Вопрос. социология молодежи
В российской социологии интерес к молодежным проблемам впервые возник на рубеже веков.
Его "провоцировали" развитие капиталистических отношений вРоссии и кризис традиционной семейной социализации, развитие системы массового профессионального образования. Именно тогда заговорили о высвобождении молодого поколения из-под влияния семьи и выделении его в качестве объекта социализации со стороны государства.
П. Сорокин в работе "Кризис современной семьи" в 1916 г. описывая процесс распада традиционных семейных связей, в качестве отдельного аспекта выделил проблему разрыва традиционных связей между родителями и детьми в рамках семьи и передачу воспитательных и опекунских функций по отношению к подрастающему поколению в руки государства. П. Сорокин писал, что воспитание и обучение перестало быть исключительно семейной прерогативой. Широкая сеть детских учебных учреждений, воспитательных заведений и тому подобное означает, по существу, что не только функция первого воспитателя и "скульптора" отнимается у семьи, но даже время, проводимое ребенком в кругу семьи, резко сокращается. Замена семейного воспитания и обучения профессиональным имеет, по мнению Питирима Сорокина, свои позитивные стороны, так как должна привести к усилению степени "социализированное(tm)" молодого поколения, пропитыванию его общественными мотивами и интересами, большей просвещенности
В этом пассаже из ранней статьи П. Сорокина отразился исторический переход от рассмотрения "ребенка, личности" как индивида, являющегося объектом социализации в семье, к анализу "молодого поколения" как общности, члены которой обладают сходным статусом "социализируемых"в рамках образовательных институтов. Теперь их социальное становление стало больше зависеть от ряда возможностей и ограничений, предоставляемых обществом. Та же ситуация кризиса образовательных функций семьи и перехода к системе "обобществленной" социализации почти одновременно с П. Сорокиным анализировалась в работах М. Рубинштейна "Кризис семьи как органа воспитания" и А. Чекина "Семейный распад и женское движение"
Одновременно в публикациях того времени начала появляться проблематика студенческой и учащейся молодежи (А. Сперанский [53]), при этом особенное внимание традиционно уделялось проблемам быта и материального положения русского студенчества (А. Кауфман [19]) на основе бюджетов учебного и внеучебного времени.
В социальной статистике категория работающей молодежи (от 10-12 до 20 лет) существовала еще в переписи 1897 г. Появлялись публикации по тяжелому положению рабочих-подростков на производстве и в бытовой сфере, по их правовой незащищенности и уязвимости по сравнению с более старшими возрастными группами (И. Янжул [67], А. Бернштейн-Коган [4]). Общая направленность этих публикаций может быть охарактеризована как демократическая традиция отстаивания интересов социально незащищенных и дискриминируемых групп, требующих дополнительного внимания и опеки со стороны властей.
Социология образования
22 Социальная политика. Особенности социальной политики в современном российском обществе
Социальная политика политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычногосударством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённыхсоциальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические,экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов[1][2]. Вместе с тем следует учитывать, что нетустоявшегося мнения относительно того, что следует понимать под выражением «социальная политика».Так, этот термин нередко используется в смысле социального администрирования по отношению к теминституционализированным (то есть закреплённым в правовом и организационном плане) социальнымуслугам, которые обеспечиваются государством. Такое использование термина некоторые авторы считаютошибочным[2].
Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение,жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги)
Тема социальной политики государства актуальна, прежде всего, свои влиянием на качество и уровень жизни населения. В любом государстве, на любом этапе развития общества нельзя недооценивать степень значимости социальной политики, ведь она направлена на обеспечение благополучия и всестороннего развития граждан страны и общества в целом.
Согласно Конституции нашей страны (ст. 7), «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Социальная политика - это деятельность государства по созданию и регулированию социально-экономических условий жизни общества с целью повышения благосостояния членов общества, ликвидации негативных последствий функционирования рыночных процессов, обеспечения социальной справедливости и социально-политической стабильности в стране.
