Кто назвал революции - “локомотивами истории”?

a)К. Маркс

a)В. Ленин

a)М. Вебер

a)П. Сорокин

a)Г. В. Плеханов

Революция – это:

a)коренной, качественный, глубинный переворот в развитии общества, всех его сфер, способ смены одной социально-экономической и социально-культурной системы другой, более прогрессивной

a)частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя

a)смена политического режима

a)переворот, совершенный группой лиц, объединенных в какую-либо партию

a)переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому

Собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение в:

a)постиндустриальном обществе

a)доиндустриальном обществе

a)индустриальном обществе

a)аграрномобществе

a)традиционном обществе

Американский социолог, рассматривающий равновесие как важнейший признак общества, нарушение которого ведет к дестабилизации общества:

a)Т. Парсонс

a)П. Сорокин

a) М. Вебер

a) В. Парето

a) К. Маркс

Один из виднейших социологов Франции, который отстаивал положение, что в обществе решающую роль играет сотрудничество индивидов и солидарность:

a)Э. Дюркгейм

a)В. Парето

a)Т. Гоббс

a)Платон

a)Т. Мор

Сторонник теории элит, считавший, что нормальное развитие общества зависит от функциональной способности элиты:

a)В. Парето

a)Т. Парсонс

a)М. Вебер

a)П. Сорокин

a)Л. Козер

Концепция, в основу которой положены коммунистические принципы организации общества:

a)утопического социализма

a)концепция конвергенции

a)постиндустриального общества

a)общества равных возможностей

a)теория «индустриального общества» У. Ростоу

Социальная сфера жизни общества включает:

a)все перечисленное

a)отношение населения и власти;

a)отношение собственности на средства производства;

a)отношения, складывающиеся в процессе производства;

a)отношения между социальными группами;

Социальная роль - это:

a)совокупность усвоенных и выполняемых индивидом социальных функций и соответствующих им образцов поведения;

a)положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, профессией, семейным положением, происхождением;

a)оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми;

a)степень влияния личности в социальной группе или обществе;

a)использование властных полномочий и привилегий.

Социальная дифференциация означает:

a)разделение общества на группы, занимающие разное положение;

a)превращение среднего класса в наиболее многочисленную социальную группу;

a)утрату обществом стабильности;

a)отсутствие льгот и привилегий для отдельных социальных групп;

a)укрепление позиций финансовой олигархии.

Теорию социальной стратификации выдвинул:

a)П. Сорокин

a)О. Конт

a)Аристотель

a)М. Вебер

a)К. Маркс

Социальная группа, обладающая закрепленными обычаями или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями, называется:

a)сословие

a)каста

a)класс

a)номенклатура

a)страта

Основным критерием социальной стратификации является:

a)доход

a)неравенство

a)престиж

a)образование

a)национальность

«Андерклассом» в социологии принято называть:

a)низший класс

a)средний класс

a)высший класс

a)низший средний класс

a)высший средний класс

Данный тип стратификации характеризует открытое общество:

a)классы

a)касты

a)сословия

a)родовой строй

a)рабство

Происходящий сегодня во многих странах рост среднего класса:

a)повышает устойчивость и стабильность общества;

a)способствует квалификации работников;

a)ведет к застою, препятствует социальной мобильности;

a)повышает социальную напряженность;

a)повышает позиции высших слоев общества.

К среднему классу не относятся:

a)неквалифицированные рабочие;

a)материально-обеспеченные слои интеллигенции;

a)управленцы среднего звена;

a)представители малого и среднего бизнеса;

a)управляющие общенациональными корпорациями.

В марксистской теории главным признаком классовой принадлежности является:

a)отношение к собственности на средства производства

a)размер получаемого дохода

a)форма получаемого дохода

a)характер деятельности

a)авторитет

Наиболее полное описание каналов вертикальной мобильности дал:

a)П. Сорокин

a)М. Вебер

a)Э. Дюркгейм

a)Т. Парсонс

a)К. Маркс

Маргиналы это:

a)социальные группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями;

a)опустившиеся на «дно» общества выходцы из разных классов;

a)разорившиеся предприниматели;

a)низкоквалифицированные рабочие;

a)авантюристы.

В результате глубокого и острого экономического кризиса значительная часть среднего класса потеряла свои прежние позиции. О каком типе маргинализации может идти речь в этом случае:

a)об экстремальной маргинализации;

a)о предписанной маргинализации;

a)о естественной маргинализации;

a)о запланированной маргинализации;

a)о стихийной маргинализации;

Социальное неравенство проявляется в:

a)наличии привилегий для отдельных групп;

a)различиях между людьми по профессиональным видам деятельности;

a)отсутствии распределения материальных благ поровну;

a)различиях между людьми по природным способностям и склонностям;

a)конфессиональные различия.

