Социальная утопия - идеал подлинно человеческого, коммунистического общества
ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ .УЧЕНИЙ,
РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ МЕДИЦИНЫ
План
I. Истоки социальной науки.
1.Донаучный период.
2.Социальная утопия – идеал подлинно человеческого, коммунистического общества (Т.Кампанелла, Т.Мор, А.де Сен-Симон, Ш.Фурье, Р. Оуэн).
3.Идеалединства общества и природы (Ш.Л. де Монтескье).
4.Возникновение социологии как самостоятельной науки (О.Конт, Г.Спенсер, А. Де Токвиль).
II. Классический период (вторая половина XIX – начало XX вв.).
1.Социология Карла Маркса.
2. Альтернативные марксизму направления в социологии.
3. Общество как духоввая реальность, первичность социального сознания (Э. Дюркгейм), «понимающая социология» (М, Вебер, Г. Зиммель), элитарная социология (В.Парето).
ПI. Современные течения в зарубежной социологии.
1.Социология стратификации и социальной мобильности (П.Сорокин).
2. Социальная философия Франкфуртской школы.
3. Социологические концепции Т. Парсонса и Р. Мертона.
IV.
Развитие социологии медицины
1. Ранний период (зарождение дисциплины) XVII - XIX вв.
2. Период формирования (начало XX века -до I мировой войны)
3. Период становления (20-е - 40-е гг. XX века, период между I и II мировыми войнами)
4. Период развития как самостоятельной дисциплины (50-80-е гг. XX века)
5. Современный период состояния социологии медицины (с 90-х гг. XX века до настоящего времени)
Вопрос I. ИСТОКИ СОЦИАЛЬНОЙ НАУКИ
а) любое знание человека о себе, обществе, окружающем мире проходит многие этапы, периоды возникновения, становления и развития. Социология, как и всякая отрасль науки, проходит те же этапы и периоды;
б) каждому этапу, периоду развития присущи специфические особенности, характеризующие уровень знаний об обществе и способности человека проникнуть в тайны общественных явлений, познать их;
в) познавая окружающий мир, человек познавал самого себя, свое бытие, осмысливал явления, определяющие сущность общественных отношений, их взаимосвязи и последствия;
г) в истории социологии выделяют несколько этапов:
I этап — возникновение и становление социальных знаний об обществе в Древнем мире.
II этап — развитие социальных знаний в эпоху средневековья.
III этап — социальные знания об обществе и человеке в XVII-XVIII вв.
IV этап — социологические знания в XIX, XX, XXI вв.
Основные этапы и тенденции развития социологической мысли
(IV этап в истории социологии)
В становлении непосредственно социологического знания можно выделить ряд этапов.
· Первый этап связан с именами Огюста Конта, Герберта Спенсера и Карла Маркса. Это этап глобальных концепций развития общества. Ориентация на переход к позитивной науке сочеталась с созданием общих умозрительных теорий.
· На рубеже 19 и 20 столетий социология переживает качественно новый этап: осознается ограниченность абстрактно-теоретических методов познания, которые преобладали на первом этапе, ставится вопрос о выделении социологии в качестве самостоятельной целостной науки. Наиболее яркие представители социологии в это время – Макс Вебер, Георг Зиммель, Эмиль Дюркгейм. Их объединяет мысль о принципиальном отличии законов общественного развития от законов природы, о своеобразии социологических методов познания.
· Затем наступает в первой половине 20 века этап бурного развития эмпирической социологии. На этом этапе получают развитие методы сбора и анализа эмпирической информации.
· Во второй половине 20 века осознается необходимость синтеза теории и эмпирии, идут поиски общей теории, получает бурное развитие специальные социологические теории.
· В 70-80 е годы в социологию приходит понимание необходимости сочетания различных методологических подходов, направлений социологического анализа.
· На рубеже веков осознается эффективность междисциплинарных исследований.
ДОНАУЧНЫЙ ПЕРИОД
v миф и эпос— древнейшие формы отражения действительности:
—миф – возникающее на ранних этапах истории повествование, фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события и др.) стали попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества;
—миф – обобщенное отражение определенного явления, событий, фантастическое отображение человеческого мира на стадиях родового и раннего классового общества, в котором явления действительности выступают в виде чувственно-образных представлений;
—эпос–это рассказ о прошлом, рисующий картину жизни народа, повествующий о его идеалах морали, стремлениях. Это разновидность художественно-литературного творчества (повествование, сказание).
v для возникновения науки важным былоразделение труда на умственный и физический и появление социального слоя людей, занимающихся духовной деятельностью;
v историяДревней Грециидает богатый материал для социологической пауки. Мыслители античности рассматривали историю как компонент космического бытия, но в центре творчества всегда находился человек.
v история Древнего Римадает многие факты и данные о развитии социальных эмпирических исследований. Для эмпирических исследований характерно:
– раскрытие процессов становления и развития общества;
– осмысление новых форм социальных общностей, различных социальных институтов, учреждений;
– обогащение системы социальных отношений и взаимодействий;
– возникновение новых ценностей, идеалов, потребностей, интересов, критериев общественного престижа и т.д.
СОЦИАЛЬНАЯ УТОПИЯ - ИДЕАЛ ПОДЛИННО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, КОММУНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
§ поиски социальных идеаловгосударственного устройства, способных обеспечить всеобщие блага осуществлялись по-разному. Одни видели решение проблемы на основе индивидуализма, другие — на основе коллективизма;
§ появляются концепции утопического социализма, в основе которых положены коммунистические принципы организации и построения общества;
§ в эпоху Возрождения разработкой гуманистической теории общества занимались Томас Мор, Томазо Кампанелла:
— Томас Морв начале XVI в. сумел подняться от коммунистического устройства общества и потребления к коммунистической организации производства. Он поднял вопрос о праве собственности на средства производства. Данная утопия являлась отражением становления капиталистического общества;
—Томазо Кампанелла — итальянский философ, утопический социалист. Написал книгу «Город Солнца», в которой изложил идеи утопического коммунизма. Он детально описал организацию труда, распределение продуктов и управление общественными делами. В отличие от утопии Т.Мора он допускает, что потребности некоторых людей могут оказаться чрезмерными и власти должны следить, чтобы никто не получал больше, чем ему необходимо;
—глубокий след в истории социологической мысли оставил Анри де Сен-Симон. Он считал основой прогресса общества прогресс знаний, человеческого разума, рассматриваемого им как «верховный за
кон». Историю общества он раскрывает через «закон трех фазисов» — теологического, метафизического, позитивного;
—у социалистов-утопистов ШарляФурье, Роберта Оуэна возникает стремление убедить правящие классы в необходимости социальных реформ и примером собственной деятельности указать новый путь к будущему строю. Они
предлагают меры по предотвращению революции и
преобразованию общества бескровным образом.
§ утопия— революционный взрыв, в результате которого индивидуализму, частной собственности, жесткому государству и лицемерию религии противопоставлялись коллективизм, общность людей, государственная народная собственность, истинная вера и справедливое государство.