Развитие творческих способностей учащихся в ходе преподавания общественных наук

Качество специалиста с высшим образованием определяется не только тем, что он знает понемногу обо всем и много по своей основной специальности, но и должен обладать навыками творческого мышления. Последнее характеризуется такими чертами, как само­стоятельность мышления, способность оперативно отыскивать и до­бывать новое знание по своей специальности, изобретать новые приборы, приемы и методы исследования, продуктивно анализиро­вать вновь возникшие ситуации, критически оценивать результаты своей и чужой работы, при необходимости кооперировать свои уси­лия с усилиями своих коллег при решении трудных задач практиче­ского или теоретического планов и многое другое особое значение в этом плане представляет развитие широкого кругозора специалиста (любой специальности) в социально-политической и экономической областях.

Необходимость развития этой стороны сознания и мышления оп­ределяется тем, что любой специалист кроме того, что он выполняет свои основные функции, является частью общества, входит в состав группы, организации, коллектива, общности и общества в целом. Он



является не просто пассивным носителем господствующего мента­литета, но и сам должен вносить в его структуру продуктивные эле­менты.

В этой связи и хотелось бы обратить внимание не просто на развитие творческих способностей учащихся в высшей школе в процессе их обучения. Ясно, что студенты, овладевая основами своей специальности, усваивают не только определенное количество знаний, но и навыки творческой профессиональной деятельности. Математики, физики, химики, биологи, филологи и т.д. просто не могут вести обучение, не касаясь творческой стороны своей специальности. Здесь творчество необходимо входит в структуру обучения, ибо ре­шение задач, упражнений, практикумов является основным элемен­том этой структуры.

Несколько иная ситуация складывается в обществоведении, где само знание имеет несколько расплывчатый характер, где есть официальная и неофициальная точки зрения, желаемое и действительное, где размываются критерии истины, добра и справедливости, где интересы общества (государства) и личности (индивида) не всегда совпадают, где постоянно возникают конфликты между различными социальными структурами и их ментальным выражением.

В этих условиях на передний план выходят не столько знания, сколько мнения, и именно они становятся ядром социальной ментальности, определяет психологический настрой специальности. Причем творцом этой ментальности зачастую оказываются не специалисты научной сферы, а средства массовой информации и различные общественные организации.

Подобная ситуация зачастую приводит к мысли о бесполезности обществоведения, о необходимости сокращения часов, отводимых в узах на изучение дисциплин социально-гуманитарного профиля. Тем самым ученые-обществоведы вновь оказываются вне поля социальной значимости. Руководители-технократы, адепты рыночных отношений с нескрываемой откровенностью ставят под сомнение необходимость изучения в вузах многих общественных дисциплин. Постепенно исче­зают из учебных планов многих специальностей этика, эстетика, рели­гиоведение, культурология и т.д. Подходит очередь на исключение из этих планов даже политологии с социологией.

А между тем именно эти науки и знакомят будущих специали­стов с основами общечеловеческих ценностей. Плюрализм концеп­ций в данном случае не ослабляет значимость этих ценностей, а лишь подчеркивает многовариантность их изложения. Эта многова-

риантность, как воздух, нужна современному специалисту, если он не рискует вновь впасть либо в религиозный догматизм, либо в идеологический тоталитаризм.

Можно сказать, что не только преподавание специальных дисциплин содействует развитию творческого мышления у учащихся вузов, но не меньшую роль в этом деле играет и преподавание общественных дисциплин. Так как именно в этой сфере приходится сталкиваться не только с теоретическими, но и с практическими задачами общественной жизни. Причем задачами нестандартными, быстро меняющимися и, что называется, заставляющими думать как преподавателя, так и студента.

В учебном процессе потребность рационализации умственной деятельности возникают тогда, когда преподаватель не просто требует репродуктивного воспроизведения содержания первоисточников, материалов лекции, учебника, а побуждает анализировать; вскрывать свойства, отношения, наличия противоречий, давать оценку, обобщать сказанное, соотносить его с другими проблемами, т.е. делать то, что в психологии называется решением задач. При решении задач (упражнений) человек использует знания не в том порядке, в каком они даны в учебной литературе, а преобразуют их сообразно логике задачи, следовательно, задачи выступают в качест­ве способа активизации и развития мышления. Опыт показывает, что работа с упражнениями активизирует мышление студентов, углуб­ляет знания, повышает интерес к предмету.

