Особенности управленческой деятельности как эвристического (творческого) процесса
Управленческую деятельность тоже отличает творческий и новаторский характер. Среди стратегий, направленных на повышение инновативности, можно отметить технологию партисипативного управления, которая включает инновации при проектировании работы на уровне рабочего места, а также в процессе внедрения рациональных схем движения сырья и материалов. В этих условиях создается благоприятная среда для повышения заинтересованности каждого работника в расширении круга обязанностей, в проявлении инициативы, в содействии реализации новшеств. Наилучшие результаты в использовании творческого потенциала достигаются при условии тесного взаимодействия ученых, специалистов и практиков. Происходит интеграция всех творческих сил в рамках единого инновационного процесса, ориентированного на конечные результаты. Это позволяет существенно повысить эффективность творчества, создать условия, при которых полезные инновации могут быть реализованы на практике.
Особо следует остановиться на таком понятии, как «творческий потенциал (креативность)». Творческие возможности управленца, или креативность, включают способности, благодаря которым человек создает что-либо, не существовавшее прежде. Креативность складывается из совокупности пяти видов способностей:
1) познавательный потенциал – интеллектуальные способности, позволяющие человеку от познания технологических явлений переходить к познанию их сущности, скрытой закономерности, самостоятельно осваивать технические новшества, критически осмысливать производственные ситуации, выявлять проблемы и пути их решения
2) преобразовательно-предметный потенциал – навыки, умения, способности творчески решать задачи, ставить новые
3) аксиологический потенциал – ценностные ориентации, позволяющие переходить от локальных и эмпирических оценок к всесторонней системной оценке внешних и внутренних факторов
4) коммуникативный потенциал – нравственно-психологические качества, характеризующие способность к творческому общению с людьми своей профессии и смежных сфер деятельности, с подчиненными и руководителями
5) художественный потенциал – эстетические способности, позволяющие органически соединять художественные начала и труд.
Творчеству в управлении противопоказаны проявления негативных моментов личностного характера:
- конформизм (известно выражение: «Человек, идущий за толпой, обычно не уйдет дальше толпы. Человек, идущий отдельно, скорее достигнет места, где еще никто не бывал»)
- апатичность и нежелание обременять себя новыми проблемами
- инерция мышления, при которой ранее сформированные представления мешают взглянуть на предмет с необычной точки зрения
- недооценка творческого общения и невосприимчивость к критике –нежелание прислушиваться к чужому мнению и изменить свою точку зрения, даже если она неразумна
- боязнь неудачи, зависть к более удачливым коллегам
- огульное немотивированное отрицание любых точек зрения, предложений или концепций, не совпадающих с собственными.
Говоря об особенностях управления как эвристическом процессе, следует помнить о творческом мышлении. Для его развития и усиления можно использовать различные методы:
1) способность к свертыванию – умение вложить больше смысла в меньшее количество слов, упростить структуру объекта исходя из принципа минимизации структурных звеньев
2) способность применить опыт, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, т.е. умение отделить специфическую часть проблемы от неспецифической
3) способность к «сцеплению» - умение соединять новые сведения с прежним багажом знаний
4) «боковое» мышление, т.е. способность рассматривать проблему под другим углом зрения
5) способность к ассоциированию понятий и проблем с учетом степени отдаленности и смысловой корректности
6) гибкость мышления – способность быстро отказаться от скомпрометированной гипотезы
7) спонтанная гибкость – способность быстро и легко переключаться с одного класса явлений на другой, далекий по содержанию
8) легкость генерирования идей – чем больше идей, тем легче выбирать подходящую
9) наблюдательность – умение подмечать малозаметные особенности изучаемого явления, объекта или системы, отдаленные аналоги
10) пространственное воображение – дает возможность синтезировать отдельные элементы в целостный образ и произвольно оперировать пространственными образами.
Приведенные методы развития управленческих творческих способностей помогают формированию творческого склада ума, постоянной внутренней потребности к генерированию идей и постановке проблем.
Можно выделить два типа управленческого творчества:
1) экономическое творчество имеет целью поиск оптимальных решений по использованию экономических рычагов и стимулов (цены, заработная плата, доходы, налоги, кредиты) для обеспечения конкурентоспособности предприятий путем повышения качества продукции и снижения ее себестоимости
2) социальное творчество направлено на использование творческого потенциала работников как индивидов и как членов коллектива, возможностей совершенствования страхового и социального обеспечения работников и членов их семей, предоставление социально-бытовых услуг, формирование благоприятных условий труда и отдыха.
В любом творческом управленческом процессе можно с известной степенью условности выделить три фазы:
1. осознание необходимости отказа от существующей практики в силу присущих ей серьезных недостатков или выявления проблемы, требующей решения, т.е. всесторонний анализ сложившегося положения
2. поиск возможных путей изменения существующей практики или решения назревшей проблемы и выбор наилучшего варианта, т.е. генерирование идеи
3. определение возможных путей материализации идеи, ее воплощения в практику.
Условность такого разделения творческого процесса на фазы состоит в том, что они могут совмещаться во времени или осуществляться в другой последовательности, когда анализ предпринимается с целью подтверждения (или отклонения) уже созревшей идеи.
