Ипы организаций по взаимодействию с внешней средой.

труктура как основной элемент организации

онятие и сущность организационной структуры управления.

Организация - пространственно-временная структура производственных факторов и их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.

Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

иды организационных структур.

Очевидным является то, что каждая организация представляет собой достаточно сложную технико-экономическую и социальную систему, отражающую ее индивидуальность и специфику. Описать эту систему возможно, если определить характер взаимодействия на каждом из ее уровней: «организация - внешняя среда», «подразделение - подразделение» или «группа-группа», «индивид-организация».

Согласно существующей теории и практике, взаимодействие на уровне «организация - внешняя среда» может осуществляться с помощью механистического или органического подходов и соответственно организация может получить одну из этих характеристик. Взаимодействие на уровне «подразделение- подразделение» реализуется с помощью комбинаций различных типов департменизации и выступает в рамках организационных структур: традиционной, дивизиональной или отделенческой, матричной. И на уровне «индивид-организация» взаимодействие в зависимости от того, какая сторона играет лидирующую роль, придаёт организации «определённый характер.

среда

Ориентация на потребителя
механистическая
традиционная
Дивизиональная или отделенческая
матричная
органистическая

индивидуалистическая
корпоративная
Ориентация на внутренние проблемы

Рис.1 Типы организационных структур

ипы организаций по взаимодействию с внешней средой.

Применение термина «механистический» к организации используется для того, чтобы показать, что система спроектирована наподобие машинного механизма, предназначенного для производительных операций. В последние годы механистический подход подвергается сильной критике. Термин «органический» как бы придает организации качества живого организма, свободного от недостатков механистической структуры.

а) Механистический подход к проектированию организации характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти в организации. С такими характеристиками организация может действовать эффективно в условиях, когда используется рутинная технология и имеется несложное и нединамичное внешнее окружение.

Многие специалисты считают механистический подход синонимом веберовской бюрократической организации. Немецкий социолог и экономист М.Вебер вошел в историю тем, что сформулировал в начале века понятие бюрократии как организации, имеющей определенные характеристики.

Свои преимущества бюрократическая система может реализовать при следующих условиях:

Ø В организации известны общие цели и задачи;

Ø Работа в организации может делиться на отдельные операции;

Ø Общая цель организации должна быть достаточно простой, чтобы позволить выполнить ее на основе централизованного планирования;

Ø Выполнение работы индивида может достоверно измеряться;

Ø Денежное вознаграждение мотивирует работника;

Ø Власть руководителя признается как законная.

a) Органический подход к проектированию организации характеризуется

слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией и участием работников в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии. Он позволяет организации лучше взаимодействовать с новым окружением, быстрее адаптироваться к изменениям. Это является полной противоположностью «идеальной» бюрократии.

Наши рекомендации