Другим условием активизации умственной деятельности является знание студентами общих правил, по которым надо действовать при изложении материала, в диспутах, при столкновении различных точек зрения. Для успеха дела необходимо хотя бы кратко разъяснить студентам основные логические законы мышления и вытекающие из них принципы правильного мышления (определенность мысли, непротиворечивость мысли, последовательность мысли и ее обоснованность).

Методика работы по совершенствованию умственной деятельности студентов разнообразна. Она зависит от конкретных условий, от предмета, от уровня развития студентов, особенностей преподавателя и т.д. Однако ряд общих правил является обязательным при любых вариантах работы. Эти общие правила сформулированы В. А. Кутецким: 1) необходимо точно знать цель упражнения, знать, каких результатов нужно добиться; 2) необходимо специально сле­дить за точностью выполнения, чтобы не закреплять ошибки, если



они возникают, следить за результатом упражнений; 3) число уп­ражнений должно быть достаточным для образования навыка. Если упражнений было недостаточно, навык не закрепляется, быстро разрушается. Излишнее количество упражнений снижает внимание, что в итоге мешает формированию навыка; 4) упражнения не должны быть случайным набором однотипных действий. В основе их должна лежать определенная система, четко спланированная, правильная их последовательность, в частности постепенное усложнение; 5) упражнения не должны прерываться на сколько-нибудь длительное время, иначе навык теряется.

Важнейшим фактором овладения интеллектуальными умениями является практическая проверка правильности действий в процессе изучения общественных наук. Этот факт действует специфично. Необходимо организовать непосредственную практическую проверку ряда теоретических положений высокой абстракции. Проверка правильности действий проводится в таких случаях путем сопоставления выводов с первоисточниками, учебной литературой, с мнением преподавателя.

Большое значение в выработке интеллектуальных умений имеет самоконтроль студентов. Студент не только должен знать приемы умственной деятельности, но и систематически контролировать себя при их реализации на конкретном материале.

Активизация умственной деятельности студентов находит свое наиболее полное выражение в проблемном преподавании.

Сущность проблемного преподавания заключается в такой управляемой организации учебного процесса, при которой обучаемые не только воспринимают, фиксируют и запоминают знаки в готовом виде, но и совместно с преподавателями или самостоятельно в условиях проблемной ситуации разрешают систему логико-познавательных задач на основе имеющихся знаний, навыков и умений.

Не умаляя роли репродуктивных и объяснительных методов обучения, следует избегать из абсолютизации. Необходимо внедрение в систему обучения наряду с традиционными таких новых методов и технологий, которые отвечали бы новым целям и задачам учебного процесса. К таким новым методам и относятся приемы проблемного преподавания. Систематическое и целенаправленное применение методов проблемного обучения может способствовать значительному повышению эффективности самостоятельной познавательной деятельности студентов и активизации творческого усвоения обще­ственных наук.

Возможность освоения и использования человеком предъявленных ему извне знаний - понятийных обобщений и способов действия или операций - зависит от того, насколько в процессе собственного его мышления созданы внутренние условия для их освоения и использования. К таким «внутренним» условиям» относятся, прежде всего, познавательные потребности. Без них невозможно не только усвоение знаний, навыков, умений, но и вообще успешное формирование специалиста. Познавательная потребность характеризуется тем, что человек испытывает необходимость в некоторых отсутствующих, т.е. не известных ему, знаниях и способах действий. Познавательная потребность определяет ту интеллектуальную активность, которая обеспечивает отыскание новых знаний.

Познавательную потребность очень трудно вызвать путем передачи обучаемым только готовых знаний, ее можно возбудить такой передачей знаний, при которой у обучаемых возникают интеллектуальные затруднения. В ходе изложения нового материала преподаватель с помощью продуманных и разработанных средств специально создает такие затруднения и на первых порах руководит разрешением этих затруднений, а потом обучаемые и сами справляются с ними. Важнейшая особенность интеллектуального затруднения характеризуется тем, сто человек не может его разрешить известными способами или действиями, но он в состоянии найти новый способ для разрешения поставленного задания на основе имеющихся или самостоятельно добытых определенных знаний, навыков и умений. Изложенный таким путем материал закрепляется не простым повторением и заучиванием, а решением специальных, познавательных задач. Разрешение познавательной задачи, побуждающей человека к интеллектуальной деятельности, принято называть проблемной ситуацией. В соответствии с этим преподаватель должен знать, при каких условиях может возникнуть проблемная ситуация. К таким условиям при изучении общественных наук, в том числе и социол­гии, относятся:

