Виды исследований, их цели и задачи
Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, организационно-технических действий с целью изучения, получения и последующего использования достоверных социальных знаний. Оно требует разработки рациональных критериев, учитывающих особенности объекта исследования.
Оправданность использования различных методологических подходов к изучению явлений объясняется спецификой предмета исследования в социальных науках. В связи с этим в социальных науках используются различные стратегии исследования.
Необходимость выявления тенденций и закономерностей, требующих максимальной научной строгости и доказательности, предполагает методы и принципы позитивизма. Однако в социальной работе часто приходится сталкиваться с проблемами, порождаемыми практикой, которые заключаются в изучении нетипичных проявлений отдельных случаев, что предполагает выход на исследования феноменологического плана. В методологии социальных наук позитивистский подход рассматривается как номотетический; а феноменология – как идеографический.
Номотетический (от греч. nomos закон) подход определяет количественную стратегию исследования, целью которой является открытие устойчивых и универсальных закономерностей протекания процессов. Исследователь ищет общие моменты, которые присутствуют в однородных явлениях, отвлекаясь от случайных обстоятельств: с помощью анализа и абстрагирования он приходит к выявлению существенных устойчивых и повторяющихся моментов, т. е. к открытию законов (тенденций), что в свою очередь дает возможность предсказания возможного хода развития (прогнозирования). Закономерности, с которыми имеют дело социальные науки, имеют вероятностный характер. Они не могут быть сформулированы также категорично, как в математике и физике, тем не менее, помогают выявить связи между явлениями.
Идеографический (от греч. idea особенный) подход связан с качественной стратегией исследования, он не претендует на широкие обобщения: отдельное явление изучается углубленно, делается попытка выявить латентные признаки явления, его структуру. Анализ такого типа называют системно-структурным: он предполагает выделение базовых элементов, а также анализ характера существующих между ними связей. Особенностью идеографического подхода является интерес не только к голым фактам, но и к той субъективной интерпретации, которую они получают в сознании людей. Идеографический подход не претендует на исчерпывающее и объективное описание социальной реальности, но он близок к жизни, обнаруживает наиболее значимую информацию, увязывает отдельные детали друг с другом.
Осмысление полученной информации в социологическом исследовании связано с процедурами описания и объяснения, которые с методологической точки зрения тоже можно рассматривать как две стратегии со своими задачами и приемами. Познание идет от описания к объяснению. Описание имеет дело с определенной системой в ее статическом состоянии в том виде, в каком она существует в определенный момент времени. Объяснение связано с пониманием функционирования динамической системы, т. е. системы, находящейся в развитии. Поэтому в реальном исследовании они переплетаются и противопоставление достаточно условно.
Чтобы осмыслить и усвоить, что такое исследовательские стратегии, рассмотрим их более подробно.
Социологическое исследование является основным инструментом познания реальных социальных отношений и процессов в обществе. Всякое такое исследование представляет собой особый род научно-практической деятельности, связанной с раскрытием, теоретической систематизацией и анализом конкретных объектов действительности.
Процесс социологического исследования включает в себя три стадии:
1) стадию осознания теоретической или практической недостаточности существующего знания,
2) стадию формулировки проблемы и выдвижения гипотетического объяснения;
3) стадию эмпирической проверки сформулированной гипотезы, за которой нередко следует стадия переопределения и уточнения проблемы или гипотезы, дающая начало новому исследовательскому циклу.
Проведение процесса социологического исследования требует профессиональных знаний от исследователей. Социологическое исследование является инструментом изучения массовых явлений в их конкретном состоянии. С помощью социологического исследования осуществляется целостный и системный подход к изучению реальности, с опорой на социальные факты и эмпирический материал. Оно строится на двух китах: 1) открытии нового и 2) эмпирическом подтверждении объективности полученного знания.
Эти условия определяют научность исследования: то есть, целенаправленность познания, результаты которого реализуются в системы понятий, законов, теорий. Всякое исследование в социальных науках направлено на объяснение человеческого поведения, следовательно, оно ориентировано на поиск некоторой предполагаемой закономерности, обладающей определенной степенью общности. Возможность объяснения и предсказания в общественных науках основана на признании причинной обусловленности этих событий.