Причины социального неравенства с марксистской точки зрения:

a)коренятся в отношениях собственности;

a)обусловлены природными различиями людей;

a)вызваны различиями в образовании и культуре;

a)являются следствием несовершенства законов;

a)это историческая закономерность.

Тенденцией развития социальных структур современных западных обществ не является:

a)уменьшение социальной мобильности;

a)уменьшения доли фермеров;

a)рост доли высококвалифицированных работников умственного труда;

a)рост «среднего класса»;

a)наличие андеркласса.

Кого можно отнести к маргинальным слоям населения:

a)эмигрантов

a)военнослужащих

a)студентов

a)домохозяек

a)пенсионеров

Основные классы современного казахстанского общества:

a)средний класс

a)фермеры

a)мафия

a)высший класс

a)ничего из перечисленного

Какие признаки класса выделяются и признаются в марксизме в качестве объективных и научно-обоснованных:

a)отношение к средствам производства;

a)характер развлечения и досуга;

a)культурные запросы и интересы;

a)вероисповедание;

a)характер и степень образованности.

Определение классов и социальных групп, находящихся по отношению друг к другу в неравном положении и борющихся между собой, принадлежит:

a)К. Марксу

a)Конфуцию

a)М. Веберу

a)Платону

a)Аристотелю

Концепции о классовой структуре общества противостоит теория:

a)социальной стратификации

a)социальной интеграции

a)социальной диспозиции

a)социальной ориентации

a)социальных интересов

В основе теории стратификации лежат объединения людей:

a)в группы и противопоставляемые им по статусным признакам другие группы

a)в классы

a)в социальные слои

a)в общества

a)в государства

Методологической основой для концепции социальной мобильности служит теория:

a)социальной стратификации

a)социальных общностей

a)эмпирических социальных исследований

a)социальных изменений

a)личности

Термин “социальная мобильность” был введен в социологию в 1927 году:

a)П. Сорокиным

a)Б. Барбером

a)А. Туреном

a)Л. Уолнером

a)Р. Дарендорфом

Понятие «личность» включает в себя:

a)итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств

a)всеобщие человеческие качества и способности

a)социологические и психологические черты человечества: разум, волю, потребности, интересы

a)понятие «конкретного человека»

a)все вышеперечисленное

Что понимается в социологии под термином «личность»?

a)каждый, живущий в обществе и соблюдающий его нормы;

a)всякий человек с момента рождения;

a)выдающийся деятель;

a)лидер;

a)одаренный человек.

К категории «феральные люди» относится:

a)человек-«маугли»

a)глухонемой

a)студент

a)наркоман

a)олигофрен

Процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей называют:

a)социализацией

a)взрослением

a)адаптацией

a)воспитанием

a)интериоризацией

Социализация личности это:

a)усвоение социального опыта, накопленного человечеством;

a)общение с окружающими;

a)обучение человека правилам жизни, поведения и культурным нормам;

a)подготовка детей к взрослой жизни;

a)изменение социального статуса

На социализацию личности не влияет:

a)окружающая природная среда

a)деятельность СМИ

a)семья

a)школа

a)родственники

Укажите самый важный критерий, соответствующий статусу взрослого человека:

a)самому себя обеспечивать средствами существования;

a)иметь семью;

a)распоряжаться деньгами, независимо от других;

a)проживать независимо от родителей

a)делать все, что захочется.

Стадией социализации считается:

a)все перечисленное

a)юность

a)зрелость

a)старость

a)детство

Взаимодействие индивидов на основе статусов и ролей характеризуется:

a)ожиданием

a)предписанием

a)предвидением

a)закономерностью

a)ничем из перечисленного

К агентам первичной социализации не относятся:

a)администрация школы

a)учителя

a)родители

a)друзья

a)тренеры

Максимальное слияние личности со своей ролью называется:

a)ролевой идентификацией

a)ролевым поведением

a)ролевым схематизмом

a)ролевой дистанцией

a)ролевой игрой

К агентам вторичной социализации не относятся:

a)родители

a)телевидение

a)интернет

a)полиция

a)администрация школы

Среднее или минимальное слияние со своей ролью называется:

a)ролевым дистанцированием

a)ролевой идентификацией

a)ролевым поведением

a)ролевым схематизмом

a)ролевым прогнозированием

Открытому обществу соответствует как типичный:

a)достигаемый статус

a)приписываемый статус

a)личный статус

a)главный статус

a)смешанный статус

Определение какого понятия приведено ниже? «Оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми»:

a)престиж

a)статус

a)авторитет

a)социальная роль

a)социальные ожидания

Кто разработал учение о социальном характере:

a)Э. Фромм

a)Г. Маркузе

a)Р. Дарендорф

a)Дж. Морено

a)З. Фрейд

Какое из следующих суждений верно:

a)ценности служат мотивом поведения личности;

a)личность - биологическая сущность индивида, высшая ступень эволюции;

a)личность - единичный представитель человеческого рода;

a)потребности и мотивация в строгом смысле - одно и то же;

a)личность существует с момента рождения.