Основными объектами социально-экономической политики государства являются:
- рынок труда и занятость;
- трудовые отношения;
- оплата труда и доходы населения;
- система социального обеспечения населения.
Главное назначение социальной политики состоит в полном удовлетворении материальных, культурных и духовных потребностей, формировании всесторонне и гармонично развитых членов общества. Это и есть стратегическая и высшая цель развития любого цивилизованного государства.
Социальная политика нашего государства не может сейчас не исходить из того, что трудящиеся России, да и все ее население, не имеют необходимой социальной защищенности. Это относится к следующим направлениям социальной политики: социальное страхование, социальная защита, политика в области оплаты труда и жилищная политика.
1. Социальное страхование. Большая часть трудящихся людей живет исключительно заработком, наемным трудом. Работать, продавать свою живую рабочую силу трудящийся может до тех пор, пока он здоров и работоспособен. Болезнь, увечье, старость, у женщины - беременность и время после родов, лишают трудящегося работоспособности. Он и его семья впадают в нужду. Трудящемуся грозит также опасность безработицы, когда человек, хотя и здоров, но остается надолго без заработка. Смерть кормильца семьи - и необеспеченная семья впадает в нищету, начинает голодать. Эта необеспеченность трудящихся влечет беспокойство за завтрашний день. Обеспечить рабочего во всех случаях нужды может одно средство. Это - социальное страхование. "Социальным" оно называется потому, что оно связано с неустройством общественной жизни. Ибо потеря заработка есть явление общественное и зависит от социальных причин.
Социальное страхование - установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных граждан за счёт государственного целевого внебюджетного Фонда социального страхования, а также других коллективных и частных страховых фондов.
Фонд социального страхования Российской Федерации является вторым по величине (после Пенсионного фонда РФ) социальным внебюджетным фондом. Цель Фонда социального страхования Российской Федерации - финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха и др. Источниками формирования средств Фонда социального страхования РФ служат страховые взносы предприятий и организаций всех форм собственности, ассигнования из федерального бюджета, добровольные взносы юридических и физических лиц и др. Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Отделения Фонда созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации.
Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.
Политику государства по развитию социального страхования следует рассматривать в едином контексте с его экономической и финансовой политикой. Требуются скоординированные и целенаправленные действия по повышению общего прожиточного уровня. Это предполагает сочетание ускорения экономического роста с эффективно действующей системой мер по налогообложению доходов, с контролем над ценами на товары, входящие в «потребительскую корзину» (либо с субсидиями на их покупку). Эти меры входят в круг важнейших стратегических задач обеспечения экономической и социальной стабильности в обществе. Надо также подчеркнуть их взаимосвязанность. Ведь даже скромный экономический рост создает благоприятные предпосылки для расширения базы налогов и взносов в фонды социального страхования, способствует снижению уровня безработицы и расширяет доступ к системам социальной помощи. В то же время социальный мир в обществе, стабильные и доброжелательные отношения между наемными работниками и работодателями, достигаемые в существенной мере с помощью системы социального страхования, правомерно, наряду с трудом и капиталом, рассматривать в качестве еще одного, третьего, производственного фактора. Развитые системы социального страхования способны оказывать положительное влияние на состояние экономики и социальное положение трудящихся посредством рационального перераспределения доходов, активного стимулирования сбережений населения, увеличения его покупательной способности.
2. Социальная защита. Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей социальной системы являются социальная защита и социально-экономическая поддержка населения.
Социальная помощь в поддержании физической жизни людей, удовлетворении их социальных потребностей существовала уже в начальный период развития человечества. С развитием цивилизации, технического прогресса и культуры, распадом семейно-родственных и общинных связей государство все более активно принимало на себя функцию гаранта социальной защищенности человека.
