Теория аномии Р. Мертона
Проблемы аномии современного общества (общество переходного типа от индустриального к постиндустриальному)
Накануне XXI века цивилизация как никогда прежде расколота на две неравные части — неравные не только в смысле природно-географических параметров, но прежде всего с точки зрения социально-экономического развития и мировых хозяйственных связей. Происходит переход от индустриального к постиндустриальному обществу, которым свойственны принципиально различные механизмы развития.
Индустриализация (или промышленный переворот) - это процесс связанный с развитием новых технологий, особенно в таких отраслях, как энергетика и металлургия. Разные авторы отмечают следующие ключевые факторы индустриализации: политические и законодательные реформы, наличие природных ресурсов, а также сравнительно дешевых и квалифицированных трудовых ресурсов.
В ходе индустриализации общество также претерпевает некоторые изменения в философском плане, меняется его мировосприятие. Позитивное отношение к труду в сочетании со стремлением как можно быстрее использовать новые технологии и научные открытия также дают вклад в ускоренный рост производства и доходов населения. В индустриальное обществе преобладают технические системы и оно само отождествляется с инженерной схемой, то есть оно не требует налаживания коммуникации как социально-технологического действия. Проблема налаживания информационного взаимодействия является чисто технической. Индустриальная модернизация во всех ее формах связана с использованием дополнительных ресурсов и рабочей силы, а если быть точнее – с вызванной экономическими или неэкономическими причинами мобилизацией сил той или иной нации.
В отличие от индустриального, постиндустриальное общество основывается на использовании качественно иного ресурса – творческого потенциала личности. То есть постиндустриа́льное о́бщество– это общество, в экономике которого, в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения, приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.
Таким образом, в основе постиндустриального развития лежит стремление человека к реализации своего творческого потенциала, в силу чего этот тип прогресса может продолжаться без перенапряжения внутренних сил нации и возникновения антагонистических противоречий. [1]
Справедливое утверждение о том, что переживаемая нами эпоха является переходной, стало общим местом для многих современных как научных, так и популярных работ. И хотя, строго говоря, любая эпоха в той или иной степени является переходной (поскольку социокультурные изменения имеют место всегда, даже в самых консервативных обществах), уникальность нашего времени ни у кого сомнений не вызывает.
Но одной констатации факта переходности недостаточно - необходимо также знать, хотя бы в общих чертах, определенные закономерности и направление культурных изменений. Особенно ощущается необходимость в таком знании сегодня, когда в связи с радикальными трансформациями культуры и общества возникает необходимость в управлении и прогнозировании не только собственно социокультурных процессов, но и политических, научно-технологических и экономических. [2]
Например, в своей работе Фукуяма отмечает, что в современном мире прогресс в одних сферах сопровождается застоем и даже регрессом в других. То есть имеют место социальная аномия, разрушение моральных и культурных ценностей и норм при отсутствии новых смыслов. В результате появляется т.н. "Великий Разрыв", приводящий к отчуждению значительной части общества, превращающейся в толпу одиночек. [3]
Что же такое аномия?
Аномия (от фр. anomie — буквально беззаконие, отсутствие норм) — такое состояние общества, в котором значительная часть жителей, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно.
Аномия описывает нарушение культурного единства общества, возникшее из-за отсутствия четко установленных социальных и культурных норм. [4]
Значительную роль в изучении аномии сыграла одна из самых известных работ Э. Дюркгейма «Самоубийство. Социологический этюд». Это произведение посвящено исследованию процесса суицида. В своём исследовании Дюркгейм вскрыл социально-психологические причины самоубийств.
Анализируя статистические данные Дюркгейм обращает внимание на некоторые особенности: уровень совершенных самоубийств в городах значительно выше, чем в селах; самоубийства чаще совершаются людьми исповедующими католицизм, нежели теми, кто следует православной вере; семьянины совершают гораздо меньше суицидов в отличие от одиноких людей, холостяков, причем, особенно высок этот процент среди разведенных; мужчины совершают самоубийства чаще чем женщины, и т.д. Из этого можно сделать вывод, что основным фактором самоубийств является, прежде всего, характер и сила социальных связей, свойственных той или иной социальной общности. Ослабление или даже разрыв социальных связей индивида может привести его к выводу о бесцельности своей жизни и принятию решения совершить суицид. Основываясь на исследованиях, Дюркгейм создает свою типологию самоубийств:
Эгоистическое самоубийство. Тип самоубийства, когда человек выходит на индивидуальный протест, в результате того, что не может сладить с группой.