С точки зрения критериев научности социальные факты, полученные в ходе исследования, имеют следующее:
1) являются результатом научного познания, основанного на доказательствах, которые могут быть проверены;
2) опираются на точный инструментарий, состоящий из теоретических и эмпирических методов;
3) социальные знания могут быть подвергнуты критике или, наоборот, могут быть опровергнуты, так как они основаны на опытных данных, соответствующих определенному этапу развития человеческой мысли. В социальной работе исследовательский поиск связан с применением прикладного исследования, позволяющего выявить те реальные противоречия, которые возникают в сфере социальной работы.
Предметом анализа исследования в социальной работе являются:
– взаимоотношения между личностью и обществом на новом социально-экономическом этапе развития общества, а также потребность в научно-практических и методических рекомендациях по оказанию социальных услуг людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях;
– проблемы взаимосвязи социальной работы и социальной политики, протекания социальных процессов в условиях кризиса, а также ответственности общества за адекватное развитие личности.
Для социальной работы как отрасли научного знания характерны две противоположные тенденции: что первично для социальной работы: научные знания, теория – с одной стороны или практика, социальное действие – с другой? Большинство исследователей (первое направление) считают, что попытки теоретического осмысления социальной реальности способствовали становлению социальной работы как социального института, который развивается на основе взаимодействия социальной практики и социальной науки. Параллельность научно-исследовательских процессов и процессов социальной работы отображается следующим образом.
Исследователи другого направления считают, что первоосновой в социальной работе является практика, социальное действие, а научное знание не столь важно. В противном случае, по мнению сторонников этой идеи, теория будет отдаляться от практики и станет помехой в практической деятельности социальных работников при оказании помощи нуждающимся. В настоящее время возникла потребность в использовании научных методов исследования, так как социальному работнику важно знать больше о своих клиентах, чтобы оказать им действенную помощь. Использование прикладных исследований дает возможность социальным работникам не только эффективно действовать, но и выявлять проблемы, возникающие в процесс принятия решения, что увеличит возможности социального работника в практике.
Если исходить из того, что главной причиной социального неблагополучия является общество и его устройство, то главной проблемой социальной работы должно стать реформирование общества. Если же первопричиной социальных проблем считать самого человека, то для достижения его благополучия необходимо менять, прежде всего, человека, а не его окружение. В таком случае социальная политика должна опираться на развитие учреждений, занимающихся проблемами воспитания, социализации, коррекции и реабилитации, т.е. на развитие социально-психологической работы.
Однако, несмотря на многообразие теоретических построений для практической социальной работы, ее характеристика связана с деятельностью, направленной на гармонизацию отношений между индивидом, группой, социумом, общественными отношениями, с перспективой на устойчивость развития конкретной социальной системы.
Одним из ключевых инструментов познания этих процессов является конкретное социологическое исследование,
Важную роль в методологии социологических исследований играет типология исследования. Наиболее обоснованным является выделение двух типов исследования: теоретико-прикладных и прикладных, использование которых уместно и в социальной работе.
Теоретико-прикладное исследование (ТПИ) направлено на решение социально важной задачи. Например, изучение роли социальной работы в оптимизации социальных процессов, связанных с безработицей; в школе – в связи с проведением образовательной реформы; выявление структуры деятельности социального работника – в различных сферах жизнедеятельности. В таких социологических исследованиях ставятся задачи расширения и углубления научного знания о социальных процессах и решения актуальных социальных проблем. Данное социологическое исследование, как правило, не имеет заказчика и связано с решением научных проблем или с выполнением научной работы. Цель исследования – изучить особенности или тенденции изменения социальных потребностей клиентов в социальной защите; выяснить, насколько структура организаций социального обслуживания соответствует ожиданиям клиентов; создать оптимальные модели социальной работы.
В теоретико-прикладном исследовании обязательно наличие четкого определения объекта и предмета, формулирование гипотез, но не столь жесткие требования к срокам его проведения, которые рассчитываются с учетом уровня сложности изучаемой проблемы или явления.