Формирование и развитие рыночной экономики привело к выделению социальной защиты населения в самостоятельный вид деятельности, которая приобрела новый смысл: прежде всего как защита от неблагоприятных воздействий рыночных отношений.
Система социальной защиты вовлечена в систему рынка и является его неотъемлемым элементом. Через нее реализуется социальная поддержка тех, кто объективно не имеет возможности обеспечить себе достойный уровень жизни, - это, по существу, необходимая плата за возможность предпринимательской деятельности и получение дохода в стабильном обществе. В условиях рыночных отношений человек может обеспечить удовлетворение своих потребностей лишь путем получения дохода от собственности или в виде заработной платы за свой труд.
Однако в каждом обществе есть определенная часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу некоторых причин: болезнь, нетрудоспособность вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, национальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и т.д. Эти категории населения не выживут без защиты и социальной помощи государства, когда главным фактором производства и распределения является капитал.
Социальная защита - это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста, иначе в социальной защите нуждаются все конституционные права и свободы личности - от права на собственность и свободу предпринимательства до личной неприкосновенности и экологической безопасности. Главная цель социальной защиты состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации.
Система социальной защиты населения в России находится в стадии формирования, она постепенно превращается в качественно новую самостоятельную, многопрофильную отрасль народного хозяйства.
3. Политика в области оплаты труда. Трудовой кодекс Российской Федерации дает различные определения терминов «оплата труда» и «заработная плата» (ст. 129 ТК РФ):
«Оплата труда - система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера».
Как видно, понятие «оплата труда» значительно шире понятия «заработная плата». Оплата труда включает не только систему расчета заработной платы, но и используемые режимы, правила использования и документального оформления рабочего времени, используемые нормы труда, сроки выплаты заработной платы.
Системы оплаты труда, размеры окладов и отдельных выплат устанавливаются следующими нормативными документами (ст. 135 ТК РФ):
- в отношении работников организаций, финансируемых из бюджета, - соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами;
- в отношении работников организаций со смешанным финансированием (бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской деятельности) - законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций;
- в отношении работников других организаций - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами.
Основная цель этой политики - формирование и развитие экономически обоснованной, справедливой, понятной и прозрачной системы оплаты труда.
Главные принципы оплаты труда:
- дифференциация оплаты труда в соответствии с количеством и качеством труда;
- зависимость оплаты труда от сложности и условий выполняемой работы;
- совершенствование показателей оценки труда работников в зависимости от их инициативности, сроков выполнения работ, результативности принимаемых решений;
- стимулирование инициативы, творчества и добросовестного отношение к труду каждого работника;
- учёт затрат времени на выполнение заданий и стабильность результатов труда;
- личный вклад каждого работника в выполнение задач, возложенных на структурное подразделение;
- степень ответственности работника за выполнение определенных должностных обязанностей.
Политика государства в области оплаты труда также является важнейшей задачей правительства страны. От уровня и качества развития этой составляющей во многом зависит состояние производственной сферы экономики в целом.
4. Жилищная политика. Жилищная проблема - действительно исключительно сложная, острая и дорогостоящая с точки зрения ее решения. Огромная доля неблагоустроенного жилого фонда, с которым Россия вступила в XXI век и который еще долго будет оказывать влияние на общую ситуацию в жилищной сфере, низкая обеспеченность людей жилыми метрами; большая часть населения, вообще не имеющая отдельного жилья, - одна из главных задач, которую российскому обществу придется решать в обозримый период. Если добавить практически полное отсутствие "запаса прочности" у большинства россиян, стремление государства снять с себя обязательства по капитальному ремонту жилого фонда, проблему обеспечения жильем военнослужащих и молодежи, то можно получить хотя бы общее представление об остроте проблемы сегодня и насколько она обострится в будущем. Не случайно проект «Доступное и комфортное жилье гражданам России» занял достойное место среди национальных проектов. По вниманию, которое уделяется ему со стороны СМИ и широкой общественности, он занимает лидирующее место.