а) противоречия между ранее полученными знаниями и новыми задачами, возникающими в учебном процессе, для разрешения которых необходимы новые знания;

б) ценностная ориентация обучаемых в системе определенных
знаний в выборе в рамках этой системы оптимального способа дей­
ствия для решения новой задачи;

в) необходимость применения имеющихся теоретических знаний
в необычных, новых для обучаемых условиях;

г) необходимость различия, между действительными и кажущи­мися противоречиями развития общества;

д)установление противоречий между научными фактами, тео­риями, высказываниями;

е) вариативность теоретического обоснования практического со­циального опыта людей.

При творческом подходе к подготовке занятия преподаватель может найти и целый ряд других возможностей создания проблем­ной ситуации в учебном процессе.

В ходе проблемного обучения преподавателя должно волновать не только то, о чем будет говорить он (содержание учебного мате­риала), но и то, что при этом будут делать студенты. Преподаватель побуждает их к активной мыслительной деятельности логикой по­строения излагаемого материала, продуманной системой учебных проблем и вопросов.

Таким образом, сама жизнь заставляет пересмотреть систему образования, выработку у учащихся познавательных навыков. Такое смещение акцентов позволит специалисту лучше вписываться в современную жизнь, буквально переполненную нерешенными проблемами. Общественные науки (и социология в том числе) отличаются от естественных своей вариативностью, потенциальной воз­можностью получения множества решений, многообразия точек зрения, имеющих одинаково научных характер. Следовательно, преподавание этих наук имеет свои специфические возможности для развития творческого мышления. Общество стремительно изменяет­ся, и специалисту с высшим образованием необходимо адекватно реагировать на эти изменения, вырабатывая уже в студенческие го­ды навыки творческого мышления.

Больше возможности в этом отношении имеет курс социологии, что объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, социологическое знание наиболее изменчиво и динамично, здесь редко удерживаются какие-либо догмы и абсолютные положения. Даже в рамках одного поколения приходится менять устоявшиеся истины. И к этой изменчивости надо приучать специалиста, преодолевая субъективную тягу к однобокому мышлению и абсолютному знанию.

Во-вторых, следует учитывать и стремительное развитие самых общественных явлений, что неминуемо ведет к неизменному рассо­гласованию между теорией и общественной практикой. У специали­ста должен быть выработан навык самостоятельного осмысления и оценивания происходящих событий как местного, регионального, так и общечеловеческого масштабов.

Таким образом, при преподавании общественных наук, в том числе и социологии, встает вопрос не просто о сообщении какой-то суммы знаний, а воспитание того чувства, сто это знание специали­сту постоянно придется пополнять и обновлять, умело используя при решении тех задач и упражнений, которые будет выдвигать пе­ред ним сама жизнь на микро- и макроуровнях.

На этой основе ясно, что развитие творческих способностей студента тесно связывается с дидактическими требованиями высшей школы, которая формирует не просто технически грамотного специалиста, но и личностные качества человека и гражданина, не только пассивного носителя знаний, но и его активного использования как в профессиональной, так и в общественной деятельности. Всему этому способствуют современные педагогические технологии, одним из вариантов которых является модель, предложенная Д. Чернилевским и О. Филатовым (см. рис. 5).

Виды обучения Цели обучения Сущность обучения Механизм обучения
Проблемное Развитие познаватель­ной активности, творче­ской самостоятельности обучения Последовательное и целенаправленное воз­действие перед обучае­мыми познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания Поисковые методы; постановка познава­тельных задач
Концентри­рованное Согласование учебного процесса с психологиче­скими особенностями обучающихся Глубокое изучение предмета за счет объе­динения знаний в соответствующие блоки Методы обучения, учитывающие динамику работоспособности студентов
Модульные Обеспечение гибкости обучения,исходя из ин­дивидуальных потребно­стей и уровень подготов­ленности обучающегося Самостоятельная работа по индивидуаль­ной программе Проблемный подход индивидуальной темы обучения
Развивающееся Развитие личности и ее способностей Ориентация учебного процесса на возможно­сти обучаемого Вовлечение обучаемого в различные виды деятельности
Дифференци­рованное Создание и использова­ние условий для выявле­ния и развития индивида, его личностных особен­ностей Использование в обуче­нии наряду с обычными программами программ углубленного изучения материала. Методы индивидуально­го обучения
Активное (конкретное) Стимулирование актив­ности обучаемых Раскрытие социального содержания профессии Методы активного обучения
Игровое Обеспечение личностно-деятельного характера обучения Самостоятельный поиск нового знания и его усвоения Игровые методы, развивающие творче­ские способности

