Логическая структура анкеты
№ п/п | Операциональные признаки (понятия) | Индикаторы | Тип шкалы измерения | Номер вопроса в бланке | |||
Понятие, входящее в интегральное как составная часть | Показатель, определяющий содержание понятия | Название используемой шкалы | Перечень вопросов, раскрывающих значение понятия | ||||
1.Представления персонала об инновациях 1. Направленность перемен 2.Оценка необходимости перемен | цели перемен необходимость перемен | номинальная порядковая | |||||
2. Частота перемен 1. Частота проводимых перемен | частота | порядковая | |||||
3. Влияние инноваций на персонал 1. Случаи увольнений 2.Случаи споров и скандалов 3.Скрытое сопротивление 4. Смирение с нововведениями 5. Без изменений 6. Работа персонала по новым правилам 7. Не создавая помех 8.Стремление сотрудничать 9. Интерес к работе | увольнения споры сопротивление смирение нет изменений сотрудничество без помех содействие инновациям позитивная работа | номинальная номинальная номинальная номинальная номинальная номинальная номинальная номинальная номинальная | 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 4.9 | ||||
4. Действия сотрудников для поддержки инноваций 1. Действия персонала для внедрения инноваций | содействие персонала | порядковая | |||||
5. Реакция персонала на предлагаемую помощь 1. Реакция персонала на предлагаемую помощь | согласие сотрудничать | порядковая | |||||
6. Готовность пойти на временные уступки 1. Готовность пойти на временные уступки | уступки | порядковая | |||||
7. Мнение персонала о своей значимости для предприятия 1. Влияние настроений персонала на предприятие | влияние персонала | порядковая | |||||
8. Поддержка руководителями персонала 1. Ощущение поддержки руководства 2. Персонал о необходимости поддержки 3. Информация для персонала 4. Собрания для персонала 5. Консультации с персоналом 6. Возможность личного общения с руководством | факт поддержки необходимость поддержки факт информатизации факт собраний факт консультаций факт личного общения | интервальная интервальная порядковая порядковая порядковая порядковая | 8.1 8.2 8.3 8.4 | ||||
9.Демографические данные 1. Пол 2. Образование 3. Семейное положение 4. Специальность 5. Стаж | пол образование семейное положение специальность стаж | номинальная порядковая номинальная номинальная порядковая | |||||
Таблица 4.
Примеры использования различных типов шкал в бланке опросного листа
№п/п | Тип шкалы | Пример использования (номер вопроса) |
1. | Шкала наименований = номинальная | №2, №4.1, №4.2, №4.3, №4.4, №4.5, №4.6, №4.7, №4.8, №4.9, №12, №14, №15 |
2. | Дихотомическая шкала | №4, №12 |
3. | Частично упорядоченная шкала | - |
4. | Полностью упорядоченная (ранговая) шкала = порядковая | №1, №3, №5, №8.1, №8.2, №8.3, №9, №10, №11, №13, №16 |
5. | Метрическая шкала равных интервалов = интервальная | №6, №7 |
6. | Шкала установок | №1, №2, №7, №11 |
7. | Шкала пропорциональных оценок (идеальная метрическая шкала) = равных отношений | - |
Таблица 5.
Примеры использования различных типов вопросов в бланке
№п/п | Тип вопроса | Пример вопроса | |
1. По содержанию | |||
1.1. | О фактах | №3, №4 | |
1.2. | О личности респондента | №12, №13, №14, №15, №16 | |
1.3. | О мнениях, сужденииях, оценках | №1, №2, №5, №6, №7, №8, №9, №10, №11 | |
2. По форме | |||
2.1. | Полностью закрытые | №1, №3, №4,… | |
2.2. | Полузакрытые | №2 | |
2.3. | Открытые | - | |
2.4. | Линейные | - | |
2.5. | Табличные | №4, №8 | |
2.6. | Альтернативные | - | |
2.7. | Неальтернативные | - | |
2.8. | Ретроспективные | №3 | |
2.9. | Проективные | №10 | |
2.10. | Прямые | №3 | |
2.11 | Косвенные | - | |
2.12 | Личные | №13, №14 | |
2.13 | Безличные | №1-? | |
3. По функции | |||
3.1. | Основные | №3, №4,… | |
3.2. | Неосновные | №1, №2 | |
3.3. | Вводные (обычно первые вопросы в бланке) | №1, №2 | |
3.4. | На информированность (компетентность) | №1, №2, №7 | |
3.5. | Вопросы-фильтры | №4 | |
3.6. | Контрольные вопросы, «вопросы-ловушки» для проверки искренности ответов | №9 (к №5) | |
Логическая схема обработки информации на ЭВМ (в программе SPSS)
Характер обработки информации предопределен задачами, решение которых предусмотрено логикой проверки сформулированных заранее гипотез. В соответствии с этим, необходимо предусмотреть следующую обработку первичной социологической информации:
Для решения 1-ой задачи:
а) линейное распределение по всем вопросам (1-16).
