Методы социального прогнозирования
объекте прогноза — упорядоченную совокупность показателей, сценарий возможного или желательного развития событий и т.д., вплоть до строго формализованных матем. моделей-уравнений). Все три способа выделяются условно, ибо образуют органическое единство: любая экстраполяция, логическая или стат., представляет собой, по сути дела, прогнозную оценку и разновидность прогнозной модели. Любая прогнозная оценка — это, прежде всего, экстраполяция в том или ином модельном представлении. Любая прогнозная модель заключает в себе экстраполяцию и оценку.
Все методы прогнозирования (а их только в соц. прогнозировании выявлено теор. или потенциально возможных свыше 150) представляют собой, по существу, разл. комбинации элементов перечисленных выше способов получения информации о будущем. Неск. методов относятся к общенаучным, напр., прогноз по аналогии (логическая экстраполяция), прогнозные оценки дедуктивного или индуктивного, аналитического или синтетического характера. Практически в арсенал М.с.п. входят все методы социол. иссл-й: изучение док. источников и лит., включенное и стороннее наблюдение, опросы нас. и экспертов, эксперимент постановочный и экспостфактум, моделирование схематическое и матем. Мн. методы относятся к интернаучным, применяемым в ряде науч. дисциплин, напр., методы анализа регрессионного или факторного, очных и заочных коллективных и индивидуальных опросов экспертов, простых и формализованных прогнозных сценариев и др. Нек-рые методы явл. частнонаучны ми, т.е. относятся лишь к к.-л. одной науч. дисциплине, напр., опросы нас. в соц-и, проективные тесты в психологии и др.
Согласно принятой классификации методов прогнозирования (охватывающей методы науч.-техн. и соц.-экон. прогнозирования, без учета специфики агро-, гидро-, метеорологических и др. естественно-научных прогнозов), все методы по степени формализации делятся на интуитивные (экспертные) и фор-
мализованные (фактографические). Последние применяются только в тех случаях, когда величина периода упреждения прогноза укладывается в рамки эволюционного цикла прогнозируемого объекта, т.е. когда не ожидается существенных, качественных изменений в его развитии. В остальных случаях, включая качественные изменения или такую сложность объекта, при к-рой учесть влияние мн. факторов практически невозможно, приходится полагаться на интуицию экспертов. Экспертной оценкой ограничиваются обычно и в наиб, простых случаях прогнозирования.
Интуитивные М.с.п. делятся на гр. индивидуальных и коллективных экспертных оценок. К первым относятся методы интервью, аналитических докладных записок, написания прогнозного сценария и др. Ко вторым — методы анкетирования, обсуждения комиссией, «мозговых атак» (коллективной генерации идей) и др.
Формализованные М.с.п. делятся на гр. экстраполяционных, системно-структурных, ассоциативных методов и методов опережающей информации. К первым относятся методы наим. квадратов, экспоненциального сглаживания, вероятностного моделирования и адаптивного сглаживания. Ко вторым — методы функционально-иерархического моделирования, морфологического анализа, сетевого моделирования, структурной аналогии, матричный метод. К третьим — методы имитационного моделирования и историко-логического анализа. К четвертым — методы анализа потоков публикаций, оценки значимости открытий, изобретений, нововведений, анализа патентной или аналогичной ей информации.
Имеются и др. разновидности методов всех четырех гр. Кроме того, множество методов явл., по сути, разновидностью перечисленных или их дальнейшей конкретизацией.
Один или неск. М.с.п. составляют основу методики прогноза, к-рая сводится к предпрогнозной ориентации (разработка программы иссл-я), по-