Жилищная политика - проводимая органами государственной власти и местного самоуправления политика, направленная на обеспечение нуждающихся жильем.
Благодаря проведенным в 1991-2005 гг. реформам в жилищной сфере мы окончательно ушли от планово-административных методов строительства, и сейчас старые методы и подходы не работают. Поэтому надо думать о будущем и создавать жизнеспособные и эффективные механизмы решения жилищных проблем. Во многих странах такой механизм давно работает. Это - сформированный рынок жилья.
Важные предпосылки для его создания есть и в современной России. В предыдущие годы в стране была разработана основная правовая база, принят пакет законов, направленных на формирование жилищного рынка. Уже к 2004 г. доля помещений, находящихся в частной собственности, увеличилась с 33 до 73,5%. На сегодняшний день более 90% строительных организаций являются частными компаниями; успешно развивается ипотечное жилищное кредитование и появляются новые инструменты для улучшения жилищных условий.
Сами собой эти проблемы не решатся. Для обеспечения достойной жизни граждан от государства необходимы колоссальные усилия и средства. Мы должны увеличить темпы жилищного строительства, предложить возможность приобретения доступного жилья молодежи, выполнить обязательства перед льготниками, ветеранами и инвалидами и совершенствовать существующую законодательную базу.
Национальный проект «Жильё» (проект «Доступное и комфортное жильё гражданам России») призван создать условия для решения следующих проблем:
- увеличение объёма жилищного строительства;
- выделение средств из бюджетов всех уровней на оснащение инженерной инфраструктуры земельных участков под жилищное строительство;
- завершение формирования нормативной базы, необходимой для выпуска ипотечных ценных бумаг;
- разработка механизма субсидирования ипотечных кредитов и значительно увеличение уставного капитала Агентства по ипотечному и жилищному кредитованию с предоставлением ему серьёзных государственных гарантий;
- обеспечение полноценного функционирования накопительной ипотечной системы для решения жилищных проблем военнослужащих;
- значительное увеличение расходов федерального бюджета на поддержку молодых семей, помощь решению жилищной проблемы молодых специалистов на селе;
- исполнение государственных обязательств по предоставлению жилья ветеранам войн и вооружённых конфликтов, чернобыльцам, инвалидам, другим категориям граждан.
Однако это не значит, что государство будет самостоятельно строить новые дома, помогать строительным компаниям, вкладывать деньги в развитие их бизнеса и регулировать ценовую политику. Формируя рынок, государство действует по рыночным принципам, и его основной задачей является создание условий для развития жилищного строительства в стране и сбалансированное стимулирование спроса и предложения на жилищном рынке.
Помимо вышеизложенных, важнейшим направлением социальной политики является государственная политика доходов. Она направлена на решение двух главных задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения.
Особое значение в политике доходов имеет проблема защиты денежных доходов населения от инфляции. С этой целью применяется индексация доходов - увеличение денежных доходов и сбережений граждан в соответствии с ростом цен на потребительские товары и услуги. Индексация осуществляется как на общегосударственном уровне, так и отдельных предприятиях через коллективный договор. Она предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких доходов и до близкой к нулю компенсации самых высоких доходов.
В рыночной экономике особым направлением социальной политики государства является также защита населения от безработицы. Безработица сопровождается снижением жизненного уровня людей, потерей квалификации работниками, ростом социальной и политической напряженности. А это не может не сказаться на общем благосостоянии страны.
Эффективная социальная политика является фактором экономического роста:
- повышение возможности населения уплачивать налоги, что увеличивает доходную часть государственного бюджета;
- увеличение доходов и сбережений населения, которые служат новыми источниками для инвестиций;
- сокращение количества индивидов, нуждающихся в социальной помощи, что, в свою очередь, ослабляет нагрузку на расходную часть государственного бюджета, повышая его сбалансированность;
- повышение спроса на товары и услуги, что стимулирует экономический рост;
- повышение образовательного и квалификационного уровней рабочей силы, - главный фактор современного экономического роста.