Прикладное социологическое исследование(ПСИ) нацелено на решение конкретных социальных проблем, возникающих в социальной работе. Оно представляет собой определенную технологическую процедуру последовательного применения целостной совокупности методов и приемов эмпирического познания объектов социальной реальности.
Целью таких исследований могут быть: совершенствование социальных технологий, выявление ожиданий клиентов, удовлетворенность студентов процессом обучения по специальности «социальная работа» и т.д. Прикладные социологические исследования обязательно имеют заказчика и завершаются разработкой управленческих решений или планом мероприятий, направленных на оптимизацию объекта. Четкое определение объекта исследования может сопровождаться не слишком жестким определением предмета. В ходе исследования могут появиться и необходимость внесения в программу изменений и новые проблемы, требующие анализа. Поскольку в прикладном исследовании нередко используются подходы, уже апробированные в ходе исследования проблем социальной работы, то постольку есть возможность использовать готовый методический инструментарий, при условии его тщательной адаптации. Это позволяет экономить время и ресурсы и уделять больше внимания разработке практических рекомендаций. Между прикладными и фундаментальными исследованиями нет глубокой пропасти. При условии тщательной разработки методологической части программы можно включать в исследование в качестве второстепенных задач и направленные на развитие теории.
Прикладные социологические исследования выполняют следующие функции: описательную, аналитическую, социально-диагностическую, прогностическую, экспериментальную, управленческую. Доминирование той или иной функции определяет тип исследования. Целевая направленность исследований, положенная в основу деления их на теоретико-прикладные и прикладные, не являются единственным основанием их классификации. Другим основанием может служить степень осведомленности исследователя об изучаемой проблеме. По этому основанию исследования подразделяются на разведывательные, описательные, аналитические и сравнительные. Степень осведомленности на первый взгляд является чисто субъективной характеристикой исследователя, включающей объем его знаний, профессиональную квалификацию и опыт работы. Однако в ее основе лежат и объективные характеристики изученности определенной проблемы, разработанности методов исследования, закрепленные в массиве соответствующих публикаций. В конечном итоге именно эти объективные характеристики являются основанием для определения типа исследования.
Выделяются следующие типы исследования.
Разведывательные исследования. Формирование и развитие социальной работы как теоретической и практической деятельности постоянно расширяет проблемное поле исследований в этой сфере: изучение социальных групп риска в изменяющемся мире, создание социальной документации, отражающей основные характеристики объекта, получение информации для прогнозирования и проектирования в социальной работе. Масштабы исследований, уровень их методической оснащенности, объемы знаний, в которых закрепляются результаты социологических исследований этих и других проблем, предопределяют необходимость проведения разнообразных поисковых социологических исследований. Исследования такого типа, проводимые в условиях дефицита знаний об изучаемых объектах или проблемах, называются разведывательными. В таких исследованиях относительно больше возможностей для использования качественных методов в сравнении с исследованиями других типов. Разведывательное исследование применяется по отношению к мало изученным социальным объектам в целях их предварительного изучения и описания, с использованием минимума методических средств и материальных ресурсов. К таким исследованиям относятся всякого рода экспресс-анализы социальных проблем, оперативные исследования, «пилотажные пробы» и т. д.
Описательное исследование. Решает более широкий круг аналитических задач, ориентированных на получение целостной, системной информации о структуре, функционировании, модели социального объекта, его типологических свойствах и характеристиках.
Описательные исследования основаны на более высоком уровне осведомленности об изучаемой стороне или проблеме социальной работы. В отличие от разведывательного этот тип исследования предполагает, что при изучении, например, обслуживания инвалидов или деятельности социального работника в школе большая часть информации об этих явлениях известна. Качественно-количественное описание социальной работы в школе, выявление удовлетворенности клиентов социальной работой, структура досуговой деятельности молодежи, социальной составляющей обслуживания кадров – все это предполагает необходимую строгость в эмпирической интерпретации понятий, регистрации и анализе данных. Описательные исследования используются при изучении мнений клиентов по поводу качества обслуживания социальными работниками школьников и студентов, проведения учебных занятий, удовлетворенности различными видами услуг, содержания и структуры социальной работы, а также для других целей.