Построить частотное распределение (Frequency) для всех шестнадцати переменных. Посмотреть Mean (среднее), Mode (мода), Std. Deviation (стандартное отклонение), kurtosis (эксцесс=мера сглаженности), skewness (ассимметрия).
Для решения дополнительных задач.
Задача 1.
а) линейное распределение по вопросам (1-3).
б) парное распределение:
Рис. 5
Таблица 6.
№ вопроса | содержание | шкала | № вопроса | шкала | коэффициент |
Направленность перемен | пор | пор | / Кендал | ||
ном | Краскел-Уолис | ||||
пор | / Кендал | ||||
Оценка необходимости перемен | ном | пор | Манн-Уитни | ||
ном | |||||
пор | Манн-Уитни | ||||
Частота проводимых перемен | пор | пор | / Кендал | ||
ном | Краскел-Уолис | ||||
пор | / Кендал |
Задача 2.
а) линейное распределение по вопросам (4-5).
б) парное распределение:
Рис. 6
Таблица 7.
4.1 | Случаи увольнений | ном | ном | ||
4.2 | Случаи споров и скандалов | ном | ном | ||
4.3 | Скрытое сопротивление | ном | пор | Манн-Уитни | |
ном | |||||
пор | Манн-Уитни | ||||
4.4 | Смирение с нововведениями | ном | ном | ||
4.5 | Без изменений | ном | ном | ||
4.6 | Работа персонала по новым правилам | ном | пор | Манн-Уитни | |
ном | |||||
4.7 | Не создавая помех | ном | пор | Манн-Уитни | |
пор | Манн-Уитни | ||||
ном | |||||
4.8 | Стремление сотрудничать | ном | пор | Манн-Уитни | |
пор | Манн-Уитни | ||||
ном | |||||
пор | Манн-Уитни | ||||
4.9 | Интерес к работе | ном | пор | Манн-Уитни | |
пор | Манн-Уитни | ||||
ном | |||||
пор | Манн-Уитни | ||||
Действия персонала для внедрения инноваций | пор | 8.1 | пор | / Кендал | |
8.2 | пор | / Кендал | |||
8.3 | пор | / Кендал | |||
8.4 | пор | / Кендал | |||
пор | / Кендал | ||||
ном | Манн-Уитни | ||||
пор | / Кендал | ||||
ном | Краскел-Уолис | ||||
пор | / Кендал |
Задача 3.
а) линейное распределение по вопросам (6-8).
б) парное распределение:
Рис. 7
Таблица 8.
Ощущение поддержки руководства | инт | 4.1 | ном | t-критерий | |
4.5 | ном | t-критерий | |||
4.9 | ном | t-критерий | |||
инт | |||||
8.1 | пор | ||||
8.2 | пор | ||||
8.3 | пор | ||||
8.4 | пор | ||||
пор | |||||
пор | |||||
ном | t-критерий | ||||
Персонал о необходимости Поддержки | инт | 8.1 | пор | ||
8.2 | пор | ||||
8.3 | пор | ||||
8.4 | пор | ||||
пор | |||||
пор | |||||
ном | t-критерий | ||||
пор | |||||
ном | t-критерий | ||||
ном | t-критерий | ||||
8.1 | Информация для персонала | пор | пор | / Кендал | |
ном | Манн-Уитни | ||||
пор | / Кендал | ||||
ном | Краскел-Уолис | ||||
8.2 | Собрания для персонала | пор | пор | / Кендал | |
ном | Манн-Уитни | ||||
пор | / Кендал | ||||
ном | Краскел-Уолис | ||||
8.3 | Консультации с персоналом | пор | пор | / Кендал | |
ном | Манн-Уитни | ||||
пор | / Кендал | ||||
ном | Краскел-Уолис | ||||
8.4 | Возможность личного общения с руководством | пор | пор | / Кендал | |
ном | Манн-Уитни | ||||
пор | / Кендал | ||||
ном | Краскел-Уолис |
Задача 4.
а) линейное распределение по вопросам (9-11).
б) парное распределение:
Рис. 8
Таблица 9.
Реакция персонала на предлагаемую помощь | пор | пор | / Кендал | ||
ном | Манн-Уитни | ||||
пор | / Кендал | ||||
ном | Краскел-Уолис | ||||
пор | / Кендал | ||||
Готовность пойти на временные уступки | пор | ном | Манн-Уитни | ||
пор | / Кендал | ||||
ном | Краскел-Уолис | ||||
пор | / Кендал | ||||
Влияние настроений персонала на предприятие | пор | ном | Манн-Уитни | ||
пор | / Кендал | ||||
ном | Краскел-Уолис | ||||
пор | / Кендал |