Распределение респондентов по причинам

посещения секций (в %, n = 10)

Причины Доля
В секцию ходят мои друзья 16,7
У секции хороший тренер \ руководитель -
Мне интересны эти занятия 16,7
Во время занятий я забываю о проблемах дома 12,5
Меня заставляют посещать их -
Другое -
Всего 45,9[5]

Из этого следует, что большинство респондентов посещают секции, потому что их посещают друзья и респондентам интересны эти занятия. Так же, причиной посещения секций респонденты назвали то, что во время занятий они забывают о проблемах дома. Можно сделать вывод о том, что главная причина посещения секций – общение со сверстниками.

На вопрос №12: «Регулярно ли ты выполняешь домашнее задание?», 25,1% респондентов ответили «да», 74,9% респондентов ответили «нет».

Из этого видно, что большинство респондентов не регулярно выполняют домашнее задание.

На вопрос №13: «Если нет, то почему?», ответы распределились следующим образом:

Таблица 3

Распределение респондентов по причине не регулярного

выполнения домашнего задания (в %, n = 18)

Причина Доля
Я не знаю, как выполнять домашнее задание 16,7
Мне не хочется выполнять домашнее задание 66,7
Мне мешают выполнять домашнее задание 16,8
Другое 5,6
Всего 105,8[6]

В варианте ответа «другое» была названа следующая причина:

«устаю».

Из этого следует, что главной причиной не регулярного выполнения домашнего задания является то, что респонденты не хотят выполнять домашнее задание. Это может быть связано с тем, что дети перегружены уроками, вследствие не рационального распределения предметов в расписании.

На вопрос №14: «Помогают ли тебе родители делать домашнее задание?», 16,7% респондентов ответили «да», 83,3% респондентов ответили «нет».

Из этого следует, что большинство родителей не контролирует выполнение домашнего задания детьми, мало общаются со своими детьми.

На вопрос №15: «Общаешься ли ты со своими одноклассниками?», 95,8% респондентов ответили «да», 4,2% респондентов ответили «нет». Причина следующая: «они меня не понимают в некоторых вопросах».

Из этого следует, что большинство респондентов не исключено из общения с коллективом.

На вопрос №16: «О чем вы разговариваете с одноклассниками?», ответы распределились следующим образом:

Таблица 4

Распределение респондентов по темам общения

с одноклассниками (в %, n = 24)

Тема Доля
Об уроках 16,7
О секциях 8,4
Об общих увлечениях 83,3
О школьных мероприятиях 20,9
Другое 16,8
Всего 146,1[7]

В варианте ответа «другое» были названы следующие варианты:

«редко разговариваю с одноклассниками, но если только необходимо»,

«о гулянках»,

«о девчонках»,

«о кино».

Из этого следует, что большинство респондентов разговаривают с одноклассниками об общих увлечениях. Это так же видно из ответов в варианте «другое».

На вопрос №17: «Общаешься ли ты со своими одноклассниками в свободное от школы время?», 91,7% респондентов ответили «да», 8,4% респондентов ответили «нет».

Из этого следует, что большинство респондентов общаются со своими одноклассниками даже вне школы.

На вопрос №18: «Как ты оцениваешь отношение учителей к себе?», ответы распределились следующим образом:

Таблица 5

Оценка респондентами отношения учителей к себе (в %, n = 24)

Оценка Доля
Учителя относятся ко мне лучше, чем к остальным 8,4
Учителя относятся так же, как и к остальным 54,3
Учителя меня недолюбливают 37,5
Учителя игнорируют меня -
Другое -
Всего

Из этого следует, что чуть больше половины респондентов считают, что учителя относятся к ним так же, как и к остальным. 8,4% респондентов считают, что учителя относятся к ним лучше, чем к остальным. Это говорит о том, что большинство детей не считают, что их принижают в школе. Но 37,5% респондентов считают, что учителя их недолюбливают. Это может быть связано с тем, что дети не соблюдают школьный устав. Но, с другой стороны, это, так же, может говорить о низкой квалификации учителей.

На вопрос №19: «Как должны общаться учитель и ученик?», ответы распределились следующим образом:

Таблица 6

Мнения респондентов о том, как должны общаться учитель и ученик (в %, n = 24)

Мнение Доля
Как друзья 33,3
Как мама с ребенком 8,3
Официально 54,2
Другое 4,2
Всего 100,0

На вариант ответа «другое» был дан следующий ответ: «уважительно».

Из этого следует, что среди большинства респондентов преобладает точка зрения, что учитель и ученик должны общаться в официальном стиле. 33,3% респондентов хотелось бы общаться с учителями, как с друзьями, т.е. дети хотят быть наравне со взрослыми.

