Классическая социология начала XX века

Развитие социологической теории в XIX веке создало важнейшие предпосылки для превращения социологии в общепризнанную универсальную социальную науку. Реализация этих возможностей была, прежде всего, связана с творчеством двух выдающихся европейских социологов – Эмиля Дюркгейма и Макса Вебера. Каждый из них создал свою неповторимую картину мира и тем самым во многом предопределил дальнейшее развитие социологии вплоть до наших дней.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) –основатель французской социологической школы, автор классических трудов по социологии «О разделении общественного труда», «Метод социологии», «Самоубийство», «Элементарные формы религиозной жизни».

Основополагающие принципы социологии Эмиля Дюркгейма часто обозначают как «социологизм». В «социологизме» следует различать 2 аспекта: онтологический и методологический.

Онтологическая сторона социологизма, т.е. концепция социальной реальности, выражена в следующих базовых положениях:

1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок; она столь же устойчива, основательна и реальна, как и другие виды реальности, а потому, подобно последним подчинена действию определенных законов.

2. Общество – это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам. Общество – не простая сумма индивидов, но система образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность, наделенную особыми свойствами.

3. Индивидуальное поведение подчинено коллективному сознанию, нормам, существующим независимо от человека и имеющим обязательный характер. Эти нормы Дюркгейм назвал социальными фактами, и задачу социологии видел, прежде всего, в изучении социальных фактов.

Методологический аспект социологизма Дюркгейма заключается в том, что он настаивал на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук.Основной принцип его методологии выражен в знаменитой формуле:

· Социальные факты необходимо рассматривать как «вещи» (т.е. признать их независимое существование и изучать объективно, непредвзято, как исследуют свой предмет естественные науки);

· Социальные факты должны объясняться другими социальными фактами (но не биологическими, географическими или психологическими).

Предметом социологии по Дюркгейму – являются социальные факты, которые характеризуются двумя основными признаками: они существуют вне индивидов и оказывают на них принудительное воздействие.

В целом социология Дюркгейма делилась на три основные отрасли:

· Социальную морфологию;

· Социальную физиологию;

· Общую социологию

Социальная морфология аналогична анатомии; она исследует структуру общества, его материальную форму. Изучает географическую основу жизни народов; объем народонаселения, плотность, распределение по территории;

Социальная физиология исследует жизненные проявления общества и охватывает ряд частных социальных наук. Она включает в себя: социологию религии, социологию морали, юридическую, экономическую, лингвистическую, эстетическую науки;

Общая социология подобно общей биологии, осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие законы; это философская сторона науки.

Тема социальной солидарности – главная тема социологии Дюркгейма. По существу солидарность для него – синоним общественного состояния.

Силой, создающей общественное целое, Э. Дюркгейм считал разделение труда, т.е. специализацию и распределение людей по профессиям. Солидарность покоится на коллективном сознании – совокупности общих верований и чувств, которые разделяют члены общества, или одной группы. Коллективное сознание отражает характер народа, его идеалы и традиции.

Разделение труда вносит разнообразие, и чем больше оно, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Символом обмена, его юридической формой выступает договор. Обмен предполагает, что два человека берут на себя взаимные обязательства. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация. Кооперироваться, значит поделить между собой общее занятие. Договор покупателя с продавцом или предпринимателя с рабочим – форма социального взаимодействия. Их отношения регламентируются правами и законами, на которых покоятся социальные институты общества.

В примитивных обществах, основанных на механическойсолидарности,личность не принадлежит себе и поглощается коллективом. Напротив, в развитом обществе, основанном на органической солидарности, оба дополняют друг друга. Чем примитивнее общество, тем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделения труда и разнообразия индивидов. Чем больше в обществе разнообразие, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис демократии. Чем глубже разделение труда, тем больше появляется новых профессий.

Дюркгейм рассматривал солидарность как высший моральный принцип, высшую универсальную ценность. Отсюда, согласно Дюркгейму морально и само разделение труда. Антагонизм труда и капитала, моральный и экономический кризисы капиталистического общества Дюркгейм считал отклонением от нормы, результатом недостаточной отрегулированности отношений между главными классами общества.

Важное значение в социологии Дюркгейма имела трактовка общества как преимущественно нравственной реальности. Социальный вопрос для него был не столько экономико-политическим, сколько нравственно-религиозным. Мораль Эмиль Дюркгейм понимал как практическую, действенную, реальную силу; все, что не имеет серьезного нравственного основания, носит непрочный характер. Поэтому он считал, что политические революции – это кровавые театральные действа, которые мало что изменяют в социальных системах. Для того чтобы политические преобразования вызвали социальные изменения, они должны выразить и затронуть глубинные нравственные ценности и устремления общества.

