Ключ к тесту Методика определения доминирующей личностной направленности подростка И.Д. Егорычевой

Методика определения доминирующей личностной направленности подростка И.Д. Егорычевой. Диагностика школьников старших и средних классов.

Ключ к тесту Методика определения доминирующей личностной направленности подростка И.Д. Егорычевой - student2.ru Методика определения доминирующей направленности личности И.Д. Егорычевой используется для диагностики отношения (положительного или отрицательного) подростка к себе и к обществу. Положительное отношение выражается в приятии личностью себя и другого (общества) как целого, терпимом отношении к прошлому, в осознании значимости себя и другого как субъекта деятельности, общения, в удовлетворенности социальным статусом, внешним обликом, в вере в осуществимость целей и т.д.

Именно у школьников средних и старших классов формируется качественно новая структура мотивов и интересов, которая характеризуется устойчивым доминированием в ней преобладающих мотивов поведения. Направленность личности рассматривается И.Д. Егорычевой как причинно-следственная связь доминирующих отношений - доминирующих социальных установок - доминирующих смыслообразующих мотивов ведущей деятельности - ее личностного смысла - жизненной позиции личности - личностных ценностей.

И. Д. Егорычевой были выделены 4 направленности личности: гуманистическая, эгоцентрическая, социоцентрическая и негативистическая и 8 акцентуаций.

Методика определения доминирующей личностной направленности подростка И.Д. Егорычевой". (Диагностика школьников старших и средних классов):

Инструкция.

Дорогой друг, твоему вниманию предлагается ряд высказываний, выразив свое отношение к которым, ты сможешь увидеть особенности твоих взаимоотношений со сверстниками, взрослыми и с самим собой, а если существуют сложности, то ты сможешь определить некоторые их причины. Это поможет тебе сделать первые шаги по пути улучшения отношений с окружающими. Свое отношение к высказываниям следует выразить, пользуясь следующими обозначениями:

5 баллов -- Да, это так.
4 балла -- Пожалуй, так.
3 балла -- Затрудняюсь ответить.
2 балла -- Пожалуй, не так.
1 балл -- Нет, это не так.

Большинство высказываний состоят из двух частей. Ты должен выразить свое отношение к высказыванию в целом, следовательно, согласиться с ним ты можешь в том случае, если согласен с обеими его частями.
Старайся долго не задумываться над ответами: как правило, то, что первым приходит в голову, наиболее адекватно отражает внутреннее состояние человека, его отношение. Чем более искренним ты будешь в ответах, тем более точную и полную информацию о себе ты можешь получить. Желаем успеха!

Опросник.

1. Я избегаю общения со взрослыми, так как они относятся ко мне и обращаются со мной как с маленьким, а я взрослый и уверен, что нужно считаться и с моими взглядами, и с моими интересами.

2. Я расстраиваюсь, когда люди не могут отложить какие-то свои дела, чтобы сделать что-то важное для коллектива, для класса.

3. Когда хвалят других, мне тоже хочется добиться каких-то успехов, чтобы отметили и меня.

4. Я не нарушаю своих обещаний.

5. Мне кажется бессмысленным многое из того, чем занимается большинство людей, да и то, чем занимаюсь я, тоже имеет мало смысла.

6. Мне во многом не нравится наша компания, зато я чувствую себя там со всеми на равных, чувствую себя взрослым.

7. Если говорить об уважении, то уважительно относятся к тому, у кого крутые знакомые и кто классно прикинут, а у меня этого нет.

8. Когда я буду взрослым, я хочу зарабатывать много денег, но тратить я их буду не только на себя, но и на других, например, помогать бедным.

9. Я почти всегда делаю так, как говорят взрослые: они плохого не посоветуют.

10. Когда нужно принять участие в каком-либо общем для класса деле, но это противоречит мои интересам (нет времени, желания и т.д.), я всегда стараюсь найти компромисс, чтобы было хорошо и ребятам и себе.

11. Я никогда не совершаю поступков, за которые мне бывает стыдно.

12. Мое собственное мнение? Кому оно нужно? Все решают те, кто наверху, - учителя, родители, президент. Только на их мнение мне лично тоже наплевать.

