Методы социального прогнозирования


объекте прогноза — упорядоченную со­вокупность показателей, сценарий воз­можного или желательного развития со­бытий и т.д., вплоть до строго формали­зованных матем. моделей-уравнений). Все три способа выделяются условно, ибо образуют органическое единство: любая экстраполяция, логическая или стат., представляет собой, по сути дела, прогнозную оценку и разновидность прогнозной модели. Любая прогнозная оценка — это, прежде всего, экстраполя­ция в том или ином модельном пред­ставлении. Любая прогнозная модель за­ключает в себе экстраполяцию и оценку.

Все методы прогнозирования (а их только в соц. прогнозировании выявле­но теор. или потенциально возможных свыше 150) представляют собой, по су­ществу, разл. комбинации элементов пе­речисленных выше способов получения информации о будущем. Неск. методов относятся к общенаучным, напр., про­гноз по аналогии (логическая экстрапо­ляция), прогнозные оценки дедуктивно­го или индуктивного, аналитического или синтетического характера. Практиче­ски в арсенал М.с.п. входят все методы социол. иссл-й: изучение док. источников и лит., включенное и стороннее наблюде­ние, опросы нас. и экспертов, экспери­мент постановочный и экспостфактум, моделирование схематическое и матем. Мн. методы относятся к интернаучным, применяемым в ряде науч. дисциплин, напр., методы анализа регрессионного или факторного, очных и заочных коллек­тивных и индивидуальных опросов экс­пертов, простых и формализованных прогнозных сценариев и др. Нек-рые методы явл. частнонаучны ми, т.е. отно­сятся лишь к к.-л. одной науч. дисцип­лине, напр., опросы нас. в соц-и, проек­тивные тесты в психологии и др.

Согласно принятой классификации методов прогнозирования (охватываю­щей методы науч.-техн. и соц.-экон. прогнозирования, без учета специфики агро-, гидро-, метеорологических и др. естественно-научных прогнозов), все методы по степени формализации делят­ся на интуитивные (экспертные) и фор-

мализованные (фактографические). По­следние применяются только в тех слу­чаях, когда величина периода упрежде­ния прогноза укладывается в рамки эво­люционного цикла прогнозируемого объекта, т.е. когда не ожидается сущест­венных, качественных изменений в его развитии. В остальных случаях, включая качественные изменения или такую сложность объекта, при к-рой учесть влияние мн. факторов практически не­возможно, приходится полагаться на ин­туицию экспертов. Экспертной оценкой ограничиваются обычно и в наиб, про­стых случаях прогнозирования.

Интуитивные М.с.п. делятся на гр. индивидуальных и коллективных экс­пертных оценок. К первым относятся методы интервью, аналитических док­ладных записок, написания прогнозного сценария и др. Ко вторым — методы ан­кетирования, обсуждения комиссией, «мозговых атак» (коллективной генера­ции идей) и др.

Формализованные М.с.п. делятся на гр. экстраполяционных, системно-струк­турных, ассоциативных методов и мето­дов опережающей информации. К пер­вым относятся методы наим. квадратов, экспоненциального сглаживания, веро­ятностного моделирования и адаптивно­го сглаживания. Ко вторым — методы функционально-иерархического модели­рования, морфологического анализа, се­тевого моделирования, структурной ана­логии, матричный метод. К третьим — методы имитационного моделирования и историко-логического анализа. К чет­вертым — методы анализа потоков пуб­ликаций, оценки значимости открытий, изобретений, нововведений, анализа па­тентной или аналогичной ей информа­ции.

Имеются и др. разновидности мето­дов всех четырех гр. Кроме того, множе­ство методов явл., по сути, разновидно­стью перечисленных или их дальнейшей конкретизацией.

Один или неск. М.с.п. составляют основу методики прогноза, к-рая сво­дится к предпрогнозной ориентации (разработка программы иссл-я), по-



Наши рекомендации