Объем дисциплины и виды учебной работы. Форма промежуточной аттестации - зачет
Семестр 2
Форма промежуточной аттестации - зачет
Общая трудоемкость дисциплины составляет:
Очное обучение – 3зачетные единицы, 108 часов;
Заочное обучение –2,4 зачетные единицы, 88 часов
Вид учебной работы | Очное обучение | Заочное обучение |
2-ой семестр | 2 семестр | |
Аудиторные занятия (всего) | ||
В том числе: | ||
Лекции | ||
Семинары | ||
Самостоятельная работа (всего) | ||
В том числе: | ||
Конспектирование всех вопросов семинара | ||
Социологическое исследование | ||
Изучение тем, вынесенных для самостоятельного освоения | ||
Выполнение практических заданий по темам 2 и 3 модулей | ||
Составление таблицы социологов | ||
Составление словаря | ||
Подготовка к активным формам семинара | ||
Подготовка к тестированию | ||
Контрольная работа | ||
Подготовка и сдача зачета | ||
Общая трудоемкость (час.) зачетных единиц | ||
2,4 |
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
МОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ (10 часов)
Тема 1. Социология как наука - 2часа
Предмет и объект познания социологии. Социология как наука о становлении, функционировании и развитии социальных общностей.
Социология и другие науки об обществе. Место социологии в системе гуманитарных и общественных дисциплин: социология и социальная философия, экономика, право, политическая наука, психология, антропология, история.
Понятийный аппарат социологии. Категория «социального». Понятия «социальный институт», «социальная организация», «социальная общность», «социальная группа», «социальные отношения», «социальное действие» и др.
Структура социологии. Уровни социологического знания: уровень фундаментальных исследований (теоретическая социология), уровень прикладных исследований (прикладная социология), уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий (социальная инженерия). Макросоциология и микросоциология.
Функции социологии: познавательная, прикладная, социального контроля, прогностическая, идеологическая, гуманистическая.
Тема 2. История социологии. Основные социологические школы и направления 19 века
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки.
Огюст Конт (1798-1857) – основоположник социологии как самостоятельной и целостной науки об обществе. Теория позитивизма О.Конта.
Социология Г.Спенсера: органическая теория общества.
Классические социологические теории: К.Маркс, М.Вебер, Э.Дюркгейм.
Теория конфликта К.Маркса.«Понимающая» социология М.Вебера. Теория социального реализма Э.Дюркгейма.
Тема 3.Основные социологические школы и направления 20 века
Современная западная социология.
Неопозитивизм. Структурный функционализм. А.Парсонс (1902-1979). Социологический функционализм Р. Мертона.
Теории конфликта. (Р.Дарендорф, Г.Зиммель, Л.Козер).
Феноменологическое направление в социологии. (Э.Гуссель, А.Щюц). Этнометодология как разновидность феноменологии. Символический интеракционизм (Г.Блумер и Дж.Г.Мид).
Новейший этап развития социологии.
Эмпирическая ориентация американской социологии. Европейская социология. Кризис теоретической социологии. Культура как основной предмет анализа социальных наук (П. Бурдье, Ю.Хабермас. Э.Гидденс, Н.Луман). Постмодернистские социальные теории.
Социология в России: становление и этапы развития. Социологические школы в дореволюционной России. Основные направления.
М.Бакунин и П.Кропоткин. Социологические взгляды народников. Психологическое направление в социологии России начала ХХ века.
Социологическая мысль в России конца XIX - начала XX вв. Социологический позитивизм П.Сорокина.