Аналитическое исследование. Представляет собой наиболее масштабный, сложный вид социологического познания того или иного объекта. Имеет своей целью не только общее описание объекта, но и выявление причин возникновения противоречий в его структуре и функционировании, определение путей и перспектив его развития, проектирование инновационных преобразований. Разновидностями аналитических исследований являются диагностические, прогностические исследования, социальные эксперименты. Социологический эксперимент представляет собой такой метод получения информации об объекте, который предусматривает аналитическую работу социолога в контролируемых, сознательно изменяемых условиях. Аналитические исследования предполагают наличие значительного объема знаний об изучаемой проблеме, накопленных по результатам предыдущих исследований, достаточно разработанные методические основания и исследовательский инструментарий. В данном случае социолог должен быть достаточно осведомлен о состоянии исследований по конкретной проблеме.
Главное отличие аналитического исследования от описательного заключается в том, что оно имеет объяснительные функции. Последние требуют от социолога тщательного обдумывания и выдвижения объяснительных гипотез. Для этого недостаточно знакомства только с литературой. Дополнительная информация может быть получена из бесед или интервью с практиками: заказчиком, специалистами по профилю изучаемой проблемы, клиентами. Собственно аналитическое содержание исследований такого типа реализуется в анализе эмпирических данных и сопоставлении его результатов с объяснительными гипотезами.
Сравнительные исследования проводятся в тех случаях, когда необходимо сравнить характеристики изучаемого объекта или проблемы во времени или различные объекты по одному и тому же интересующему качеству в одно и то же время. Наиболее часто исследование изменений во времени проводятся в режиме мониторинга с установленной периодичностью опросов. В этом случае предмет оценивания остается неизменным, а состав оценивающих (респондентов) меняется. Другой формой сравнительного исследования является формирование постоянной группы оценивающих так называемой «панели», фиксирующей изменения изучаемого явления (например, качество обслуживания в социальной работе) по более или менее изменяющемуся составу признаков.
По типу решаемых задач выделяют исследования:
– основное – оно направлено на реализацию комплекса задач, связанных с решением основных целей исследования;
– пилотажное – предваряющее основное исследование и предназначенное для получения знаний об адекватности методического обеспечения познавательным задачам исследования;
– поисковое (разведывательное) – проводимое с целью получения дополнительной информации для проведения исследования.
Предложенная типология не означает наличия жестких границ между различными типами социологических исследований. Если исследования объекта проводятся постоянно и объединены общей программой или стратегическим планом ее развития, то разведывательный тип исследования может быть «заделом» для проведения описательного или аналитического исследования. В таких случаях уже в разведывательном исследовании могут формироваться объяснительные гипотезы будущих описательных или аналитических исследований, а сравнительное исследование может выявить неожиданные ситуации, требующие разведывательного исследования возникшей проблемы.
В зависимости от типа исследования изменяются программные требования к его проведению: выбор объекта и предмета, характеристики выборки, методы сбора первичной информации, методы анализа и другие процедуры. Кроме этого, типология исследования зависит от методов, выбранных на первой фазе, на этапе, предшествующем принятию программы. В теоретической социологии сложилось два подхода к изучению социальной реальности.
Для первого подхода характерно отношение к существующим в обществе структурам и институтам как к сложившимся исторически социальным фактам, которые носят надындивидуальный характер, а человеческое поведение, несмотря на его субъективные формы и личную свободу, является адаптивным и выражается в постепенном изменении норм, лежащих в их основании. Причем эти действия в части, относящейся и к изменениям социальной структуры, и к изменениям функций социальных институтов, как правило, неосознаны. Сознательно люди преследуют лишь ближайшие цели, реализуют свои интересы, разделяют те или иные ценности.
Ориентированные таким образом ученые выбирают соответствующие стратегии и методы исследования. Основываясь на существующей социальной реальности, они выдвигают гипотезы по поводу зависимостей между различными элементами социальной системы, изменений в функциях социального института и с помощью количественных методов проверяют правильность выдвинутых предположений.
