Типологии социальных групп.
Существует множество признаков по которым можно выделить социальные группы:
- демографический: возраст – дети, подростки; пол – женский, мужской; брак – вдовствующие, замужние.
- этнический: племя, народность, нация.
- расовый: монголоидная, австралоидная, негроидная и др.
- поселенческий: городской, деревенский.
- рода трудовой деятельности
- образование.
1. по пространственной организации:
- локальные. Фокус-группа, группа испытуемых.
- дислокальные. Радиолюбители, круги в социальных сетях.
2. по времени своего существования:
- постоянные межпоколенные (работа);
- постоянные внутрипоколенные (секции);
- временные
- спорадические
- случайные.
3. по численности членов
1. малые 10-12 человек
2. средние от нескольких десятков до нескольких сотен
3. большие – не менее 200-300 человек.
- существует признак прямой/обратной связи, можно отследить реакцию на свое поведение;
- каждый знает каждого.
4. по цели: целевые и нецелевые
5. по формализации;
- формальные – нормы, ценности, роли закреплены в письменном виде
- неформальные – не имеют четко закрепленных ролевых ожиданий, нормативных ценностей.
6. по отношению, входящих в них индивидов:
первичные | Вторичные | |
Малые | Численность | Любые |
Нецелевые | Целеполагание | Целевые |
Много | Количество ролей у каждого | Мало |
Нечетко определены | Ролевые ожидания | Четко определены |
Низкая | Формализация | высокая |
Стадии конфликта
Предконфликтная (накопление противоречий);
Непосредственно конфликт – определенные действия
Послеконфликт
Устранение противоречий.
Метод избегания конфликтов: 1) переговоры; 2) посредничество.
Референтные группы
1948 г.Мустафа Шериф
- реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.
Функции референтных групп:
1. Нормативная – референтная группа является источником норма, установок и ценностей. Пример иммигрантов. Подросток будет ориентироваться на поведение сверстников, а не на взрослых людей;
2. Сравнительная – эталон, с помощью которого индивид сможет сравнить себя и других. Семья, компания сверстников, для христиан – Иисус Христос и апостолы, спортивные круги.
Квазигруппы
(или агрегаты) – социальные общности обладающая некоторыми, но не всеми, признаками социальной группы, или в которых отдельные признаки группы выражены не в полной мере.
Например, аудитория, толпа, круги общения.
Аудитория – социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором индивидом или группой, владеющей информацией и доводящая ее до этой общности.
Черты аудитории:
- одностороннее взаимодействие;
- главная цель передача информации.
Коммуникатор: оратор, лектор, тамада, газета, диктор, конферансье.
Особенности взаимодействия:
- все воспринимают информацию по-разному;
- любая аудитория имеет тенденцию к разделению на отдельные общности и в них идет обмен мнениями
Толпа (французские социологи Лебон, Тард, Тэн) – временной собрание людей, объединенное в замкнутом физическом пространстве общностью интересов.
Проблема: как себя ведет толпа, когда она властвует?
Охлократия – власть толпы.
Охломом – человек толпы.
Черты толпы:
- внушаемость;
- анонимность, индивид в толпе не значен и не узнаваем;
- спонтанность, толпа не задумывается над своими действиями;
- неуязвимость, люди чувствуют вне контроля;
- консервативность, все новое пугает и раздражает:
- недоверие к избранникам;
- случайная толпа, имеет неопределенную структуру и незначительные цели;
- обусловленная толпа, собрание людей заранее спланированное и относительно структурированное;
- экспрессивная толпа – социальная квазигруппа, организующаяся в целях личного удовольствия. Дискотека.
- действующая толпа – толпа, имеющая весь комплекс экстремального поведения. Сборище (эмоционально возбужденная толпа тяготеющая к насилию, есть лидер, есть направленность на конкретный объект, конформизм членов группы) восставшая толпа (насильственный коллективный взрыв).
Социальные круги – социальные общности, созданные с целью обмена информации между их членами.
Критерии обмена в социальные круги:
1. Заинтересованность в теме дискуссии;
2. Принадлежность к определенной субкультуре;
Виды
· Профессиональные
· Дружеские
· Статусные социальные круги
Там формируется социальное мнение.