Социологическое исследование досуга

Содержание

Предисловие 2

1. Социологическое исследование досуга 3

2. Анкетирование как инструмент социологического исследования 11

3.Приложение 1. Характеристика элементов программы

исследования при написании курсовой работы 16

4. Приложение 2. Программа и инструментарий конкретного социологического исследования 23

5.Приложение 3. Образцы анкет 30

Список литературы 36

Предисловие

Специфические социально-психологические особенности, проблемы организации свободного временипосетителей учреждений культуры являются ключевыми понятиями предмета «Социально-культурная деятельность».

Целью предлагаемого методического пособия является знакомство студентов с базовой информацией о методике социологических исследований.

Тема предполагает выполнение практических и самостоятельных работ. Пособие завершается вопросами обобщающего характера, которые направлены на самопроверку студентами знаний по изученному материалу.

Приводятся также приложение и список литературы, которые студенты могут использовать для дополнительной самообразовательной деятельности.

Ó Гусева Н.Ф., составление, 2014

Социологическое исследование досуга

Термины и понятия [6].

Перед тем, как начать разговор на заданную тему, необходимо дать трактовку терминам и понятиям, используемых в методике социологических исследований.

Социология - наука об обществе как о целостной системе, законах его развития и функционировании, включая все его структуры, общности, подсистемы, а так же развитие всех возможных форм социума /трудовой коллектив, семья, школа, пенсионеры, студенты и т. д./

Социология рассматривается на трёх уровнях:

1. исторический материализм;

2. специальные социологические теории, отражающие тот или иной аспект социальной жизни общества (социология труда, быта, культуры, досуга, семьи). Эта часть направлена на рассмотрение проблем, которые решаются обществом;

3. непосредственно социологические исследования - система теоретических и эмпирических процедур, позволяющих получить знания об изучаемом объекте для разрешения социальных проблем.

Методология - учение о формах, методах исследования или познания.

Методология социальных исследований - совокупность приёмов исследования, включая методику, технику и процедуру, поиск социальной информации.

Методика социальных исследований — система операций, процедур, приёмов установления социальных факторов, их систематизации и средств их анализа.

Приём - часть метода, его отдельный элемент.

Классификация функций социологических исследований:

- познавательная;

- аналитическая (анализируются исследования, данные);

- диагностическая (выявляется на основе анализа содержание и структура элементов предложенной модели, и определяются факторы на них влияющие);

- прогнозирование (научное предсказание о ходе процесса);

- идеологическая;

- объяснительная (раскрывает специфику изучаемого объекта);

- критическая;

- управление (практическое применение результатов).

Классификация видов социологических исследований: 1-я группа. По научной глубине и степени сложности

1. разведывательные (наиболее простой вид);

2. описательные (чуть сложнее);

3. аналитические (научное социологическое исследование, отличающиеся глубиной и масштабностью используемых процедур).

2-я группа. По месту проведения

1. лабораторные (проводятся в специально созданных условиях);

2. полевые (проводятся в естественных условиях).

3-я группа. В зависимости от сроков проведения.

1. по плану исследований - плановое;

2. возникающие случайно - оперативное.

4-я группа. По объекту, находящемуся в динамике или статистике.

1. точечные (разовые);

2. повторные.

5-я группа. В зависимости от основного метода сбора первичной информации.

1. опрос (анкетирование, интервью);

2. наблюдение;

3. эксперимент;

4. контент-анализ (анализ документов);

5. социометрия.

Социология досуга призвана выявлять социальную роль, специфику проявления, закономерности функционирования культуры, поведения, общение людей в досуговой сфере.

Социологическое исследование досуга предполагает изучение общих закономерностей, динамики культуры и специфических форм её проявления в досуговой сфере, степени усвоения или конкретного вклада индивида той или иной социальной общности в развитие её субкультуры.

Одним из важнейших направлений социологического изучения досуга можно назвать выявление реальной аудитории посетителей учреждений культуры как определенной общности. Исследования в этой области позволяет полнее учитывать характерные особенности, социально типичные признаки посетителей учреждений культуры, проанализировать их возможные реакции на различные виды досуговых занятий и услуг.