Рис. 5. Система обобщенных педагогических технологий, нацеленных на развитие творческих способностей студентов.



ОРГАНИЗАЦИЯ, ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Одним из проявлений разумной деятельности человека является его способность предвидеть результаты своей деятельности. Четкое определение желаемых целей и планируемых шагов по их осуществ­лению выражает суть целеполагания и предвидения. Сам разум че­ловека формировался как отработка и совершенствование прогно­стических функций сознания. Ясно, что деятельность человека тем успешнее, чем реальнее желаемые цели и продуктивнее способы их достижения. Начиная от простого добывания пищи и до самых об­щих проблем организации и управления государством и обществом проявляется эта планирующая функция сознания. Весь прогресс че­ловека и человечества может быть представлен как постепенное со­вершенствование этой функции сознания, как стремление преодо­леть действие стихийных скрытых сил, сдерживающих обществен­ное развитие. Сама идея социализма (в разном ее проявлении от утопизма Платона и Библии до социальной сверхорганизации Мар­кса и Ленина) представляет собой попытку доведения до крайности планирующей функции сознания. И понадобился почти вековой опыт практического социализма, чтобы люди убедились в том, что даже тотально-планирующая система управляющего центра не мо­жет преодолеть проявление случайных факторов развития, которые в конце концов и разрушили сам социализм. Наиболее трудными сферами планирования оказались сферы хозяйственной деятельно­сти, особенно сфера сельскохозяйственного производства. Однако некоторые области общественной жизни оказались вполне приспо­собленными к различным проявлениям планирования и более или менее четкой организации - это прежде всего армия и система обра­зования. Именно эти сферы общественной жизни и в прошлом и в настоящем развиваются благодаря планирующей деятельности раз­личных административных служб, ибо здесь имеются условия для более или менее четкого выполнения всех уставных предписаний (разумеется, при известных отклонениях) и количественного выра­жения составляющих эти сферы жизни элементов. Так в любой сис­теме вуз имеет количественные показатели набора студентов, коли­чественные показатели оценки знаний и умений, количество осваи­ваемых курсов, количество экзаменов и зачетов, курсовых и кон­трольных работ и т.д., что в совокупности и определяет тот объем знаний, которым должен обладать специалист по той или иной спе­циальности и квалификации. Поэтому в высшей школе, начиная от

министерства и кончая кафедрой, отдельным преподавателем, аспи­рантом и студентом существует целая система документов, плани­рующих и организующих учебный процесс.

Планирующие работу вуза документы можно подразделить на две основные категории. К первой можно отнести планы организа­ционного характера. Это планы работы ученого совета вуза, совета факультета, кафедры, лаборатории, индивидуальные планы препода­вателей, аспирантов, магистрантов и докторантов.

Ко второй группе относятся планы содержательного характера, определяющие характер специальности и квалификации. Именно эти планы представляют особый интерес с точки зрения методики пре­подавания, на них следует остановиться подробнее.

Как и все планы, эти документы имеют свою иерархическую структуру и могут быть представлены в следующей последователь­ности:

• государственный образовательный стандарт (варианты: высшего образования, гуманитарного образования, специальности);

• учебный план специальности;

• рабочий план и расписание занятий;

• план (и программа) курса отдельной дисциплины;

• план лекции;

• план семинарского занятия.
Все эти документы и планы определяют общую деятельность ву­
за, деканата, кафедры, преподавателя и студента. Рассмотрим кратко
их функциональные особенности.

Государственный стандарт высшего профессионального об­разования- государственный документ, определяющий деятель­ность вуза. Это своего рода теоретическая модель вуза, которая ус­танавливает, какое учреждение может именоваться вузом, что для этого необходимо, какой объем знаний, профессиональных навыков и умений вуз должен обеспечить своим выпускникам, определяется статус вузовского диплома, а также тот вид работ и штатных долж­ностей, которые может занимать выпускник вуза.

