Повторные исследования

Повторные исследования — это совокупность нескольких иссле­дований, проведенных по единой программе и инструментарию последовательно через определенные промежутки времени и при­званные получить результаты, характеризующие динамику изме­нения объекта. Они представляют собой средство сравнительно­го анализа. К ним относят:

♦ лонгитюдное исследование— длительное изучение одной со­вокупности лиц;

♦ когортное исследование— изучение лиц одного возраста (по­коление) на протяжении длительного времени. Цель — анализ изменений в образе жизни, ориентация людей одного поколения. Объекты исследования меняются, но люди сохраняются;

♦ трендовое исследование— исследование, проводящееся на одной и той же генеральной совокупности с интервалом во вре­мени и с соблюдением относительно одинаковой методики. Цель — установление тенденций (трендов) социальных изменений. Пример — переписи населения;

♦ панельное исследование— исследование, проводящееся по единой программе, на одной и той же выборке и по единой мето­дике через определенный интервал времени. Цель — анализ ди­намики событий. Люди могут меняться, но объекты исследования (цех, предприятие) сохраняются.

Панель — это совокупность одних и тех же респондентов, оп­рошенная в базовом и повторном (например, через 15 лет) иссле­довании. В повторном это будут уже люди, повзрослевшие на 15 лет. Псевдопанель — совокупность респондентов подобранная так, что по основным параметрам — возраст, образование, профес­сия — она напоминает базовую, но это не одни и те же люди (на­пример, молодые рабочие в 1962 г. и молодые рабочие в 1976 г.).

Панельное исследование(рассматриваемое как одна из разновид­ностей лонгитюдных) — один из видов социологического наблю­дения, в котором информация собирается посредством несколь­ких (не менее двух) опросов членов постоянной выборочной со­вокупности (панели). Так как информация охватывает данные, полученные от каждого члена панели в двух (или более) времен­ных точках, то появляется возможность наряду с совокупными сдвигами изучать и индивидуальные изменения.

Панельное исследование применяется для изучения причинных связей и утвердилось в практике исследования общественного мнения. Временной интервал между повторными опросами в та­ких исследованиях, как правило, невелик (от нескольких дней до нескольких месяцев), а конструкция исследования нередко при­нимает вид плана «до и после».

В зависимости от выдвигаемых целей повторный сбор инфор­мации может проходить в два, три и более этапов. Длительность временного интервала между начальной и повторной стадиями может быть самой разной, так как скорость протекания самих социальных процессов различна. Часто именно свойства самого объекта подсказывают временные интервалы для проведения по-46

вторного исследования. Типичный пример — получившие извест­ность в 1960—80-е гг. исследования тенденций реализации жизнен­ных планов выпускников средних школ: первый раз их опросили накануне выпускных экзаменов, а затем в интервалы времени, определяемые окончанием приема в вузы и стадиями трудовой карьеры.

Лонгитюдное исследование (от англ. longitude — долгота) — ис­следование, предполагающее последовательную многократную регистрацию определенных показателей через строго установлен­ные промежутки времени с целью определить динамику их изме­нения и взаимовлияния. Первоначально лонгитюдное исследова­ние (как метод «продольных срезов») сформировался в детской и возрастной психологии, где он применялся в качестве своеобраз­ной альтернативы методам «поперечных срезов». Первым ввел его в психологию американский психолог, создатель Йельской кли­ники нормального детства, Гезелл Арнольд Луций (1880—1961), назвав его методом продольного изучения одних и тех же детей в течение определенного периода времени (чаще всего с рождения до подросткового возраста). Одним из первых разработал и реа­лизовал программу лонгитюдного изучения на примере большо­го контингента одаренных детей американский психолог Льюис Термен (1877—1955). Позже лонгитюдное исследование проник­ло и в другие науки, в том числе в социологию, где оно понима­ется как неэкспериментальный тип исследования, при котором данные собираются с одной и той же выборки в более чем одной временной точке. Поскольку наблюдается одна и та же выбороч­ная совокупность в течение длительного времени, то данные, по­лученные в разных наблюдениях, правомерно интерпретируются как изменения во времени, характеризующие одного и того же человека (объекта), а не как различия, характеризующие разные выборки, пусть и полученные на одном и том же объекте8.