Выберите из перечисленных ниже положений то, которое является в полной мере определением социализации:

a)процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей общества;

a)процесс, в ходе которого люди обучаются эффективности совместной деятельности;

a)процесс воспитания ребенка;

a)вхождение индивида в социальный мир;

a)ничего из выше названного.

Как в теории социального действия Т. Парсонса называется процесс, с помощью которого усваиваются элементы культуры, особые знания, умения, обряды:

a)имитация

a)идентификация

a)социальное научение

a)социализация

a)девиация

Из нижеперечисленных суждений укажите правильное:

a)один человек обладает множеством статусов;

a)социальная роль - определенная позиция в социальной структуре общества;

a)человек имеет вдвое больше ролей, чем групп, к которым он принадлежит;

a)индивид, обладающий статусом в одной иерархии, автоматически получает высокие статусы в других иерархиях;

a)социальный статус - положение индивида в малой группе.

Вид санкции, в которой отражаются наказания, не предусмотренные официальными инстанциями, называют:

a)неформальной негативной

a)неформальной позитивной

a)формальной позитивной

a)формальной негативной

a)нет правильного ответа

Замечание, насмешка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение относятся к санкции:

a)неформальная негативная

a)неформальная позитивная

a)формальная позитивная

a)формальная негативная

a)все перечисленное

Кто из перечисленных ученых является автором концепции «зеркального «Я»:

a)Ч. Кули

a)З. Фрейд

a)Р. Линтон

a)Т. Парсонс

a)Ж. Пиаже

Средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы - это:

a)санкции

a)нормы

a)предписания

a)контроль

a)наказание

Укажите, какой институт является наиболее важным для первичной социализации, с точки зрения Т. Парсонса:

a)семья

a)школа

a)армия

a)церковь

a)государство

Чиновник, занимающий высокий государственный пост, но отказывающийся от служебной машины, демонстрирует:

a)дистанцирование от роли;

a)высокую идентификацию с социальным статусом;

a)низкую идентификацию с социальным статусом;

a)сокращение межстатусной дистанции;

a)придерживается тактики популизма.

Кто из перечисленных персонажей принадлежит к достигаемому статусу:

a)миллиардер

a)дочь кинозвезды

a)женщина

a)герцог

a)император

Вид санкции, в которой выражается публичное одобрение со стороны официальных организаций, называется:

a)формальная позитивная

a)неформальная позитивная

a)формальная негативная

a)неформальная негативная

a)нет правильного ответа

Укажите норму, за нарушение которой последуют максимальные санкции:

a)законы

a)традиции

a)нравы

a)обычаи

a)предписания

Девиантным поведением считается:

a)все перечисленное

a)убийство

a)кража

a)вымогательство

a)алкоголизм

Люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей, - это агенты:

a)социализации

a)контроля

a)обмена

a)поведения

a)наказания

К формам массового поведения относится:

a)все перечисленное

a)паника

a)слухи

a)неповиновение

a)бунт

Самостоятельное регулирование индивидом собственного поведения в соответствии с общепринятыми нормами является:

a)самоконтролем

a)конформизмом

a)идентификацией

a)осознанием

a)сублимацией

Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка и включает два главных элемента:

a)нормы и санкции

a)ожидания и мотивы

a)статусы и роли

a)власть и действия

a)волю и обстоятельства

Социальный контроль - это:

a)механизм социальной регуляции поведения;

a)контроль социальных институтов за действием индивидов;

a)средства наказания;

a)запрет что-либо делать;

a)разрешение что-либо делать.