Необходимость этого документа особенно возросла в период трансформации социалистического общества в постсоциалистиче­ское, когда многие традиционные институты стали преобразовы­ваться в академии и университеты, когда наряду с государственны­ми вузами стали появляться и негосударственные, наряду с бесплат­ным высшим образованием все шире используется и платное обра­зование. Иначе говоря, высшее образование стало не только госу­дарственным, но и частным делом. Ясно, что без определенного го-



сударственного регламентирования этого процесса (его стандарти­зации), т.е. без установления определенных требований, норм и пра­вил деятельности учебного учреждения в качестве вуза невозможно было бы добиться выпуска специалистов с требуемым уровнем зна­ний и квалификации. Известно, например, что многие негосударст­венные вузы не прошли аккредитацию в силу того, что не смогли обеспечить все требования по подготовке соответствующих специа­листов.

Таким образом, государственный стандарт высшего образования является тем юридическим документом, на основе которого опреде­ляется деятельность вуза, и который используется в качестве руко­водящего документа, как администрацией вуза, так и контрольными государственными органами.

В России Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования утвержден правительством Россий­ской Федерации 12 августа 1994 г. и является обязательным юриди­ческим документом для всех учебных заведений России. Именно на основе этого документа и составляются уставы вузов, в качестве юридического лица каждый работник вуза как администратор, так и преподаватель и даже студент должны быть знакомы с этим доку­ментом, как в равной мере и со всеми другими планирующими до­кументами, если они серьезно относятся к своей работе. Админист­ратор должен знать этот документ для четкой организации своей работы и реализации порученных функций, преподаватель для чет­кого представления своей работы, а студент как будущий специа­лист должен знать, что от него потребуется во время учебы и кем он станет в итоге обучения.

Аналогичный документ принят и в Беларуси, он утвержден и введен в действие Министерством образования в 1998 г.

Государственный образовательный стандарт социально-гуманитарных дисциплин- государственный документ, опреде­ляющий объем гуманитарных и социально-политических дисцип­лин, необходимых для подготовки специалиста с высшим образова­нием вне зависимости от профиля его специализации. В Беларуси этот документ утвержден и введен в действие приказом Министер­ства образования от 6 июля 1999 г. № 436.

Стандарт обязателен для применения в высших учебных заведе­ниях и организациях сферы высшего образования, расположенных на территории Республики Беларусь, независимо от их ведомствен­ной принадлежности и форм собственности. Иначе говоря, стандарт определяет перечень тех социально-гуманитарных дисциплин и объ­ем их знания, который необходим любому выпускнику вуза.

Его структура включает следующие пункты:

1. Область применения;

2. Основные термины и определения;

3. Перечень социально-гуманитарных дисциплин;

4. Общие и конкретные требования, предъявляемые к знаниям и умениям по социально-гуманитарным дисциплинам.

5. Минимум содержания образовательной программы по дисцип­линам социально-гуманитарного цикла.

Главной частью этого документа является перечень социально-гуманитарных дисциплин, который с соответствующей корректи­ровкой отводимого количества часов, должен входить в учебные планы всех специальностей, подготовка по которым осуществляется в вузах Республики Беларусь. Иначе говоря, все базовые курсы, ука­занные в стандарте должны входить в приложение к диплому с соот­ветствующей отметкой по форме их отчетности (зачет или экзамен). Отклонение от этого требования (с чем приходится сталкиваться в деятельности некоторых вузов) может вести к непризнанию дипло­ма, т.к. будет считаться, что специалист не овладел требуемым ми­нимумом знаний, необходимых для специалиста высшей квалифи­кации.

