Общая характеристика методов социологии

Социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

Методология исследования определяет логику интерпретации результатов, анализа полученных данных и представляет из себя технику получения знания.

Общая характеристика методов социологии - student2.ru

Рис.1. Логическая схема социологического
исследования

Социологические исследования подразделяются на фундаментальные и прикладные.

Цельфундаментального исследования — развитие и совершенствование самой науки, т.е. получение нового на­учного знания, а цельприкладного исследования — реше­ние конкретной социальной проблемы. Таким образом, если фундаментальное исследование позволяет открыть законы того или иного явления, то прикладное — выработать конкретные способы преобразования социальной ситуации.

Получаемые в ходе фунда­ментального исследования знания об обществе имеют чисто научный, или академический, интерес, а прикладные исследования обычно носят прагматический характер. Результаты фундаментальных исследований адресованы научному сообществу, а прикладных – конкретному заказчику, который с их помощью предполагает решить конкретную проблему.

Методы исследования - это конкретные, подходы, приемы, способы и инструменты, применяемые в социологическом исследовании для изучения социального мира.

Социология, как самостоятельная отрасль научного знания, использует для изучения своего предмета совокупность специфических методов. Все методы социологии можно подразделить на теоретические и эмпирические.

Особую группу методов, широко применяющихся в социологических исследованиях, составляют методы математической статистики.Они позволяют осуществлять анализ и интерпретацию первичной социологической информации, а также верифицировать уже полученные данные.

В качестве инструмента теоретического исследования в социологии, используется рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения. Исходным материалом для производства нового научного знания служат уже существующие теории. В процессе исследований социологи, как правило, используют такие теоретические методы, как системный, структурно-функциональный, синергетический, методы логической интерпретации, моделирования и ряд других.

Наряду с теоретическими методами, социология использует методы эмпирические. Исходным материалом эмпирического исследования служат различные мнения, суждения, социальные факты, смысловые индикаторы, явления или процессы, которые социолог пытается получить и систематизировать с использованием специальных методов сбора и обработки первичной социологической информации.

Эмпирические методы подразделяются на количественные (формализованные) и качественные (неформализованные). Некоторые методы имеют свои разновидности как в количественом, так и в качественном подходе.

Термин «количественный подход» в социологическом исследовании подчеркивает специфику его формы – прежде всего математической формы представления знания. Результаты количественных исследований представляются, как правило, в виде шкал, таблиц, гистограмм, а их содержание выражается в процентах и коэффициентах. В качестве объекта социологического анализа здесь выступают определенные социальные общности (группы), выбранные социологом в соответствии с целями и задачами исследования.

Одна из основных задач количественного социологического исследования — в сочетании с теоретическим анализом — состоит в определениипричин и следствий различных социальных явлений. Ученые отдают много времени попыткам выявить, каким образом одно явление соотносится и взаимосвязано с другим явлением. Для этого они пользуются переменными. Переменная – признак исследуемого объекта, который может принимать различные значения (пол, возраст, доход, профессия, статус и т.д.). Независимая переменная - та, которая оказывает влияние на остальные переменные; переменная, на которую оказывается воздействие, является зависимой. Например, если нас интересует влияние дохода на стиль жизни, то доход становится независимой переменной.

Ко второй группе методов получения социологической информа­ции относятся качественные методы исследования (Табл. 1). Объектом социологического анализа здесь выступают индивиды как исполнители социальных ролей. Основная целькачественных методов – изучение социальных явлений и процессов с точки зрения действующего индивида как начала любой социальности. Социолог-исследователь здесь должен непременно «погрузиться» в мир личностных смыслов изучаемых людей, понять мотивы и цели их поступков, их объяснения происходящего, чтобы затем конструировать теорию. Теоретической основой этих методов являются воззрения М. Вебера и его «понимающей» социологии. К числу качественных методов (типов, стратегий) социологического исследования относят:

ü «кейс-стади» (исследование случая);

ü исследования этнографического типа;

ü «устная история» (oral history);

ü «grounded theory» (обоснованная теория, или восхождение к теории);

ü «история жизни» (life story).

Самое фундаментальное исследование в истории качественного метода - классическое исследование У. Томаса и Ф. Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке". Центральный теоретический вопрос исследования: почему определенная социальная ценность (жизнь в Америке) произвела именно такое воздействие на одних субъектов и не привела к такому же результату в своем влиянии на других субъектов? В течение ряда лет ученые собирали личные документы поляков (764 письма) и провели серию глубинных интервью. Только одно интервью с главным персонажем, Владеком, составляло 300 страниц. Проанализировали также газетные материалы о польских крестьянах, польские архивы и множество документов из американских социальных агентств по миграции.

Табл. 1. Методологические различия количественного и качественного подходов

КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД КАЧЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД
Теоретико-методологическая база:
Реализм. Достоверное, объективное знание. Описание логических связей между отдельными параметрами. Феноменология. Релятивизм. Описание общей картины события или явления.
Фокус анализа:
Общее, генеральное, макроанализ. Классификация путем отождествления событий, случаев. В центре внимания структуры; внешнее, объективное. Особенное, частное, микроанализ. Описание событий, случаев. В центре внимания человек; внутреннее, субъективное.
Единицы анализа:
Факты, события. Субъективные значения, чувства.
Исследовательские цели, задачи:
Дать причинное объяснение. Измерить взаимосвязи. Интерпретировать, понять наблюдаемое, концептуализировать.
Стиль:
Жесткий, холодный. Систематизация. Мягкий, теплый. Воображение, представление о...
Валидность (надежность):
Достоверное повторение установленных связей. Реальное насыщение информации.
Логика анализа:
Дедуктивная: от абстракций - к фактам путем операционализации понятий. Индуктивная: от фактов из рассказов о жизни и т. д. - к концепциям.

Между двумя группами методов нет непреодолимых границ. Некоторые методы эмпирического социологического исследования используются как в количественных, так и в качественных подходах. К числу таких методов относятся:

ü интервью, которое бывает формализованным (количественным) и свободным, или углубленным (качественным).

ü наблюдение, подразделяется на невключенное структурированное (количественное) и включенное бесструктурное (качественное).

ü анализ документов, количественными разновидностями которого являются статистический, информативно-целевой и контент-анализ; качественными разновидностями – углубленный (стилистический) и метод изучения человеческих документов.

В некоторых исследованиях ученые прибегают к параллельному, либо к последовательному использованию качественного и количественного подходов.

Отечественные социологи традиционно отдают предпочтение классическим методам социологического исследования, об организации которого пойдет речь в следующих параграфах.

Наши рекомендации