На вопрос №20: «Соблюдаешь ли ты школьную дисциплину?», ответы распределились следующим образом:

Таблица 7

Распределение респондентов по соблюдению школьной дисциплины (в %, n = 24)

  Да Нет Иногда Всего
Балуюсь на переменах 50,0 12,5 37,5 100,0
Балуюсь на уроках 20,8 41,7 37,5 100,0
Здороваюсь с учителями 87,5 - 12,5 100,0
Здороваюсь с персоналом 50,0 20,8 29,2 100,0
Прихожу на занятия вовремя 37,5 29,2 33,3 100,0
Прогуливаю уроки 16,7 20,8 62,5 100,0

Из этого следует, что 37,5% респондентов иногда балуются на перемене.

20,8% респондентов балуются на уроках и 37,5% респондентов иногда балуются на уроках. Это говорит о том, что в школе нет контроля со стороны учителей поведения на переменах и уроках. На уроках учителя не могут удержать внимание детей.

Большинство респондентов здороваются с учителями.

50% респондентов здороваются с персоналом и 29,2% респондентов здороваются. Это говорит о том, что большинство детей уважительно относятся к старшим.

29,2% респондентов не приходят на занятия вовремя и 33,3% респондентов иногда приходят на занятия вовремя. Из этого видно, что большинство ребят не приходят вовремя на занятия.

Большинство респондентов иногда прогуливают уроки.

Несоблюдение в полной мере школьной дисциплины может быть связано с ослаблением требований учителей к детям и неспособностью заинтересовать детей своими уроками. Так же, несоблюдение дисциплины это следствие гиперактивности детей.

На вопрос №21: «На какие оценки ты учишься?», респонденты дали следующие ответы:

«3» - 16,7%,

«3-4» - 33,3%,

«4» - 4,2%,

«2-3-4» - 12,5%,

«3-4-5» - 8,3%,

«4-5» - 8,3%,

«2-3-4-5» - 4,2%,

«5» - 4,2%,

«чаще всего на 3, но бывают и 5 по физкультуре» - 4,2%,

«чаще всего 3, но бывают и 2, и 5» - 4,2%.

Из этого следует, что большинство респондентов учатся на оценки «3-4».

На вопрос №22: «Устраивает ли тебя твоя успеваемость в школе?», ответы распределились следующим образом:

Таблица 8

Распределение респондентов по степени удовлетворенности своей успеваемостью (в %, n = 24)

Степень удовлетворенности Доля
Да 50,0
Нет 12,5
Все равно 37,5
Другое -
Всего 100,0

Из этого следует, что половину респондентов устраивает их успеваемость. 37,5% респондентов безразлична их успеваемость.

На вопрос №23: «У тебя много друзей в школе?», 54,1% респондентов ответили «много», 45,9% респондентов ответили «мало», вариант «нет друзей» никто не выбрал.

Из этого следует, что ответы респондентов разделились практически поровну. Но чуть больше респондентов (54,1%) считает, что у них много друзей в школе. У всех опрошенных детей есть друзья в школе.

На вопрос №24: «Ты рассказываешь о школе своим родителям?», 45,8% респондентов ответили «да», 54,2% респондентов ответили «нет».

Из этого следует, что, несмотря на то, что ответы разделились практически поровну, все же немного больше респондентов не рассказывают о школе своим родителям.

На вопрос №25: «Что ты рассказываешь своим родителям о школе?», ответы распределились следующим образом:

Таблица 9

Распределение респондентов по тому, что они рассказывают родителям о школе (в %, n = 11)

Предмет рассказа Доля
Про одноклассников 4,5
Про уроки 31,8
Про успеваемость 13,6
Про проблемы 4,5
Другое 4,5
Всего 58,9[8]

На вариант ответа «другое» был дан следующий ответ: «обо всем понемногу».

Из этого следует, что в большинство респондентов рассказывают своим родителям только про успеваемость и уроки. Об остальном дети рассказывают мало – нет контакта между детьми и родителями.

На вопрос №26: «Ты рассказываешь о школе своим друзьям?», 87,5% респондентов ответили «да», 12,5% респондентов ответили «нет».

Из этого следует, что респонденты больше рассказывают о школе своим друзьям, чем своим родителям.

На вопрос №27: «Что ты рассказываешь своим друзьям о школе?», ответы распределились следующим образом:

Таблица 10

Распределение респондентов по тому, что они рассказывают своим друзьям о школе (в %, n = 21)

Предмет рассказа Доля
Про одноклассников 54,2
Про уроки 12,5
Про успеваемость -
Про проблемы 41,7
Другое 12,5
Всего 120,9[9]

На вариант ответа «другое» были даны следующие ответы:

«сплетни»,

«про секцию»,

«о девчонках»,

«о новичках».

Из этого следует, что больше всего респонденты рассказывают друзьям про одноклассников и про проблемы, гораздо меньше про уроки. Это говорит о том, что дети более откровенны с друзьями, нежели с родителями.