Лонгитюдное исследование хорошо зарекомендовало себя как в крупномасштабных, так и в небольших исследованиях9. Напри­мер, в Великобритании Бюро переписи и выборочных обследова­ний строит лонгитюдные исследования на выборке в 1% от гене­ральной совокупности. За основу социологи берут данные пере­писи 1971 г. Через определенные временные интервалы ученые прослеживают изменение показателей: занятости, уровня жизни, смертности, характеризующих все население.

Самым крупным мероприятием такого рода в нашей стране считается исследование семейных бюджетов, проводившееся еще в советские времена Госкомстатом. Это панельное исследование ежемесячных доходов и расходов с выборочной совокупностью в 48 600 домохозяйств, являлось основой для всех государственных статистических отчетов. Его историческим преемником стало Рос­сийское лонгитюдное мониторинговое исследование (RLMS), которое осуществляется с 1992 г. при финансовой поддержке Мирового банка. Правда, на этот раз оно имеет совсем иную ме­тодологию и в гораздо большей степени соответствует жестким международным стандартам. Российское лонгитюдное монито­ринговое исследование, на данные которого опираются многие со­циологические публикации (в том числе в ведущем отечественном журнале «Социс»), использовалось как основа для определения уровня бедности в России, Этот опрос проводился как панельный в два цикла. Первый цикл был проведен в сотрудничестве с Гос­комстатом, основанием для него послужила начальная выборка в 7200 семей. Он состоял из четырех волн с июля 1992 г. по январь 1994 г. и был, главным образом, направлен на улучшение учета количества бедных, изучение здоровья и качества питания в Рос­сии. Второй цикл проводился ежегодно с осени 1994 г. Его про­водила исследовательская группа Института социологии РАН под руководством ученых Университета Северной Каролины, финан­сируемых главным образом Агентством Международного Разви­тия США (USAID). Цикл проводился на выборке в 4 тыс. семей. И хотя выборка была намного меньше, чем выборка Госкомста­та, организация опроса во втором цикле, по мнению С. Кларка, более предпочтительна и технически дает возможность аккурат­но оценить точность обзора10.

Лонгитюдный, или продолженный во времени, длительный тип исследования особенно активно применяется в социологии поко­лений. В нашей стране известны несколько проектов на тему «Пути поколения». Один из них проводит Научно-исследователь­ская лаборатория по проблемам молодежи факультета социологии Барнаульского университета под руководством СИ. Григорьева11. На другом полюсе шкалы применения данного метода распо­лагаются такие объекты, как учебный класс или рабочая бригада, над которыми можно проводить наблюдение в течение довольно Длительного времени. В лонгитюдном исследовании, крупно- и 48

маломасштабном могут применяться структурированная анкета, формализованное и неформализованное интервью. Зато в психо­логии лонгитюдное исследование активно используется в качестве модификации экспериментально-генетического метода, т.е. как длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуе­мых, позволяющее определить возрастную и индивидуальную из­менчивость фаз жизненного цикла человека. Лонгитюдное иссле­дование нередко ведется в условиях естественного эксперимента. Лонгитюдное исследование как разновидность повторного ис­следования иначе называется мониторингом.

Мониторинг

Мониторинг можно определить как постоянное наблюдение за процессом, состоянием объекта, развитием явления в течение дос­таточно длительного времени по одинаковой системе показателей и методике. За объектом мониторинга организуется достаточно постоянное слежение с помощью периодичного измерения пока­зателей (индикаторов), которые достаточно полно его определяют. Впервые мониторинг как способ наблюдения, оценивания и прогноза состояния объекта был использован в почвоведении, за­тем в экологии и других смежных науках. В настоящее время он широко применяется в технических, естественных и социальных науках, а также в практической деятельности, наиболее часто —в экологии, биологии, социологии, педагогике, экономике и мар­кетинге, психологии и управлении.

В экологии понятие мониторинг определяется как непрерыв­ное слежение за состоянием окружающей среды с целью предуп­реждения нежелательных отклонений по важнейшим парамет­рам. В медицине мониторинг используют для выявления и пре­дупреждения критических ситуаций, опасных для здоровья человека. По определению А.А. Орлова, психологический мони­торинг выявляет тенденции и закономерности психологического развития определенных групп людей и отдельного человека. Его предметом могут быть психологическая готовность детей к школь­ному обучению, динамика профессионального и личностного са­моопределения, динамика изменений у определенной возрастной или профессиональной группы в функционировании и развитии психических процессов или образований и др.

