составление программы исследования, начиная от формулировки его целей и задач, объекта и предмета, противоречий и основных понятий, рабочих гипотез и предполагаемых результатов и заканчивая определением методов и средств изучения проблемы, характера обработки и анализа полученной информации.
Прогностические функции
Познавательные функции находят свое органичное продолжение в прогностических (вторая группа функций). Для социологии их реализация необычайно важна. Без этого наука теряет чувство нового, видение будущих результатов изменения социального процесса. Осуществлять познавательные функции, не ориентируясь на социологический прогноз, — значит, обеднять возможности науки. Представим себе исследование
Раздел I. Введение в социологию
какой-либо острой социальной проблемы, ограниченное лишь описанием и анализом существующей ситуации и не показывающее перспектив ее изменения. Естественно, такой анализ вряд ли может в полной мере удовлетворить заказчика исследования и тех, кто знакомится с его материалами.
Между тем далеко не во всех социологических работах реализации прогностических функций уделяется должное внимание. Причина такой своеобразной социологической «бескрылости» часто заключается не столько в «забывчивости» авторов тех или иных исследований, сколько в трудностях и ответственности социального прогноза. Ведь он включает в себя социальное планирование, проектирование и конструирование, сопряжен с моделированием будущего процесса. Некоторые авторы даже разделяют прогностическую функцию и функцию социального проектирования и конструирования, настолько они им представляются разными. Выскажем иную точку зрения: прогностическая функция конкретизируется через функции социального проектирования, конструирования и планирования. Но в любом случае все они должны иметь место.
При этом под функцией социального проектирования будем понимать разработку конкретной модели социального процесса или социальной системы (подсистемы) со своими параметрами и спецификой функционирования. По существу, это стремление дать четкий, имеющий строгие границы, количественно и качественно выдержанный социальный прогноз в виде социального проекта. В то же время в самом общем плане он есть не более чем описание качественных характеристик будущего процесса (системы, подсистемы).
Функция социального конструирования охватывает более широкие исследовательские действия, чем социальное проектирование. Она представляет собой общее мыслительное построение нового социального объекта безотносительно к конкретно заданным параметрам и нормативам. Речь идет лишь об образе будущего объекта, его модели*
Примером проектирования является создание различных моделей социальных объектов на компьютерной базе (в том числе моделей новых хозяйственных и социальных механизмов на основе перехода к рыночной экономике). Социальное же конструирование в этом случае означает создание общей модели перехода к рынку. Строго говоря, ни социальное проектирование, ни социальное конструирование не относятся к чисто социологическим функциям. Скорее всего, это функции более широкой деятельности, связанной с работой математиков, экономистов, специалистов по системному анализу и др., но включающей в себя также и труд социологов.
Зато сугубо социологической разновидностью прогностической функции является функция социального планирования, реализация ко-
Глава 1 Общество — социология — личность
торой представляет собой разработку целевых комплексных программ развития отдельных сфер общественной жизни, отраслей, регионов, городов и т.д. Конечно, здесь гоже много работы для экономистов, плановиков, других специалистов, но есть где разгуляться и социологам. Вряд ли можно согласиться с теми, кто считает, что переход к рыночной экономике отменяет необходимость социального планирования, интегрированного в систему новых общественных отношений. В ограниченных пределах социальное планирование продолжает оставаться актуальным для нашего общества, о чем свидетельствует целый ряд социальных программ самого различного характера — от уровня предприятия и фирмы до регионального и федерального уровней.
Управленческие функции
Социология выступает как важный инструмент совершенствования управления, что дает основание говорить о реализации ею управленческих функций (третья группа функций). Суть их заключается в том, что социологические выводы, рекомендации, предложения, оценки состояния социального объекта, создаваемые социальные технологии служат основанием для выработки и принятия управленческих решений. Там, где это происходит — в масштабах общества, региона, города, предприятия, организации, учреждения, — решения становятся более аргументированными, взвешенными, их трудно оспорить.
Иногда такие решения весьма серьезны и имеют далеко идущие последствия. Так, в конце 1980-х гг. при рассмотрении вопроса о строительстве и последующем расширении Нижневартовской ГРЭС, за которым стояла проблема строительства и ежегодного (вплоть до 1995 г.) ввода в строй нового мощного блока станции, Минэнерго потребовало от энергетиков не только технико-экономического, но и социально-экономического обоснования проекта. Необходимо было ответить на вопрос, сумеют ли строители и энергетики обойтись трудовыми ресурсами своего региона или им придется привлекать работников из других регионов страны. В последнем случае Минэнерго отказывалось утверждать и финансировать строительство новых блоков, поскольку оно оказывалось крайне дорогим и нерациональным как в экономическом, так и в социальном плане. Руководство станции обратилось за помощью к социологам, которые в течение нескольких месяцев изучали социально-профессиональные ориентации выпускников школ и молодежи Нижневартовска и пос. Излучинска (на его территории расположена ГРЭС). Отчет социологов стал составной частью обоснования строительства и расширения станции. Он содержал систематизированную оценку мнений подавляющего большинст-
Раздел 1 Введение в социологию
ва выпускников, выразивших желание после окончания школы остаться в Нижневартовске. Выяснилось также, что часть из них хотела бы приобрести специальности электроэнергетического профиля и в дальнейшем работать на станции. Проведенное исследование принесло большую пользу и городу, поскольку предоставленные материалы были использованы властями при выработке стратегии его дальнейшего развития. Как видно, в приведенном случае социологическое исследование стало одним из оснований важных управленческих решений, имевших немалое государственное значение.