Программа социологического исследовании досуга [1].

Любое социологическое исследование начинается с разработки программы. Программ как теоретическая основа исследования досуга представляет собой документ, определяющий стратегию (чего добиваются) и тактику (как добиваются) научного поиска.

Структура программы социологического исследования:

Составление программы начинается с выбора:

1) темы социологическою исследования и выяснения;

2) проблемной ситуации.

Следующим структурным элементом программы является

3) постановка цели. Например, целью социологического исследования может быть выявление структуры учащейся молодежи.

4) Определение задач, которые являются средством реализации цели, раскрывают содержание предмета исследования и соглашаются с гипотезами.

5) Объект исследования - носитель той или иной социальной проблемы, конкретная область социальной реальности, сфера деятельности субъекта общественной жизни. Например, в качестве объекта можно выбрать досуговую деятельность учащейся молодёжи.

Предмет исследования - существенные стороны, свойства, отношения объект, наиболее полно выражающие исследуемую проблему и подлежащее изучение. Например, предметом исследования, в нашем примере, может выступать любительская деятельность учащийся молодежи.

6) Гипотеза - научно обоснованное предположение о структуре изучаемых объектов, социальных явлений, опроса и существенных связей и факторах, обуславливающих эти связи. Гипотеза - это своеобразный прогноз ожидаемого решения исследовательской задачи.

7) Определение объема выборки, то есть число опрашиваемых, которое зависит от общего количества населения. Выборка должна быть оптимальной.

Основные методы выборки.

- метод, основанный на принципе случайного формирования выборки. Допустим, в городе проживает 10 тысяч жителей и нужно проанкетировать 100. Можно по спискам жителей выбрать каждого десятого, независимо от возраста и пола.

- Метод формирования выборки на базе трудовых коллективов (предприятия, учреждения, организации).

- Почтовый опрос читателей газеты или журнала. Существуют и другие методы выборки: гнездовая и квотная.

8) Общий план и этапы исследования.

9) Характеристика метода исследования.

10) Инструментарий социологического исследования – набор специальных документов (анкеты, опросные листы, карточки наблюдателя, таблицы экспертных оценок и т. д.), с помощью которых производятся социологические исследования.

Социологические методы исследования досуга [7].

1.Контент-анализ.

Контент-анализ как метод социологического исследования представляет собой исследование массовой совокупности текстовых материалов в целях познания «мира» социальных отношений.

Специфика контент-анализа заключается в нахождении ключевых типичных признаков, черт, свойств письменных материалов и документов, отражающих существенные стороны их содержания, тех признаков, с помощью которых становятся возможными измерения, сопоставления, применение точных математических операций.

В отличие от других социологических методов в контент-анализе объектом исследования являются тексты.

Контент-анализ - это анализ содержания массовых совокупностей текстов с использованием наблюдения и статистических процедур в социологических целях.

Характерные особенности контент-анализа:

- нахождение и выделение в тексте определённых смысловых понятий, интересных исследователю;

- выявление частоты употребления понятий в документе в зависимости от его содержания.

Приступая к процедуре контент-анализа, важно соблюдать основные методические требования. В первую очередь необходимо, точно определить тему исследования, эмпирические объекты (журналы, газеты, письма, дневники) и понятия, в соответствии с которыми будут отбираться единицы анализа.

Одним из основных методов отбора информации в контент-анализе являются формализованное наблюдение. В качестве единицы наблюдения и счета может быть выбрана тема, то есть предмет освещения в публикациях. Обратить внимание на то, что тема может быть главной и вторичной. Главная - та, которой уделено наибольшее внимание в изучаемых публикациях:

Способы изучения темы могут фиксироваться по таким параметрам (характеристикам):

- тема рассматривается в практическом плане;

- тема поднимается в критическом плане по преимуществу;

- в освещении темы присутствуют элементы критики;

- элементы критики отсутствуют.

Анализ содержания журнальных и газетных текстов способствует выявлению степени теоретической разработки тех или иных сторон досуговой деятельности, а также отображению реальных событий, процессов, происходящих в досуговой сфере.

Примерная схема сбора информации для контент-анализа:

1. Название газет, журналов.