Сторонники качественных методов придерживаются других взглядов на социальную действительность, которые дают большую свободу для проявления индивидуальности личности, уникальности жизненных ориентаций и свободы своего жизнеустройства. Возникновение социальных систем является результатом сложного взаимодействия людей, придающих смысл своему поведению. Эти люди могут объединяться одинаковым пониманием происходящего. При таком подходе исследователь старается выявлять не связи между явлениями, не закономерности общественного развития, а представляет общество, состоящее из множества фрагментов.
В социальной работе целесообразно применение различных подходов в исследовании. Выявление связи социальной работы как социального института с состоянием различных сфер общества возможно с помощью количественных методов – это позволяет сформулировать тенденции в развитии социальной работы, показать влияние закономерностей социальной структуры на содержание социальной защиты, определить дисфункции социальных институтов, характер социальных отношений в условиях изменяющегося общества. Однако следует учесть, что для исследования содержания отношений более эффективными могут оказаться качественные методы.
В организации прикладного исследования выделяются следующие этапы:
– подготовительный, когда разрабатывается методология исследования, т. е. программа исследования и составляется методическая ее часть;
– оперативный этап работы на объекте, предполагающий сбор первичной информации;
– результирующий – подготовка собранной информации к обработке, ее обработка, анализ, составление отчета.
Структура прикладного исследования включает совокупность взаимосвязанных элементов, присущих любому научному исследованию: объект, субъект, цели и задачи исследования, средства исследования, его результат.
Объектом исследования в социальной работе выступает, прежде всего, человек в системе социальных связей, отношений, на которого направлено социальное действие. Это клиент, нуждающийся в социальной защите. Исторически в понятие «клиент» вначале включались люди, имевшие предрасположенность к нарушению общепринятых стандартов (нищие) или затруднение в адаптации. Со временем меняются не только категории клиентов, но и группы проблем, формирующие клиентов социальной работы. Впоследствии эта категория была распространена на людей, которые под воздействием общества и ненормальных условий жизни, теряют возможность реализации общественно значимых потребностей.
В такой трактовке к клиентам социальной работы относили маргиналов, люмпенов, безработных, людей, имеющих проблемы в семейных отношениях, пенсионеров, инвалидов.
В настоящее время клиентом социальной работы может стать любой человек, группа, община, которые нуждаются в помощи социального работника и с которым достигнуто соглашение о совместной работе.
При сравнении объекта социальной работы и социологии необходимо отметить, что в первом случае объект рассматривается уже: это тот, кто нуждается в помощи, социальной защите, поддержке; при этом, не исключается и субъективная роль такого клиента при защите своих интересов.
Субъектами исследования в социальной работе могут выступать: государственные организации социальной защиты, общественные организации, которые могут быть заказчиками проведения исследования или обследования. Непосредственными исполнителями могут выступать научно-исследовательские организации, научные работники, собирающие материал для написания диссертаций.
Для формирования профессиональных качеств будущих специалистов по социальной работе необходимо привлечение студентов специальности «Социальная работа» к проведению социальных исследований.
Целью исследования в социальной работе является выявление эффективности социальных действий в отношении клиентов, связанных с удовлетворенностью их потребностей. Названные цели предполагают решение следующих задач: 1) выявление условий, способствующих усилению самостоятельности клиентов, 2) способность контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать свои проблемы, создание условий, в которых клиенты могут максимально проявлять свои возможности и получать всё, полагающееся им по закону.
Средства исследования включают в себя научные, технические и организационные средства.
Результат прикладного социологического исследования в социальной работе выступает основой для технологизации положения объекта, связанной с его оптимизацией.
Сказанное выше подводит нас к мысли о том, что прикладное социологическое исследование представляет собой целенаправленную, организованную познавательную деятельность, сущность которой заключена в изучении еще непознанных социальных явлений и процессов, установлении закономерностей и тенденций их развития, выявлении путей управления ими в интересах практики. И поскольку изучается объективная или субъективная реальность, то способ действий исследователя, а также применяемые им методы должны быть адекватны этой реальности, опираться на общенаучные средства и опыт познания. Словом, исследовательский поиск, чтобы быть успешным, должен базироваться на известной системе принципов и способов организации аналитической деятельности.