Альтруистическое самоубийство. Тип самоубийства прямо противоположный эгоистическому. Это самоубийство происходит «в том случае, когда общественность вполне и без остатка поглощает индивидуальность». По мнению Дюркгейма, альтруистическое самоубийство, является результатом давления группы и социального одобрения.
Аномическое самоубийство. Этот тип связан с характером регулирования социальных связей со стороны общества. Аномия выступает здесь, как «социальное условие, характеризуемое взрывом норм, управляющих социальным взаимодействием», или «такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно». Такую ситуацию довольно часто можно наблюдать в переходные периоды, в различные эпохи реформ и социальных катаклизмов. Старые нормы, к которым привыкло общество, научилось им следовать, перестают существовать, а новые нормы еще как следует не закрепились. В подобной ситуации появляется ощущение, что ты находишься в неком «нормативном вакууме» и теряешь социальную ориентацию. [5]
Теория аномии Р. Мертона.
По стопам Эмиля Дюркгейма пошел и известный социолог Роберт Мертон, который так же посвятил некоторые свои работы изучению и дополнению, уже существующей, теории «аномии». Мертоном была разработана своя аномическая концепция девиации. Он считал, что основной причиной возникновения девиации является разрыв между институциональными культурными целями и доступностью средств для достижения этих целей. Мертон выделяет два особо важных элемента социальной структуры. Первый элемент – это намерения и интересы, которые определяются культурой данного общества. Они являются «законными» целями - приемлемыми для данного общества и одобряемыми ими. Второй элемент регулирует средства достижения этих целей. «Моя главная гипотеза, — утверждает он, — как раз в том и заключается, что отклоняющееся поведение с социологической точки зрения может быть рассмотрено как симптом рассогласования между культурно предписанными стремлениями и социально структурированными средствами их реализации». Основываясь на своей гипотезе Роберт Мертон рассматривает 5 типов приспособления людей к заданным целям.
Конформность.
Конформность, в некотором роде, — единственный тип поведения, который не является отклоняющимся. От того, как сильно конформный тип поведения распространен в обществе зависит социальный порядок - устойчивость и стабильность социального развития. Когда большая группа людей ориентирована на принятые всеми культурные ценности, это означает, что эта группа есть единое общество.
Инновация.
Этот тип поведение возникает в том случае, когда индивид принял для себя общепризнанные культурные ценности как жизненные цели, но он считает что те средства достижения этих целей, которые существуют и доступны для него, неэффективны. Они не позволяют ему достичь желаемого в той мере, в какой ему этого хочется. Человек способен пойти на риск, обойти социальные нормы и применить для достижения цели некоторые запрещенные методы.
Стоит также отметить, что речь идет только об откровенно криминальных, переступающих закон, проявлениях поведения. Например, случаи, когда в своем стремлении к богатству и обогащению, человек не гнушается таких криминальных способов, как убийство, насилие. Примеры инновационного типа поведения в особенности можно наблюдать в сфере предпринимательства.
Ритуализм.
Этот тип, по мнению Роберта Мертона, «предполагает оставление или понижение слишком высоких культурных целей большого денежного успеха и быструю социальную мобильность там, где эти устремления могут быть удовлетворены». Другими словами, человек может отказаться от своих целей и возможностей, если они приходят в противоречие для него. В данной ситуации, он предпочтет не отклонятся от соблюдения институциональных норм в пользу своих целей. Ритуализм характеризуется тем, что человек боится подвергнутся социальным негативным санкциями и стремится во что бы то ни стало их избежать, человек старается избежать различных неудач, опасностей, он сильно привязан к уже устоявшимся институциональным нормам.
Ретритизм.
Этому типу девиации характерно стремление к уходу от действительности, к отчуждению. Для людей с такой ориентацией не приемлемы те социальные цели, которые доминируют в сознании людей, и социально одобряемые средства их достижения.
Таких людей называют «не от мира сего». Это отшельники, мечтатели, поэты.
Мятеж.
В обществах, которые находятся в состоянии глубокого кризиса и на грани переломов такой тип девиации как мятеж распространен наиболее широко. Мятеж представляет собой активный отказ от приспособления к нормам жизни, которые действуют в данный период времени. По определению Роберта Мертона, «мятеж представляет собой переходную реакцию, выражающуюся стремлением институционализировать во всем обществе, включая тех его членов, которые не разделяют мятежную ориентацию, новые мысли и новые способы поведения. Мятеж стремится изменить существующие культурную и социальную структуры, а не приспособиться к ним». [6]