Концепция материалистического понимания истории
Карл Генрих Маркс (1818 - 1883), немецкий философ, социолог, экономист, общественный деятель. Работы: «Экономическо-философские рукописи» (1844), «Манифест коммунистической партии» (1848), «Капитал» (1867). Некоторые работы написаны в соавторстве с единомышленником Фридрихом Энгельсом.
Понятие «общество» как общественных совокупность отношений, возникающих в процессе производства. Понятие «общественные отношения» как совокупность производственных отношений, которые выступают в качестве экономической основы общества (базис). Понятие «общественное сознание» - надстройка, соответствующая базису. Понятие «общественно – историческая формация» как основа материалистического понимания истории, ступень развития общества. Основные исторические общественно экономические формации. Способ производства как основа формации, исторической ступени развития общества. Понятие «способ производства» как соотношение производительных сил и производственных отношений. Понятие «производительные силы»: средства производства и деятельность. Понятие «производственные отношения» как отношение к собственности. Соотношение понятий «базис» и «надстройка». Абсолютизация базиса в социологии К.Маркса - экономический детерминизм.
Методология социологии К.Маркса.
Различие понятий «метафизика» и «диалектика» как методов теоретизирования. Диалектика (от греч. искусство спорить, вести рассуждение), учение о наиболее общих законах развития бытия и познания. Диалектика как форма теоретизирования: принципы и методы. Принципы, законы и категорий диалектики.
К принципам диалектики относятся: 1)принцип всеобщей взаимосвязи (детерминизма), утверждающий, что все связано со всем, и только ограниченность человеческого знания не позволяет видеть все существующие связи; 2)принцип развития, провозглашающий необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов в качестве универсального их свойства; 3)принцип единства мира, представление единства вещей, представленного действием диалектического противоречия. В этом отношении все вещи неразличимы, поскольку они все есть диалектические противоречия. Источник движения и развития мира, предметов и явлений находится в них самих.
К законам диалектики относятся: 1)закон единства и борьбы противоположностей, указывает на то, что диалектическое противоречие выступает источником движения и развития мира; 2)закон перехода количественных изменений в качественные; 3)закон отрицание отрицания, при развитии явления или предмета происходит изменение внешней формы, но при этом сущность предмета сохраняется.
Категории диалектики ‒ общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности: сущность и явление, содержание и форма, единичное и общее, причина и следствие, возможное и действительное, необходимое и случайное, историческое и логическое, абстрактное и конкретное.
Диалектическая логика, в отличие от формальной логики, характеризуется двумя моментами. Во-первых, сознательным установлением неразрывной связи субъективного (законы диалектики) с объективным (законами объективной диалектики), диалектическая логика есть учение о достижении объективной истины .Во-вторых, диалектическая логика, в отличие от формальной, раскрывает внутреннюю связь, диалектическое единство всех форм и категорий мышления. Причем соответствие субъективной диалектики (логики) с объективной диалектикой требует всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости всех логических категорий.
Проблема отчуждения.
Человек как «совокупность общественных отношений», сознательная практическая жизнедеятельность. «Отчуждение» - философская категория для обозначения общественных отношений, в входе которых происходит объективация результатов деятельности.
Г.В.Ф. Гегель первый отметил, что в основе отчуждения лежит отчуждение сущностных сил личности, поскольку деятельность - это процесс опредмечивания и распредмечивания сущностных сил. Раб является рабом потому, что все результаты деятельности отчуждены господину. Маркс осуществил анализ отчуждения труда в процессе производственных отношений, сущность которых определена отношением к собственности. Отчуждение продуктов деятельности человека, отчуждение условий труда от самого труда одних людей и присвоение их другими. Процесс отчуждения Маркс называл эксплуатацией.
М. Хайдеггер полагал, что отчуждение планетарный закон, происходит растворение человека, поэтому на первый план выходит проблема актуализации сокровенных возможностей, понимание смысла бытия человека.
Формы отчуждения. Религия как форма самоотчуждения. Этапы становление социологии религии К. Маркса. Первый этап. Методологической основой концепции религии выступает материалистическое понимание истории. Религия берется как социальное явление, укорененное в определенных социальных условиях, форма самоотчуждения человека в мире («Экономическо-философские рукописи 1844 г.», «К критике гегелевской философии права» и др.). Второй этап. «Тезисы о Фейербахе» (1845): новый аспект содержания понятия «отчуждение». Переход от критики, опровержения религиозных иллюзий, к постановке проблемы необходимости изменения социальных условий, которые создают религиозные иллюзии. Третий этап. Религия как вид идеологии, выражение классовых интересов, «опиум для народа». Социализм как форма преодоления отчуждения в обществе.
Особенность подхода Маркса к религии: признание социальной природы религии, включенность ее в систему социально-экономических отношений, абсолютизация отчуждения при капитализме. Отношение к социологии религии К. Маркса в постобществе. Проблема преодоления религии как утверждение «реального гуманизма». Социально – политические, априорные, утопические идеи К.Маркса.