Эмиль Дюркгейм внес важнейший вклад в понимание общества как ценностно-нормативной системы. Он подчеркивал, что социальное поведение всегда регулируется некоторым набором правил, которые являются одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными. Дюркгейм недооценивал тот факт, что различные социальные группы зачастую по-разному интерпретируют одни и те же нормы и ценности. Но он прекрасно выразил значение кризисов, нарушений и пустот в ценностно-нормативной системе общества, введя в социологию очень важное понятие социальной аномии (буквально- беззакония). Эмиль Дюркгейм заложил основы функционального подхода к изучению общества. Введенный им в научный оборот термин «аномия» позволяет дать объяснение причин отклоняющегося (девиантного) поведения.

Макс Вебер (1864-1920) – выдающийся немецкий социолог, экономист, историк, является основоположником «понимающей» социологии и теории социального действия. Свои научные взгляды Вебер изложил в трудах «протестантская этика и дух капитализма», «Основные социологические понятия», «О некоторых категориях понимающей социологии» и др. В отличие от предшественников, М. Вебер выше всего ставит не «целое» (общество), а отдельного, осмысленно действующего индивида. «Коллектив», «государство», «общество» - собирательные понятия. Но нет предпринимателя или рабочего вообще. Это – абстракция для удобства обозначения целых совокупных фактов, людей, явлений. М. Вебер называет их «идеальными типами».

Базовым элементом для социологического анализа должно выступить социальное действие (поведение индивида, или группы индивидов). Социальное поведение по Веберу – это отношение человека, иначе говоря, внутренняя или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов. Оно представляет интерес, поскольку индивид вкладывает в свои действия определенный смысл, понимание и объяснение которого в рамках социальных факторов составляет предмет социологии. Понимание смысла социального действия достигается через изучение системы социальных мотивов, лежащих в его основе. Именно поэтому социологическая концепция Вебера получила название понимающей социологии.

Говоря о методах исследования, Вебер подчеркивал, что уповать только на социальную статистику неправильно. Это первый и далеко не последний шаг ученого. Второй и более главный шаг – поиск мотивов, которые могут раскрыть содержательную связь явлений.

Но как выяснить мотивы? Ведь мы их не видим. Ученому надо мысленно поставить себя на место того, кого он изучает, и разобраться, почему он поступил так, а не иначе, что им руководило, какие цели он преследовал. Наблюдая цепочку реальных действий, например забастовку, социолог должен сконструировать правдоподобное объяснение на основе внутренних мотивов ее участников. Мотивы других людей мы раскрываем благодаря знанию того, что в схожих ситуациях большинство людей поступают одинаково. Так Макс Вебер подошел к теории социального действия, выделив четыре его типа:

· Целерациональное – действие, предполагающее четкое осознание цели, соотнесенной с рационально осмысленными средствами ее достижения;

· Ценностно-рациональное- действие, ориентированное на определенные ценности (этические, эстетические, религиозные), принятые индивидом. Иначе- это действие в соответствии с убеждениями;

· Традиционное – действие, формируемое на основе подражания тем или иным социальным образцам поведения. Значимость этого действия определяется тем, что к нему относится большая часть повседневного поведения людей, в котором важную роль играют привычки;

· Аффективное- действие, обусловленное эмоциональным состоянием индивида, стремлением к немедленному удовлетворению страсти, мести и т.д. Такие действие находится на «границе» осмысленного человеческого поведения.

По степени распространения того или иного типа социального действия, по мнению М. Вебера можно судить об уровне развития общества. Например, в архаичном обществе распространены два последних типа социального действия. В индустриальных – два первых. Макс Вебер исходил из того, что в историческом процессе растет степень рациональности социальных действий. Особенно это видно в развитии капитализма. Рационализируется способ ведения хозяйства, управление во всех сферах социальной жизни, образ мышления людей и образ жизни в целом. Все это сопровождается усилением социальной роли науки, представляющей наиболее чистое воплощение принципа рациональности.

М.Вебер является основоположником социологии религии, изучению феномена которой он посвятил рад работ. Он также внес серьезный вклад в развитие социологии политики, дав исчерпывающий анализ типов легитимной (признанной) власти. Научный авторитет М. Вебера превратил его в общепризнанного классика социологии.

Наши рекомендации