Новые концепции творчества трактуют человека как индивида, не только реагирующего на стимулы, но и как активного, стремящегося к определенным целям и следящего за результатом. Деятельность человека обретает смысл только при наличии цели. Иными словами, мотивация и квалификация находятся в тесной взаимосвязи. Компетентность индивида является главным условием того, что он будет действовать осознанно, мотивированно. И наоборот, необходимая для работы компетентность формируется при осуществлении эффективно мотивированных рабочих действий в благоприятных и привлекательных условиях труда.
Отсюда вытекают особенности творчества. Среди них творческие препятствия, базирующиеся на психофизиологических, интеллектуальных и социальных данных работника, а также врожденные и приобретенные способности. Так, эксперименты психологов, проведенные на предприятиях, показывают, что в каждой организации имеется примерное, но статистически устойчивое распределение работников по степени и форме их участия в техническом, технологическом и научно-техническом творчестве.
Так, в каждом коллективе насчитывается 7-8% людей, которые могут разрабатывать, замечать новизну, быть инициаторами оригинальных и нестандартных идей и решений. Именно они образуют тот интеллектуальный ресурс, который необходимо найти, «раскрутить» и использовать во имя целей производства.
30-35% людей обладают даром внедрения, доработки, технологизации оригинальных идей. Хотя они тоже вносят свои знания, творческие мысли в общее дело, главное их достоинство – доведение идеи до внедрения, до технологического ее внедрения. Без них идеи изобретателей могут остаться нереализованными. Пример: слесарь Гоша из «Москва слезам не верит».
До 60% работников – исполнители этих новаций, и от них во многом зависит, станут ли идеи и разработки реальным элементом производственной жизни, станут ли они основой для выпуска массовой продукции.
Проблема творчества на производстве – это проблема побуждения интеллекта, мобилизация интеллектуальных возможностей работников, которые готовы рождать новые идеи. Методы побуждения к творчеству достаточно многообразны. Они постепенно изменяются, совершенствуются, дополняются. Но, несмотря на всю их специфику и многообразие, это:
1) выявление лиц, склонных к определенному виду творчества, а также отбор тех, на которых можно делать ставку. Данной цели служат различные формы соревнования, сравнение видов труда, конкурсы на лучшего по профессии, мастерству, новаторским предложениям
2) определение мотивов, которыми руководствуются участники творческого процесса на производстве. Среди них могут быть те, которых интересует сам процесс творчества. Это генератор идей, которые не могут жить иначе, как выдвигая идеи, апробируя их, вечно не удовлетворяясь достигнутым, совершенным. Среди творцов идей немало и таких работников, для которых участие в техническом творчестве имеет ярко выраженный мотив, связанный с желанием получить вознаграждение за рационализаторское предложение, оригинальную идею, участие в творческом поиске. И наконец, мотивами могут служить амбиции, которые подкрепляются ничем иным, как стремлением к славе, к известности. Среди них преобладают люди, избравшие путь рационализаторства и изобретательства, как форму заявить о себе, своих претензиях и нередко о своей исключительности по сравнению с окружающими их людьми.
3) обучение, подготовка людей к творчеству, поскольку опыт, практика использования творческих способностей не должны быть пущены на самотек. Работник должен обладать определенной технической грамотностью, владеть определенным уровнем знаний, чтобы квалифицированно выдвигать и доказывать свои идеи. Кроме того, побуждение к творчеству предполагает такую организацию труда, которая предполагает совместное обсуждение, распознавание проблем, принятие на себя ответственности, интуицию. Однако действия такого рода очень трудно инициировать или управлять ими со стороны. Поэтому необходимо создавать условия, чтобы индивид проявил их сам.
4) важнейшим методом является стимулирование творческих новаций работников производства. Для реализации этого метода используется несколько приемов. Стимулирование – всегда сугубо индивидуальный процесс, связанный с предельно точным определением вклада каждого участника творческого процесса. Иначе говоря, поощрять не любую хорошую, а творческую работу, точнее, творческий подход к работе. Причем следует иметь в виду, что при управлении творчеством классические стимулы и санкции в виде зарплаты и замечании имеют ограниченное влияние. Заменить (или дополнить) эти стимулы может учет мотивации или внутренних побуждений работника, которые обусловлены характером работы и личных его особенностей, а также созданием правовых гарантий для сохранения интеллектуальной собственности. Работник будет действовать мотивировано тогда, когда смысл осуществляемой деятельности будет ему ясен, цель деятельности будет казаться ему разумной и пути к достижению этой цели будут известны, а его права гарантированы.
5) адресность стимулирования, когда поддерживаются в первую очередь наиболее актуальные, наиболее значимые для производства направления. Для успешного процесса творческой деятельности надо поощрять не только тех, кто изобретает, но и тех, кто внедряет. Между тем, об этом часто забывают, и процесс творчества остается незавершенным.
6) значительную роль играет временной фактор в процессе поощрения. Не получая своевременно вознаграждения, человек с творческой жилкой может потерять интерес и отказаться участвовать в процессе творчества.
7) к методам организации творчества можно отнести тщательное изучение потребностей рационализаторов и изобретателей. Оправдало себя включение представителей творческой части работников в процесс принятия управленческих решений, в управленческий процесс.