На вопрос №28: «Твои родители ходят на родительские собрания?», 8,3% респондентов ответили «да, всегда», 70,8% респондентов ответили «да, иногда», 20,8% респондентов ответили «не ходят».

Из этого следует, что большинство родителей респондентов все же посещают родительские собрания.

На вопрос №29: «Твоих родителей вызывают в школу?», 62,5% респондентов ответили «да», 37,5% респондентов ответили «нет».

Из этого следует, что большинство родителей респондентов вызывают в школу.

На вопрос №30: «Сколько раз в год?», 20,8% респондентов ответили «1-2», 33,4% респондентов ответили «3-4», 8,3% респондентов ответили «5 и более».

Из этого следует, что обычно родителей респондентов вызывают от 1 до 4 раз в год.

На вопрос №31: «Почему твоих родителей вызывают в школу?», 50,0% респондентов ответили «чтобы отругать меня», 12,5% респондентов ответили «другое». На вариант ответа «другое» были даны следующие варианты ответов:

«хотят, чтобы успеваемость была лучше»,

«поговорить об успеваемости»,

«рассказать об успеваемости».

Из этого следует, что большинство (50,0%) родителей респондентов вызывают в школу, чтобы отругать их детей. Так же, вызывают родителей для того, чтобы обсудить успеваемость детей.

Вариант «чтобы похвалить меня» не выбрал ни один из респондентов.

Вывод

Проанализировав данные, полученные в ходе исследования, можно сделать следующие выводы: дети из неблагополучных семей адаптируются к обучению в школе с некоторыми сложностями.

Сложности возникают при адаптации детей к нормам поведения в школе и именно к обучению в школе. Детям не нравится расписание и некоторые предметы. Это связано с тем, что дети перегружены нерационально составленным расписанием. Поэтому, чтобы детям было легче приспосабливаться к распорядку дня, расписание, по мнению одного из учителей, должно быть составлено следующим образом: в начале недели ставятся простые предметы, в середине ставятся сложные предметы (т.к. пик умственной активности приходится именно на середину недели), в конце недели, так же, ставятся простые предметы, поскольку у детей снижается концентрация внимания.

Так же, дети балуются на переменах и уроках, опаздывают на занятия. Возможно, это следствие того, что вне школы родители не уделяют должного внимания их воспитанию, не объясняют им нормы поведения. Следовательно, детям сложно переключиться на то, что в школе существуют определенные правила. Кроме того, таким поведением дети привлекают к себе внимание. Но, в то же время, имеет смысл говорить о том, что требования учителей к детям в соблюдении школьной дисциплины понизились. Квалификация учителей снижается и уменьшается количество учителей готовых работать с детьми из чистого энтузиазма и любви к детям. Возможно, это следствие низкой заработной платы учителей и того, что профессия учителя не считается престижной. Но, в большей степени, успешная адаптация детей из неблагополучных семей зависит именно от учителя. Именно учитель в силах включить ребенка в работу класса и помочь ему усвоить школьные нормы.

Успешными инструментами адаптации являются занятия в секциях, общение с одноклассниками.

Половина респондентов занимаются в секциях. Там они интересно проводят время, общаются со своими друзьями. Занятия в секциях помогают забыть им о своих проблемах. Так же, ребята участвуют в школьных мероприятиях. Занимаясь в секциях и участвуя в мероприятиях, они проводят больше времени в школе. Занятия в школе помогают детям из неблагополучных семей раскрыть их способности, проявить себя с хорошей стороны.

Практически все опрошенные дети общаются со своими одноклассниками как в школе, так и вне ее. Их общение неконфликтное, т.к. найдены темы для разговоров: общие увлечения, подготовка к участию в школьных мероприятиях, помощь в уроках. Включенность в коллектив детей из неблагополучных семей позволяет им получать поддержку, если у них что-то не получается, от своих одноклассников.

Дети из неблагополучных семей не воспринимают требования учителей к себе критически. Напротив, большинство из них считают, что учителя относятся к ним так же, как и к остальным. Кроме того, дети хотели бы общаться с учителями, как с друзьями. Возможно, дети могут тянуться к учителям, потому что видят в них наставников, которыми не являются родители. Учителя, относящиеся с любовью к детям, являются важными помощниками при адаптации детей к школе.

При тех сложностях, какие возникают при адаптации детей из неблагополучных семей к обучению в школе, адаптация проходит нормально. Школа остается важной частью в жизни ребенка, сохраняет свой воспитательный потенциал. Дети компенсируют в школе недостаток общения с родителями и другими членами семьи. В школе дети из неблагополучных семей получают внимание и общение, которых им не хватает. Дети исправляются и развиваются, когда тянутся к чистому и светлому, чего не хватает в собственной семье.

Наши рекомендации