В экологии и биологии используется мониторинг воздуха, воды, лесов, уровня моря, воздуха, климатической системы, температу­ры, окружающей среды, сейсмологический мониторинг, монито­ринг токсических газов, шума, излучения, экологический, почвен-но-химический, переселения птичьего населения, здоровья живот­ных. В медицине — санитарно-гигиенический, медицинский, больных раком, внутриутробного развития зародыша, температу­ры, аритмии, сердечной деятельности, кровяного давления во вре­мя анестезии, глюкозы в крови; в экономике — сельскохозяйствен­ной продукции, цен, налогов, оборудования, доходов, рынка тру­да, рынка продуктов питания, строительных товаров, цен на ГКО; в образовании — знаний учащихся, образовательных систем и др.

По мнению А.В. Толстых, социологический мониторинг — это системно организованная совокупность регулярно повторяющихся исследований, цель которых состоит в научно-информационной помощи заинтересованным учреждениям в реализации соци­альных программ.

И.В. Бестужев-Лада считает мониторинг средством обеспечения эффективного функционирования системы прогнозирования. В иде­але, как отмечает Бестужев-Лада, прогноз должен быть непрерыв­ным. Самым простым, дешевым и эффективным способом решения такой задачи выступает периодический опрос экспертов, с помощью которого учитывается изменяющаяся ситуация. При периодическом опросе одной и той же группы экспертов проводится панельное ис­следование. Прогноз, основанный на систематическом, специально организованном опросе экспертов, предполагает взвешивание воз­можных последствий управленческих решений с помощью условных предсказаний поискового и нормативного характера. Основные эта­пы построения прогноза: исходные показатели, прогнозный фон, поисковая разработка и построение «дерева» перспективных проблем, подлежащих решению средствами управления, нормативная разра­ботка на основе «дерева целей», по заранее заданным критериям и построение «дерева оптимальных решений».

Мониторинг следует проводить при как минимум двух следую­щих условиях: 1) отслеживаемое явление или процесс изменяется во времени (застывшие объекты лучше изучать другими приемами); 2) явление приобрело социальное (массовое) либо угрожающее зна­чение (иначе на него не выделят денег). Объекты мониторинга Динамичны и подвержены влиянию внешних воздействий, которые могут вызвать нежелательные изменения в функционировании объекта. Поскольку изучаемое событие динамичное и угрожающее, то на основе двух или нескольких текущих замеров специалисты

всегда или почти всегда стараются построить сценарий его разви-50

тия в ближайшем или отдаленном будущем. Вот почему в сфере мониторинга часто используется методология прогнозирования. Но мониторинг хорош и в плане изучения прошлого, поскольку лю-бое событие когда-то заканчивается, а своевременное отслежива- ние его динамики позволяет: а) сравнивать между собой несколь- ко разных точек, б) прослеживать тенденцию или закономерность изменения, в) применять сложные аналитические и графические средства для изображения этого явления во времени. Так, наблю-дая образовательную систему региона в течение ряда лет, можно получить показатель потенциальной текучести кадров (количество педагогов, которые могут уйти из сферы образования). Сравнивая устойчивую негативную тенденцию с неким эталоном, скажем, критическим барьером, можно выявить степень ее опасности для общества или конкретного социального института. Можно сравни-вать кривую изменения прибыли данной фирмы и фирм-конкурен-тов и получить великолепную оценку состояния дел.

Уже в дореволюционное время в среде земских статистиков ро-дилась идея ежегодного обследования типичных селений в разных районах страны для того, чтобы получить картину подлинной дина-мики социального развития деревни (своего рода «мониторинг де-ревни»), чтобы наблюдать и фиксировать происходящие перемены с возможной непосредственностью и точностью. Инициатива поста-новки в печати этой задачи принадлежала А.И. Хрящевой13. В даль­нейшем динамические переписи проводились под руководством B.C. Немчинова, в обязанности которого входила перестройка мето­дики переписей крестьянских хозяйств с учетом марксистских прин­ципов для того, чтобы с возможной точностью выяснить классовую структуру деревни: группировка крестьянских хозяйств по натураль­ным признакам (размер посева, поголовье рабочего скота и т.п.) была заменена группировкой по стоимости средств производства.