23 Социология религии
При социологическом подходе к изучению религии, её роли в общественной жизни, религия рассматривается как, с одной стороны, система верований о тех силах, которые считаются данной группой людей сверхъестественными и священными. С другой стороны, религия включает в себя совокупность ритуалов, исполняемых членами группы. Для социологии существенным является то, что религия подразумевает наличие группы верующих.
В социологических исследованиях выделяются особенностирелигий объединений, их отличия от других социальных общностей. В классический период развития социологии сложились различные подходы к определению социальных функций религии.
Один из таких подходов представлен в работах Маркса, который характеризовал религию как форму идеологии и рассматривал её как искаженное, фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними природных и социальных сил. Как утверждает Маркс, религиясоответствует интересам правящего класса общества, поскольку она отвлекала представителей угнетаемых классов от борьбы против социального неравенства. С точки зрения Маркса, в будущем бесклассовом обществе должна была исчезнуть классовая потребность в религии.
Другой подход к изучению социальной функции религиипредложил Дюркгейм. Дюркгейм исследовал так называемые элементарные ранние формы религии, существовавшие в первобытном обществе. При этом он основывался на этнографических описаниях жизни племен австралийских аборигенов. Как полагал Дюркгейм, обращение к таким простейшим формам религии должно было выявить те же функции, которые она исполняла в любом, в том числе и более развитом обществе. Как отмечал Дюркгейм, религияразделяла окрущающий мир на две большие сферы: священную и светскую.
Священная сфера включает в себя те предметы и явления, которые считаются связанными с действиями сверхъестественных сил, а светская сфера включала в себя предметы, с которыми люди постоянно сталкивались в повседневной жизни. В религиях племен австралийских аборигенов, содержание которых анализирует Дюркгейм, священным считался тотем (животное или растение, которое рассматривается в качестве предка определенной группы людей) и религиозные ритуалы, исполняемые данной группой были связаны с поклонением тотему. Дюркгейм стремился определить, как влияют религиозные ритуалы на характер социальных отношений. По его мнению, основная функция этих ритуалов состоит в том, что они укрепляют социальную солидарность, объединяя людей вокруг общих объектов поклонения.
Если Дюркгейм исследовал элементарные, первобытные формы религии, то Вебер обратился к изучению более развитых её форм и в особенности к так называемым мировымрелигиям (христианство, буддизм и т.д.). Вебер исследовал влияние протестантской хозяйской этики на экономические отношения в странах Запада. Но наряду с этим, он рассматривает религии Востока, религии преобладающие в Индии, Китае, и эти исследования были представлены в работе Вебера, которая называлась «Хозяйственная этика мировых религий». Как отмечал Вебер, различные религии по разному определяют то, каким должно быть отношение к окружающему миру.
Для сложившейся в Китае религии—философскиой традиции конфуцианства, была характерна установка на приспособление к мииру, то есть на безоговорочное принятие существующих традиций и общественных отношений.
В отличие от этого, религии Индии: индуизм и буддизм проповедовали бегство от мира, то есть уклонение от активной деятельности.
Как отмечал Вебер, лишь в христианстве и, в особенности, в некоторых направлениях протестантизма получила распространение установка на преобразование мира. Верующие протестанты были орудием воли Бога и стремились к тому, чтобы изменить несовершенный мир в соответствии с божественными заповедями. Как подчеркивает Вебер, именно такая ориентация на активное мирскую деятельность в наибольшей степени соответствует потребностям развития капиталистической экономики, тогда как религии стран Востока в той или иной степени препятствовали такому развитию.
В дальнейших социологических исследованиях рассматривались разнообразные формы религии, существовавшие в человеческой истории. В числе простейших форм, характерных для первобытных обществ, выделяются: фетишизм, тотемизм, магия.