Агенты неформального контроля:

a)родители

a)налоговый инспектор

a)полицейский

a)судья

a)директор

Своеобразие, позволяющее определить политику как особый вид социального воздействия, придает ей:

a)власть

a)конкуренция

a)принуждение

a)коррупция

a)компромисс

Основным политическим институтом власти является:

a)государство

a)общество

a)общность

a)класс

a)нация

Политика — это вид социального взаимодействия, который характеризуется своим изначальным:

a)неравенством

a)равенством

a)паритетом

a)господством

a)принуждением

В систему институтов образования входят:

a)семья, учреждения образования и культуры, СМИ

a)семья, наука, производственное предприятие

a)семья, вуз, рынок

a)профтехучилище, наука

a)школа, семья, церковь

Престиж образования определяет:

a)признание значимости знаний обществом

a)уровень материального вознаграждения

a)уровень морального удовлетворения

a)материальное обеспечение образования

a)бесплатность, всеобщность образования

Хиппи, панки, рокеры и т. п. — это проявление:

a)молодежной субкультуры

a)деликветного поведения

a)народной культуры

a)объединений людей по их социальному статусу

a) непрофессионального искусства

Одно из важнейших предназначений утилитарных и художественных предметов в быту состоит:

a)в воспитании художественного вкуса

a)в формировании эстетического идеала

a)в украшении быта

a)в улучшении эмоционального самочувствия

a)в проявлении уровня материального благосостояния

К видам материальной культуры относят культуру:

a)материального производства

a)нравственную

a)эстетическую

a)политическую

a)правовую

Какая культура удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его:

a)массовая

a)элитарная

a)народная

a)духовная

a)нет правильного ответа

Массовая культура включает в себя:

a)популярную и эстрадную музыку

a)карнавальные шествия

a)легенды, сказания, эпос

a)частушки

a)оперную музыку

Какая культура включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы:

a)народная

a)элитарная

a)массовая

a)нравственная

a)материальная

Время появления массовой культуры:

a)середина ХХ века

a)начало ХХ века

a)конец XIX века

a)XVIII век

a)конец XIX - начало ХХ веков

Элементы социального и культурного наследия, которые сохраняются на протяжении длительного времени, передаются из поколения в поколение, называются:

a)культурными традициями

a)элитарной культурой

a)культурными новациями

a)массовой культурой

a)культурным релятивизмом

Совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества - это:

a)культура

a)образование

a)религия

a)наука

a)искусство

В XVIII веке у европейцев культура обозначала:

a)цивилизованность

a)совершенствование человеческих качеств

a)умение вести себя за столом

a)разновидность дворцового этикета

a)мораль

Проявлениями или формами духовной сферы общества выступают:

a)все перечисленное

a)культура

a)искусство

a)наука

a)мораль

Верное утверждение:

a)массовая культура появилась с развитием средств массовой информации;

a)массовая культура сопровождает всю историю человечества;

a)массовая культура - продукт тоталитарных обществ с их стремлением к контролю, в том числе и средствами культуры;

a)массовая культура зародилась в Древнем Риме как зрелище для народа;

a)массовая культура зародилась во Франции в XVIII веке.

Абай о социальной роли труда:

a)все виды труда полезны, в т.ч. и наемный труд

a)барымта — один из путей обогащения

a)труд способствует всестороннему развитию человека

a)источником богатства могут быть спекуляция, рынок, воровство

a)все вышеперечисленное

Ы. Алтынсарин о социально-классовой структуре казахского общества:

a)баи-феодалы, середняки и бедняки-жатаки

a)буржуазия, феодалы, бедняки

a)бедняки, середняки, помещики

a)рабочие, капиталисты, батраки

a)крестьянство, кулачество, буржуазия

Нация, как историческая общность людей сложилась:

a)в Новое время

a)в эпоху античности

a)в средние века

a)в первобытную эпоху

a)в Новейшее время

Основные составные элементы этноса — это:

a)племя, народность, нация

a)классы, слои, группа

a)страта, раса, коллектив

a)семья, государство, партия

a)общественное движение, профессиональный союз, творческий союз

Основным политическим институтом власти является:

a)государство

a)общество

a)общность

a)класс

a)нация

Семья как социальный институт возникла:

a)в первобытную эпоху

a)в средние века

a)в Новое время

a)эпоху античности

a)в Новейшее время

Социологические исследования в сфере семейно-брачных отношений в СССР проводились под руководством:

a)И. Кона

a)В. Ядова

a)Т. Рывкиной

a)Т. Заславской

a)В. Староверова

Духовно-нравственные основы личности ребенка определяются больше всего:

a)образом жизни, поведением взрослых

a)зависимостью от взрослых

a)авторитетом взрослых

a)самовоспитанием

a)биологической наследственностью

Социология молодёжи относится к:

a)теории социальных общностей.

a)теоретической социологии;

a)макросоциологии;

a)микросоциологии;

a)эмпирической социологии.

Наши рекомендации