Э. Дюркгейм и его вклад в развитие социологии
Примерный перечень вопросов по социологии к зачету и экзамену
Предпосылки возникновения социологии.
Становление социологии как науки.
1840-ые гг. – период становления науки об обществе. Предшествующий этап развития мировой философской и социологической мысли во многом подготовил и теоретически и методологически новое научное направление, касающееся социальных направлений.
3. О. Конт - родоначальник социологии.
Огюст Конт (1798-1857 гг.) – французский философ, социолог, основатель позитивизма. Работая секретарем А.Сен-Симона, он развивал главные идеи этого ученого – представителя утопического социализма, в дальнейшем О.Конт создал свое учение, которое сначала назвал «социальной физикой», а потом социологией.
О. Конт «Закон трех стадий».
сформулировал «закон трех стадий развития общества» - теологической, метафизической, позитивной. Переход от одной стадии к другой характеризуется сменой господствующих общественных идей. На первой стадии – теологической – все явления социальной жизни объясняются на основе религиозных представлений как результат действий сверхъестественных сил. Вторая стадия – метафизическая, является критической по отношению к первой, божественные силы заменяются разного рода абстракциями, воплощенными в разного рода сущностях. На третьей – позитивной, появляется возможность позитивного, научного объяснения наблюдаемых явлений, процессов и закономерностей и их развития.
Структурно-функциональная теория.
Талкотт Парсонс (1902-1970) первоначально формировал свое социологическое мировоззрение на базе европейской социологии (М. Вебер). Затем сотрудничал с Сорокиным. Суть концепции Парсонса – категория равновесия. Общество может существовать только в равновесии. Его нарушение ведет к дестабилизации системы и к его гибели. Главная задача социологии – дать рекомендации по поддержанию равновесия общества. В концепции Парсонса разработаны три типа общества: примитивное – в нем отсутствует дифференциация, промежуточное – (письменность, социальное расслоение, культура), современное – его главным свойством является формирование правовой системы. Развитие общества у Парсонса носит эволюционный характер. В нем действуют силы дифференциации и интеграции.
Г.Спенсер о социальном дарвинизме.
Английский философ и естествоиспытатель Герберта Спенсер (1820-1903) – основатель органической школы социологии, разделил позиции О.Конта и рассматривал общество как целостный организм, сравнивая его с биологическим организмом, описывая его как некое целое, состоящее из взаимосвязанных элементов. В дальнейшем Г. Спенсер развивал «теорию естественного отбора», предложенную Ч. Дарвиным, но применительно к общественному организму.
В процессе развития общества появляются новые его структурные единицы, усиливается социальное расслоение, взаимосвязь явлений и выживает тот социальный организм, который лучше приспособлен к жизни. Впоследствии этот подход был назван "социальным дарвинизмом".
К. Маркс о классовой борьбе классов.
Большой вклад в развитие социально-политической мысли внесли германские ученые – основатели марксистской школы социологии Карл Маркс (1818-1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820-1885 гг.). Значительное влияние на творчество К.Маркса оказало учение Г. Гегеля о диалектике.
Главное место в марксистском учении занимает всесторонний социально-экономический анализ современного К.Марксу капиталистического строя (основной труд «Капитал»).
Сущность марксистской концепции заключается в том, что в основе развития общества лежит единство и борьба противоположностей и создание более совершенных структур. Базис любого общества – экономические отношения и классовая борьба, а политика, религия, семья, образование составляют надстройку общественной системы. Производственные отношения, в которые вступают люди, соответствуют определенной ступени общественного развития и не зависят от воли людей. Бытие человека определяет его сознание. Впервые были определены и изучены основные классы буржуазного общества – пролетариат, буржуазия, крестьянство и выделены пять общественно-экономических формаций:
- первобытнообщинный строй;
- рабовладельческий строй;
- феодальный строй;
- капиталистический строй;
- коммунистический строй.
Марксисты полагали, что эксплуатацию одного класса другим невозможно реформировать. Ее можно только уничтожить в ходе революции, когда бесклассовое общество сменит классовое. Развитие общества – естественный исторический процесс, а конфликты и революции являются движущей силой общественного развития.
Э. Дюркгейм и его вклад в развитие социологии.
Значительной фигурой французской классической школы социологии является Эмиль Дюркгейм (1858-1917 гг.), который развивал идеи О.Конта о рационализме и познании общественных явлений и процессов как таковых, а не представлений о них.
Предметом социологии, по мнению Э. Дюркгейма, являются социальные факты, социальная реальность, существующая объективно вне индивидуального сознания. Э.Дюркгейм впервые попытался разработать строгие методы исследования социальных фактов. Дюркгейм – автор функциональной теории, базирующейся на анализе функций социальных институтов.