Объем дисциплины и виды учебной работы. Форма промежуточной аттестации - зачет

Семестр 2

Форма промежуточной аттестации - зачет

Общая трудоемкость дисциплины составляет:

Очное обучение – 3зачетные единицы, 108 часов;

Заочное обучение –2,4 зачетные единицы, 88 часов

Вид учебной работы Очное обучение Заочное обучение
2-ой семестр 2 семестр
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:    
Лекции
Семинары
Самостоятельная работа (всего)
В том числе:    
Конспектирование всех вопросов семинара
Социологическое исследование  
Изучение тем, вынесенных для самостоятельного освоения  
Выполнение практических заданий по темам 2 и 3 модулей  
Составление таблицы социологов
Составление словаря
Подготовка к активным формам семинара
Подготовка к тестированию
Контрольная работа  
Подготовка и сдача зачета
Общая трудоемкость (час.) зачетных единиц
2,4

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

МОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ (10 часов)

Тема 1. Социология как наука - 2часа

Предмет и объект познания социологии. Социология как наука о становлении, функционировании и развитии социальных общностей.

Социология и другие науки об обществе. Место социологии в системе гуманитарных и общественных дисциплин: социология и социаль­ная философия, экономика, право, политическая наука, психология, антропология, история.

Понятийный аппарат социологии. Категория «социального». Понятия «со­циальный институт», «социальная организация», «социальная общность», «социальная группа», «со­циальные отношения», «социальное действие» и др.

Структура социологии. Уровни социологического знания: уровень фундаментальных исследований (теоретическая социология), уровень прикладных исследований (прикладная социология), уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий (социальная инженерия). Макросоциология и микросоциология.

Функции социологии: познавательная, прикладная, социального контроля, прогностическая, идеологическая, гуманистическая.

Тема 2. История социологии. Основные социологические школы и направления 19 века

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки.

Огюст Конт (1798-1857) – основоположник социологии как самостоятельной и целостной науки об обществе. Теория позитивизма О.Конта.

Социология Г.Спенсера: органическая теория общества.

Классические социологические теории: К.Маркс, М.Вебер, Э.Дюркгейм.

Теория конфликта К.Маркса.«Понимающая» социология М.Вебера. Теория социального реализма Э.Дюркгейма.

Тема 3.Основные социологические школы и направления 20 века

Современная западная социология.

Неопозитивизм. Структурный функционализм. А.Парсонс (1902-1979). Социологический функционализм Р. Мертона.

Теории конфликта. (Р.Дарендорф, Г.Зиммель, Л.Козер).

Феноменологическое направление в социологии. (Э.Гуссель, А.Щюц). Этнометодология как разновидность феноменологии. Симво­лический интеракционизм (Г.Блумер и Дж.Г.Мид).

Новейший этап развития социологии.

Эмпирическая ориентация аме­риканской социологии. Европейская социология. Кризис теоре­тической социологии. Культура как основной предмет анализа социальных наук (П. Бурдье, Ю.Хабермас. Э.Гидденс, Н.Луман). Постмодернистские социальные теории.

Социология в России: становление и этапы развития. Социологические школы в дорево­люционной России. Основные направления.

М.Бакунин и П.Кропоткин. Социологические взгляды народников. Психологическое направление в социологии России начала ХХ века.

Социологическая мысль в России конца XIX - начала XX вв. Социологический позитивизм П.Сорокина.

Наши рекомендации