К разряду управленческих относится и организационно-технологическая функция социологии. Речь идет о выработке, конструировании ею (либо с ее помощью) социальных технологий. Под социальной технологией будем понимать и npoi рамму преобразовательной деятельности, и саму эту деятельность на основе принятой программы, призванную в корне изменить ситуацию. В отличие от рекомендаций и предложений, с которыми часто выступают социологи, у социальных технологий иные цели. Если первые, как правило, нацелены на улучшение тех или иных сторон социальной практики, решение конкретных задач в рамках совершенствования действующей системы, то последние должны способствовать глубоким качественным преобразованиям социальных процессов и включают в себя комплекс организационных мероприятий, на это направленных. Конечно, для достижения таких целей используются и конкретные рекомендации, и предложения социологов.
Примером эффективной социальной технологии может служить программа «Внимание», внедренная в 1970-х гг. в Уфимском производственном объединении им. СМ. Кирова группой социологов и психологов. Смысл ее состоял в том, чтобы уделять внимание каждому члену коллектива, не выпустить из поля зрения ни одного работающего (особенно по-вичков, или, используя социологическую терминологию, адантантов), сделать производственную среду комфортной с социальной и психологической точек зрения, удовлетворяющей и потребности человека, и нужды производства. Социальная технология «Внимание» охватила все категории работающих на предприятии, в корне изменила ситуацию, сократила, а потом и свела почти к нулю текучесть кадров, повысила заинтересованность в труде, сформировала чувство «заводского патриотизма». Разработка и внедрение этой социальной технологии были долгими и трудными, однако в конечном итоге завершились достижением поставленной цели.
К числу управленческих следует отнести также контрольно-аналитическую и консультационную функции. Первая состоит в осуществлении контроля за реализацией предложений и рекомендаций социологов,
Глава I Общество — социология — личность 17
за ходом внедрения тех или иных социальных технологий и в анализе новых социальных процессов, являющихся следствием имевших место трансформаций. Контрольно-аналитическая функция в системе деятельности социолога, если последнюю рассматривать последовательно, как определенный цикл (постановка целей и задач исследования, проведение его самого, обработка и анализ данных, подведение итогов, контроль за реализацией сформулированных идей и предложений), выполняет важную роль. Благодаря этой функции социологи могут судить об эффективности собственной деятельности и ставить новые задачи, связанные с ее оптимизацией.
Говоря о консультационной функции как разновидности управленческих функций, отметим, что она состоит в оказании всевозможной — теоретической, практической, «просвещенческой» — помощи большому числу лиц, заинтересованных в ее получении от социолога, проводящего эмпирические исследования. Социолог консультирует самые различные категории людей, распространяет социологические знания, знакомит с результатами собственных исследований и материалами других работ. В ряде случаев консультационная деятельность оказывается тесно связанной с обучающей. По существу, такой деятельностью социолог прививает вкус к социологическим исследованиям и пониманию их необходимости. Так что консультационную функцию социологии нельзя недооценивать.
§ 3. Приглашение в социологию
Заголовок этого параграфа воспроизводит название одного из самых популярных в мире учебных пособий по социологии — книги известного современного американского ученого П. Бергера1. Рассматривая функции социологии, мы обращали внимание на ее социальную полезность, общественную направленность, на тот результат, который может быть достигнут с ее помощью в стране, регионе, городе, организации, на предприятии. Но это далеко не все возможности и перспективы социологической науки. Она способна приносить пользу отдельному человеку, группам людей — разумеется, при условии, что они знакомятся с содержанием этой науки, изучают ее теоретические положения и практические результаты, методы и возможности.
Итак, каждый интересующийся приглашается в социологию. Приглашаются все — и те, кто хочет заняться ею всерьез и надолго, став
1 Впервые издана в 1963 i , переведена на русский язык в 1996 г: Бергер И Л Приглашение в социологию. М ,1996.
Раздел I Введение в социологию
профессионалом в этой области деятельности; и те, кому нужно изучить курс социологии для того, чтобы сдать экзамен или зачет, без которого нельзя получить диплом; и те, кого эта наука волнует «бескорыстно» и кто хочет получить ответы хотя бы на часть вопросов, касающихся их жизни и жизни общества, или просто увидеть эти вопросы-проблемы и попытаться самостоятельно порассуждать и определиться в своем отношении к ним.