Попытка создать мониторинговую систему сбора и анализа -информации о состоянии социально-трудовой сферы в масшта­бах страны была предпринята Министерством труда РФ еще в 1992 г. Специальным Указом Президента России новшеству был придан статус важного государственного мероприятия, и оно на­чало осуществляться в ряде субъектов федерации14. Но затем из-за отсутствия финансирования работа была прекращена.

1

Мониторинговая программа является также важнейшим сред­ством проверки методологической надежности инструментов ис­следования. Близость результатов многомесячных и многолетних замеров по определенному показателю дает принципиальную воз­можность считать такие результаты достоверными.

Полевое исследование

Особым видом социального исследования, применяемого в этнографии, антропологии, психологии, археологии и социологии, выступает полевое исследование (field research) — изучение соци­альных явлений методом непосредственного наблюдения за пове­дением людей в реальных жизненных ситуациях.

В каждой из этих наук сложились собственная традиция, прак­тика и понимание полевого исследования.

Так, для археологов оно обозначает выезд команды ученых на рас­копки кургана или другого памятника культуры часто в прямом смысле в открытое поле, где целое лето под палящим солнцем с ло­патой и скальпелем им приходится отрывать многочисленные куль­турные пласты земли. Здесь это понятие выступает синонимом экс­педиционному исследованию. Правда, иногда полевое исследование археологов проходит в городской черте — так, в полевом сезоне 2001 г. исследования проводились в зоне новостроек на территории древнего Чернигова. Работы велись на территории летописного Пе-редгородья: по ул. Горького, 59 в зоне строительства хозяйственно­го здания исследован участок древнего города площадью 160 кв. м15.

В психологии полевое исследование — тип исследования соци­альных явлений или поведения сообществ посредством изучения их в нормальных, естественных условиях. Это прежде всего изу­чение ограниченной в пространстве совокупности индивидов (лю­дей или животных), пребывающих в повседневных и привычных Для них условиях. В зависимости от задач и используемых средств здесь выделяют три типа полевых исследований: поисковое — имеющее описательный характер; диагностическое — направлен­ное на решение практических задач; экспериментальное — связан­ное с проверкой гипотез.

В этнографии и антропологии полевым исследованием называ­йся невключенное изучение аборигенной группы, ее культуры и образа жизни, поведенческих ритуалов и социальных практик, с выездом на место ее проживания (часто в отдаленные уголки Зем-52

ли), т.е. изучение людей в реальных жизненных ситуациях. По-левая экспедиционная работа со времён становления российской этнографии являлась одним из традиционных видов деятельнос-ти не только научно-исследовательских, но и учебных учрежде-ний. Для студентов, как и в археологии, здесь организуется по-стоянная полевая этнологическая практика.

В социологии полевым исследованием называется фаза основ-ного исследования, наступающая после разработки программы, пилотажа анкеты и размножения методических документов. Поле в данном случае — не обязательно естественная среда обитапия (сельский уголок, не затронутый цивилизацией, или открытое место). Термин «поле» носит здесь метафорический характер и обозначает выход команды исследователей на объект: на рынок городскую улицу, заводской цех и т.п. Название «полевое иссле-| дование» не зависит от метода изучения, поэтому речь может идти о традиционном анкетировании, неформализованном интервыю или включенном наблюдении. Однако работа в библиотеке или кабинете уже не будет относиться к полевому исследованию. Подготовка поля в социологии предполагает проведение сле-дующих работ: обеспечение доступности эмпирического объекта, организация штаба полевого исследования (помещение, оргтехни-ка, режим работы, дежурство, оперативная связь с интервьюера-ми и другими исполнителями во время полевых работ, обеспече-ние сохранности и закрытости собираемых эмпирических дан|-ных); подготовка комплектов методического инструментария для исполнителей (инструкций, заданий, списков адресов); отбор и обучение исполнителей (интервьюеров, наблюдателей, кодиров-щиков); устранение эффекта интервьюера и профилактику его негативных последствий; контроль качества работы интервьюеров и других исполнителей (текущий оперативный контроль во вре-мя сбора данных, контроль заполненных документов во время приема результатов работы, специальные контрольные процеду-ры после завершения полевого этапа); оперативный контроль и ремонт выборки в процессе полевых работ16.