Фетишизм представляет собой поклонение какому-либо материальному предмету, который считается наделенным сверхъестественными свойствами. Считалось, что обладание таким предметом (например амулетом) приносит удачу и предохраняет от опасностей.
Тотемизм — поклонение животному или растению, выступающему символом данной человеческой группы.
Магия включает в себя обряды и заклинания, которые должны были воздействовать на события окружающего мира и изменить их в желаемом направлении.
В целом, религии всех первобытных обществ включают в себя в разных сочетаниях эти три формы. Затем, с возникновением первых земледельческих цивилизаций получили распространение более сложные системы религии, возник политеизм, то есть в вера в существование нескольких богов, каждый из которых отвечал за какую-либо из сил природы или за определенную сферу человеческой деятельности. Такой характер носила религия в Древней Греции, религия древних германцев, славян.
Следующей формой религии выступает монотеизм, то есть вера в единого бога, что характерно для религийхристианства и ислама.
Наряду с изучением различных исторических форм большое внимание в социологии уделяется исследованиям структурырелигиозных объединений и организаций. В таких исследованиях основные различия проводятся между двумя типами религиозных объединений церковью и сектой.
Церковь представляет собой иерархическую организацию, во главе которой стоят профессиональные священнослужители, получающие особую образовательную подготовку. Внутри церкви существуют различия между двумя группами: клир (священнослужители) и миряне (рядовые члены церкви).
При проведении различных церковных ритуалов основная роль принадлежит представителям клира, тогда как участие мирян в таких ритуалах довольно ограниченно и как правило сводится к пассивному слушанию проповедей. Церковь во многих случаях стремится к тому, чтобы распространить свое вероучение на все общество и при этом она может быть тесно связана с государственной властью. Секта является сравнительно немногочисленной. Между членами секты установлены доверительные личностные отношения. Во главе секты обычно стоит харизматическая личность, то есть человек, которого считают наделенным исключительными качествами. Но при этом в секте отсутствует специальныйуправленческий аппарат. Секта во многих случаях противопоставляет себя государству и обществу в целом.
С социологической точки зрения можно выделить четыре основные функции религии в обществе: 1) интегративную; 2) регулятивную; 3) психотерапевтическую; 4) коммуникативную. Первые две функции непосредственно относятся к деятельности религии в качестве института культуры, поскольку они присущи ценностям и нормам, входящим в содержание культуры как системы.
1. Интегративная функция религии была достаточно полно раскрыта Э.Дюрктеймом, который, изучая первобытные религии аборигенов Австралии, обратил внимание на то, что религиозный символизм, религиозные ценности, обряды и обычаи способствуют социальной сплоченности, обеспечивают устойчивость и стабильность первобытных обществ. Принятие определенной системы верований, символов, согласно Дюрктейму, включает человека в религиозную моральную общность и служит интегративной силой, сплачивающей людей.
2. Регулятивная функция религии заключается в том, что она поддерживает и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный - через деятельность церковных организаций, могущих поощрять или наказывать верующих, так и неформальный, осуществляемый самими верующими в качестве носителей моральных норм по отношению к окружающим людям. В сущности, эту функцию религии можно было бы назвать нормативной, ибо любая религия предписывает своим приверженцам определенные стандарты поведения, обусловленные господствующими религиозными ценностями.
3. Психотерапевтическая функция религии. Сферой ее действия выступает, в первую очередь, само религиозное сообщество. Давно было замечено, что различные религиозные действия, связанные с отправлением культа -богослужения, молитвы, ритуалы, обряды и т.п. - оказывают успокоительное, утешительное воздействие на верующих, придают им моральную стойкость и уверенность, предохраняют от стрессов.
