Характеристика школ и направлений в социологии19-начала20вв.
Биологическое социологическое направление.В конце ХIХ столетия получает развитие биологическое направление в социологии. Представители этого направления пытаются объяснить социальные процессы по аналогии с биологическими. Биологическое направление представлено целым рядом школ, теорий, учений, идеологических доктрин.
Социал-дарвинизм.В основании социальных концепций этой школы положена теория биологической эволюции. Согласно ей естественный отбор и борьба за существование - главные факторы социальной жизни. Сторонник «социального неравенства» У.А. Самнер использовал дарвинизм для защиты принципов индивидуализма и конкуренции.
Географическая школа.Представители этого направления главной причиной социальных изменений считают географическую среду. По их мнению, способ производства, политическое устройство, направления художественного и научного творчества, религиозные представления - все это зависит от географической среды.
Психологическое направление в социологии.К концу ХIХ - началу ХХ веков наступает кризис биолого-натуралистических концепций. К этому времени успехи психологии высоко поднимают ее авторитет. Психологизм становится общей тенденцией обоснования научного знания. С позиций психологии начинают обосновываться разнообразнее знания, что способствует усилению и психологической тенденции в социологии. Кроме того, к последней трети ХIХ века в психологии появляются теории, которые требуют учета сложных социальных факторов.
Психологический эволюционизм.Сторонники психологического эволюционизма Л.Ф. Уорд, Ф. Гидденс считали, что «социальные силы - это те же психические силы, действующие в коллективном сознании человека». Первичными социальными силами являются желания, связанные с поддержанием жизни. На их основе возникают более сложные желания, с помощью которых и происходит поступательное развитие общества.
Фрейдизм( психоаналитическая теория личности).Одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ западной психологии и социологии классического периода, и в особенности ее психологического направления, стал комплекс доктрин З.Фрейда, оказавших значительное воздействие на всю социальную мысль.Наиболее существенная часть психоаналитической социологии Фрейда - учение о человеке, представляющее собой совокупность разнопорядковых концепций о природе и сущности человека, его психике, формировании, развитии и структуре личности, причинах и механизмах деятельности и поведения человека в различных социальных общностях.
14.идейные основания социологии О.Конта.Контовский проект науки об обществе.
О. Конт хотя и поставил целью своей позитивной философии вывести человечество из состояния умственной анархии, и средством для этого должно было служить научное знание, в то же время его идеалом было возвращение к тому господству духовного авторитета в обществе, какое наблюдалось в средневековом католицизме
Закон трех фазисов умственного развития человечества. В своем понимании закономерностей развития природы и общества О. Конт исходил из закона о трех состояниях нашего знания.По Конту, наше знание проходит последовательно через три разные теоретические состояния: а) теологическое или фиктивное; б) метафизическое или абстрактное; в) научное или позитивное. Отсюда — три рода философий или общих систем взглядов на совокупность явлений, которые, по его мнению, взаимно исключают друг друга.Теория, которая утверждала неспособность людей изменить ход событий, безусловно, была направлена против общественных реформаторов, утопистов и различного рода революционеров, то есть против всех, кто полагает, что можно изменить ход истории либо путем планирования нового общества, либо посредством насилия.
Теория индустриального общества О. Конта. Следуя закону смены состояний общественного развития человечества, по Конту, вместе с теологическим мышлением исчезает феодальная структура или монархическая организация, и их место в современном обществе будут занимать ученые и промышленники. В целом контовская теория индустриального общества была направлена и против либеральных экономистов, и против социалистов, считая и тех и других метафизиками, которые пытаются абстрактно определить функционирование социальной системы.
Учение О. Конта о социальной статике и социальной динамике. Одной из центральных мыслей социологии О. Конта является деление этой науки на две части: социальную статику и социальную динамику, которые являются главными понятиями его социологии.Контовской социологии предстояло парадоксальное существование науки, не имеющей своего предмета, а только еще ищущей его. Таково было «родимое пятно» социологической традиции, заложенной Контом, под знаком которого предстояло развиваться дисциплине, именующей себя социологией