Досоциологический этап развития управления
Социология управления как наука начала складываться недавно, даже ее основа – общая теория управления – стала формироваться примерно с начала минувшего столетия. Вместе с тем ключевые идеи об управлении в обществе, на которые она опирается, формировались в течение многих столетий. Первый этап развития социологии управления назовем досоциологическим. Он охватывает длительный исторический период возникновения и развития управленческой мысли. Его начало исследователи обычно ведут от древнейших времен, временем же окончания можно считать появление социологии как науки (1830-1840-е гг.).
Первые, самые простые формы организации совместного труда существовали еще на стадии первобытнообщинного строя, когда управление осуществлялось сообща всеми членами рода и общины. Однако у них были индивиды, авторитетные для других сородичей, играющие решающую роль в организации их совместной жизни: старейшины, вожди, служители религиозного культа и т.п. Смысл их жизнедеятельности заключался в осуществлении функций управления в рамках первобытной общины, т.е. они олицетворяли собой руководящее начало в организации совместного труда и распределения продуктов.
Более разработанной практика социального управления стала с переходом человечества от варварства к цивилизованному развитию, важнейшими чертами которого стали возникновение частной собственности и государства, а в связи с этим – выделение умственного труда и появление теоретической мысли. В течение этого длительного периода, охватившего несколько тысячелетий, сформировались крупные и могущественные по тем временам деспотические государства, которые не мыслили себя без развитой управленческой деятельности. Построенные в 3-2 вв. до н.э. знаменитые египетские пирамиды являются памятниками не только представителям могущественных династий, но и искусству многих людей, умевших применять методы управления тысячами строителей.
В древних цивилизациях (Древний Вавилон, Древний Египет, государства Ближнего Востока, Древний Китай, Древняя Индия) управленческая деятельность развивается в двух основных формах – как управление производством и как государственное управление. Из истории известны принципы управления, сформулированные в законах царя Хаммурапи, правившего Древним Вавилоном в 18 веке до н.э. Мощные государства существовали в ту эпоху и в Древнем Китае, где в период эпохи Чжоу (11-3 вв. до н.э.) осуществлено сооружение Великой китайской стены – грандиозного памятника архитектуры и организации строительных работ.
Первые трактаты об управлении, появились в Древнем Китае и Древней Индии, на Ближнем Востоке в 6-5 вв. до н.э. Однако наибольшее влияние на становление управленческой мысли оказало творчество древнегреческих философов Сократа, Платона и Аристотеля. Так, Сократ считал, что основой управления являются знание и умение передавать свое мнение другому человеку, анализировал различные формы правления. Его идеи получили дальнейшее развитие в трактатах Платона и Аристотеля, обстоятельно описавших три формы правления – монархию, аристократию и демократию.
Теория и практика социального управления развивалась и в Средние века. В системе государственного управления Средневековья имел место опыт противоречия между централизацией и децентрализацией властных отношений. Правда, практика сочетания полномочий центра и составных частей государств не достигла оптимального состояния. В результате этого региональный сепаратизм нередко приводил к распаду государств.
Важным достижением средневековой практики было утверждение местного самоуправления – общинного и городского. В странах Европы (Беларусь) возникла городская модель организации управления, основанная на так называемом магдебургском праве. Широко известны очертания городского самоуправления в Древней Руси, особенно в Новгороде и Пскове.
Известные средневековые мыслители – Аврелий Августин и Фома Аквинский рассматривали проблемы управления с теологических позиций. Они считали само управление на земле, управление миром и людьми воплощением Божественной воли и ставили эффективность управления в прямую зависимость от соблюдения Божественных заповедей.
Следующий этап в развитии теории и практики управления приходится на периоды европейскогоВозрождения и Просвещения, когда происходило становление ряда крупных централизованных государств и утверждалась такая форма правления, как абсолютизм. В тот период теории государственного управления освобождаются от теологического облачения и начинают развиваться в рамках чисто светской общественной науки.
Наиболее полно это представлено в трудах знаменитого итальянского мыслителя эпохи Возрождения Николо Макиавелли («Государь», «Искусство войны»). Макиавелли ставил вопрос о необходимости сильной центральной власти. Он сформулировал несколько важных принципов, оказавших заметное влияние на развитие теорий власти и управления. Среди них – принцип разграничения властей (в первую очередь политической и религиозной) и принцип относительности управления. Согласно последнему принципу выбор средств управления должен соответствовать возникшей ситуации, оценка результата – использованным средствам. Иными словами, речь идет о том, что цель оправдывает средства.
Данная концепция, названная макиавеллизмом, была востребована в ряде стран и до сих пор имеет немало сторонников. Идеология обоснования деспотических методов управления нашла поддержку и в России в период правления Ивана Грозного, который писал в оправдание своих деспотических методов: «Как конь без узды, так и царство без грозы».
Новое времяпородило и другие управленческие идеи. Они были связаны с ранним утопическим социализмом («Утопия» Т. Мора, «Город солнца» Т. Компанеллы). В социальных утопиях 14-15 вв. создавались проекты будущих государств, базировавшихся на идеях справедливого социального управления в обществе, осуществляемого меньшинством в интересах большинства.
Занимались проблемами управления английские и французские философы 17-18 вв. Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье. Основой развития государства и управления в обществе они считали идеи естественного права. Их продолжила теория общественного договора, в соответствии с которой государственная власть – результат соглашения между людьми, заинтересованными в управлении, способном обеспечить соблюдение их неотъемлемых прав, защиту жизни, свободы и частной собственности. В работах названных философов ставились также проблемы обеспечения социального порядка в обществе с помощью разумной системы управления. Положения, высказанные мыслителями эпохи Просвещения, во многом предвосхитили управленческие идеи, появившиеся в условиях капитализма.
Следующие теории обосновывали необходимость выполнения государством функций социального характера, т.е. проявления заботы о гражданах и оказания им (используя современную терминологию) социальной поддержки. Это теории утопического социализма и коммунизма,получившие развитие в работах утопистов А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Сегодня эти положения воплотилось в теории и практике социального партнерства, а также в конституционном положении о социально-ориентированном государстве.
Особенность данного периода в том, что представления о социальном управлении начали охватывать управленческую деятельность не только государства, но и производства. Промышленная революция потребовала создания новой системы управления. Основоположники экономической науки (политической экономии) А. Смит, Д. Риккардо положили начало изучению управленческих аспектов индустриального производства. Они сформулировали идеи об эффективной организации кооперированного труда, оценки трудовой деятельности, ее оплаты и др. С тех пор и до настоящего времени теория социального управления охватывает своим вниманием две основные области управленческой деятельности: государственное административное и производственно-хозяйственное управление.