2. Период выпуска их в свет.

3. Ключевые понятия, слова для отбора и анализа. Тема.

4. Жанр материала (научная статьи, очерк, репортаж, рецензия, фельетон и т. д.).

5. Профессия автора материала (журналист, работник культуры, учёный, педагог, предприниматель и т, д.).

6. Научно-методический уровень публикации: глубокий, фрагментарный, поверхностный, профессиональный, средний, низкий.

7. Эффективность публикации: приняло решение; стана предметом дискуссий; были отклики; не получила откликов.

8. Выводы и рекомендации.

Контент-анализ способствует выявлению объективной картины газетных публикаций о досуге, выявления положительного опыта, нерешенных проблем, проведению сравнительного анализа социальной значимости различных видов досуговой деятельности индивидов, групп, общностей.

2. Наблюдение.

Наблюдение используется, как правило, для сбора и обобщения первичной информации, занимает ведущее место при исследовании социальных общностей, социального поведения индивидов, отображает конкретные события в конкретных ситуациях.

По итогам наблюдений можно сделать весомые выводы и о конкретной социокультурной среде, условиях и содержании досуговой деятельности.

Главной целью наблюдения является получение достоверной информации, доступной восприятию наблюдателя.

В прикладной социологии используются различные виды наблюдения:

- полевое;

- лабораторное;

- систематическое;

- случайное.

По принципу взаимодействия с объектом оно подразделяется на включённое и не включенное:

- включённое - исследователь работает и действует как рядовой полноправный член общности, проблемы которой он исследует. Он должен воспринимать ситуацию и проблемы изучаемой группы как свои собственные;

- не включённое - наблюдатель остаётся в позиции стороннего наблюдателя.

Для изучения досугового общения используют формализованное и неформализованное наблюдение (не имеет определённо поставленной цели, нет записи результатов наблюдения).

Основным преимуществом наблюдения является то, что этот метод позволяет непосредственно изучать взаимодействия, связи, отношения между людьми и делать обоснованные обобщения.

Программа наблюдения включает в себя все основные структурные элементы программы социологического исследования.

Работка программы наблюдения включает в себя 5 этапов.

Этап I. Определение цели и задач.

Этап II Выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения.

Объект - социальные общности, группы, отдельные лица в различных ситуациях досугового общения.

Ситуации наблюдения -это комплекс условий, при наличии которых объект подлежит наблюдению.

Предмет наблюдения - признаки, свойства, факторы, формы проведения досуга индивидов, группы в определённой социокультурной ситуации, среде.

Этап Ш. Определение признаков, по которым будет отслеживаться и оцениваться наблюдаемая ситуация. Например, реакция аудитории, действия, условия и т. п.

Этап IV. Выбор способов регистрации наблюдаемого объекта. Регистрировать можно в блокнотах, карточках регистрации, протоколах, дневниках.

Этап V. Обработка результатов. Выводы.

3. Эксперимент в сфере досуга.

С помощью экспериментальных исследований можно получить информацию о результатах досуговой деятельности людей в процессе воздействия на них заданных и контролируемых факторов. Целью эксперимента является проверка гипотез о причинных связях социокультурных досуговых процессов, выявление наиболее существенных из них. В ходе эксперимента создаются условия для проявления той или иной взаимосвязи явлений, получения новых данных и проверки старых па достоверность.

Проведение эксперимента основывается на знаниях об объекте, и предполагает выдвижение и доказательство гипотез исследования.

Как правило, задачи, решаемые с помощью эксперимента, связаны с измерениями.

Эксперимент - создание специальных условий с целью выявления особенностей личности или группы. ,

Характерные признаки эксперимента:

1. способ формирования условий (естественные (полевые) и искусственные (лабораторные);

2. цель исследования (преобразующая, констатирующая, контролирующая, поисковая);

3. форма проведения (лабораторная, полевая);

4. структура изучаемых объектов И явлений (простая, сложная);

5. количество варьируемых факторов (однофакторные и многофакторные).

В практике социологических исследований используется более 20 типов эксперимента. Основные из них:

1. Естественный эксперимент проводят в естественных условиях существования объекта исследования (используется часто в СКД, педагогике, психологии).