13. Большинство моих приятелей только и делают, что стонут про тяжелую, скучную жизнь, а я сам делаю свою жизнь такой, какой хочу, - все от самого человека зависит.

14. Мне важно, что думают обо мне ребята, и я частенько соглашаюсь с ними только затем, чтобы они не изменили отношения ко мне.

15. Каждый человек - личность; в каждом есть то, за что его можно уважать. Я всегда стараюсь увидеть это, поэтому и ко мне большинство окружающих относятся с уважением.

16. Я никогда не опаздываю.

17. Мне очень важно, что думают обо мне знакомые мне взрослые, и мне очень хочется заслужить их уважение.

18. Я всегда сначала делаю уроки, а уже потом гуляю, играю в компьютерные игры.

19. Я часто думаю, что я никому не нужен, да и я не нуждаюсь ни в ком.

20. Я считаю, что если ты личность - ты должен всегда иметь свое мнение и отстаивать его, несмотря ни на что.

21. Мне кажется, что жизнь других людей интересная, яркая, а у меня как-то все серо и буднично.

22. Когда меня несправедливо обижают мои приятели, я не сержусь и не грублю им, так как считаю это недостойным, и к тому же думаю, что они так поступают не потому, что плохие, а потому, что так складываются обстоятельства (настроение, состояние, незнание ситуации и т.д.).

23. Я всегда говорю только правду.

24. У меня часто возникает мысль, что ничего хорошего из меня не получится, думаю, что и из большинства моих приятелей вряд ли получится что-то путное.

25. Я всегда выполняю просьбы родителей.

26. Бывает, что я выполняю порученное мне дело, не задумываясь, кому и зачем это нужно; поручили и выполняю, чтобы не приставали или чтобы избежать наказаний.

27. Часто бывает, что я плохо веду себя с окружающими не потому, что я плохой человек, а потому, что они не понимают меня, да и не хотят понять.

28. Ребята не очень уважают и интересуются моим мнением, и, честно говоря, я думаю, что их суждения, мнения, мысли действительно более интересны.

29. Мне и большинству моих приятелей в сегодняшней непростой жизни удается находить способы и повод для радости и надежды на хорошее будущее.

30. Я никогда не сплетничаю.

31. Я часто бываю безответственным, лживым, поступаю непорядочно, но для большинства людей ответственность, порядочность, честность - только красивые слова, а на деле они такие же, как и я.

32. Для того чтобы добиться чего-то значительного в жизни, нужно думать только о себе, а все разговоры о пользе для других будут только мешать достижению цели.

33. Вообще-то взрослые правы, когда говорят, что я плохой. Только они должны понимать, что я о них думаю так же.

34. Я думаю, что люди, которые говорят, что для них более важными являются интересы общества, чем свои собственные, чаще всего лгут.

35. По сравнению с другими и я сам, и мои успехи кажутся мне незначительными.

36. Я с уважением отношусь не только к своим мнениям, убеждениям, интересам, но и к мнениям, убеждениям, интересам других.

37. У меня никогда не возникает раздражения против моих родителей.

38. Бывают минуты, когда мне не хочется жить, потому что я сам себе становлюсь противен и вижу, насколько отвратительны люди, которые меня окружают.

39. Когда окружающие научатся уважать меня, тогда и я стану уважительно к ним относиться.

40. Другим ребятам все удается гораздо легче, чем мне. Думаю, и в будущем им будет проще, чем мне, достичь каких-либо успехов.

Ключ к тесту Методика определения доминирующей личностной направленности подростка И.Д. Егорычевой.

Всего тест содержит четыре шкалы, направленные на положитель­ное или отрицательное отношение к себе и к обществу, а также шкалу лжи.

Преобладание положительного отношения к себе обозначается как Я+; отрицательного — как Я-. Преобладание положительного отношения к обществу — как О+, отрицательного — как О-. Сочетания Я+, Я-, О+, О- оказались связанными с проявлением определенного типа направлен­ности личности:

Я+, О+ — гуманистическая направленность;

Я+, О- — эгоистическая направленность;

Я-, О+ — депрессивная направленность;

Я-, О- — суицидальная направленность личности.

Порядок обработки полученных результатов: подсчет шкал отноше­ний производится в соответствии с ключом (таблица 1).

Таблица 1

Наши рекомендации