4. Коммуникативная функция, как и предшествующие, имеет значение, в первую очередь, для самих верующих. Общение развертывается для верующих в двух планах: в плане общения их с богом и "небожителями", и в плане их общения друг с другом. "Богообщение" считается высшим видом общения и в соответствии с этим общение с "ближними" приобретает характер второстепенности. Важнейшим средством общения выступает культовая деятельность - богослужение в храме, общественная молитва, участие в таинствах, обрядах и т.п. Языком общения служит религиозная символика, священные писания, ритуалы.
Указанные четыре функции религии как социокультурного института носят универсальный характер, проявляются в любом типе религиозной практики.
Существенной особенностью современного этапа развития религии, по крайней мере, в странах Запада, является секуляризация, под которой принято понимать процесс вытеснения религиозно-мифологической картины мира научно-рациональным ее объяснением, и тесно связанное с этим ослабление влияния религии на различные социальные институты - образование, экономику, политику и др. Признаками секуляризации могут также служить ослабление роли религиозных санкций в качестве средства социального контроля, отделение церкви от государства, распространение научного атеизма, превращение религиозной веры в частное дело каждого гражданина.
Программасоциологического исследования — документ, содержащий развернутое изложение ее теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) с обоснованием актуальности, целей, задач, объекта, предмета и гипотез предпринимаемого исследования, а также его методико-инструментального аппарата вместе с логически обоснованной последовательностью необходимых процедур и организационным планом-графиком и стоимостью всех видов работ.
Содержание программы варьируется и зависит от типа и целей исследования.
Программа состоит из двух разделов: методологического и процедурного (методического).
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1. Формулировка проблемы, обоснование ее актуальности.
2. Обоснование цели, задач, объекта и предмета исследования.
3. Формулирование и интерпретация основных понятий. Обоснование эмпирических индикаторов (операционализация).
4. Системный анализ объекта и предмета исследования. Обоснование его исследовательской модели.
5. Формулировка рабочих гипотез.
ПРОЦЕДУРНЫЙ (МЕТОДИЧЕСКИЙ) РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1. Принципиальный (стратегический) план исследования.
2. Обоснование и проектирование выборочной совокупности единиц наблюдения.
3. Выбор процедур сбора и анализа эмпирической информации.
4. Содержательный анализ результатов исследования.
5. Оформление результатов исследования в виде отчетов, публикаций, социальных технологий и т. д.
Последовательность организации социологического исследования
1. Формирование исследовательского коллектива:
• ответственный за все (руководитель, начальник и т. п.);
• ответственный за программу и инструментарий;
• ответственный за полевой этап (подбор анкетеров, выборка, контроль и т. п.);
• ответственный за компьютерную обработку и формирование информационной базы;
• ответственный за связь с коллегами;
• ответственный за аналитическую работу.
2. Разработка плана-графика всех этапов исследования.
3. Координация проведения всех этапов: взаимоувязка сопредельных структур, проблем и т. п.
4. Сдача материалов заказчику.
5. Участие в реализации социальных технологий.
Прежде чем раскрывать содержание методологического раздела программы социологического исследования, вспомним, что собой представляют методология, метод и методика
Проблема исследования является исходным пунктом всякого исследования. Она представляет собой: 1) все то, что требует исследования и решения (широкий смысл), и/или 2) объективно возникающий комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес (узкий смысл).
Для социолога проблема предстает в форме проблемной ситуации. Ее смысл имеет две стороны: гносеологическую и предметную.
Гносеологический аспектпроблемной ситуации — это противоречие между имеющимся знанием о проблеме и тем, которое необходимо для ее решения. С управленческой точки зрения это своеобразный перечень параметров управляемой системы, значения которых необходимо изменить с существующего уровня на тот, который ЛПР считает целесообразным. В такой интерпретации проблема заключается в определении методов перевода значений названных параметров с одного уровня на другой (например, в отношении закона об отмене льгот власти могут поставить задачу перед информационно-аналитическими структурами как поиск методов перевода отрицательного общественного мнения по поводу этого закона на положительное).
Предметная сторонапроблемы социологического исследования — социальное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив его развития. Конкретным выр