Общая характеристика методов социологии
Социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.
Методология исследования определяет логику интерпретации результатов, анализа полученных данных и представляет из себя технику получения знания.
Рис.1. Логическая схема социологического
исследования
Социологические исследования подразделяются на фундаментальные и прикладные.
Цельфундаментального исследования — развитие и совершенствование самой науки, т.е. получение нового научного знания, а цельприкладного исследования — решение конкретной социальной проблемы. Таким образом, если фундаментальное исследование позволяет открыть законы того или иного явления, то прикладное — выработать конкретные способы преобразования социальной ситуации.
Получаемые в ходе фундаментального исследования знания об обществе имеют чисто научный, или академический, интерес, а прикладные исследования обычно носят прагматический характер. Результаты фундаментальных исследований адресованы научному сообществу, а прикладных – конкретному заказчику, который с их помощью предполагает решить конкретную проблему.
Методы исследования - это конкретные, подходы, приемы, способы и инструменты, применяемые в социологическом исследовании для изучения социального мира.
Социология, как самостоятельная отрасль научного знания, использует для изучения своего предмета совокупность специфических методов. Все методы социологии можно подразделить на теоретические и эмпирические.
Особую группу методов, широко применяющихся в социологических исследованиях, составляют методы математической статистики.Они позволяют осуществлять анализ и интерпретацию первичной социологической информации, а также верифицировать уже полученные данные.
В качестве инструмента теоретического исследования в социологии, используется рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения. Исходным материалом для производства нового научного знания служат уже существующие теории. В процессе исследований социологи, как правило, используют такие теоретические методы, как системный, структурно-функциональный, синергетический, методы логической интерпретации, моделирования и ряд других.
Наряду с теоретическими методами, социология использует методы эмпирические. Исходным материалом эмпирического исследования служат различные мнения, суждения, социальные факты, смысловые индикаторы, явления или процессы, которые социолог пытается получить и систематизировать с использованием специальных методов сбора и обработки первичной социологической информации.
Эмпирические методы подразделяются на количественные (формализованные) и качественные (неформализованные). Некоторые методы имеют свои разновидности как в количественом, так и в качественном подходе.
Термин «количественный подход» в социологическом исследовании подчеркивает специфику его формы – прежде всего математической формы представления знания. Результаты количественных исследований представляются, как правило, в виде шкал, таблиц, гистограмм, а их содержание выражается в процентах и коэффициентах. В качестве объекта социологического анализа здесь выступают определенные социальные общности (группы), выбранные социологом в соответствии с целями и задачами исследования.
Одна из основных задач количественного социологического исследования — в сочетании с теоретическим анализом — состоит в определениипричин и следствий различных социальных явлений. Ученые отдают много времени попыткам выявить, каким образом одно явление соотносится и взаимосвязано с другим явлением. Для этого они пользуются переменными. Переменная – признак исследуемого объекта, который может принимать различные значения (пол, возраст, доход, профессия, статус и т.д.). Независимая переменная - та, которая оказывает влияние на остальные переменные; переменная, на которую оказывается воздействие, является зависимой. Например, если нас интересует влияние дохода на стиль жизни, то доход становится независимой переменной.
Ко второй группе методов получения социологической информации относятся качественные методы исследования (Табл. 1). Объектом социологического анализа здесь выступают индивиды как исполнители социальных ролей. Основная целькачественных методов – изучение социальных явлений и процессов с точки зрения действующего индивида как начала любой социальности. Социолог-исследователь здесь должен непременно «погрузиться» в мир личностных смыслов изучаемых людей, понять мотивы и цели их поступков, их объяснения происходящего, чтобы затем конструировать теорию. Теоретической основой этих методов являются воззрения М. Вебера и его «понимающей» социологии. К числу качественных методов (типов, стратегий) социологического исследования относят:
ü «кейс-стади» (исследование случая);
ü исследования этнографического типа;
ü «устная история» (oral history);
ü «grounded theory» (обоснованная теория, или восхождение к теории);
ü «история жизни» (life story).
Самое фундаментальное исследование в истории качественного метода - классическое исследование У. Томаса и Ф. Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке". Центральный теоретический вопрос исследования: почему определенная социальная ценность (жизнь в Америке) произвела именно такое воздействие на одних субъектов и не привела к такому же результату в своем влиянии на других субъектов? В течение ряда лет ученые собирали личные документы поляков (764 письма) и провели серию глубинных интервью. Только одно интервью с главным персонажем, Владеком, составляло 300 страниц. Проанализировали также газетные материалы о польских крестьянах, польские архивы и множество документов из американских социальных агентств по миграции.
Табл. 1. Методологические различия количественного и качественного подходов
КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД | КАЧЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД |
Теоретико-методологическая база: | |
Реализм. Достоверное, объективное знание. Описание логических связей между отдельными параметрами. | Феноменология. Релятивизм. Описание общей картины события или явления. |
Фокус анализа: | |
Общее, генеральное, макроанализ. Классификация путем отождествления событий, случаев. В центре внимания структуры; внешнее, объективное. | Особенное, частное, микроанализ. Описание событий, случаев. В центре внимания человек; внутреннее, субъективное. |
Единицы анализа: | |
Факты, события. | Субъективные значения, чувства. |
Исследовательские цели, задачи: | |
Дать причинное объяснение. Измерить взаимосвязи. | Интерпретировать, понять наблюдаемое, концептуализировать. |
Стиль: | |
Жесткий, холодный. Систематизация. | Мягкий, теплый. Воображение, представление о... |
Валидность (надежность): | |
Достоверное повторение установленных связей. | Реальное насыщение информации. |
Логика анализа: | |
Дедуктивная: от абстракций - к фактам путем операционализации понятий. | Индуктивная: от фактов из рассказов о жизни и т. д. - к концепциям. |
Между двумя группами методов нет непреодолимых границ. Некоторые методы эмпирического социологического исследования используются как в количественных, так и в качественных подходах. К числу таких методов относятся:
ü интервью, которое бывает формализованным (количественным) и свободным, или углубленным (качественным).
ü наблюдение, подразделяется на невключенное структурированное (количественное) и включенное бесструктурное (качественное).
ü анализ документов, количественными разновидностями которого являются статистический, информативно-целевой и контент-анализ; качественными разновидностями – углубленный (стилистический) и метод изучения человеческих документов.
В некоторых исследованиях ученые прибегают к параллельному, либо к последовательному использованию качественного и количественного подходов.
Отечественные социологи традиционно отдают предпочтение классическим методам социологического исследования, об организации которого пойдет речь в следующих параграфах.