К таким дисциплинам относятся:

Базовые курсы

1.Отечественная история

2. Философия

3. Культурология

4. Экономическая теория

5. Социология

6. Политология

7. Основы права

8. Основы психологии и педагогики

9. Этика

10.Языковая подготовка 11.Физическая культура

Курсы, устанавливаемые Советом вуза

1. Логика

2. Эстетика

3. Религиоведение

4. Права человека

5. Основы приватизации

6. Междисциплинарные курсы

К знаниям и умениям по социально-гуманитарным дисциплинам предъявляются следующие общие требования:

• владеть теоретическими основами социально-гуманитарных наук;

• иметь представление о биологическом и социальном, физическом и духовном началах в человеке, уметь учитывать это в своем по­ведении;

• быть способным характеризовать и анализировать духовные и социокультурные, социально-политические и экономические проблемы и процессы;

• владеть практическими навыками и приемами, необходимыми для участия в социальной деятельности;

• понимать роль и место истории Беларуси в контексте мировой цивилизации;

• знать этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде; применять их в своей профессиональной и социальной деятельности;

• понимать особенности процесса социализации личности, взаимо­обусловленность ее прав, свобод и ответственности;

• владеть методами и средствами коммуникации в коллективе, со­циально-профессиональной адаптации;

• владеть иностранным языком как средством межкультурного об­щения, и как средством извлечения информации в сфере профес­сиональной деятельности;

• иметь представление о здоровом образе жизни, владеть доступ­ными средствами и методами укрепления здоровья.

Нетрудно заметить, что многие из этих требований реализуются с помощью социологии, которая все активнее входит в учебные планы различных специальностей. Конкретно же при изучении социологии предполагается, что специалист должен знать:

• специфику социогуманитарного знания и способы работы с ним;

• основные теоретические и методологические проблемы социоло­гии;

• основные категории и понятия социологии;

• основные персоналии, внесшие вклад в становление и развитие социологии;

• основы конкретных методов и процедур социологического ис­следования;

должен уметь характеризовать:

• целостность социокультурной жизни и ее многомерность;

• основные уровни структурной организации общества;

• основные социальные процессы, действия и взаимодействия;

долженуметь анализировать:

• роль социокультурных проблем в личной жизни человека;

• трансформационные процессы;

• социокультурные реалии, актуальные социальные проблемы как у себя в стране, так и за ее пределами;

• возможности применения конкретных методов и процедур со­циологического исследования;

• качество социологической информации;
должен приобрести навыки:

• выработки социально-ориентированных оценок проблем, с ко­торыми сталкивается общество;

• оценки конкретных жизненных ситуаций, обоснования своего варианта их решения, планирования и программирования соб­ственных действий;

• занятия собственной позиции при решении социокультурных проблем.

Из этого перечня (а здесь стоит еще раз напомнить, что речь идет о несоциологах) следует, что изучение социологии призвано дать любому специалисту с высшим образованием достаточно большой объем социологической информации, выработать у него соответст­вующий уровень культуры социологического мышления с тем, что­бы он мог самостоятельно разобраться в сложных перипетиях обще­ственной жизни как в рамках отдельного взятого коллектива, так в масштабах страны и международных явлений.

Эта модель общего социологического знания и умения конкрети­зируется в стандарте своеобразной мини-программой, в которой ука­зываются основные темы социологического курса, подлежащие обя­зательному изучению.

Такими общими темами могут быть:

• Социология как наука и учебная дисциплина(здесь изучаются этапы становления и развития социологического знания. Общест­во как объект социологического анализа. Предмет и методы со­циологии, ее структура и связь с другими науками. Определяются ключевые понятия: культура, социокультурный процесс, соци­альный прогресс).



• Анализ социальной структуры, социальное действие и взаи­модействие(Здесь предполагается выяснение таких вопросов, как личность и ее социализация; природа социальных общностей и групп, социальной роли и статуса, социальной стратификации и социальной мобильности).

• Социальные институты и социальное управление(Выяснение сути социальных институтов, их типологизация. Общество и го­сударство. Социальная природа, структура и функции управле­ния. Социальное поведение).

• Виды и методы социологического исследования(Анализирует­ся природа методов сбора социологической информации. Количест­венный и качественный анализ полученной информации. Природа социологического прогноза).

Этот тематический минимум определяет структуру плана обще­вузовского курса социологии, это своеобразный инвариант, который и должен определять идентичность знаний по социологии где бы и кому бы она ни читалась, разумеется, при определенных вариациях и учете профессиональных интересов слушателей.

Кроме этого общего стандарта социально-гуманитарных дисцип­лин, призванного обеспечить общегуманитарную подготовку спе­циалистов разных профилей, существуют еще стандарты и по каж­дой специальности. Имеется такой стандарт и по социологии. Рас­смотрим его более подробно.

Наши рекомендации