2. Преобразующий эксперимент предусматривает активное применение структуры и функций объекта исследования в соответствии с выдвинутой гипотезой.

3. Натурный эксперимент связан с введением в какой-то рабочий процесс преобразований. Например, проверяется на практике эффективность новой формы работы.

4. Информационный эксперимент используется для изучения воздействия определённой информации на объект исследования.

5. Социометрический эксперимент эффективен при изменении существующих межличностных социально-психологических отношений в малых группах с целью их последующего совершенствования.

6. Поисковый эксперимент проводится вследствие отсутствия достаточных предварительных данных.

7. Педагогический эксперимент - в ходе его проверяется или устанавливается зависимость между тем или иным педагогическим воздействием или условием воспитания, обучения и их результатами.

8. Методический эксперимент: фиксация наличия или отсутствия определённой взаимосвязи между приёмами, формами, способами получения методической информации и степенью её использования в практической деятельности.

4. Метод анкетирования.

Анкетирование - один из основных видов опроса, осуществляемого путём опосредованного общения (на бумаге) социолога и респондента. Виды анкетирования:

1. по способу общения между исследователем и опрашиваемым -прессовый (вопросник печатают в газете, журнале), почтовый (рассылают анкеты по почте) и раздаточный (анкетёр раздаёт их группе респондентов);

2. по месту проведения - по месту жительства и по месту работы или учёбы. В последнем случае анкетирование может быть групповым (или аудиторным);

3. по уровню стандартизации - полностью или частично стандартизированным (вопросы задают одинаковые всем или в соответствии, например, с возрастом).

Анкетирование имеет свои достоинства (оперативность, экономия средств, времени и др.) и недостатки, связанные с субъективностью получаемой информации и т. д.

Анкета - опросный лист, вопросник, основной инструментарий опроса.

Представляет собой организованный набор вопросов, каждый из которых связан с задачами исследования. Анкета состоит из вводной части (обращение к респонденту с пояснением целей и задач опроса, указанием организации, проводящей опрос и т. п.), основной части (вопросов, вытекающих из целей и задач исследования) и «паспортички» (объективные социально-демографические и другие характеристики респондента).

Анкетёр - лицо, ведущее сбор первичной социологической информации методом анкетирования.

5.Метод тестирования.

Тестирование - метод техника изучения и измерения сложных свойств и качеств личности, которые не поддаются непосредственному наблюдению.

Теория тестирования разработана в психологии. В социологии тестирование применяется для исследования культуры и свободного времени, ориентации личности в ценностях и т д.

Чаще применяется в службах занятости при переподготовке кадров.

6.Опрос - метод сбора социальной информации об изучаемом
объекте в ходе опосредованного (анкетирование) или неопосредованного
(интервью) социально-психологического общения социолога и
респондента путем регистрации ответов на вопросы, вытекающие из целей
и задач исследования.

Основное назначение опроса - получить социальную информацию о состоянии общественного, группового, коллективного, индивидуального мнения, а также отражённую в сознании опрашиваемых информацию о фактах, событиях, оценках, связанных с их жизнедеятельностью.

По подсчётам некоторых учёных с его. помощью собирается 70% информации.

Широко применяется и в изучении проблем социальной работы, и в процессе самой работы с клиентами.

7.Метод социометрии.

Социометрия - вид опроса, цель которого количественное измерение и анализ структуры межличностных отношений в малых группах и коллективах путём фиксации связей предпочтении, выявленных среди их членов в ситуации выбора.

Этот метод позволяет описать структуру взаимоотношений в группе (коллективе, организации), дать оценку межличностных отношений в группе, установить место в группе того или иного человека (лидер, изолированный, отверженный).

Изучение может осуществляться при помощи: 1) наблюдения, 2) опроса.

Организация социометрического опроса:

Составляется программа опроса. Объектом социометрии выступает малая контактная группа, предметом - во-первых, структура группы, во-вторых, статус отдельных ее членов.

Социометрия проводится только посторонним для данной группы лицом. Для проведения социометрического исследования используются социометрические карточки - методический инструмент и виде опросного листа, анкеты, текста для сбора информации.

Наши рекомендации