Начиная приблизительно с середины 1990-х гг., когда в рос-сийской социологии очень модным становится качественный под-ход, первоначальное, более универсальное, значение термина «по-левое исследование» постепенно сужается. Все в большей мере oн начинает обозначать только один вид социологических исследо-ваний, а именно качественные. Таким образом, и в социологии

постепенно утверждается антропологическое понимание полево­го исследования.

Не менее широкую трактовку полевое исследование получило и в маркетинге, где это слово обозначает любые первичные иссле­дования, т.е. сбор и обработку данных специально для конкрет­ного маркетингового анализа. Ему противопоставляется здесь ка­бинетное исследование, основанное на анализе вторичных данных и работе в библиотеке. В качестве методов получения информа­ции в полевых маркетинговых исследованиях используются: оп­рос, наблюдение, эксперимент, панель и экспертные оценки17.

Полевые исследования — обычное дело не только в соци­альных, но и в естественных науках. Полевые исследования есть и у биологов. Например, наблюдать за поведением львиного прайда можно только в естественных условиях, а именно в саванне. В пол­ном смысле это именно полевое исследование. В экологии Центр полевых исследований организует полевые исследования по сохра­нению природного и культурного наследия. Подобными исследо­ваниями занимаются еще несколько сотен экологических органи­заций в разных странах мира. Одна из распространенных тем — изучение озоновых «дыр» и загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и водных бассейнах.

История полевых исследований, как считает видный американ­ский социолог Лоуренс Ньюман, уходит корнями в XIII в. — в отчеты путешественников о дальних странствиях и миссионеров, описывавших чужие культуры и народы18. В XIX в. антропологи познакомились с ними, возможно, завидуя им, поскольку лично­го опыта непосредственного контакта с экзотическими странами у них еще не было. Британский антрополог Бронислав Малинов­ский (1844—1942) был первым исследователем, который длитель­ное время жил в группе людей и писал о собранных данных. В 1920-е гг. он подвел строгую методологическую базу под новый вид исследования, разработал его принципы и составил научный отчет. Он настаивал на том, что обществоведы должны непосред­ственно взаимодействовать с туземцами, жить среди них, изучать обычаи, представления и социальные процессы. В 1949 г. по ини­циативе ЮНЕСКО полевое исследование в Пакистане провел Другой известный антрополог К. Леви-Стросс (р. 1908). Выдаю­щийся американский антрополог и социолог Ральф Линтон 5

(1893—1953) в 1920—1922 гг. провел ряд полевых исследований на Маркизских островах (Полинезия). Английский социальный ан-трополог Эдмунд Лич (р. 1910), испытав сильное влияние Мали-новского, перед началом Второй мировой войны проводил поле-вые исследования в Бирме, посвященные социальной структуре и политическим институтам качинов. В начале 1950-х гг. он про-вел ряд полевых исследований в Курдистане, на Цейлоне и Бор-нео. Выдающийся антрополог Маргарет Мид (1901—1978) прове-ла значительно больше полевых этнографических исследований, чем любой средний антрополог. На примере культуры жителей Самоа она первой описала процесс взросления у некоторых неза-падных народов, останавливая свое внимание не только на прак-тике детского пеленания, умывания, приучения к чистоте, но и на изучении бессознательных установок взрослых членов обще-ства по отношению к детям и способов коммуникации между взрослыми и детьми, игр с детьми, способов руководства детьми. В социологии формировалась собственная традиция полевых исследований. Начало им положили наблюдения за бедными в Лондоне, которые проводили Ч. Бут и Б. Веб в 1890-е гг., но на-стоящий размах этому виду исследования придали чикагские со-циологи. В США социологические полевые исследования стали проводить на отделении социологии Чикагского университета, где позже оформилась известная Чикагская школа социологии. Ее вли-яние на полевые исследования ощущалось с 1910-х по 1950-е гг. При полевом исследовании ученый находится в точке событий и осуществляет непосредственное наблюдение. Например, при| выборочном опросе социолог спрашивает группу людей о приме-нении наркотиков, а в полевом исследовании он находится рядом: с наркоманами и наблюдает за их действиями. Считается, что со­бранная во втором случае информация точнее и достовернее ин- формации, собранной в первом. Зато результаты полевого иссле-дования ограничены одной ситуацией, их невозможно или труд-но типизировать, если не провести дополнительных исследований. Иными словами, такие данные точны и достоверны, но нерепре-зентативны, ограничены одним случаем.

Наши рекомендации