«Оптическая система»
Социология — это своеобразная оптическая система, которую человек может использовать в качестве собственных «очков» — как от социальной «близорукости», так и от социальной «дальнозоркости». В одних случаях индивиду требуется видение и знание перспективы: что может ожидать его, близких ему людей (или его недругов), если в обществе восторжествует та или иная линия развития? От этого часто зависит стратегия деятельности индивида. Не случайно многие сегодня стараются найти в социологической литературе описание возможных сценариев изменения российского общества, его отношений с ведущими странами в мировом социальном пространстве.
В других случаях человек заинтересован в том, чтобы поглубже разобраться в текущих проблемах, получить для себя ответ на конкретный вопрос, скажем, правильно ли он ведет себя в определенной социальной ситуации, соблюдает ли принятые «правила игры», не выглядит ли его поведение как форма социального эпатажа, не бросает ли он вызов обществу и т.д. Здесь нужны уже совсем другие социальные «очки». Но и их вполне можно найти в социологии, которая в данном случае выступает как хороший магазин оптики, где при желании можно либо купить уже готовые «очки» (заплатив за имеющиеся, но не опубликованные результаты исследования), либо заказать новые (если есть деньги на проведение специального исследования), либо даже получить их бесплатно (воспользовавшись опубликованной информацией).
Ясно, что социология может выступать в качестве определенного способа времяпрепровождения (выражаясь словами П. Бергера) — как для тех, кто создает социологическое знание (что вполне естественно), так и для тех, кто его потребляет и использует в своих целях и интересах. Конечно, это не всеобщий, а индивидуальный способ времяпрепровождения — в том смысле, что он интересен для одних и абсолютно непривлекателен для других. Одним нравится наблюдать за поведением людей, пытаться его анализировать и делать отсюда практические выводы, других больше привлекают автомобили и их техническое устройство.
Глава 1. Общество — социология — личность 19
Но есть люди, для которых социология — основной способ времяпрепровождения, их «одна, но пламенная страсть». Это — социологи ех рго-fesso (по профессии, по роду своих занятий). Их труд регулируется профессиональной этикой, которая отражает специфику социологической деятельности. Профессия социолога предполагает общение с людьми, правильное, точное, корректное выявление их мнений, работу над социологическими материалами и документами, исследовательскими проектами, методическими рекомендациями, социальными технологиями и т.д. В ходе этой работы часто возникают соображения профессионально-нравственного порядка, которые выражены в коллективно созданном социологами документе, получившем название «Этический (профессиональный) кодекс социолога»1.
Кодекс социолога
Кодекс — это свод этических норм, регулирующих деятельность социологов. Объективная необходимость его создания профессиональным сообществом социологов обусловлена ответственностью специалиста за результаты своих исследований, их возможное воздействие на социальные процессы, за формирование общественного мнения и т.п. В кодексе содержатся в первую очередь правила: быть научно честным и профессионально компетентным специалистом, обеспечивать максимальную достоверность и надежность социологической информации. Еще одно важное правило — строго придерживаться в отношениях с респондентами гарантий конфиденциальности и неразглашения выявляемых данных (принцип анонимности), не применять методы и процедуры, ущемляющие личное достоинство и интересы людей.
Кодекс провозглашает принцип объективности социолога, несовместимость его научных выводов с тенденциозностью, идеологической ангажированностью и стремлением влиять на научную истину. Вместе с тем значима четкая гражданская и нравственная позиция. К непреложным нормам деятельности должно быть отнесено уважение к Другим идеям и людям, их высказывающим, к труду своих коллег и предшественников, обязательное упоминание их имен в материалах исследования. Главное для социолога в конечном счете — неукоснительно следовать принципу: Истина превыше всего.
В условиях более широких, чем раньше, возможностей использования результатов исследований цена ошибки социолога возрастает. Поэтому одной из его профессиональных заповедей становится та же, что и в медицине, — «не навреди». Кодекс устанавливает ответствен-
См Социологические исследования 1988 № 5; 1994 № 10.
Раздел I Введение в социологию
ность социолога за выводы и рекомендации, которые должны базироваться исключительно на достоверных данных, не вызывающих сомнения у пользователей информации. Только в этом случае гарантируется доверие к социологии и социологам.
Обучение социологии
Каждый год весной и летом, беседуя с абитуриентами, поступающими учиться по специальности «социология», в ответ на вопрос, почему избрана именно эта профессия, приходится слышать: «Хочу лучше знать общество, в котором живу, чтобы влиять на процессы, происходящие в нем»; «Профессия социолога дает возможность работать с людьми, а мне это нравится». К сожалению, на следующий вопрос, что абитуриенты понимают под работой с людьми, следуют уже менее вразумительные ответы.